С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 01.2011

Коршуны отпугивают соперников пластиковыми пакетами

Коршуны в расцвете сил (10–12 лет) занимаются украшательством наиболее активно. Фото из обсуждаемой статьи в Science
Черные коршуны украшают свои гнезда разными предметами, отдавая предпочтение обрывкам белых пластиковых пакетов. Это делается не для привлечения брачного партнера, потому что самец и самка украшают свое гнездо вместе, уже после формирования семейной пары. Как выяснилось, яркие украшения информируют соперников о силе хозяев гнезда, что позволяет сильным птицам избежать ненужных драк.

Ученые открыли, как архебактерии выживают на уксусе

Покрытые солью камни на берегу Мертвого моря — это яркое свидетельство гиперсоленых условий, к которым приспособились его обитатели; в их числе и архебактерия Haloarcula marismortui, которая эксплуатирует особую биохимическую цепочку реакций для получения энергии и поддержания осмотического баланса. Фото с сайта www.rsc.org
Гетеротрофные организмы могут расти и получать энергию, не используя глюкозу и жиры. Цепочка химических реакций, которую изобрели археи, пригодна для условий высокой солености и высокого содержания азотистых веществ и позволяет не только синтезировать нужные углеводы, но и поддерживать осмотический баланс в клетке. Гены ферментов, обслуживающих эту химическую цепочку, археи позаимствовали у бактерий путем горизонтального переноса.

Древние сапиенсы умирали молодыми

Мужчина «Сунгирь-1» — один из немногих палеолитических людей, которому довелось пережить свое сорокалетие. Фото с сайта www.donsmaps.com
Анализ найденных археологами к сегодняшнему дню костных остатков средне- и позднепалеолитических людей показал, что взрослая смертность у ранних сапиенсов была так же высока, как у неандертальцев и других «архаичных людей». Это означает, что предполагаемый рост численности сапиенсов в конце среднего — начале позднего палеолита не был связан со снижением взрослой смертности.

Психологи констатируют, что четверть современных американцев не имеют друзей

Одиночество многие люди переживают как крайне неприятное состояние, и для женщин оно в среднем более болезненно, чем для мужчин. Ученые считают, что одиночество, подобно чувству боли или голода, было приспособительной реакцией, способствовавшей формированию социальности у человека. Фото с сайта www.jeudepaume.org
Согласно исследованию 2006 года, 25% жителей США не имеют близких друзей — это в полтора раза больше, чем в конце XX века. Что несет одиночество людям? Джон Качоппо с коллегами считают, что это стрессовая реакция на повышенную опасность, и, как любая боевая готовность, одиночество имеет не только положительные, но и отрицательные стороны — высокий уровень гормонов стресса, повышенное давление, худшую сопротивляемость инфекциям, нарушенный сон.

Наноструктурированные сверхгидрофобные поверхности помогут избежать обледенения

Динамика поведения капли на сверхгидрофобной поверхности. Рисунок из обсуждаемой статьи в Nanoletters
Материалы, не подверженные обледенению, пока не созданы, а существующие методы борьбы с ним либо очень энергоемки, либо вредны. Американские ученые, исследовав динамику столкновения капель воды с различными холодными поверхностями, показали, что, используя сверхгидрофобные вещества с искусственно созданными на их поверхности наноструктурами, можно предотвратить рост льда на них и избежать обледенения.

Спасти белых медведей от исчезновения может только сокращение выбросов парниковых газов

Белый (полярный) медведь (Ursus maritimus). Фото с сайта nationalforestlawblog.com
Белый медведь, символ Арктики, скорее всего исчезнет к концу столетия из-за глобального потепления и быстрого сокращения ледового покрова океана, ведь со льда он добывает свою основную пищу — тюленей. Однако, моделируя разные сценарии выброса в атмосферу парниковых газов, их влияние на температуру воздуха и состояние ледового покрова Арктики, американские ученые показали, что при некоторых сценариях ледовый покров может сохраниться.

Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга

Археологи в пещере Эль-Сидрон. Фото с сайта nytimes.com
В пещере Эль-Сидрон в Испании найдены останки 12 неандертальцев — вероятно, членов одной группы. Другие неандертальцы убили и съели их около 49 000 лет назад. Анализ митохондриальной ДНК показал, что у всех взрослых мужчин был один и тот же вариант (гаплотип) мтДНК, а у женщин гаплотипы были разные. Неандертальцы, скорее всего, были патрилокальны: мужчины оставались в своей семье, а молодые женщины переходили в другие группы.