Д. Жуков
Нейрохимия колыбели

М. Будыка
Почему наномашины уже созданы, а нанокомпьютер еще нет?

Н. Бостром
«Искусственный интеллект». Глава из книги

А. Казанцева
Спасти рядового Алекса

Р. Фишман
Золото науки

М. Кумар
«Квант». Глава из книги

Н. Резник
Человекообразные обезьяны постигли теорию разума

Д. Мамонтов
Глаз Солнца

Д. Мамонтов
Межзвёздный полёт Breakthrough Starshot: проект Мильнера и Хокинга

С. Ястребов
«Волшебная пуля» Гая Генри Фаже

Главная / Новости науки

Чтобы ослабить атаку Т-клеток, опухоль меняет набор неоантигенов

Т-лимфоцит человека

Исследование двух случаев меланомы показало, что неоантигены раковых клеток и Т-клетки против них находятся в постоянном взаимодействии: Т-клетки заставляют опухоли избавляться от неоантигенов, а затем и сами исчезают, если исчезли соответствующие неоантигены. Это означает, что для предотвращения развития устойчивости опухолей следует применять индукцию Т-клеточного ответа против нескольких неоантигенов.

Ученые разгадали тайну хиолитов — загадочных палеозойских животных

Реконструкция хиолита, приподнявшегося на хеленах над грунтом

Обобщение обширного ископаемого материала из лагерштеттов позволило разгадать тайну древних животных хиолитов. Они оказались родичами брахиопод из группы лофофорат. Детали анатомии позволили восстановить их образ жизни, а также удалось выявить родственные связи хиолитов с другими современными и вымершими животными.

Описан новый надтип архей, к которому относятся предки эукариот

Филогенетическое дерево, отражающее родственные связи асгардархей

Целенаправленный поиск микробов, родственных открытым в 2015 году локиархеям, привел к обнаружению большой и разнообразной группы, заслуживающей ранга надтипа и получившей название «Асгард». В эту группу, помимо локиархей и описанных ранее торархей, входят два новых типа: одинархеи и хеймдалльархеи. В геномах асгардархей закодировано множество белков, ранее считавшихся характерными только для эукариот. Никто пока не видел асгардархей под микроскопом, но геномные данные указывают на более сложную организацию их клеток по сравнению с обычными прокариотами.

Многолетнее исследование черных ворон в Испании выявило преимущества коммунального гнездования

Черная ворона

Для серых и черных ворон характерно гнездование парами, однако на севере Испании обитает популяция, практикующая коммунальное гнездование. Такой тип гнездования оказывается для ворон чрезвычайно выгодным: они выращивают больше птенцов, меньше сил тратят на их выкармливание, да и живут дольше.

Эмоциональное восприятие музыки зависит от генов

Исследовано влияние полиморфизма в генах рецепторов дофамина D2 на эмоциональное восприятие музыки. Оказалось, что у носителей двух вариантов этого рецептора музыка и шум по-разному модулируют эмоциональный настрой: у одних музыка вызывает улучшение настроения, а шум не оказывает выраженного влияния, у других, наоборот, музыка слабо влияет на настроение, а шум его сильно ухудшает.

Вставка генома вольбахии может приводить к развитию новой половой хромосомы у ее хозяев

Мокрица-броненосец Armadillidium vulgare (относится к отряду равноногих раков Isopoda)

Наземные ракообразные мокрицы-броненосцы Armadillidium vulgare, зараженные бактерией вольбахией, утратили женскую W-хромосому. Однако впоследствии в результате крупной вставки из генома вольбахий в одну из хромосом мокриц возник f-элемент, отвечающий за развитие в самок даже в отсутствие бактерий, и у этих ракообразных сформировалась новая пара половых хромосом.

Межгрупповые конфликты у шимпанзе связаны с повышенным уровнем окситоцина

Шимпанзе готовятся выступить в боевой рейд для охраны границ своей территории

Германские приматологи, показали, что межгрупповые конфликты у диких шимпанзе сопряжены с повышением уровня нейропептида окситоцина в моче. При коллективной охоте на мелких обезьян окситоцин тоже повышается, но не так сильно. По-видимому, окситоцин является у шимпанзе не «гормоном любви и дружбы», а «гормоном любви, дружбы и войны».

Ученые подсчитали количество перелетных насекомых над Южной Англией

Бабочка-репейница, главный участник длительного эксперимента по изучению с помощью вертикального радара дневных миграций насекомых

При помощи вертикальных энтомологических радаров ученые оценили количество насекомых, летающих на высоте 200–1150 м над Южной Англией. Оказалось, что в среднем в год над этой территорией пролетает 3,5 триллиона различных насекомых! Причем это не просто пассивно поднятые ветром энтомологические тучи — насекомые активно выбирают, с каким ветром им следует отправиться в путь.

Переехав в Новую Зеландию, европейские ежи меняют свои привычки

Erinaceus europaeus

Ежи, завезенные в Новую Зеландию из Европы, демонстрируют особенности поведения, не характерные на родине: внутривидовая агрессия снижается, и ежи зимуют в коллективных гнездах. Кроме того, новозеландские ежи почти полностью перешли на растительный корм, особенно это выражено в горных популяциях.

Найдены новые потенциальные препараты от туберкулеза

Сравнение последовательности аминокислот в человеческой и туберкулезной ЛРСазе

Коллаборация украинских и канадских химиков опубликовала две работы, в которых предлагаются принципиально новые потенциальные лекарства от туберкулеза, направленные на селективную деактивацию фермента лейцил-тРНК-синтетазы (ЛРСаза) туберкулезной палочки Mycobacterium tuberculosis.

Эмбриональное развитие брахиопод проливает свет на природу первично- и вторичноротости

Брахиопода Terebratalia transversa, представитель замковых брахиопод (класс Rhynchonelliformea)

Изучение эмбрионального развития двух видов брахиопод с разными способами закладки рта позволило норвежским и американским зоологам частично расшифровать молекулярно-генетические основы первично- и вторичноротости. Оказалось, что судьба бластопора связана с работой эволюционно консервативных генов — регуляторов развития, участвующих в разметке эмбриональных тканей вдоль передне-задней оси.

Капуцины, как и люди, лучше узнают знакомые лица

Cebus apella

Эксперименты с фотографиями показали, что капуцины-фавны лучше узнают знакомых, чем виденных ранее незнакомцев. Такой эффект знакомства, подразумевающий запоминание черт лица, ранее был известен только для людей и человекообразных обезьян.

Длиннопалые ночницы научились ловить рыбу

Длиннопалая ночница ловит рыбку: всего две популяции этих животных, в Израиле и Испании, освоили технику ловили рыбы

В мире известны две популяции длиннопалых ночниц, которые разнообразят свой рацион рыбой; остальные летучие мыши этого вида едят только насекомых. Записи звуковых сигналов и раскадровка видеонаблюдений показали, что все длиннопалые ночницы имеют предрасположенность к охоте на рыбу: она обусловлена способностью этих летучих мышей снимать насекомых с поверхности воды. Однако для настоящей «рыбалки» требуется отточить это умение.

У пауков Manogea porracea самцы при необходимости заменяют паучатам мать

Самка паука Manogea porracea

Южноамериканские пауки Manogea porracea необычны тем, что у них самец участвует в заботе о потомстве наравне с самкой. Такое нетипичное поведение является жизненной необходимостью: ведь к концу сезона размножения многие самки по неизвестным причинам исчезают, и самцы охраняют потомство в одиночку. Если бы самца не было, многие яйцевые коконы и маленькие паучки стали бы жертвой хищных пауков других видов.

Чтобы спастись от паразитов, первым живым системам достаточно было время от времени разделяться на мелкие капли

Схема размножения молекулы-репликатора ферментом Qβ-репликазой

Ключевым этапом зарождения жизни было появление химических репликаторов — комплексов молекул, способных к самокопированию и дарвиновской эволюции. Но сразу же должны были появиться и репликационные паразиты, использующие ресурсы сообщества для собственного размножения и ничего не дающиевзамен. Эксперименты на искусственных репликаторах показали, что для защиты от паразитов достаточно периодического разделения раствора, в котором они существуют, на мелкие капельки, которые потом могут снова сливаться.

Запах лягушки-свистуна делает ее незаметной для муравьев-листорезов

Lithodytes lineatus

Небольшая южноамериканская лягушка-свистун Lithodytes lineatus живет в муравейниках муравьев-листорезов из рода Atta. Отсюда самцы токуют, завлекая самок, здесь же развиваются икра и головастики. Выяснилось, что муравьи не нападают на лягушку потому, что в ее коже содержатся специфические вещества, благодаря которым посетительницу принимают за свою.

В птичьей песенке наследуются интервалы, а сами звуки выучиваются

Юный самец зебровой амадины со своим приемным отцом, японской амадиной

Японские ученые создали экспериментальные условия, в которых птенцы зебровых амадин учились пению у своих приемных отцов другого вида — японских амадин, а также выявили группы нейронов, отвечающих на отдельные звуковые характеристики. Выяснилось, что у зебровых амадин наследуются не звуковые проявления, а специфический звуковой сценарий. А звуковое наполнение размеченных промежутков птенцы перенимают от родителей.

Найденный в янтаре оперенный хвост динозавра вряд ли годился для полета

Оперенный хвост динозавра

Ученые обнаружили в бирманском янтаре, богатом на включения животных мелового периода, мумифицированный скелет хвоста динозавра, покрытый перьями. Это первая находка динозавра, у которого перья непосредственно связаны со скелетом, причем структура перьев хорошо сохранилась. Наличие скелета позволило отнести обладателя перьев к группе целурозавров.

Европейская мышь и рыжая полевка не обмениваются блохами

Европейская лесная мышь

Многие опасные для человека болезни передаются грызунами, причем обычно возбудители переносятся сразу несколькими видами грызунов, обитающими на одной территории. В недавней статье показано, что в крови европейской лесной мыши и рыжей полевки встречаются разные наборы генетических линий одних и тех же видов бактерий из рода Bartonella, то есть смешивание при передаче от мыши к полевке и наоборот происходит редко, хотя те и другие обитают бок о бок в одном лесу.

Мальки рыб в океане держатся родственными стайками

Большеротый морской окунь (Sebastes diploproa)

Генетические тесты мальков морского окуня, выловленных в сентябре у берегов Орегона, показали, что после года пассивных скитаний в толще морских вод мальки не расплываются, обнаруживая высокую степень родства в конечной точке своего непредсказуемого путешествия. Это означает, что расселительная стадия жизни рыб, вопреки общепринятому мнению, имеет неслучайный характер.