У цыплят, как и у людей, мысленная числовая линия идет слева направо

Схема первого эксперимента

Рис. 1. Схема первого эксперимента. Цыпленка сначала обучали находить еду за пластинкой, на которой было нарисовано 5 квадратиков (A). Затем обученному цыпленку предлагали на выбор две одинаковых пластинки с двумя квадратиками. Цыпленок, как правило, шел к левой пластинке (B). Если же ему предлагали две пластинки с восемью квадратиками, он выбирал правую (C). Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Людям свойственно представлять количественную информацию в виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо. Многие млекопитающие и птицы способны эффективно обрабатывать информацию о количествах и совершать арифметические операции, однако о наличии у них мысленной числовой линии до сих пор имелись лишь косвенные данные. Элегантные эксперименты на цыплятах трехдневного возраста, проведенные итальянскими учеными, показали, что у цыплят, как и у людей, меньшие числа ассоциируются с левой стороной, а большие — с правой.

Не только люди (включая младенцев), но и многие другие животные умеют оценивать количественную информацию и даже решать арифметические задачи (см. ссылки в конце новости). Судя по всему, наши арифметические способности развились не на пустом месте, а на основе эволюционно древних, довербальных механизмов обработки количественных данных. Некоторые особенности работы этих механизмов на удивление сходны у людей и других животных. Например, всеобщими закономерностями являются «эффект дистанции» (чем сильнее различается число элементов в двух множествах, тем быстрее делается выбор между ними) и «эффект величины» (чем больше число, тем медленнее совершаются мысленные операции с ним, причем это справедливо для профессиональных математиков в той же мере, что и для детей или обезьян). Однако вопрос о том, действительно ли существуют универсальные (общие для разных животных) алгоритмы обработки количественных данных в мозге, пока еще далек от разрешения.

Характерной особенностью арифметического (количественного) мышления людей является склонность определенным образом располагать числа в мысленном пространстве: меньшие числа обычно помещаются слева, большие справа. Этот хорошо известный психологический феномен называют «мысленной числовой линией» (mental number line). Культура и воспитание могут влиять на направление этой линии: у людей, пишущих справа налево (например, у арабов) мысленная числовая линия тоже направлена справа налево, а у людей, одновременно использующих разные письменности (у израильтян), четкого направления выявить не удается. Однако эксперименты с новорожденными детьми показали, что склонность размещать числа или количества слева направо по мере возрастания, по-видимому, является врожденной. Например, показано, что семимесячные дети предпочитают картинки, на которых число объектов в множествах возрастает слева направо, тем, на которых оно возрастает справа налево (M. D. de Hevia et al., 2014. Human Infants' Preference for Left-to-Right Oriented Increasing Numerical Sequences).

Существует ли мысленная числовая линия у других животных? Результаты экспериментов на обезьянах, цыплятах и североамериканских ореховках согласуются с этим предположением. Животных сначала приучали выбирать определенную позицию (например, четвертую) в ряду одинаковых объектов, причем само животное находилось в конце ряда. Иными словами, нужно было отсчитать четвертый объект от себя. Затем обученному животному предлагали такой же ряд объектов, только повернутый на 90°, так что животное теперь видело ряд не с конца, а сбоку. Какой из объектов считать четвертым — четвертый слева или четвертый справа? Большинство животных в этой ситуации отсчитали четвертую позицию слева, хотя никаких разумных оснований для такого выбора у них не было (R. Rugani et al., 2010. Is it only humans that count from left to right?). Впрочем, эти результаты еще не доказывают существования у животных мысленной числовой линии. Их можно объяснить имеющимся у птиц и млекопитающих «перекосом» в распределении внимания, который проявляется, в частности, в том, что они чуть быстрее замечают то, что происходит слева от них, чем справа (см. pseudoneglect). Считается, что этот перекос связан с функциональной асимметрией левой и правой половин мозга, которая, по-видимому, является очень древней, фундаментальной особенностью мозга позвоночных.

Чтобы получить более убедительные доказательства того, что не только люди, но и птицы считают слева направо, итальянские психологи и нейробиологи провели серию простых и изящных экспериментов на цыплятах трехдневного возраста. В первом эксперименте каждого цыпленка сначала учили находить пищу за экраном, на котором было нарисовано 5 квадратиков. Затем цыпленку предлагали на выбор два одинаковых экрана либо с меньшим (2), либо с большим (8) числом квадратиков (рис. 1). Еды при этом не было ни за одним из экранов. Ученых интересовало, какой из двух одинаковых экранов цыпленок обследует первым. В полном соответствии с гипотезой о мысленной числовой линии, 70,7% цыплят в первом случае (когда демонстрировалось меньшее число) выбрали левый экран, а во втором 71,0% животных выбрали правый.

Во втором эксперименте «исходным» числом было 20, а затем цыплятам предлагали одинаковые экраны с 8 и 32 квадратиками (рис. 2). На этот раз из двух экранов с 8 квадратиками цыплята предпочли левый (что логично, поскольку 8 < 20), тогда как из двух экранов с 32 символами большей популярностью пользовался правый.

Схема второго эксперимента

Рис. 2. Схема второго эксперимента. Всё было так же, как в первом эксперименте (рис. 1), только вместо чисел 5, 2 и 8 использовались числа 20, 8 и 32. На этот раз из двух пластинок с восемью квадратиками цыплята выбирали левую. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Эти результаты показывают, что у цыплят, как и у людей, меньшие числа (или количества) ассоциируются с левой стороной, а большие — с правой. Таким образом, гипотеза о мысленной числовой линии получила весомое подтверждение. Авторы провели также серию дополнительных экспериментов, в которых они меняли или, наоборот, фиксировали такие параметры, как цвет символов, их суммарную площадь, суммарный периметр, а также общую площадь области, в пределах которой располагались символы. Эти эксперименты подтвердили, что ассоциация с левой или правой стороной существует только для количества символов («меньше» — слева, «больше» — справа), но не для перечисленных показателей.

Таким образом, не только у людей, но и у цыплят существует связь между представлениями о пространстве и числах (количествах). Меньшие величины и нам, и цыплятам кажется более естественным располагать слева, большие — справа.

Причины этой асимметрии еще предстоит выяснить. В конечном счете она, скорее всего, проистекает из функциональной асимметрии полушарий мозга. Может быть, дело тут в том, что левое полушарие (воспринимающее информацию о том, что происходит справа от нас) в большей степени склонно обрабатывать данные о положительных эмоциях, а правое — об отрицательных (N. Torro Alves et al., 2008. Models of brain asymmetry in emotional processing).

Рис. 3. Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда»

Рис. 3. Движение слева направо, по-видимому, легче ассоциируется у нас с чем-то хорошим, а в обратную сторону — с плохим. Возможно, в этом проявляется функциональная асимметрия полушарий, а именно склонность левого полушария обрабатывать информацию о положительных эмоциях, правого — об отрицательных. Картина А. А. Дейнеки «Оборона Петрограда» (1928 год, Москва, Центральный музей Вооружённых Сил и 1956 год, Москва, Третьяковская галерея)

И в лабораторных экспериментах, и в реальной жизни «больше» нередко означает «лучше». Как отмечает швейцарский нейропсихолог Пeтер Брюггер (Peter Brugger) в популярном синопсисе к обсуждаемой статье в Science, те же цыплята предпочитают кормушку, где много еды, кормушке где ее мало; они также охотнее следуют за большой компанией себе подобных, чем за маленькой. Предположение о том, что количественно оценивать положительные стимулы животным в целом приходится чаще, чем отрицательные, выглядит довольно правдоподобно. В таком случае, действительно, в ассоциации больших количеств с правой стороной пространства можно усмотреть определенную нейробиологическую логику.

Источник: Rosa Rugani, Giorgio Vallortigara, Konstantinos Priftis, Lucia Regolin. Number-space mapping in the newborn chick resembles humans’ mental number line // Science. 2015. V. 347. P. 534–536.

О математических способностях детей и животных см. также:
1) Математические способности детей проявляются уже в шестимесячном возрасте, «Элементы», 05.11.2013.
2) Можно ли вылечить дискалькулию?, «Элементы», 03.06.2011.
3) Математический язык муравьев пластичен, «Элементы», 02.05.2011.
4) Обезьяны умеют складывать числа в уме, «Элементы», 26.12.2007.
5) «Математический центр» мозга активен у детей, еще не умеющих считать, радио «Свобода», 16.04.2006.
6) З. А. Зорина, Мыслит не только человек, радио «Свобода», 14.04.2006.

Александр Марков


21
Показать комментарии (21)
Свернуть комментарии (21)

  • GaribalDI  | 02.02.2015 | 19:58 Ответить
    у левшей так же?
    Ответить
  • Rattus  | 02.02.2015 | 22:42 Ответить
    Это что же получается - у тех кто обучается в детстве письму на иврите или арабском - должно происходить извращение некоторых базовых представлений? Нет ли тут !7 it is ма?
    Ответить
    • новый учаcтник > Rattus | 03.02.2015 | 00:36 Ответить
      Вика говорит, что на арабском цифры в числе пишутся слева направо. То есть, надо понимать - в неизвращенном виде :)
      Ответить
      • dims > новый учаcтник | 05.02.2015 | 15:36 Ответить
        Это как? Араб пишет справа-налево, а потом, когда ему надо написать число, начинает писать слева-направо?

        Неправдоподобно.

        Возможно, арабы пишут числа справа-налево, но начиная с меньших цифр, в результате, когда они пишут 123, то пишут сначала 3, потом 2, потом 1, справа-налево, но в итоге получается то же расположение цифр, что и у нас (у нас числа "арабские" в обиходе).
        Ответить
    • polymerphysicist > Rattus | 03.02.2015 | 04:05 Ответить
      Евреи - это мелочи, из в мире практически нет.

      Иное дело китайцы, тысячелетиями писавшие сверху вниз справа налево.

      Вот пример их старинной таблицы не знаю уж чего:
      http://www.cut-the-knot.org/gifs/JinkoAbacus.jpg

      Обратите внимание на верхние иероглифы каждого блока: если смотреть справа налево, это цифры от 2 до 8 (в верхнем блоке) или 9 (в нижнем).

      На самом деле, это японский, но у них с китайцами одинаковая манера письма.

      Другой пример из китайского: круговой календарь. Надписи на нём сделаны так, что читать надо нижнюю часть календаря, а в верхней части значки перевёрнуты. Ну так вот, сектора ориентированы по часовой стрелке. То есть относительно того года, который сейчас рассматривается (расположенного внизу календаря) более поздний год находится слева.

      Вот схема китайского календаря, созданного в XIX веке, которую европеец снабдил поясняющими изображениями животных:
      http://www.onmarkproductions.com/assets/images/zodiac-chart-siebold.jpg

      Добавим греков и эфиопов, которые писали бустрофедоном, вспомним, что греки начинали писать справа налево.

      Ну ладно. Всегда можно сказать, что китайцы, японцы, семиты и греки - это азиаты, не оказавшие никакого влияния на мировую математику. Это будет грубейшим утрированием (особенно, про греков), но допустим.

      Проблема в том, что в большинстве европейских языков числовая линия может не совпадать не то что с пространственной линией "слева направо", но и с временной. Называя число, мы начинаем с больших слагаемых и заканчиваем меньшими: сто двадцать пять. Так было уже в те времена, когда греки только с пальмы слезли, а римляне и слезть не успели (аттическая система, VII век до н.э.), так продолжалось и после смены формата записи чисел у греков (ионийская система), и в римское время, так говорят славяне, романцы и большинство германцев.

      Можно возразить, что в первую очередь называют старшие разряды в силу их важности. Дескать, временная ось - это одно, а пространственная - совсем другое, потому что в пространстве можно расположить разряды по интуиции, невзирая на важность. Но это возражение (и вообще все эти рассуждения) ослабляются другими запутывающими фактами.

      Не во всех европейских языках сперва называется старший разряд. У немцев числа до сотни произносятся в порядке единицы-десятки. То же самое было у англичан несколько веков назад, вплоть по XIX век возраст называли "four and twenty", об этом напоминают слова типа seventeen (и прочие германские), семнадцать (и прочие славянские), но не романские и не финно-угорские.

      Я уже упоминал, что китайцы несколько тысяч лет писали сверху вниз справа налево. Казалось бы, если б важные разряды пихались в начало, то на абаках-суаньпанях (там как раз, как и следовало ожидать, вертикальные стержни) старшие разряды должны были бы быть справа. Смотрят-то справа налево, я уже давал ссылку на табличку. Ан нет, в китайских абаках старшие разряды слева. То есть у китайцев числа растут влево вне зависимости от того, ряды ли это разных чисел или разряды одного числа.

      На фоне этого утверждение статьи:
      > Людям свойственно представлять количественную информацию в
      > виде мысленной линии, вдоль которой числа возрастают слева направо
      представляется голословным.
      Ответить
  • napa3um  | 03.02.2015 | 16:20 Ответить
    Мне кажется, это врождённое поведенческое свойство каким-то образом следует из асиметрии тела (прежде всего, наверное, из расположения сердца как наиболее важного и древнего асиметричного образования "счетоводов"). Т.е., это поведение каким-то образом связано с фактором отбора, убивающим "неправильных счетоводов". Самая абстрактная ситуация, какую можно придумать, это выбор между двумя вариантами - обойти опасного врага слева или справа. Отбор способствовал закреплению перебора вариантов слева направо, т.к. в этом случае ранения в сердце были реже и потому менее летальными.

    Теперь мне кажется, что и правши потому более распространены - выгоднее правой рукой оперировать перед собой, отводя левую сторону тела назад, от потенциальной угрозы.
    Ответить
    • GaribalDI > napa3um | 04.02.2015 | 19:49 Ответить
      зато печень подставляешь
      Ответить
      • napa3um > GaribalDI | 04.02.2015 | 21:50 Ответить
        В своей гипотезе предположил вероятность летального исхода при повреждении сердца больше, чем от ранения в печень. Или ещё какаю-нибудь асиметрию тела, ставшей фактором отбора может быть и слабым, но достаточно долгим, чтобы закрепить адаптации под него. Больше этологичечских гипотез по "слева-направости" "счетоводов" предположить не могу.
        Ответить
        • GaribalDI > napa3um | 05.02.2015 | 00:14 Ответить
          впрочем, печень почти по центру, хотя ранения печени практически всегда смертельны без оказания довольно продвинутой медицинской помощи. в этом печень пожалуй даже более капризный орган, чем сердце.

          про асимметрию тела много гипотез, в том числе и таких, где предполагается случайное закрепление стороны для того или иного органа

          вот пятипалость тоже считается случайно закрепившимся признаком

          собственно по теме статьи: тоже считаю, что доказательства, да даже и сама гипотеза, существования этой мысленной числовой линии притянуты за уши. Не будучи участником эксперимента совершенно невозможно понять, что именно на самом деле тянуло цыплят в ту или иную сторону. Но не оставляют мысли, что там был еще фактор, оставшийся за кадром, и авторы о нем скорее всего осведомлены прекрасно...
          Ответить
  • dims  | 05.02.2015 | 15:30 Ответить
    ИМХО, опять спорное исследование "на грани фола".

    Порядок чисел, очевидно, связан с культурой. А культура, вероятно, связана с тем, как двигаются тени в точке зарождения культуры (вне тропиков, в северном полушарии, тени движутся слева-направо всегда, в тропиках, тени движутся разнонаправленно в зависимости от времени года).

    Тени напрямую повлияли на направление движения стрелок в механических часах, которые унаследовали это направление от часов солнечных, где стрелкой служит тень. Опосредованно это повляло, вероятно, и на направление письменности.

    Возможно, эксперимент был проведён нечисто и на испытуемых повлияла "ориентация" экспериментаторов.

    Кстати, а вот позиционная десятичная система счисления упорядочена справа налево ("арабские числа"), то есть, в числе 123 имеется 1 сотня, 2 десятка и 3 единицы.
    Ответить
  • usr256  | 06.02.2015 | 00:41 Ответить
    Я ничего не понимаю. Что логичного в том, что при предъявлении (2,2) цыплёнок выбирает левую пластинку? Почему это был ожидаемый результат?

    Объяснение "2 МЕНЬШЕ 5, поэтому надо идти налево" опровергается рассуждением "5 БОЛЬШЕ 2, поэтому надо идти направо". И лично мне второй вариант кажется куда более логичным - ведь цыплёнок приучен искать пятёрку, а не двойку. А пятёрку разумно искать правее двойки.

    Жду ответа.
    Ответить
    • Дремучий > usr256 | 07.02.2015 | 00:40 Ответить
      Ну в общем да. Если цыпленок приучен искать пятерку, то при предъявлении двух двоек он должен искать пятерку справа от правой двойки (при наличии у него в голове числовой оси, идущей слева направо) или в крайнем случае посередине между ними (справа от левой двойки). При предъявлении двух восьмёрок он должен искать пятерку левее левой восьмёрки (ну либо между ними, т.е. левее правой восьмёрки).

      Ну, в общем, стало совсем очевидно, что статья недостоверно конъюнктурна и фальсифицирована от замысла до исполнения.
      Ответить
      • usr256 > Дремучий | 07.02.2015 | 20:08 Ответить
        Я провёл эксперимент на детях, у которых точно есть представление о числовой оси, идущей слева направо. Из 8 человек, успешно прошедших этап обучения (всего участников было 11), 6 человек выбрали левую двойку и 2 человека - правую. То есть результаты согласуются с тем, что написано в статье. В ближайшее время проведу эксперимент с двумя восьмёрками.
        Ответить
        • Дремучий > usr256 | 08.02.2015 | 00:57 Ответить
          В любом случае это ничего не меняет, потому что результат по-прежнему можно трактовать двояко.
          1) у детей есть внутреннее чувство числовой оси, идущей слева направо, поэтому они идут к двойке налево, потому что сравнивают её с пятеркой в уме, а двойка находится левее пятерки на оси.
          2) у детей есть внутреннее чувство числовой оси, идущей справа налево, поэтому они идут к двойке налево, потому что левая двойка находится ближе к искомой пятерке, расположенной левее двойки на оси.
          Какая из этих двух гипотез более "естественная" - неочевидно.
          Т.е. эксперимент как минимум надо модифицировать или расширить, чтобы различить эти два случая. Если у детей можно спросить, почему они идут налево (хотя вряд ли кто-то из них сможет объяснить, да и не факт, что их объяснение является действительной причиной), то с цыплятами совсем плохо. Мне кажется, что если цыплята научены получать вознаграждение за нахождение пятерки, то должны как раз заниматься поиском пятерки или места, где эта пятерка могла бы с большей вероятностью быть. Поэтому они идут, допустим - пусть эксперимент честный, к левой двойке, потому что ожидают найти там или рядом с тем местом пятерку. Т.е. они именно ищут пятерку, а не двойку. Это более "естественное" предположение, чем то, которое сделали авторы. Предположение авторов сводится к тому, что цыплята ищут двойку (а она слева от пятерки), а не пятерку. Но почему цыплята ищут двойку, если научены искать пятерку? Это не кажется естественным. Поэтому, если исходить из предположения, что цыплята занимаются поиском пятерки, а не двойки, то из результатов эксперимента следует ось справа налево у цыплят, а не наоборот.

          А может пятерка вообще здесь не причем, и даже без обучения все пойдут к двойке налево, а к восьмёрке направо? Была ли в эксперименте авторов контрольная группа? А может имеет значение порядок: в статье сначала показывали двойки, а потом восьмёрки. А если сначала восьмёрки, а потом двойки? А если вообще два чистых листа? А если две пятёрки? У обученных и в контрольной группе? А если обучать пятерке, а заставить ходить потом к восьмеркам и к одиннадцати, то куда пойдут? А если предлагать не два одинаковых числа в каждом забеге, а разные: допустим обучить пятерке, а предоставить двойку слева и восьмёрку справа, потом наоборот, потом 8 и 11, потом 11 и 8, потом 1 и 3, потом 3 и 1?
          Ответить
          • usr256 > Дремучий | 10.02.2015 | 05:05 Ответить
            Эксперимент с предъявлением двух восьмёрок не показал ожидаемого результата. Дети, наученные искать 5, выбирали левую цифру 8 примерно с той же вероятностью, что и правую.

            Вашу гипотезу (2) можно уверено отбросить. Дети, с которыми я проводил эксперимент, не совсем маленькие, а 3-4 класс. У них точно есть представление, что числа идут слева направо.

            "в статье сначала показывали двойки, а потом восьмёрки"

            Я почти уверен, что двойки и восьмерки демонстрировались разным непересекающимся группам цыплят. Иначе это уже не были бы независимые опыты.
            Ответить
            • Дремучий > usr256 | 11.02.2015 | 01:44 Ответить
              Ни гипотезу 2, ни какие-то иные объяснения (если они существуют или кем-то будут предложены) отбросить нельзя до тех пор, пока они экспериментально не отвергнуты. Иначе это будет просто ваше или моё мнение, рассуждение, а не доказанный результат.

              Это дети так считают, что у них есть ось слева направо. Так ли считает их мозг на уровне бессознательного, неизвестно.

              Но не надо думать, что я сам верю в гипотезу 2: я в неё не верю. Но я так же не верю и в гипотезу 1. Я вообще считаю, что опыты проведены тенденциозно, и на слабой теоретической базе. А также чисто технически проведены неграмотно, например, не исследованы некоторые возможные объяснения поведения птенцов, не было контрольных групп и т.д. Причем некоторые из проверочных экспериментов лежат прямо на поверхности.

              > Я почти уверен, что двойки и восьмерки демонстрировались разным непересекающимся группам цыплят. Иначе это уже не были бы независимые опыты.

              Неизвестно, что лучше. Вообще-то, если гипотеза авторов верна, то и на одной группе цыплят и на разных должны бы наблюдать сходную картину. Впрочем, это утверждение тоже надо экспериментально проверять. Лишнее доказательство того, что сумбурно проведенный эксперимент выдаёт сумбурные результаты.

              Ну а что касается ваших опытов с детьми, то самое вероятное объяснение в вашем случае (с учетом объединения результатов и первого, и второго эксперимента) - зависимость отсутствует. Скорее всего, в первом опыте вы наблюдали случайный выброс результатов, но дальнейшее увеличение выборки привело данные к ожидаемому срединному значению.

              В конце концов погрешность ваших цифр (6:2) в первом опыте можно грубо оценить по порядку величины как квадратный корень из шестерки и из двойки (или из восьмёрки - общего числа участников). Причем эта оценка тем вернее, чем ближе к истине утверждение, что имеем статистически недостоверно наблюдаемое различие и выбор слева-справа полностью случаен. Т.е. реально там где у вас "выпала 6" вы могли наблюдать числа в диапазоне [3.55;8.45] - ширина 1 сигма, а там где двойка - [0.59;3.41] Эти диапазоны можно считать пересекающимися для столь небольшой выборки и того грубого метода оценки погрешности, какой здесь применен, и всего для одной сигмы доверительной вероятности. Если же взять хотя бы три сигмы достоверности, то это вообще становятся совпадающие диапазоны. Иными словами, на такой выборке 6<=2 с вероятностью ок.33% (т.к. как раз диапазоны касаются друг друга в районе 1-ой сигмы, т.е. несмотря на то, что мы видим, что налево идут 6, а направо - 2 ребенка, на самом деле остаётся 33% вероятность, что реальная закономерность противоположна наблюдаемой в этом эксперименте либо отсутствует). Это слишком много, чтобы признать ваш результат достоверным. Но, конечно, это совсем не критика в ваш адрес, а просто попытка осмыслить то, что вы с таким трудом продемонстрировали.
              Ответить
              • usr256 > Дремучий | 11.02.2015 | 16:22 Ответить
                Я не претендую на статистическую достоверность. Провожу эти эксперименты чисто из любопытства.
                Провёл ещё один опыт на 15 детях, обученных искать число 11. При предъявлении двух восьмёрок 9 выбрали левую, 6 - правую.
                Ответить
                • usr256 > usr256 | 12.02.2015 | 05:17 Ответить
                  Ещё один опыт. 9 детей были обучены искать цифру 6. Из двух цифр 8 левую выбрали 6, правую 3. Такие дела.
                  Ответить
                  • GaribalDI > usr256 | 13.02.2015 | 22:00 Ответить
                    хватит фантазировать
                    Ответить
                    • usr256 > GaribalDI | 17.02.2015 | 00:02 Ответить
                      Зачем бы мне фантазировать? Говорю как есть.
                      Ответить
    • Coyro > usr256 | 17.02.2015 | 16:20 Ответить
      Логика, как понимаю, следующая: "двойка слева" является элементом "оси слева направо", и на основании этого ассоциируется с пятёркой и едой.
      Тогда как "двойка справа" таким элементом не идентифицируется и с едой ассоциируется меньше.
      Ответить
Написать комментарий


Элементы

© 2005-2017 «Элементы»