Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 11.2012

Обнаружено латеральное торможение в обонятельных рецепторах насекомых

Обонятельные рецепторные нейроны у дрозофилы
Давно известно, что хеморецепторные нейроны объединены в небольшие комплексы,  такие как вкусовые сосочки у млекопитающих или сенсиллы у насекомых. Как правило, нейроны одного комплекса чувствительны к разным веществам. Исследование обонятельных сенсилл у дрозофилы показало, что первичный анализ смеси запахов может осуществляться уже на уровне рецепторных нейронов благодаря механизму латерального торможения. Более того, это торможение, по-видимому, осуществляется без участия синапсов.

Сексуальные домогательства не только снижают плодовитость самок, но и уменьшают количество летальных мутаций у потомства

Сексуальные отношения мушек-дрозофил только с виду кажутся простыми
Самки дрозофил, подвергающиеся интенсивным сексуальным преследованиям со стороны самцов, откладывают меньше яиц, однако снижение плодовитости отчасти компенсируется большей выживаемостью потомства. Шведские генетики обнаружили, что данный вид социального стресса стимулирует репарацию ДНК в организме самки. Это ведет к снижению числа доминантных летальных мутаций у потомства. Таким образом, исследование показало, что социальные факторы могут влиять на темп мутагенеза.

Зевота заразительна не только у людей

Заразная зевота у бонобо
Итальянские этологи, три месяца наблюдавшие за группой из восьми бонобо, пришли к выводу, что у этих обезьян, как и у людей, зевота заразна. Данное явление ранее было обнаружено ещё у двух видов приматов — обыкновенных шимпанзе и гелад. Как и у людей, у бонобо заразность зевоты коррелирует с социальными связями: обезьяна с большей вероятностью зевнет, увидев зевок родственника или друга, чем животного, не связанного с наблюдателем тесными связями. Это согласуется с гипотезой о том, что заразительная зевота отражает способность к эмпатии.

Немецкие биотехнологи создали из ДНК искусственные ионные каналы

Молекула альфа-гемолизина
Ионные каналы — это один из главных инструментов, с помощью которых клетка обменивается веществом с внешним миром. Эти сложные молекулярные устройства, подобно вахтерам на КПП, одновременно и анализируют молекулы, и контролируют поток частиц через клеточную мембрану. Немецкие ученые создали искусственный аналог такого канала, который может выполнять исполнять обе эти функции. Аналитические возможности искусственных каналов сравнимы с естественными: они надежно различают полимерные молекулы по длине и конфигурации.

Рыбы-брызгуны плюются, используя законы физики

Распространение водной струи, которую выбрасывает полосатый брызгун
Рыбы-брызгуны давно поражали ученых удивительной способностью охотиться на насекомых, сбивая их сильной струей воды с надводной растительности. Итальянские специалисты, проведя кинематический анализ водной струи, показали, что никаких специальных структур брызгуну не требуется. Рыба просто умело применяет законы гидродинамики, используя нестабильные свойства струи, что, кстати, напоминает механизм работы струйного принтера.

Запад и Восток сошлись на Алтае в бронзовом веке

Реконструкция лица женщины (известной как алтайская принцесса) из могильника Ак-Алаха на плато Укок
Новые данные по палеогенетике древнего населения северо-запада Монголии позволили выяснить, что восточные и западные генетические варианты присутствовали на территории Алтая и Монголии уже в бронзовом веке или даже раньше, но существовали изолированно друг от друга. В ходе распространения скифской культуры и индустрии эти прежде разделенные элементы смешались, породив особую, так называемую пазырыкскую культуру. При этом общее генетическое разнообразие пазырыкцев изменилось мало.

Половой отбор способствует эволюции углеводородного состава кутикулы у дрозофил

Культивация дрозофил
Биологи из Великобритании исследовали, какое значение имеет половой отбор в эволюции углеводородного состава кутикулы у плодовых мушек Drosophila pseudoobscura. Для этого они на протяжении нескольких лет вели линии мух двух типов (82 поколения), которые различались только по одному признаку. В одном типе линий каждую самку ссаживали только с одним самцом, в другом на каждую самку приходилось по шесть самцов. В итоге углеводородный состав кутикулы в двух линиях оказался различным как по количеству, так и по качеству.

Цихлиды — живая модель независимой параллельной эволюции

Самые наглядные примеры параллельной эволюции можно увидеть среди пресноводных цихлид
Современные эволюционисты придают огромное значение выяснению механизмов конвергенций — сходных признаков, сформировавшихся независимым образом. Параллелизмы проясняют генетическую основу внешних проявлений признаков, помогают составить четкое представление о соотношении адаптаций и филогенезов. Наиболее яркие примеры таких параллелизмов дают пресноводные рыбы цихлиды, представленные целыми букетами видов в разных водоемах Африки, Центральной и Южной Америки.

Хищники снижают эффективность полового отбора у вилорогов

Вилорог
Десятилетние наблюдения за популяцией вилорогов в резервате на северо-западе США показали, что репродуктивный успех самцов зависит от их способности привлекать самок. Эффективность полового отбора зависит не только от избирательности самок, но и от поголовья койотов, охотящихся на детенышей вилорогов. В годы с высокой численностью койотов смертность детенышей растет, что ведет к сглаживанию зависимости репродуктивного успеха самцов от количества половых партнерш. Ослабление этой зависимости, в свою очередь, снижает эффективность полового отбора.

Асимметричное деление стволовых клеток сопровождается сортировкой гистонов

Асимметричное распределение старых и новых молекул гистона H3 в двух клетках, образовавшихся в результате деления стволовой клетки GSC

Стволовые клетки способны к асимметричному делению (одна из дочерних клеток остается стволовой, а другая дает начало специализированным клеткам). Американские биологи обнаружили, что при асимметричном делении происходит сортировка гистонов — белков, на которые наматывается ДНК в клеточном ядре. «Старые» молекулы гистона H3, синтезированные родительской клеткой до начала асимметричного деления, попадают в ту из дочерних клеток, которая останется стволовой, а новые молекулы того же белка попадают в дифференцирующуюся клетку.

Насекомые ощущают удовольствие с помощью дофамина, как и млекопитающие

Мухи, в системе подкрепления которых отсутствует октопамин, получают удовольствие от сладкой и питательной сахарозы и не получают его от сладкой, но не питательной арабинозы
Долгое время считалось, что насекомые, в отличие от млекопитающих, получают удовольствие за счет медиатора октопамина, а не дофамина. Однако в последнее время начали появляться данные о том, что это не так и дофамин играет в системе вознаграждения насекомых примерно ту же роль, что и у млекопитающих. Несколько убедительных свидетельств этого были представлены недавно американо-английским коллективом ученых.

Донная рыба у побережья Фукусимы остается радиоактивной

В августе 2012 года был зарегистрирован самый высокий уровень радиоактивного заражения у фукусимской рыбы
Надежды на возобновление рыболовства у восточного побережья Японии пока не оправдались. Придонные обитатели до сих пор сохраняют высокий уровень радиоактивного заражения, тогда как у их пелагических (живущих в толще воды или на ее поверхности) собратьев соответствующие характеристики не превышают нормы (100 Бк/кг). Кен Бесселер, автор публикации в Science, предполагает, что причиной тому радиоактивная диета этих рыб, источник которой — донные осадки. В осадках радиоактивные изотопы аккумулируются наиболее эффективно.

Летучие мыши определяют пол сородичей по их эхолокационным сигналам

Так человек пытается ощутить себя в шкуре летучей мыши

В серии полевых экспериментов немецкие ученые доказали, что летучие мыши (двулинейные мешкокрылы) безошибочно определяют пол соплеменников по издаваемым ими эхолокационным сигналам. Очевидно, что мыши используют эхолокацию не только для определения положения объектов в пространстве; способность к эхолокации, подобно другим органам чувств, многофункциональна, так как позволяет определять самые разные свойства объектов.