Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 07.2008

Поляризация воды может происходить под действием теплоты

Рис. 1. «Профиль» теплового потока в исследуемой системе, к которой приложена разность температур 475 и 325 К. Значение теплового потока 2,6*10^10 Вт/м2. Слова «горячий» и «холодный» показывают расположение термостатов — в данном случае областей системы с постоянной температурой. Рисунок из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Теоретические расчёты физиков показывают, что такой диэлектрик, как вода, можно поляризовать, создав в нём постоянную разность (градиент) температур. При этом электрическое поле в воде может достигать огромного значения — порядка 108 В/м.

Ископаемые рыбы в очередной раз подтвердили правоту Дарвина

Эта камбала (Pleuronectes platessa) лежит на левом боку. Оба глаза у нее находятся на правой стороне головы. У мальков камбалы череп симметричный, как у обычных рыб, но в процессе развития одна из глазниц перемещается сначала на верхний край головы, а затем на другую сторону. Фотография из популярного синопсиса к обсуждаемой статье в Nature
Излюбленный аргумент противников Дарвина — кажущаяся неспособность его теории объяснить происхождение камбалообразных рыб. Утверждалось, что перемещение глаза с одной стороны головы на другую не могло происходить постепенно. Однако найденные в эоценовых отложениях Италии и Франции ископаемые переходные формы подтвердили правоту дарвиновской теории.

На месте современной Доггер-банки реконструировано мезолитическое поселение

Так выглядела, по мнению археологов, Доггер-банка 10–8 тысяч лет назад. Рис. с сайта www.opennature.org
Английские археологи воспроизвели ландшафт территории, которая из-за поднятия уровня океана оказалась на дне Северного моря. 10 тысяч лет назад там протекала большая река с крутыми берегами, росли березы и сосны, которые позднее сменились более теплолюбивыми дубами и орешником. На берегу реки люди мезолитической культуры вели полуоседлый образ жизни.

Аутизм вызывают мутации нейронно-зависимых генов

Аутизм становится серьезной проблемой во многих странах мира. Только в США, согласно имеющимся оценкам, свыше 1 500 000 человек страдают аутизмом в той или иной форме, причем число зарегистрированных случаев увеличивается ежегодно на 10–17 процентов. Фото с сайта schsuae.brinkster.net
Генетики продолжают поиск наследственных изменений, вызывающих аутизм — серьезное нарушение интеллектуального развития. С помощью генетических анализов и изучения родословных удалось выявить 6 генов, регулирующих развитие межнейронных контактов и влияющих на трансмембранный потенциал. Дисфункция этих генов нарушает развитие мозга и снижает способность к обучению.

Нейлоновые шарики моделируют движение континентов

Взаимодействие 426 нейлоновых шариков и конвективного потока в жидкости. Рис. из обсуждаемой статьи в Physical Review Letters
Ученые из Нью-Йоркского университета провели эксперимент, в котором изучали взаимодействие конвективных течений в жидкости с плавающими в ней телами. Результаты этой работы могут найти применение в теории движения литосферных плит, в частности — предсказании движения континентов на нашей планете.

Реализован ключевой элемент оптофлюидных устройств

Фотография жидкого оптоволокна, возникшего под действием света. Изображение из обсуждаемой статьи в Phys. Rev. Lett.
Французские физики научились создавать с помощью света длинные и тонкие жидкие оптоволокна. Это большой шаг на пути к созданию сложных оптофлюидных устройств — симбиозов оптики и микрофлюидики.

Расшифрован генетический механизм, позволяющий бактериям отличать «своих» от «чужих»

Согласованные массовые передвижения (swarming) бактерий Proteus mirabilis приводят к образованию характерных концентрических колец на поверхности питательной среды. Фото с сайта www.microbiologyatlas.kvl.dk
Американские микробиологи выявили в геноме бактерии Proteus mirabilis участок, отвечающий за самоидентификацию и взаимное узнавание. Мутации в этом участке могут приводить к мгновенному разделению популяции микробов на группы, относящиеся друг к другу как к чужакам и отказывающиеся образовывать смешанные скопления, что можно рассматривать как начальный этап видообразования.

Животные разносят семена деревьев эффективнее, чем ветер

Один из исследованных видов — сумах дубильный (Rhus coriaria). Семена этого растения расселяются с помощью животных. Снижение площади лесов приводит не к снижению, а к увеличению встречаемости данного вида. Фото с сайта botanicavirtual.udl.es
Сокращение площади лесов сказывается на одних видах деревьев сильнее, чем на других. Проведенные в Испании исследования показали, что в районах, где лесов осталось мало, чаще встречаются виды деревьев, расселяющихся с помощью животных, чем в районах, где значительная часть лесов сохранилась. Таким образом, взаимодействие с животными помогает выживанию деревьев.

Металлический водород — сверхпроводник с наибольшей критической температурой?

Образование куперовских пар в теории БКШ. Рис. с сайта teachers.web.cern.ch
Предварительные расчеты итало-немецкой группы физиков-теоретиков показывают, что металлический водород, находящийся под давлением около 4,5 млн атмосфер, может обладать наибольшей среди высокотемпературных сверхпроводников критической температурой перехода, равной 242 К (–31 градус Цельсия).

Подготовка к запуску Большого адронного коллайдера идет медленнее, чем ожидалось

Несколько элементов криогенной системы LHC. Фото с сайта www.gridpp.ac.uk
Охлаждение LHC до рабочей температуры идет с запозданием на несколько недель. Первых протон-протонных столкновений следует ожидать не раньше октября. А в конце ноября ускоритель в любом случае будет остановлен на зиму, и заработает он вновь только весной 2009 года.

1 августа 2008 года — полное солнечное затмение

Полное солнечное затмение 26 февраля 1998 года. Фото с сайта www.mreclipse.com. Photo ©1998 by Fred Espenak (Oranjestad, ARUBA)
Общая продолжительность солнечного затмения 1 августа 2008 года составит 4 часа 34 минуты. Частные фазы начнутся в 08:44 по всемирному времени на территории Северной Америки и закончатся в 12:38 в акватории Индийского океана. В России частная фаза начнется в 12:44 по московскому летнему времени на Кольском полуострове. Полное затмение с наибольшей продолжительностью 2 минуты 28 секунд произойдет севернее города Надым.

Идеи теории суперструн находят применение в физике конденсированного вещества

Голографическая дуальность утверждает, что теория элементарных частиц на границе и теория гравитации в объеме — это одна и та же теория, которую просто наблюдают с разных сторон. Изображение из статьи в журнале «В мире науки»
В последние месяцы появилось сразу несколько работ, авторы которых используют одну из ключевых идей теории суперструн — голографическую дуальность — для описания свойств некоторых жидкостей и газов при низкой температуре.

Зачем самки приматов кричат во время секса?

Жить в коллективе непросто, особенно если это коллектив умных и хитрых эгоистов. Одни от такой жизни постепенно превращаются в людей, другие — в шимпанзе. Фото с сайта upload.wikimedia.org
Наблюдения за дикими шимпанзе показали, что самки чаще кричат при спаривании с высокоранговыми самцами, но сдерживают свой темперамент, когда рядом находятся высокоранговые самки. Это противоречит гипотезе, согласно которой самки кричат, чтобы спровоцировать конкуренцию между самцами и в итоге получить наилучшие гены для своего потомства.

Молекулы в дисках вокруг коричневых карликов: указания для будущих открытий

Слева: изображение звезды Т Тельца, полученное в инфракрасном диапазоне (длина волны 2 мкм). Справа: изображение двойного коричневого карлика 1534-2952AB в созвездии Весов, полученное в инфракрасном диапазоне (длина волны 2 мкм). Изображения с сайтов www.ipac.caltech.edu/2mass и www.ifa.hawaii.edu
Какие молекулы должны образовываться в дисках коричневых карликов? Как химический состав этих дисков зависит от их физических свойств? Ответ на эти вопросы дает разработанная российскими учеными уникальная численная модель, в которой учтены все важнейшие физические и химические процессы в дисках.

Риск вымирания редких видов может оказаться больше, чем мы думаем

Схема построения математической модели динамики популяции, в которой учитываются изменчивые внешние условия и случайные процессы на разных этапах жизни особи. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature
Исследование американских биологов показывает, что принятые сейчас математические модели популяционной динамики могут сильно ошибаться в отношении небольших популяций. Возможно, потребуется пересмотр риска вымирания малочисленных видов.

Может ли история стать настоящей наукой?

Одна из книг Петра Турчина, в которой апробируются подходы к превращению истории в строгую аналитическую науку. Изображение с сайта eclectic.ss.uci.edu
По мнению многих экспертов, истории не дает стать строгой аналитической наукой огромная сложность человеческих обществ и принципиальные различия между странами и эпохами. Однако специальные исследования показали наличие в историческом процессе строгих математических закономерностей. Для их изучения предлагается создать новую науку — «клиодинамику».

О минувших потеплениях в Гренландии рассказывает пыльца растений

Пыльцевое зерно обыкновенной сосны (Pinus sylvestris) под электронным сканирующим микроскопом. Фото с сайта www.geog.qmul.ac.uk
Пыльца растений, переносимая ветрами и стоком рек, попадает в прибрежные районы океана, где накапливается в донных отложениях. Анализ колонки грунта, взятой к югу-западу от Гренландии, показал, что за последние миллион лет количество пыльцы и ее состав менялись: минимальное количество пыльцы обнаруживается в тех слоях, которые соответствовали оледенениям, и наоборот.

Первые позвоночные начали осваивать сушу раньше, чем предполагалось

Вентастега — один из древнейших представителей тетрапод. Находки последних лет позволили довольно полно представить себе его облик. Рис с сайта en.wikipedia.org
Массовые находки позволили более или менее полно описать одну из переходных форм между рыбами и тетраподами — вентастегу. Международная группа ученых, проведя комплексный анализ признаков этой формы, поместила ее между акантостегой и тактааликом. При этом известен вид, более древний чем вентастега, хотя он обладает комплексом более продвинутых черт.