Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 12.2007

Год человеческих геномов

Обложка журнала Science от 21 декабря 2007 г.: «Прорыв года — генетическая изменчивость человека»
Среди достижений биологии уходящего года особое место занимает прорыв в области исследования геномов отдельных людей. Мы стоим на пороге эпохи персональной генетики и скоро начнем пожинать ее плоды — как новые возможности медицины, так и новые этические и политические проблемы.

Обезьяны умеют складывать числа в уме

Около 10 лет назад ученые доказали, что обезьяны различают числа в пределах десятка умеют их сравнивать. Теперь удалось доказать, что макаки могут складывать числа в уме и достоверно выдают правильный результат. Фото с сайта www.treknature.com
Обезьяны умеют складывать числа в уме — это экспериментально доказали ученые из Университета Дьюка (США). Точность арифметических операций у макак-резусов составила 76%, а у студентов по тем же тестам – 94%. При этом время, которое требовалось испытуемым макакам и людям для подсчетов, почти не отличалось.

Приемные родители лучше, чем детский дом

Американская рекламная картинка, пропагандирующая патронат (foster care). Фото с сайта www.co.kern.ca.us
Американские ученые получили уникальную возможность случайного выбора детей-сирот в детских домах Бухареста для передачи на воспитание приемным родителям. Благодаря этому впервые удалось получить методологически корректные и статистически достоверные доказательства того, что дети, переданные на патронатное воспитание, опережают в умственном развитии своих сверстников, оставшихся в приютах.

Невероятное разнообразие жуков получило эволюционное объяснение

Хищная личинка жука-плавунца приоткрыла серповидные челюсти в ожидании добычи (фото с сайта www.umd.umich.edu)
Большая международная группа исследователей построила эволюционное древо жуков — самой разнообразной группы живых существ — на основе нуклеотидных последовательностей трех генов. Выяснилось, что многие современные подсемейства жуков появились еще в юрском периоде, задолго до первых цветковых растений.

Глобальное потепление 55 миллионов лет назад шло наоборот

Как выясняется, потепление случилось уже после увеличения обилия и разнообразия этих микроводорослей Apectodinium. Фото с сайта www.bio.uu.nl
Международная команда ученых описала последовательность событий глобального потепления на границе палеоцена и эоцена. Сценарий потепления оказался противоположным общепринятому: сначала произошли изменения в морской биоте, через 1–1,5 тыс. лет повысилась температура воды, еще через 3–3,5 тыс. лет в атмосфере и морской воде увеличилось содержание углерода C13.

Земноводные вынуждены рисковать жизнью, чтобы оставить потомство

Лягушка Leptodactylus mystacinus, как и сотни других видов бразильских амфибий, вынуждена два раза в год рисковать жизнью, пробираясь по непригодным для нее территориям из леса к водоему и обратно. Фото с сайтов www.invivo.fiocruz.br и www.eeb.cornell.edu
Бразильские ученые обнаружили, что главной причиной вымирания земноводных в лесах Атлантического побережья является «разделение местообитаний» — затрудненность сообщения между остатками лесных массивов, где живут взрослые земноводные, и водоемами, где они размножаются.

Аквакультура лососей может привести к исчезновению естественной популяции горбуши

Малек горбуши, зараженный лососевыми вшами. Эти паразиты являются причиной высокой смертности молоди горбуши. Распространению паразита способствует развитие лососевых хозяйств. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Канадские исследователи заметили, что молодь горбуши во время ската в море подхватывает паразитов — лососевых вшей. Из-за этого растет смертность молоди естественной популяции, обитающей по соседству с лососевыми фермами. Расчеты показали, что уже через четыре года в районе интенсивной аквакультуры лососей сохранится только 1% естественной популяции горбуши.

Найден древнейший гриб-хищник

Современный хищный гриб Arthrobotrys anchonia поймал нематоду (круглого червя) при помощи двух трехклеточных ловчих колец. Фото N.Allin и G.L.Barron (с сайта www.uoguelph.ca)
Германские палеонтологи нашли в куске янтаря возрастом 100 млн лет одноклеточные ловчие кольца, принадлежавшие древнему хищному грибу. До сих пор ископаемые хищные грибы были найдены только в мексиканском янтаре, возраст которого втрое меньше. Находка показала, что хищничество среди грибов имеет давнюю историю и возникало независимо в разных эволюционных линиях.

Есть ли жизнь на Gliese 581d?

Планетная система у звезды Gliese 581 (в представлении художника). На переднем плане — планета Gliese 581d. Изображение: ESO
В апреле нынешнего года у звезды Gliese 581 были обнаружены две планеты землеподобного типа. И вот теперь три группы астрономов представили свои модели, рассматривающие разные аспекты возможной жизни на этих планетах, границы обитаемой зоны вокруг Gliese 581, а также устойчивость самой планетной системы.

Чем уже лист, тем ярче гусеница

Гусеница Papilio machaon L. — пример предупреждающей окраски. Эти гусеницы живут на зонтичных растениях с узкими листьями. (Фото с сайта ru.wikipedia.org)
Проанализировав разнообразные данные о гусеницах бабочек-парусников рода Papilio, энтомологи из Аризонского и Альбертского университетов пришли к выводу, что наряду с «ядовитой» диетой на возникновение предупреждающей окраски существенное влияние оказывают условия обитания гусениц — в частности, ширина листьев растения, на котором они живут.

Современные паразиты опаснее прошлых и будущих

Рачок Daphnia magna — обычный обитатель пресных водоемов (фото с сайта www.atelier-biologie-llg.org)
Идея о том, что в системе «паразит—хозяин» должна происходить эволюционная «гонка вооружений», была проверена на рачках-дафниях и бактериях Pasteuria, 30 лет коэволюционировавших в небольшом пруду. В соответствии с теорией, самыми опасными для дафний оказались современные им паразиты, а «прошлые» и «будущие» популяции бактерий заражали рачков с меньшей эффективностью.

Земля 600–800 миллионов лет назад: не сплошной лед, но слякоть

Образ замороженной Земли (Snowball Earth). Толстый слой льда, покрывающий Землю, исключает возможность фотосинтеза. Изображение с сайта www.celestiamotherlode.net
Каким образом жизнь на Земле смогла сохраниться во время чудовищных похолоданий, несколько раз охватывавших нашу планету 600–800 миллионов лет назад. Модель, предложенная канадскими исследователями, показывает, что океан, по-видимому, никогда не замерзал полностью, а Земля представляла собой не ледяной шар, а «слякотный».

Склонность к наркомании и азартным играм связана с неспособностью учиться на своих ошибках

Недостаток дофаминовых рецепторов в определенных отделах мозга коррелирует со склонностью к авантюризму, импульсивному поведению, алкоголизму, наркомании и азартным играм. Как выяснилось, первопричиной всего этого может быть ослабленная способность учиться на собственных ошибках. (Фото с сайта tv.intmn.ru)
Известно, что люди, у которых на поверхности клеток мозга понижено число дофаминовых рецепторов типа D2, чаще становятся алкоголиками и наркоманами. Считалось, что это связано с недостатком положительных эмоций. Оказывается, возможен и иной механизм связи: носители мутации, снижающей число рецепторов D2, обладают пониженной способностью учиться на собственных ошибках.

Управление синтезом тРНК может помочь в лечении раковых заболеваний

Трехдневный малек зебрового данио. У этого малька нормально развиты все органы, а вот у его менее удачливого сородича из-за мутации РНК-полимеразы III недоразвиты кишечник, поджелудочная железа, радужная оболочка глаз и последняя жаберная дуга — в этих органах снижены темпы деления клеток. (Фото с сайта www.cas.vanderbilt.edu)
Экспериментируя с мутацией гена, связанного с синтезом транспортной РНК, американские ученые нашли способ выборочно сдерживать темпы деления наиболее активных клеток, не затрагивая медленно делящиеся клетки. Это открытие в перспективе может очень пригодиться при лечения раковых заболеваний и некоторых болезней сердца.

У парантропов были гаремы

Парантропы проживали в Африке одновременно с нашими прямыми предками — «грацильными» австралопитеками, хабилисами и эректусами. (Изображение с сайта macroevolution.narod.ru)
Сопоставив размеры черепных костей со стертостью зубов у 19 взрослых особей Paranthropus robustus, антропологи пришли к выводу, что у этих представителей вымершей тупиковой ветви гоминид самцы достигали зрелости намного позже самок и сильно превосходили их по размеру. Такая ситуация характерна для приматов с гаремным типом общественной организации.

Программа перестройки генома записана в РНК

Инфузория окситриха (фото с сайта www.gpmatthews.nildram.co.uk)
Американские биологи обнаружили, что геномные перестройки, происходящие в ходе развития инфузории Oxytricha, управляются «программой», записанной в молекулах РНК. Открытие показало, что большая и очень важная часть наследственной информации у инфузорий передается вместе с молекулами РНК, представляющими собой копии хромосом большого ядра.

Неандертальцы были рыжими

Некоторые исследователи и раньше предполагали, что неандертальцы могли быть рыжими и светлокожими. Теперь эта идея получила генетическое подтверждение. (Картина Николая Ковалева с сайта macroevolution.narod.ru)
Анализ ДНК из костей двух неандертальцев показал, что оба они, возможно, были рыжими и светлокожими: у обоих обнаружена мутация в гене меланокортинового рецептора (MC1R), частично выводящая рецептор из строя. По-видимому, светлокожесть развилась независимо у древних и современных европейцев в связи с особенностями местного климата.