С. Агаханов
Логика логики

Т. Авсиевич
Примитив не приговор, или Physarum polycephalum разумный

Ю. Грановский
Загадка галактических масштабов

М. Тегмарк
«Наша математическая Вселенная». Глава из книги

Н. Резник
Неоднозначность стоп-кодонов

Интервью М. Гельфанда с В. Васильевым
Академик Виктор Васильев: «Если потратишь жизнь на математику, то ты ее не зря прожил»

С. Сингх, Э. Эрнст
«Ни кошелька, ни жизни». Глава из книги

И. Леенсон
Хиральность в живой и неживой природе

А. Колчин, А. Щетников
Ускоритель резиновых мячиков

Р. Фишман
Ковш на все времена

Главная / Новости науки / 03.2015

Два инвазивных вида термитов из Азии скрещиваются во Флориде

Лабораторная колония термитов

Американские энтомологи наблюдали в природе скрещивание двух видов термитов, которые прежде были разделены географическими и экологическими барьерами. Лабораторные эксперименты показали, что самцы и самки этих двух видов легко образуют пары, скрещиваются между собой и образуют успешные колонии, в которых выращивают жизнеспособное потомство. Этот случай говорит о том, что при образовании видов за счет географической или экологической изоляции средства для предотвращения возможной гибридизации могут и не появиться.

Новое применение для древней регуляторной системы: длина крыльев у рисовой цикадки регулируется инсулиновым сигнальным каскадом

Короткокрылая и длиннокрылая формы бурой рисовой цикадки <i>Nilaparvata lugens</i>

Китайские ученые расшифровали молекулярный механизм, благодаря которому бурая рисовая цикадка развивается по одному из двух альтернативных путей, становясь либо длиннокрылой мигрирующей формой, либо короткокрылой, нелетающей и быстро размножающейся. Как выяснилось, ключевую роль в регуляции развития крыльев играет инсулиновый каскад — древняя сигнальная система, которая у многих животных, включая насекомых и млекопитающих, отвечает за адаптацию организма к колебаниям количества доступной пищи.

Самки краснохвостых овсянок поют активнее и разнообразнее, чем самцы

Краснохвостая овсянка

Хотя у воробьиных птиц чаще поют самцы, у некоторых видов самки могут петь столь же активно. Но всё-таки самцов они не превосходят. Лишь одни центральноамериканский вид — краснохвостая овсянка — оказался исключением из этого правила. У этой овсянки самки не только поют активнее и чаще самцов, но и песня их разнообразнее и сложнее.

Цианосульфидный протометаболизм — верный путь к земной жизни

Катархей

Миру РНК предшествовало время предбиологического синтеза, когда рождались так или иначе необходимые для репликации молекулы — нуклеотиды, белки, липиды. Прежде химики рассматривали процессы их синтеза по отдельности. Теперь в лаборатории Джона Сазерленда найден путь, который приводит к синтезу сразу большого набора биологических молекул. Эту сеть реакций авторы назвали цианосульфидным протометаболизмом. С выходом в свет нового исследования можно говорить о поворотной точке в науке о происхождении жизни.

Полиплоидия ускоряет эволюцию

Схема эксперимента

Эволюционный эксперимент, проведенный американскими биологами, показал, что тетраплоидные дрожжи приспосабливаются к неблагоприятным условиям быстрее, чем диплоидные и гаплоидные. Повышенная скорость их адаптации обеспечивается как большей частотой возникновения полезных мутаций, так и тем, что одна и та же мутация нередко оказывается более полезной для тетраплоидов, чем для диплоидов и гаплоидов. По-видимому, наличие дополнительных копий генома в каждой клетке снимает часть ограничений, сдерживающих адаптивную эволюцию, и дает больше свободы для эволюционного «поиска».

Консерваторы более склонны к самообману

Опыты Дюшена

Американские психологи тремя независимыми методами — путем анализа использования слов с позитивной и негативной нагрузкой и изучения искренности улыбок — оценили уровень радости и счастья приверженцев либеральных и консервативных взглядов. Эти методы, приложенные к различным референтным группам, дали сходные результаты: либералы чаще испытывают радость, чем консерваторы. В то же время оценки, основанные на личных сообщениях респондентов, говорят о большей удовлетворенности жизнью у консерваторов по сравнению с либералами.

Тепловой поток через открытую пору способствует непрерывной репликации нуклеиновых кислот и отбору более длинных цепочек

Сочетание внешнего притока, термофореза и конвекции избирательно улавливает длинные молекулы и вымывает короткие

С помощью имитации куска пористой породы из сети крошечных стеклянных капиллярных трубок, которые нагревали с одной стороны, группа немецких ученых создала условия, в которых может быть достигнута стабильная репликация длинных цепочек нуклеиновых кислот (главная предпосылка для возникновения жизни на Земле) и преодолены термодинамические причины их деградации. Ученые предполагают, что на ранних стадиях эволюции Земли такие условия могли возникать в потоке тепловой энергии через пористые породы вблизи гидротермальных источников.

Общий предок вторичноротых мог быть похож на хордовое

Сценарий эволюции нервной системы, предложенный Линдой Холланд

Проблема происхождения уникальной трубчатой центральной нервной системы хордовых животных до сих пор не решена. Американский биолог Линда Холланд сделала обзор современного состояния этой темы, привлекая новые данные из области генетики развития. В итоге она склоняется к гипотезе происхождения нервной трубки хордовых от брюшного нервного тяжа древних двусторонне-симметричных животных и делает вывод, что общий предок вторичноротых, вероятно, был очень похож на хордовое.

20 марта 2015 года — полное солнечное затмение

Рис. 1. Полное солнечное затмение 13 ноября 2014 года

20 марта 2015 года произойдет полное солнечное затмение. Его полную фазу можно будет наблюдать на севере Атлантического океана и в Арктике. Участков суши, на которых Солнце совсем пропадет из вида, совсем немного: это Фарерские острова и архипелаг Шпицберген. Максимальная длительность полной фазы составит 2 минуты 47 секунд. Следующее полное солнечное затмение будет почти через год — 9 марта 2016 года.

Поиски суперсимметрии на коллайдере принесли новую интригу

Условная иллюстрация идеи суперсимметрии
Загадки LHC. Поиск суперсимметрии

Две коллаборации, работающие на Большом адронном коллайдере, сообщают, что в одном из многочисленных поисков суперсимметрии обнаружилось небольшое превышение над предсказаниями Стандартной модели. Оба коллектива видят отклонение в схожих, но всё же не идентичных, процессах. Статистическая значимость превышения невелика, около 3 стандартных отклонений, но это превышение дает новую надежду на то, что физика за пределами Стандартной модели уже не за горами.

Новооткрытый родственник аномалокариса проливает свет на происхождение конечностей членистоногих

Реконструкция Aegirocassis benmoulae. У найденных экземпляров глаза не сохранились, поэтому их размер и форма «додуманы» на основе данных по другим аномалокаридам

В ордовикских отложениях Марокко обнаружены ископаемые остатки гигантского морского животного из вымершей группы аномалокарид, переходной между лобоподами и настоящими членистоногими. Его туловищные сегменты не имели членистых ног, однако несли по две пары лопастей, служивших для плавания и дыхания. Строение лопастей позволяет предположить, что типичная двуветвистая конечность членистоногих сформировалась путем срастания двух изначально независимых придатков, имевшихся на спинной и брюшной стороне туловищных сегментов аномалокарид.

Блокирование «раковых» микроРНК — новый способ лечения рака

Схема доставки antimiR-155 в клетку с помощью pHLIP

Разработан метод эффективной адресной доставки анти-микроРНК в клетки злокачественной опухоли. Доставку обеспечивает синтетический пептид, способный образовывать в опухолях альфа-спираль, которая встраивается в мембрану клетки и вводит в цитоплазму присоединенную к пептиду анти-микроРНК. На модельных мышах показано, что подавление с помощью этого метода микроРНК mir-155, которая необходима для возникновения и поддержания злокачественной лимфомы, дает выраженный положительный терапевтический эффект.

Человеческий род стал древнее и разнообразнее

Нижняя челюсть <i>Homo habilis</i> OH7

Новые открытия позволили уточнить представления о ранней эволюции человеческого рода. В районе Афар (Эфиопия) в отложениях возрастом 2,80–2,75 млн лет найден фрагмент нижней челюсти, отнесенный американскими и эфиопскими палеоантропологами к роду Homo. Тем временем другая команда антропологов переизучила типовой экземпляр Homo habilis OH7 и пришла к выводу, что ранних Homo всё-таки лучше относить не к одному, а к трем разным видам. Так или иначе, новые данные показывают, что род Homo появился и начал дивергировать раньше, чем считалось до сих пор.

Эволюция ионных каналов шла у животных параллельно

Общая картина эволюции генов ионных каналов у Opisthokonta

Американские биоинформатики предприняли исследование эволюции большой группы генов, связанных с ионными каналами — сложными белковыми молекулами, необходимыми для работы нервных клеток. Выяснилось, что появление новых генов ионных каналов шло независимо и параллельно как минимум в четырех разных эволюционных ветвях многоклеточных животных, причем это касалось одних и тех же генных семейств. При этом по набору этих семейств гребневики серьезно отличаются от всех других животных, что косвенно подтверждает гипотезу о независимом происхождении их нервной системы.

У ланцетника тоже есть хрящ

Голова ланцетника Branchiostoma floridae, увеличенная в 15 раз, с хордой (нервным тяжем и мускулатурой, которые прекрасно видны сквозь прозрачное тело); а щупальца, окружающие рот, состоят из хрящеподобных клеток

Ученые, получившие возможность пронаблюдать развитие ланцетника от личиночной стадии до взрослого животного, зарегистрировали у личинок формирование хрящевых клеток. Эти клетки составляют основу скелета ротовых щупалец. Прежде считалось, что в типе хордовых клеточный хрящ появился только у предков позвоночных и является их отличительным признаком. Теперь же стало ясно, что для образования хрящевого скелета были задействованы уже имевшиеся клеточные и генетические блоки.

Ранние этапы адаптации предсказуемы, поздние — случайны

Динамика численности клонов в подопытной популяции дрожжей

Новая методика индивидуального генетического «штрих-кодирования» позволила американским ученым в деталях изучить процесс накопления полезных мутаций в большой бесполой популяции дрожжей. Как выяснилось, на начальных этапах общий рост приспособленности популяции идет в основном за счет высоковероятных мутаций со слабым положительным эффектом, которые возникают независимо у множества особей. В дальнейшем роль случайности возрастает, потому что на первый план выходят маловероятные мутации с сильным полезным эффектом.

Прямой предок современного карликового кита жил в миоцене

Герой обсуждаемого исследования — карликовый кит

Новозеландские филогенетики показали, что ископаемый карликовый кит, живший 7–8 миллионов лет назад, вполне может быть предком современного карликового кита, обитающего в океане близ Антарктиды. Эта работа имеет серьезное методологическое значение: дело в том, что гипотеза о прямых предковых отношениях двух родов, разделенных несколькими миллионами лет, достаточно необычна для современной палеонтологии.