Интервью с И. Пигаревым

«Ничто». Глава из книги

В. Мацарский
Леметр против Пифагора

Интервью О. Орловой с М. Труниным
Михаил Трунин: «Хорошее физическое образование — фундамент технологической культуры страны»

Д. Эверетт
«Не спи — кругом змеи!». Глава из книги

С. Агаханов
Логика логики

Главная / Новости науки / 03.2010

Цветковые растения совершенствовали систему водоснабжения листьев в режиме строгой экономии

Система проводящих пучков (жилок) в листьях клена. Фото с сайта commons.wikimedia.org
Завоевание суши покрытосеменными (цветковыми) растениями происходило в меловом периоде на фоне существенного снижения содержания в атмосфере углекислого газа, что заметно замедлило скорость фотосинтеза. В ответ у покрытосеменных развилась в листьях богато разветвленная система сосудов, способствующая более эффективному снабжению их водой и связыванию большего количества CO2.

Человек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем

Денисова пещера. Фото с сайта www.turistka.ru
В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае российские археологи нашли кость последней фаланги мизинца человека, жившего там 30–50 тыс. лет назад. Анализ выделенной из кости митохондриальной ДНК показал, что мизинец, скорее всего, принадлежал не сапиенсу и не неандертальцу, а третьему виду людей. Какому именно — пока сказать трудно; возможно, это были представители поздних архантропов.

Направленность химической эволюции зависит от способа помешивания раствора

Шесть мономеров объединяются в кольцевую молекулу — гексамер, который становится затравкой для роста фибриллы. Фибрилла растет с обоих концов, а ее разрыв ведет к появлению двух новых точек роста. Рис. из обсуждаемой статьи в Science
Ключевую роль в зарождении жизни сыграло появление химических репликаторов — молекул, способных к синтезу собственных копий. Химики обнаружили простую автокаталитическую систему, в которой исход конкуренции между двумя репликаторами зависит от того, встряхивают или помешивают реакционную смесь. То есть не только химические, но и механические факторы могли определять направленность отбора на этапе предбиологической эволюции.

Создан трехмерный плащ-невидимка, работающий в широком инфракрасном диапазоне

Схематический чертеж трехмерного плаща-невидимки, изготовленного из фотонного кристалла. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science
Группа ученых из Англии и Германии добилась значительного прогресса в изготовлении плаща-невидимки. Их плащ работает не на какой-то определенной длине электромагнитной волны, а в целой полосе инфракрасного излучения от 1400 до 2700 нм. Более того, он может скрывать объекты уже не только в плоскости, а в пространстве — при условии, что угол обзора спрятанного предмета не превышает 60°.

Глобальное потепление действует на экосистемы избирательно

Сирень (Syringa) — растение ранней стадии сукцессии. Ее вегетационный период регулируется только температурой. Рисунок из обсуждаемой статьи в Science
Ботаники из Швейцарии показали, что реакция флоры умеренных широт на потепление будет зависеть от типа и состояния растительных сообществ. Растения пионерных и нарушенных экосистем будут быстро отвечать на потепление, зрелая экосистема широколиственных лесов более инерционна. Это различие связано с преобладанием альтернативных механизмов регуляции сезонных циклов у растений пионерных и зрелых экосистем.

Самцы предпочитают беременеть от привлекательных самок

Брачные игры у Syngnathus nigra. Фото с сайта bio.research.ucsc.edu
У рыб-игл и морских коньков забота о потомстве — чисто мужская обязанность. Самцы этих рыб имеют специальную сумку для вынашивания икры и обеспечивают эмбрионы кислородом и питательными веществами. Эксперименты показали, что самцам рыбы-иглы Syngnathus scovelli не безразлично, от какой самки забеременеть. Чем крупнее самка, тем охотнее самец спаривается с ней и тем больше ресурсов вкладывает в выращивание потомства.

Видовое богатство суши — следствие хорошо развитой сосудистой сети у цветковых растений

Рисунок M. Twombly из обсуждаемой статьи в Science, схематично показывающий контраст между видовым богатством суши и бедностью океана. Credit: M. Twombly/Science
На суше обитает значительно больше разных видов, чем в океане. Однако так было не всегда. Рост разнообразия наземных животных и растений связан с одной группой организмов — c покрытосеменными, бурное развитие которых началось 110 млн лет назад. Их процветание стало возможным благодаря развитой системе сосудистых пучков, обеспечивающих более эффективное снабжение листьев водой и минеральными элементами.

Воспоминания успешно расшифровали по томограмме

Фиолетовым цветом обозначен гиппокамп — отдел мозга, отвечающий за адекватный доступ к автобиографическим воспоминаниям. Его изучение методом функциональной томографии открывает огромные перспективы в нейрофизиологии мышления. Рисунок с сайта www.morphonix.com
Английские ученые экспериментально показали возможность чтения воспоминаний по данным функциональной магнитной томографии мозга. Испытуемые вспоминали один из трех видеосюжетов, а нейрофизиологи определяли, какой из сюжетов был выбран. Ученые вполне успешно справлялись с задачей. Им удалось выявить особые зоны гиппокампа, отвечающие за воспроизведение памятных эпизодов из жизни.

Эволюция ящериц и змей сопровождалась изменениями Hox-генов

Области экспрессии задних Hox-генов у змеи. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature
Hox-гены играют ключевую роль в эмбриональном развитии животных, управляя дифференцировкой отделов тела вдоль передне-задней оси. Разнообразие планов строения, наблюдаемое у ящериц и змей, связано со значительными изменениями в структуре и работе «задних» Hox-генов. В окрестностях этих генов обнаружено много встроившихся мобильных генетических элементов, чего не наблюдается у других четвероногих.

Обнаружена сверхпроводимость в ароматическом углеводороде

Кристаллическая структура пицена. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature
Сверхпроводимость в органических соединениях, в обычном состоянии являющихся изоляторами, представляет особый интерес для ученых. Однако критическая температура известных сверхпроводников-органиков долгое время была очень низкой. Ароматический углеводород пицен с температурой перехода в сверхпроводящее состояние 18 К может открыть путь к получению органических сверхпроводников с более высокой критической температурой.

Определено время глобального оледенения в неопротерозое

Породы неопротерозойского возраста (850–635 млн лет) в Северной Канаде. Эти отложения сформировались во время глобального оледенения. Фото с сайта clasticdetritus.com
Совместными усилиями канадских и американских ученых получены уточненные датировки ледниковых отложений неопротерозойских пород — 850–635 млн лет. Новые данные позволили сопоставить возраст различных неопротерозойских отложений и обрисовать картину нескольких глобальных похолоданий, которые превращали нашу планету в сплошной ледяной шар.

Разные виды сосуществуют благодаря внутривидовой изменчивости

Клён красный (Acer rubrum) — обычный вид широколиственных лесов восточной части США. Фото с сайта michsad.ru
Согласно экологической теории, число видов не может быть больше числа лимитирующих их факторов. Однако в лесу сосуществует множество разных видов деревьев, конкурирующих за одни и те же ресурсы. Оказывается, в реакциях деревьев одного вида на происходящие в среде изменения выявляется огромная изменчивость. Разброс значений в пределах вида существенно превышает различия усредненных показателей, характеризующих разные виды.

Иммунная система принимает митохондрии за бактерии

Митохондрии сохранили в структуре своих белков и ДНК специфические бактериальные признаки. Поэтому вещества, попадающие в кровь при разрушении митохондрий, провоцируют иммунный ответ. Рисунок из синопсиса к обсуждаемой статье в Nature
Даже при полном отсутствии бактериальной инфекции ранения и травмы могут приводить к воспалительной реакции, напоминающей сепсис. Причины этого кроются в эволюционном прошлом митохондрий, ведущих свой род от симбиотических бактерий. При травме компоненты разрушенных митохондрий, сходные по своей структуре с компонентами бактериальных клеток, попадают в кровь, и иммунная система реагирует на них как на инфекцию.

Доказательства эволюции для верующих и неверующих

У человеческого зародыша видны жаберные дуги и хвост, которые в ходе дальнейшего развития исчезнут. Фото с сайта talkorigins.org
Группа российских биологов опубликовала популярный обзор «Доказательства эволюции». В нём рассмотрены основные группы данных, на основании которых мировое научное сообщество считает биологическую эволюцию твердо установленным фактом. Это ответ на активизацию креационистской пропаганды, которая вынуждает ученых вновь и вновь обосновывать давно доказанные истины.

Человек начал использовать символы не менее 60 000 лет назад

Фрагмент скорлупы страусиных яиц с выгравированными узорами из пещеры Дипклоф, ЮАР. Иллюстрация из обсуждаемой статьи в PNAS
Как давно человек начал создавать материальные символы? Найденные в Южной Африке многочисленные фрагменты скорлупы страусиных яиц с нанесенными на них узорами позволяют утверждать, что это произошло не позднее, чем 60 000 лет назад. Подобные и даже более ранние даты назывались и прежде, однако ценность новых данных — в их высокой убедительности.

Подтверждена высокая отражательная способность алмаза в диапазоне жесткого рентгеновского излучения

Зависимость минимально необходимой для достижения заданного коэффициента отражения толщины кристалла алмаза от энергии рентгеновского излучения (фрагмент). Рисунок из обсуждаемой статьи в Nature Physics
Принято считать, что зеркало способно почти полностью отражать жесткое рентгеновское излучение только тогда, когда угол между поверхностью материала и лучом близок к 0°. Однако теоретические расчеты предсказывают, что поверхность алмаза может отражать свыше 90% лучей даже при углах, близких к 90°. Американские физики экспериментально подтвердили эти предсказания, создав рентгеновское зеркало из искусственного алмаза.

Гонка вооружений — двигатель эволюции

Электронная микрофотография фага Т4. Изображение с сайта www.scienceclarified.com
Эксперименты с вирусами Ф2 и их жертвами, бактериями Pseudomonas fluorescens, подтвердили, что эволюционная «гонка вооружений» резко ускоряет накопление генетических различий и способствует расхождению эволюционирующих линий. Вирусы, вынужденные приспосабливаться к эволюции своих жертв, накапливали мутации быстрее и становились более разнообразными, чем те, что паразитировали на генетически идентичных бактериях.