С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 02.2015

Рибосома могла быть мостиком между доклеточной и клеточной жизнью

В рибосомальных рРНК удалось выявить рудименты тРНК для всех 20 аминокислот, многие образуют характерную структуру трилистника

Роберт и Мередит Рут-Бернстейны применили технологии биоинформатики не к обычным молекулам РНК и ДНК, а к последовательностям рибосомальных РНК. Вопреки предположению, что эти молекулы бессмысленны, в последовательностях рРНК нашлись рудименты тРНК всех 20 аминокислот, следы кодирования рибосомальных белков, а также ферментов, необходимых для белкового синтеза и энергетического снабжения. Так что рибосомы или их предшественники могли быть промежуточным этапом между РНК-миром и клеточной жизнью.

Получены растения, у которых можно «включать» режим устойчивости к засухе

Изменение температуры листьев, а значит, и испарения воды у растений Arabidopsis thaliana

При недостатке воды растения выделяют фитогормон — абсцизовую кислоту (АБК), — который изменяет активность генов, переводя растение в режим экономии. Однако этот гормон дорог в получении и быстро разлагается. Ученые создали вариант рецептора, который вместо АБК активируется уже используемым в сельском хозяйстве химикатом, безвредным для человека. У растений с таким рецептором режим устойчивости к засухе можно включать при первой необходимости.

Человеческий генный регулятор ускорил развитие мышиного мозга

Мозг и в особенности неокортекс у человека и приматов

Американские ученые работали с трансгенными мышами, у которых был заменен собственный генный локус, участвующий в нейрогенезе, на шимпанзиный и человеческий варианты. У эмбрионов мышей с вариантом шимпанзе мозг развивался примерно так же, как и у нормальных мышей. А вот у мышей с человеческим вариантом нейрогенез начинался раньше и поверхность мозга оказывалась больше. Как выяснилось, этот локус работает в период формирования стволовых клеток мозга, регулируя продолжительность клеточного цикла, и таким образом увеличивает число нейронов.

Вредные мутации располагаются в редко рекомбинирующих участках хромосом

Пример рекомбинации хромосом

Канадские исследователи изучили распределение вредных мутаций по хромосомам человека и обнаружили, что с наибольшей вероятностью вредные мутации можно встретить в тех областях хромосом, которые редко рекомбинируют. Однако этот эффект был менее выраженным у популяций большего размера. Получается, что чем больше эффективный размер популяции (количество людей, участвующих в размножении), тем меньше задерживаются в геноме вредные мутации.

Голландские шимпанзе перешли на диалект своих шотландских родичей

Шимпанзе учит английский

Ученые наблюдали за группой шимпанзе, переселенных из нидерландского национального парка в шотландский зоопарк. Через три года изменились звуковые сигналы, которыми шимпанзе обозначали пищевые продукты: так, слово-сигнал «яблоко» у голландских шимпанзе стал звучать «по-английски», хотя небольшой «голландский» акцент остался. Ученые связывают выучивание нового звучания с необходимостью построения социальных контактов, а не с изменением отношения к самим продуктам или необходимостью смыслового указания на них.

Рельеф морского дна формируют потепления и похолодания

Топография дна

Ряды абиссальных холмов, которые тянутся на тысячи километров вдоль глубинных океанических разломов, составляют обычный и самый распространенный элемент подводных рифтовых долин. Однако почему они образуются — до сих пор оставалось загадкой. Океанографы проанализировали один из таких ландшафтов и связали этот процесс с климатическими колебаниями, вызванными циклическими движениями земной оси.

Аналоги современных кротов, выдр и приматов существовали уже в юрском периоде

Три юрских зверька

Ископаемые остатки двух примитивных млекопитающих, найденные в средне- и позднеюрских отложениях северо-восточного Китая, показали, что юрские звери были разнообразнее, чем считалось до сих пор. Один из новых видов вел роющий образ жизни и отдаленно напоминал крота; второй жил на деревьях и был похож на современную белку или тупайю. Оба вида относятся к докодонтам — тупиковой базальной ветви млекопитающих, состоящей в более отдаленном родстве с плацентарными и сумчатыми, чем утконос и ехидна.

Степень «фенотипической интеграции» цветка определяется составом опылителей

Альстрёмерия

Согласованность развития отдельных частей организма («фенотипическая интеграция») может быть признаком, подверженным отбору. Так, опылители могут оказывать существенное влияние на эволюцию эмбрионального развития цветка, увеличивая или уменьшая согласованность развития его частей. Исследование чилийских ученых показало, что у растений с широким кругом опылителей степень интеграции цветка определяется именно составом опылителей, а не просто их разнообразием.

Дупликация гомеобоксных генов могла быть одной из причин кембрийского взрыва

Кембрийский мир

Известный английский биолог Питер Холланд считает, что кембрийский взрыв частично объясняется генетическими причинами. Необходимой предпосылкой для бурной эволюции двусторонне-симметричных животных была генная дупликация (или серия дупликаций), в результате которой возникли гены Hox и ParaHox — важные регуляторы индивидуального развития. Это не исключает действия экологических факторов на раннюю эволюцию животных, но заставляет обязательно учитывать также вклад чисто генетических новшеств.

Погибшие коралловые рифы постепенно восстанавливаются

Восстановление локального рифа на западном берегу Австралийского побережья

Около 15 лет назад коралловые рифы во всем мире стали массово погибать: они выцветали, живые полипы переставали расти и умирали, рифовые постройки разрушались. Австралийские исследователи провели оценку современного состояния рифов в районе Сейшельских островов, где доля погибших рифов достигала 90%. Оказалось, что больше половины рифов сейчас восстанавливаются, хотя остальные всё же зарастают водорослями. Ученые провели анализ факторов, способствующих восстановлению рифов, и выявили самые значимые из них.

Эволюция белков сдерживается низкой проходимостью ландшафта приспособленности

Исследованная область пространства последовательностей в виде графа

Рецепторный белок PhoQ передает сигнал из внешней среды внутрь клетки, взаимодействуя с белком PhoP. Ключевую роль в работе PhoQ играют четыре аминокислотные позиции, позволяющие безошибочно распознавать PhoP. Оказалось, что более 1% из всех возможных аминокислотных комбинаций, занимающих эти позиции, успешно справляются с функцией распознавания. Это означает, что «белковый код» обладает высокой избыточностью, подобно генетическому коду. А эволюционные маршруты от одних «разрешенных» последовательностей к другим, как правило, оказываются длинными и окольными.

Язык предпочитает одни слоги другим не только из-за удобства произношения

Некоторые слоги встречают чаще других

В языке существуют универсальные иерархии слогов по их встречаемости (предпочтительности). Например, в самых разных языках слог blog встречается чаще, чем lbog. Ученые попытались разобраться, есть ли абстрактные правила, которые мешают закрепиться в языке таким слогам, как lbog, или же их более редкое употребление объясняется только неудобством произношения.

«Четвертый зародышевый листок» позвоночных зародился у низших хордовых

Миграция и дифференциация нервного гребня у мыши

У позвоночных животных есть особый эмбриональный зачаток, называемый нервным гребнем. Из клеток нервного гребня образуется удивительно много разных структур, от некоторых нервных узлов до большей части черепа. Многие ученые считают нервный гребень четвертым зародышевым листком, наряду с эктодермой, энтодермой и мезодермой. В вышедшем недавно обзоре рассказывается о современном состоянии этой проблемы.

Пение самок — древний признак у воробьиных птиц

Признак «пение самок» на филогенетическом древе наиболее древних представителей певчих воробьиных птиц

Известно, что у воробьиных птиц поют самцы — для того, в частности, чтобы привлечь самок. Поэтому эволюцию пения обычно связывают с действием полового отбора. Но нередко и самки поют наравне с самцами. Анализ показал, что это явление распространено довольно широко и наиболее характерно для эволюционно более древних воробьиных птиц. Значит, в ходе эволюции пение самок постепенно утрачивалось.

У цыплят, как и у людей, мысленная числовая линия идет слева направо

Схема первого эксперимента

Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Элегантные эксперименты на цыплятах трехдневного возраста, проведенные итальянскими учеными, показали, что у цыплят, как и у людей, меньшие числа ассоциируются с левой стороной, а большие — с правой.

У животных, впадающих в спячку, нервные клетки обогреваются белком термогенином

ИК-снимок спящего суслика

Известно, что нервная система животных, впавших в спячку, продолжает реагировать на некоторые раздражители — звуковые, тактильные или тепловые. Но было непонятно, как нейроны могут работать при такой низкой температуре. Изучая параметры спячки тринадцатиполосных сусликов, группа американских ученых выяснила, что за обогрев нейронов у них отвечает белок термогенин — тот самый, благодаря которому образуется тепло в клетках бурого жира.