Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 07.2006

Пенные узоры помогут понять законы неравновесной термодинамики

Пять типов периодических узоров двумерной пены, наблюдавшихся в описываемых экспериментах (изображение из статьи Phys. Rev. Lett., 97, 024503)
Неравновесная термодинамика, изучающая, среди прочего, самоорганизацию в живых системах, получила в распоряжение новую модельную систему, удобную как для теоретических расчетов, так и для постановки экспериментов, — двумерную пену.

Черные дыры прячутся от астрономов

Черная дыра за газопылевым облаком (в представлении художника). Изображение ESA с сайта www.universetoday.com
Европейские и американские ученые провели глобальный поиск сверхмассивных черных дыр, которые, согласно современным теоретическим выкладкам, должны находиться в центре каждой галактики. Но обнаружить их удалось совсем немного. Значит, либо они скрываются в плотных газопылевых облаках, либо находятся в более отдаленных уголках Вселенной.

Новый взгляд на старые пульсары

Магнитосфера пульсара в представлении художника. Изображение W.Becker/MPI с сайта www.universetoday.com
Сорок лет назад астрономы из Кембриджского университета Джоселин Белл и Энтони Хьюиш обнаружили космический радиоисточник, который выдавал строго периодические импульсы. Эти импульсы посылали не «маленькие зеленые человечки» (как подумали сначала), а радиопульсары. И вот спустя десятилетия космический телескоп XMM-Newton предоставил новые любопытные факты из жизни самых плотных звезд.

Существование жидких озер на Титане подтверждено

Снимки приполярных областей Титана, на которых обнаружены озера из жидкого метана или этана. Фото NASA/JPL/SSI с сайта www.universetoday.com
Космический корабль «Кассини» нашел новое подтверждение существования углеводородных озер в северных широтах Титана. В свежем комплекте радиолокационных снимков особо темные пятна соответствуют жидкому метану или этану. По всей видимости, на поверхности самого крупного спутника Сатурна имеются еще каналы, связывающие озера этих жидкостей.

Красные пятна Юпитера потерлись друг о друга боками

Юпитер с двумя самыми известными вихрями в Солнечной системе. Снимок сделан 13 июля 2006 года в ближней инфракрасной области электромагнитного диапазона на обсерватории Gemini при помощи системы адаптивной оптики ALTAIR. Фото с сайта www.universetoday.com
Изучая движение Большого красного пятна Юпитера и его меньшего собрата Малого красного пятна, или Oval BA, астрономы предсказали их столкновение или, по крайней мере, тесное сближение в середине 2006 года. Предсказание сбылось. Встреча двух стабильных атмосферных образований Юпитера, расположенных в южном полушарии планеты, произошла 13 июля 2006 года.

Протопланетные диски замедляют вращение звезд

Представление художника о взаимодействии магнитных полей звезды и ее протопланетного диска. Изображение NASA/JPL/Spitzer с сайта www.universetoday.com
Космический телескоп «Спитцер» проанализировал состояние 500 молодых звезд в туманности Ориона. Оказалось, что самые быстровращающиеся из них не имеют протопланетных дисков, а те, что имеют, вращаются медленнее. На основании этого анализа был сделан вывод, что протопланетные диски могут замедлять вращение звезд.

RS Змееносца удивляет астрономов

Система RS Змееносца в представлении художника (изображение с сайта www.newscientistspace.com)
В утренние часы второй половины февраля 2006 года в созвездии Змееносца невооруженным глазом можно было наблюдать небольшую звездочку 4-й величины. Астрономы с пристальным вниманием взялись за ее изучение. Чем же привлекла эта неприметная звезда мировую астрономическую общественность?

Рост концентрации CO2 в атмосфере не слишком повысит урожайность зерновых

Условным цветом показаны значения температуры на участке с повышенным содержанием CO2 и вокруг (рисунок из обсуждаемой статьи в Science)
Считалось, что повышение содержания углекислого газа в атмосфере должно привести к более интенсивному росту растений и более высоким урожаям (по крайней мере там, где недостаточно влаги). Однако данные, полученные в последнее время, заставляют усомниться в таком выводе. Повышение будет весьма незначительным.

Муравьи измеряют расстояние шагами

Муравей Cataglyphis в решении задач по тригонометрии даст фору любому энтомологу (фото с сайта www.ifi.unizh.ch)
Швейцарские и немецкие энтомологи установили, что обитающий в пустыне Сахара муравей Cataglyphis fortis измеряет пройденное расстояние шагами. Чтобы доказать это, ученые изменяли насекомым длину ног. Муравьи «на ходулях» недооценивали пройденное расстояние, а муравьи «на культях» считали, что прошли больше, чем на самом деле.

Бесконечно ли всемогущество теории суперструн?

Есть подозрения, что теория суперструн способна описать какой угодно мир, а значит, не может предсказать ничего. Сейчас физики пытаются разобраться, так ли «всемогущественна» эта теория (изображение с сайта pyweb.swan.ac.uk)

Ключевая проблема в теории суперструн — выяснить, конечно или бесконечно число «вселенных», которые она может описать. В недавней статье hep-th/0606212 делается попытка доказать, что это число конечно.

Мыши чувствуют чужую боль

Чтобы научиться сочувствовать ближнему, мыши должны сначала с этим ближним хорошенько познакомиться (фото с сайта www.aaronlogan.com)
Зрелище чужих страданий повышает чувствительность мышей к собственным болевым ощущениям. Однако этот эффект проявляется лишь в том случае, если «страдающая» мышь перед этим жила вместе с подопытной не менее двух недель. К боли, испытываемой незнакомцами, мыши равнодушны.