С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 12.2013

Первые результаты эксперимента ACME: электрический дипольный момент электрона по-прежнему нулевой

Для распределенной в пространстве заряженной частицы дипольный момент можно определить через разницу между «зарядовым центром» и «материальным центром»

В журнале Science вышла статья с первыми результатами эксперимента ACME по измерению электрического дипольного момента электрона. Несмотря на 12-кратное улучшение точности по сравнению с предыдущими экспериментами, измерения по-прежнему показывают нулевой результат в пределах погрешностей. Этот и другие подобные измерения устанавливают дополнительные ограничения на гипотетические теории в физике элементарных частиц, и тем самым они дополняют работу коллайдеров высоких энергий.

Новое устройство микронных размеров совмещает достижения нанофотоники и атомной физики

Интенсивность светового поля внутри и рядом с «аллигаторным» фотонным кристаллом

Международный коллектив физиков впервые смог одновременно реализовать две квантовые технологии — манипуляцию отдельными атомами и работу с отдельными фотонами — в едином атомно-фотонном устройстве микронных размеров. Авторы работы добились рекордной отражательной способности от одного атома, что открывает новые перспективы для создания квантовых сетей и проведения квантово-механических экспериментов.

Дрожжи помнят о неразделенной любви

Краткое содержание работы швейцарских ученых

Память у животных является функцией нервной системы. А могут ли что-либо помнить организмы, не обладающие нервными клетками, например одноклеточные эукариоты дрожжи? Оказывается, да, причем механизм запоминания имеет по крайней мере поверхностное сходство с устройством памяти у животных. Исследование швейцарских ученых выявляет важный прецедент нового типа молекулярного механизма.

Недавняя активность ядра Млечного Пути запечатлелась во флуоресценции Магелланова Потока

Фрагмент газопылевого облака в окрестностях центра Галактики

Узкий участок Магелланова Потока, находящийся непосредственно над центром Млечного Пути, проявляет избыточное свечение в линии Hα, которое не получается удовлетворительно объяснить засветкой от скоплений молодых звезд в Галактике и другими причинами. Единственное, по мнению авторов, разумное объяснение этого эффекта в том, что несколько лет назад ядро Млечного Пути было гораздо активнее и нашу Галактику можно было отнести к классу сейфертовских.

Глаза пещерных рыб эволюционировали за счет скрытой генетической изменчивости

На мексиканских тетрах — слепых пещерных рыбках — продемонстрировали, как работает скрытая генетическая изменчивость

Разносторонние эксперименты позволили биологам из Гарвардской медицинской школы расшифровать все звенья адаптивной цепи, в ходе которой зрячие рыбки открытых водоемов превращались в незрячих пещерных жителей. Триггером эволюционных изменений стал перенос рыб в пещерные воды с низкой проводимостью.

Новые результаты долгосрочного эволюционного эксперимента: приспособленность подопытных бактерий продолжает расти

Повышение темпа мутагенеза ускоряет адаптацию

Долгосрочный эволюционный эксперимент на бактериях, начатый Ричардом Ленски в 1988 году, продолжает приносить интересные результаты. Как выяснилось, по прошествии 50 000 поколений подопытные бактерии всё еще продолжают накапливать полезные мутации, неуклонно повышая свою приспособленность к условиям, в которые их поместили экспериментаторы. Рост приспособленности постепенно замедляется, но, судя по всему, не собирается стабилизироваться.

Загадочную русскую душу измерили гарвардским аршином

Кросскультурный тест на нравственную оценку помог выявить особенности «русской натуры»

Российско-американская команда психологов выявила общие и различные черты по ряду нравственных оценок среди российских и англоговорящих респондентов. Русскоязычные опрашиваемые были менее категоричны в своих решениях и предлагали скорее запретительные решения, чем обязывающие к действиям, а также не всегда оценивали вредоносное действие однозначно строже, чем бездействие, приводящее к аналогичному бедственному результату.

Геном гребневиков говорит в пользу двукратного возникновения нервной системы у животных

Гребневик Mnemiopsis leidyi

Исследование недавно прочитанного полного генома гребневика Mnemiopsis leidyi привело к выводу, что тип гребневиков является самой древней ветвью многоклеточных животных, даже более древней, чем губки. Такое положение гребневиков на эволюционном древе значительно подкрепляет гипотезу, согласно которой они приобрели нервную систему независимо от всех остальных. Иными словами, получается, что нервная система возникла дважды.

Настоящая температура не может быть отрицательной

Настоящая температура не бывает отрицательной

В последние годы стали все чаще встречаться научные сообщения об экспериментальной реализации систем с отрицательной абсолютной температурой. Хотя каждый раз ученым было понятно, о чем именно идет речь, оставалось непонятным, насколько широко этот термин разрешено использовать в термодинамике — ведь известно, что строгая термодинамика отрицательных температур не приемлет. Методическая статья, вышедшая на днях в журнале Nature Physics, расставляет вещи по своим местам.

Прочтен митохондриальный геном гейдельбергского человека: предки неандертальцев оказались родственниками денисовцев по материнской линии

Череп №5 из пещеры Сима де лос Уэсос

Новейшие методы палеогенетики позволили реконструировать митохондриальный геном человека, жившего 400 тысяч лет назад в пещере Сима де лос Уэсос на севере Испании (до сих пор не удавалось получить ДНК из человеческих костей старше 100 тысяч лет). Древних европейцев из Сима де лос Уэсос обычно относят к виду Homo heidelbergensis и считают предками неандертальцев. Однако ДНК, выделенная из бедренной кости, оказалась более сходна с митохондриальными геномами людей из Денисовой пещеры, чем с неандертальскими.

Лечение дисбактериоза кишечника снимает симптомы аутизма

Тест на моторику движения
Американские ученые исследовали взаимосвязь между кишечной флорой и проявлениями симптомов аутизма. Им удалось показать, что восстановление здоровой микрофлоры с помощью добавления в пищу бактерий сглаживает некоторые симптомы аутизма, а также выявить в нарушенной микрофлоре вещество, повышающее треувожность мышей. Возможно, это исследование поможет найти новые лекарства, корректирующие симптомы аутизма.

Несовместимые гены у представителей одного и того же вида оказались обычным явлением

Хромосомы 75-го поколения мушек, отобранных для экспериментов

Американские биологи обнаружили, что взаимно несовместимые пары аллелей нередко встречаются внутри единого, неразделенного видового генофонда. Этот вывод подтвержден на больших искусственных популяциях плодовой мушки Drosophila melanogaster и двух растений: кукурузы и арабидопсиса. Несовместимые генетические комбинации, присутствующие в видовых генофондах, могут выступать в роли своеобразных «зародышей» постзиготической изоляции, облегчая начальные этапы видообразования.

Распад бозона Хиггса на частицы материи еще сильнее указывает на его стандартность

Графическое изображение события-кандидата в распад бозона Хиггса на два тау-лептона, зарегистрированного детектором ATLAS

Две главных коллаборации, работающие на Большом адронном коллайдере, представили новые результаты по распаду бозона Хиггса на фундаментальные частицы материи — кварки и лептоны. Их совместные данные впервые доказывают, что этот распад действительно идет, и служат дополнительным свидетельством в пользу того, что обнаруженный бозон Хиггса — самый стандартный из всех ожидавшихся вариантов.

Одиночные клетки переходят к коллективной жизни случайно, но отказываются от нее закономерно

Фото одной из бороздок, в которой одна из клеток сменила подвижный образ жизни (зеленый) на сцепленный (красный)

Бактериальные клетки обладают внутренними ресурсами, определяющими, быть ли клетке одиночкой или жить в коллективе. Механизм, переключающий один образ жизни на другой, исключительно прост: в нем задействованы всего три гена. Но этот механизм обеспечивает слаженный переход из одного состояния в другое. Без этого невозможно было бы поддерживать сцепленные ансамбли клеток сколько-нибудь продолжительное время. Авторы работы считают, что этот механизм мог выполнять роль «тренажера многоклеточности».

Молодожены подсознательно чувствуют, будет ли их брак счастливым

Для счастливой семейной жизни важно, чтобы супруги положительно оценивали друг друга на подсознательном уровне

Американские ученые установили, что бессознательные реакции молодоженов на фотографии своей второй половины позволяют предсказать, насколько супруги будут довольны своим браком спустя несколько лет. При этом сознательные оценки, которые молодые супруги дают своим отношеням, ничего не говорят о том, будут ли они счастливы в дальнейшем.

Измерения времени жизни нейтрона, выполненные разными методами, по-прежнему расходятся

Результаты измерения времени жизни нейтрона с 1988 по 2005 год. Новое измерение более чем на 6 сигм отличалось от «общепринятого» на тот момент

Группа исследователей из Американского национального института стандартов и технологий обновила свои результаты измерения времени жизни нейтрона в эксперименте с нейтронным пучком. Их значение стало еще сильнее отличаться от результатов, полученных в нейтронных ловушках. В чем причина этого расхождения — пока неясно.

Синтез РНК в «протоклетках» всё-таки возможен

Мембрана протоклетки

Один из возможных сценариев зарождения жизни предполагает существование в прошлом «протоклеток» с липидной оболочкой, в которых шел неферментативный матричный синтез (репликация) РНК. Проблема в том, что ионы магния, катализирующие репликацию РНК, разрушают липидные мембраны и способствуют распаду однонитевых молекул РНК. Ученые из США смогли преодолеть это препятствие и создать искусственные протоклетки, внутри которых синтез РНК идет без помощи белковых ферментов и рибозимов.