Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 12.2012

Самцы и самки меняются ролями при смене погоды

Бабочка Bicyclus anynana
У африканских бабочек Bicyclus anynana окраска и брачное поведение самцов и самок зависят от условий, в которых развивались личинки. При высоких температурах, соответствующих сезону дождей, ультрафиолетовый брачный узор на крыльях самцов становится ярче, самцы активно ухаживают за самками, а те проявляют избирательность. В сухой сезон самки становятся неразборчивыми и сами ухаживают за привередливыми и менее ярко окрашенными самцами. Как выяснилось, при этом меняется еще и зрение бабочек.

В эволюции приматов важную роль играл альтернативный сплайсинг

Люди и мыши
Известно, что у человека разнообразие белков достигается во многом не путем увеличения числа белок-кодирующих генов, а за счет альтернативного сплайсинга — комбинирования разных участков одного и того же гена. Сравнение разнообразия и частоты сплайсинговых вариантов у представителей разных эволюционных линий позвоночных показало, что у приматов частота сплайсинга примерно в полтора-два раза выше, чем у других четвероногих, а накопление вариантов сплайсинга идет быстрее, чем изменение белок-кодирующих генов во всех видах тканей.

Окситоцин заставляет женатых мужчин хранить верность

Возможно, своей долгой совместной жизнью эти супруги обязаны нейропептиду окситоцину
Известно, что нейропептид окситоцин влияет на формирование дружеских отношений и родительских чувств у человека. Немецкие психологи недавно выявили еще один эффект этого очень простого по строению пептида. Оказалось, что если закапать его в нос мужчинам, состоящим в постоянной моногамной связи с женщиной, то комфортное расстояние до незнакомой привлекательной женщины для них значительно увеличивается, чего нельзая сказать о мужчинах, не имеющих постоянной партнерши.

Игуаны голосуют против молекулярной филогенетики

Хамелеон
Одновременно опубликованы две работы, касающиеся филогении чешуйчатых (ящериц, змей, амфисбен и их родичей). Одна из них реконструирует молекулярную эволюцию ядерных генов, вторая — сравнивает морфологические признаки вымерших и ныне живущих представителей. Два филогенетических дерева оказались принципиально несхожи. В особенности это касается игуан, имеющих множество примитивных черт, но оказавшихся на молекулярном дереве среди своих продвинутых четвероюродных кузин. Этот методологический конфликт пока не удается разрешить.

Новые данные ATLAS по хиггсовскому бозону: интрига сохраняется

Рис. 1. Пример события рождения двух фотонов высокой энерии в детекторе ATLAS, которое могло произойти через промежуточное рождение и распад хиггсовского бозона

Коллаборация ATLAS обновила данные по распаду хиггсовского бозона на два фотона и на пару Z-бозонов. Подтверждается самый громкий результат LHC — существенное превышение двухфотонного распада по сравнению со Стандартной моделью. Обнаружились также нестыковки в массе бозона Хиггса, но они объясняются, по-видимому, статистической флуктуацией и вовсе не свидетельствуют о том, что коллайдер «видит» два бозона Хиггса.

Идеи Алана Тьюринга помогли понять механизм развития пальцев у позвоночных

Пальцы передней конечности новорожденных мышат с разными наборами отключенных генов-регуляторов

Генно-инженерные эксперименты показали, что количество пальцев у мышей зависит от двух взаимодействующих систем генов-регуляторов. По мере отключения этих генов пальцы становятся многочисленнее, короче и тоньше, а их концы соединяются костно-хрящевой дугой. Это говорит о том, что развитие пальцев, возможно, основано на реакционно-диффузионном механизме самоорганизации, придуманном Аланом Тьюрингом в 1952 году.

Что лучше — оставить больше потомства или сохранить себе жизнь?

Сверчок Gryllus rubens и сидящая на нем муха Ormia ochracea
Известно, что в сумерки самцы сверчков начинают петь, сидя около своей норки, а их самки находят избранников исключительно по песенке. Но эти сигналы привлекают не только самок сверчков — на пение идут также и паразитические мухи из рода Ormia, чтобы обеспечить едой свое потомство. Зараженные сверчки погибают через 7–10 дней. Перед сверчком дилемма: чтобы привлечь больше самок, надо громче и чаще петь, но при этом и возрастает риск получить смертельного паразита. Разные виды сверчков решают эту дилемму по-разному.

Кроссинговер у мух контролируется белками, которые у других животных отвечают за репликацию ДНК

«Структура Холлидея» — промежуточный этап обмена участками гомологичных хромосом

У всех животных, от губок до людей, для нормального кроссинговера (обмена участками хромосом при формировании половых клеток) необходим белковый комплекс Msh4-Msh5. Единственное исключение — мухи, у которых эти белки отсутствуют. Американские генетики показали, что функцию утраченных Msh4 и Msh5 у мух взяли на себя белки семейства MCM, которые есть у всех эукариот и играют важную роль в репликации ДНК.

Гориллы-экстраверты живут дольше

Так в австралийском зоопарке знакомятся гориллы-самки
Международная группа ученых исследовала связь между экстравертностью и продолжительностью жизни. Для людей эта корреляция известна давно, но теперь она продемонстрирована и для горилл, ближайших эволюционных родичей человека. Чем больше выражена экстравертность у горилл, тем дольше они живут. Авторы исследования заключили, что экстравертность выработали общие предки гориллы и человека, и что эта черта, по всей вероятности, была адаптивной.

Геномы одноклеточных водорослей проливают свет на эволюцию фотосинтезирующих эукариот

Происхождение разных групп водорослей путем первичного и вторичного эндосимбиоза

Отсеквенированы ядерные геномы представителей двух групп одноклеточных водорослей, появившихся в результате вторичного симбиоза. Фотосинтезирующие симбионты этих организмов — одноклеточные красные и зеленые водоросли — сохранили не только свои пластиды, служащие для фотосинтеза, но и ядро с рудиментарным геномом («нуклеоморф»), собственный аппарат синтеза белка и остатки цитоплазмы. Между ядерным, митохондриальным, пластидным и нуклеоморфным геномами, сосуществующими в одной клетке, выявлена сложная система взаимодействий.

Черепаха трионикс выводит мочевину через рот, а не через почки

Голова китайского трионикса
Ученые из Сингапура обнаружили удивительный способ выведения мочевины у одной из самых известных мягкотелых черепах — китайского трионикса. Оказалось, что мочевина выводится папиллами, которые расположены у черепахи во рту. Трионикс набирает воду в пасть и выплевывает ее, тем самым смывая мочевину. Одновременно он может и дышать, так как эти папиллы несут еще и дыхательную функцию.

От сложного к сложному: создана новая модель искусственного мозга

То, что видит «глаз» искусственного мозга по имени Spaun, и то, что рисует его рука
Канадские специалисты по искусственному интеллекту создали компьютерный мозг, в котором реализован новый принцип организации нейронных элементов. Их детище, названное Spaun (Semantic Pointer Architecture Unified Network), осуществляет целый ряд различных разнотипных когнитивных функций. Благодаря заложенным в нём определенным свойствам нейронной передачи и функциональной организации некоторых реальных частей мозга, этот искусственный мозг демонстрирует сложное и гибкое поведение целого объекта.

Наноструктуры из ДНК можно собирать по принципу конструктора «Лего»

<p><b>Рис. 1.</b> Обложка последнего номера журнала <i>Science</i> с многочисленными трехмерными наноструктурами, которые можно получить с помощью новой методики.</p>
Недавняя новость Елены Наймарк о том, что с помощью методики ДНК-оригами удалось получить действующий ионный канал, заканчивалась фразой, что наука в этой области движется бешеными темпами и даже работы двух-трехлетней давности считаются здесь «прошлым». И вот яркая иллюстрация этой фразы: в последнем номере Science предложена новая методика получения сложных трехмерных структур из ДНК. Сборка ДНК-наноструктур с помощью этой методики похожа на строительство моделей с помощью конструктора LEGO.