Дж. Уэбб
«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

Главная / Новости науки / 10.2011

Хромосомные перестройки не мешают бурозубкам свободно скрещиваться

Обыкновенная бурозубка — прекрасный объект для изучения влияния хромосомных перестроек на обмен генами. Фото © Stephen Dalton с сайта bvi.rusf.ru

У многих организмов хромосомные перестройки вызывают генетическую дифференциацию, которая приводит к видообразованию. Поэтому число хромосом может сильно различаться у близкородственных видов, но мало варьирует внутри вида. Однако встречаются и исключения. Например, у обыкновенной бурозубки описано более 70 хромосомных рас, причем различие по числу хромосом не препятствует скрещиванию разных рас, но является существенным барьером при скрещивании разных видов бурозубок.

Хищные клопы охотятся на пауков, используя шум ветра

Хищный клоп Stenolemus bituberus предпочитает подкрадываться к пауку в тот момент, когда усиливается шум ветра. Фото с сайта www.physorg.com

Поскольку паутина передает малейшую вибрацию, которую паук, сидящий в центре паутины, мгновенно чувствует, членистоногий хищник может сам оказаться жертвой паука, если не будет использовать особую тактику охоты. Австралийские биологи показали, что клоп из семейства хищнецов Stenolemus bituberus предпочитает подкрадываться к пауку в тот момент, когда усиливается шум ветра, используя его как своеобразную «дымовую завесу».

Созданы бактерии с полосатыми колониями

Рост колонии генетически модифицированных бактерий E. coli. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Генетики из Китая, США и Германии вывели бактерий, колонии которых в процессе роста формируют правильно чередующиеся полоски. Число полос можно регулировать, меняя активность одного-единственного гена, влияющего на подвижность бактерий. Исследование наглядно продемонстрировало, как упорядоченность на макроуровне может возникать на основе простых правил поведения, действующих на уровне отдельных клеток.

Самцы и самки собак по-разному перерабатывают зрительную информацию

Собака наблюдает, как движется мячик по направлению к ширме и мячик какого размера появляется из-за ширмы. Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Biology Letters

Австрийские зоологи поставили эксперимент, в котором проверили различия в познавательных процессах у самцов и самок собак. Результаты экспериментов однозначно свидетельствуют о том, что суки и кобели по-разному считывают информацию с окружающей среды. Ученые выяснили, что эти отличия, скорее всего, определяется разным гормональным фоном во время раннего развития щенков.

В Южной Африке найдена древнейшая мастерская по производству красок

Один из двух найденных в пещере Бломбос наборов инструментов для производства красок. Фото из обсуждаемой статьи в Science

В пещере Бломбос, в 300 км к востоку от Кейптауна, найдено два набора каменных и костяных инструментов для изготовления красок, а также раковины, в которых хранился готовый продукт. Находки показывают, что 100 тысяч лет назад обитатели южноафриканского побережья использовали камни для растирания желтой и красной охры. В порошок добавляли уголь и толченое губчатое вещество костей, смесь складывали в раковины морских моллюсков Haliotis и размешивали костяными палочками.

Новая модель связала образование земной коры, вулканы и кислород

Два главных действующих лица в любых сценариях происхождения кислородной среды на нашей планете: вулканические извержения и фотосинтезирующие цианобактерии. Рис. с сайта www.indiana.edu

Французские ученые предложили модель, объясняющую процесс насыщения кислородом земной среды 2,7–2,4 млрд лет назад. Эта модель увязывает поднятие материков из океанических глубин с увеличением содержания серы в земной атмосфере. Модель обращает внимание на важнейшую особенность той эпохи — изменение состава вулканических газов в связи с формированием материков и, следовательно, наступлением эры поверхностного вулканизма.

Рецепторы пищевых запахов запускают ухаживание у дрозофилы

Антеннальная доля мозга дрозофилы с прокрашенными обонятельными нейронами. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature

У многих животных привлечение половых партнеров происходит путем выделения летучих половых феромонов. Удалось показать, что в регуляции ухаживания дрозофилы участвует ионотропный рецептор 84a (IR84a), относящийся к глутаматным рецепторам обонятельных нейронов. Причем активируется он не собственно мушиными феромонами, а ароматическими веществами, встречающимися во фруктах и других растениях, которые активно поедаются дрозофилами.

Валовая первичная продукция биосферы на 25–45% выше, чем предполагалось ранее

Распределение годовой чистой первичной продукции по поверхности суши. Основная продукция создается в тропическом поясе — растительностью лесов и саванн. Изображение с сайта www.sage.wisc.edu

Детальные наблюдения за изменениями содержания тяжелого изотопа кислорода 18O, входящего в состав CO2, позволили лучше представить себе, как экосистемы Земли и атмосфера обмениваются этим газом. Выяснилось, что оборот CO2 между атмосферой и совокупностью всех наземных и океанических экосистем происходит быстрее, чем предполагалось ранее, и процессы эти оказались тесно связанными с явлениями Эль-Ниньо.

Чтобы выжить в городе, птицам нужны большие мозги

Городская среда требует от пернатых обитателей не только выносливости, но и изобретательности. В таких условиях выживают птицы с большим размером мозга. Фото с сайта www.travelpod.com

Шведские ученые собрали данные о птицах, гнездящихся в городах. Какая черта биологии городских птиц помогает им приспособиться к агрессивной новой среде? Оказалось, что таким признаком является размер мозга. Птицы с большим мозгом чувствуют себя в условиях города вполне комфортно, а вот их менее мозговитые сородичи предпочитают оставаться в привычной сельской местности или дикой природе.

Наши предки заимствовали у неандертальцев и денисовцев важные гены для защиты от вирусов

Частота встречаемости аллеля 15 гена HLA-C, предположительно заимствованного сапиенсами у денисовцев. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Успехи палеогенетики позволили обнаружить в генофонде внеафриканского человечества заметную примесь неандертальских и денисовских генов. Новое исследование показало, что сапиенсы заимствовали у неандертальцев и денисовцев несколько широко распространенных за пределами Африки вариантов (аллелей) трех генов Главного комплекса гистосовместимости, от которых зависит устойчивость к вирусным инфекциям.

Геном австралийского аборигена свидетельствует о двух волнах заселения Восточной Азии

По-видимому, австралийцы происходят от более древней волны мигрантов в Восточную Азию, в то время как большинство современных азиатов происходят от второй волны, представители которой отделились от предков европейцев значительно позже. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science

Анализ генома австралийского аборигена показал, что коренные австралийцы происходят от древней волны мигрантов, проникших в Юго-Восточную Азию 75–62 тыс. лет назад и скрещивавшихся с «людьми из Денисовой пещеры». Современные азиаты происходят в основном от второй волны переселенцев, которые отделились от предков современных европейцев и заселили Азию около 38–25 тыс. лет назад, вытеснив и частично ассимилировав своих предшественников.

Генетическая программа развития пальцев крыла соответствует «динозавровой» теории происхождение птиц

Зачатки крыльев (слева) и ног (справа) цыпленка на более поздней стадии развития. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

С точки зрения эмбриологии три пальца крыла у птиц соответствуют пальцам II, III и IV исходной пятипалой конечности. Это противоречит палеонтологическим данным, согласно которым у динозавров-теропод и их потомков — ящерохвостых птиц редуцируются пальцы IV и V. Биологи из Йельского университета пришли к выводу, что генетическая программа, управляющая развитием первого пальца крыла, соответствует программе развития пальца I, а не II, хотя его зачаток и занимает вторую эмбриональную позицию.