Первый летающий аппарат классической схемы

ЦАГИ 1-ЭА (СССР), 1930 г.

ЦАГИ 1-ЭА (СССР), 1930 г.

  • Диаметр несущего винта — 11,0 м
  • Число лопастей — 4
  • Мощность двигателей — 2 × 120 л.с.
  • Масса пустого вертолета — 982 кг
  • Полетная масса — 1145 кг
  • Максимальная скорость — 20–30 км/ч
  • Максимальная высота полета — 605 м

Известен тем, что:
это первый свободнолетающий аппарат тяжелее воздуха, на котором человек поднялся в воздух вертикально на высоту выше 600 м.

В 1926 году в СССР в Центральном аэрогидродинамическом институте им. Н. Е. Жуковского была сформирован «геликоптерная группа» во главе с создателем классической схемы вертолета Б. Н. Юрьевым. Из множества схем исследователи отобрали три, казавшиеся тогда самыми перспективными: двухвинтовую поперечную, восьмивинтовую и одновинтовую («юрьевскую») с рулевым винтом. Геликоптеры этих трех схем, названные «фаворитами», были подвергнуты углубленной эскизной разработке, а затем и экспериментальной проверке. Только после этого в конце 1928 года группа конструкторов под руководством военного летчика первой мировой войны, впоследствии профессора МАИ Алексея Михайловича Черемухина приступила к проектированию вертолета.

Результатом работы стал первый управляемый вертолет ЦАГИ 1-ЭА, поднявшийся в воздух в сентябре 1930 года (его бессменным летчиком-испытателем был сам А. М. Черемухин). Вертолет, для которого было разработано множество уникальных, чисто геликоптерных агрегатов, имел четырехлопастной несущий винт диаметром 11 метров с автоматом перекоса и 4 небольших подруливающих винта (два спереди и два сзади).

Уже в первых полетах Черемухин свободно маневрировал на вертолете в 10–15 метрах над землей, а через два месяца поднимался уже до 40–50 метров. В полете 1 августа 1932 года им была достигнута высота 160 м, 3 августа 230 м и 5 августа — 285 м. Наконец, 14 августа была достигнута небывалая по тем временам высота 605 м. В то же время, официально зарегистрированный «мировой рекорд» в 1936 году составил всего 158 м. Рекорд, установленный в СССР, оставался долгое время неизвестен в силу секретности разработок.

Далее: Тяжелый военно-транспортный вертолет. Ми-26 ОКБ им. Миля (СССР) 1985 г.


0
Написать комментарий

    Элементы

    © 2005-2017 «Элементы»