С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 06.2005

30.06.2005 | Экология

Чем теплее воздух, тем толще полярная шапка над Антарктидой

Антарктика (фото с сайта pwg.gsfc.nasa.gov)

Рост концентрации водяного пара в атмосфере, вызванный глобальным потеплением климата, может привести к значительному увеличению объема льда, лежащего над Антарктикой.

30.06.2005 | Геология

Горы растут гораздо быстрее, чем считалось ранее

Геологи из канадского Королевского университета пришли к выводу, что процесс рождения и развития гор может оказаться по крайней мере на несколько миллионов лет короче, чем считает современная наука. И греются горы при этом гораздо меньше.

30.06.2005 | Генетика

10 000 участков ДНК работают как «переключатели»

Изображение с сайта www.nsf.gov

Участники проекта «картографирования» генома человека определили местонахождение и выделили последовательность 10 000 участков молекулы ДНК, работающих в качестве своеобразных «переключателей», регулирующих рост фибросластов.

30.06.2005 | Биология

Новорожденные дельфины и косатки могут не спать неделями

Малыш-косатка со своей мамой (фото с сайта www.wdr5.de)

Как оказалось, новорожденные дельфины и косатки не спят в течение целого месяца после появления на свет, заставляя бодрствовать и своих измученных мамаш. При этом сами они совершенно не испытывают усталости.

Озера на Аляске растут как на дрожжах

Озера Аляски (фото с сайта www.physorg.com)

Северная часть Аляски усеяна тысячами озер размером от нескольких метров до десятков километров. Причем темпы роста радиуса их зеркала достаточно высоки — до 5 м в год, и все они странной яйцевидной формы, и узкой частью все смотрят на север. Есть такие озера и в России.

«Наножидкостный» транзистор поможет диагностировать рак

«Наножидкостный» транзистор (изображение с сайта www.berkeley.edu)

Созданная в Калифорнийском университете в Беркли вариация на тему стандартного транзистора позволяет управлять движением ионов внутри наполненных водой капилляров.

Cassini обнаружил на Титане озеро

Титан, район южного полюса (фото с сайта saturn.jpl.nasa.gov)

Автоматический зонд Cassini, исследующий спутник Сатурна Титан, обнаружил на его поверхности, недалеко от южного полюса, любопытное темное пятно, очень похожее на озеро.

Mars Organic Analyzer выдержал экзамен на Земле

Пустыня Атакама (фото с сайта www.berkeley.edu)

Испытания прибора, сконструированного специально для поиска органических молекул на Марсе, прошли в чилийской пустыне Атакама — самом безжизненном участке земной поверхности.

Выяснена структура молекулы HOOO

Пространственная структура молекулы HOOO

Физики из Токийского университета впервые экспериментально определили пространственную структуру молекулы триоксида водорода (HOOO). Это исследование поможет лучше понять процесс круговорота озона в верхних слоях атмосферы.

Высокотемпературные топливные элементы выходят на новый уровень

Сборный топливный элемент (фото с сайта www.physorg.com © Bayer AG)

Недавно созданное в Германии совместное предприятие Staxera GmbH намерено наладить промышленный выпуск высокотемпературных топливных элементов, позволяющих получать электроэнергию из обычного природного газа и использующихся в качестве запасного источника электропитания.

Собак научились погружать в анабиоз

Американские ученые провели опыты по «воскрешению» собак, в течение нескольких часов пребывавших в состоянии клинической смерти. Таким образом исследователи пытаются решить проблему погружения в состояние «приостановленной жизни» человека.

28.06.2005 | Астрономия

Комета Tempel 1 демонстрирует свой горячий нрав

Фото с сайта www.spacetelescope.org

Орбитальный телескоп Hubble зафиксировал огромный пылевой султан, выброшенный кометой Tempel 1 — будущей «жертвой» космического зонда Deep Impact.

Человеческий мозг не похож на компьютер

Фото с сайта www.cornell.edu

Долгое время считалась, что человеческий мозг работает по тому же принципу, что и компьютер, выполняя четко выраженные логические операции с имеющимися данными. Исследование, выполненное в Корнелловском университете, позволяет утверждать, что эта точка зрения — ошибочна.

27.06.2005 | Физика

Сверхтекучесть твердого гелия: сенсация отменяется?

Изображение с сайта physicsweb.org

Американские физики ставят под сомнение недавнее сенсационное заявление об открытии сверхтекучести в твердом гелии. По их мнению, для наблюдавшихся в эксперименте аномалий имеются и более прозаические объяснения.

Северной Европе грозят долгие заморозки

Климатологи из Эдинбургского университета опасаются, что процесс глобального потепления будет не таким уж и глобальным.

Разработан метод эффективного хранения солнечной энергии

Фото с сайта www.psi.ch

Исследователи из швейцарского Института Пола Шеррера и Швейцарского федерального технологического института в Цюрихе осуществили успешный эксперимент по консервации солнечной энергии с помощью ... металлургии.

27.06.2005 | Астрономия

Коричневый карлик показал астрономам язык

Изображение с сайта www.newscientistspace.com

Ирландским астрономам из Дублинского института перспективных исследований посчастливилось наблюдать уникальное явление — гигантский язык плазмы, выброшенный из глубин молодого коричневого карлика в Ро Змееносца.

ITER будет построен во Франции

ITER, вид в разрезе (изображение с сайта www.iter.org)

Мучительно долгие и неплодотворные дебаты между странами-участницами международного проекта строительства экспериментальной установки термоядерного синтеза ITER, похоже, подошли к концу.

Уравнения воспроизводят песчаные узоры

Изображение с сайта waterbouw.tudelft.nl

Французские физики из Реннского университета построили модель возникновения узоров на песчаном дне реки, текущей с постоянной скоростью. В своей работе они впервые смогли объяснить двумерную периодичность получающихся узоров.

Россия присоединяется к проекту «Штрихкод жизни»

Штрихкоды малиновки и шмеля (изображение с сайта www.barcoding.si.edu)

15 июня Российская академия наук приняла принципиальное решение о формировании проекта «Штрихкод флоры и фауны России». Этот проект продолжает инициативу всемирного консорциума «Штрихкод жизни», созданного в 2004 году.