Популярные синопсисы

По статье:
Д. Б. Гелашвили, Д. И. Иудин, Г. С. Розенберг, В. Н. Якимов
Степенной характер накопления видового богатства как проявление фрактальной структуры биоценоза

Том 68, 2007. № 3, Май-Июнь, Стр. 170–179

Василий Якимов

Сообщества живых организмов похожи на фракталы

Фракталы выглядят завораживающе – в этом их несомненное сходство с живыми объектами (изображение с сайта http://upload.wikimedia.org).

Биологические сообщества по некоторым признакам сходны с фракталами – геометрическими объектами, главной чертой которых является независимость свойств от масштаба рассмотрения. Фрактальность сообществ проявляется как в их пространственной структуре, так и в степенном характере зависимости видового разнообразия от числа попавших в выборку особей.

До середины прошлого века в математике и естественных науках в целом господствовал «аналитический» подход, когда все объекты представляются простыми математическими абстракциями типа гладкой линии, конуса, шара, поверхности... С течением времени ученые столкнулись с необходимостью описания множества сильно разнородных объектов, втиснуть которые в «аналитическую» парадигму оказалось очень непростой задачей. На этой основе был разработан альтернативный – фрактальный -– подход. Создателем этого подхода является Бенуа Мандельброт (редчайший в современной науке случай, когда создание целого обширнейшего направления можно связать с именем одного ученого), а выход его книги «Фрактальная геометрия природы» в 1982 году можно считать знаковой для науки конца прошлого века датой. Именно после выхода этой книги «открылись глаза» у огромного числа исследователей из самых различных отраслей наук. Начался своего рода фрактальный бум, продолжающийся до сих пор...

Со временем фрактальная идеология стала проникать и в экологию. Первые ее применения связаны с описанием пространственной сложности тех или иных биотопов. Выяснилось, что фрактальной структурой обладают горы, долины, речные системы, почва, рифы... Фрактальная геометрия оказалась удобным инструментом для описания биотопов.

Затем встал вопрос о фрактальности распределения отдельных видов. Суть фрактальной модели сводится к тому, что агрегированность особей принимается статистически однородной при различных масштабах рассмотрения. Например, ареал вида разбивается на несколько участков обитания, те, в свою очередь, состоят из ряда более мелких местообитаний, в пределах которых выделяются скопления особей и т.д. Это чисто геометрическая модель, совершенно естественно и наглядно демонстрирующая фрактальность и самоподобие. Впервые она появилась в начале 1990-х годов в контексте дискуссии об описании территориальных участков животных. В конце того же десятилетия появились попытки применения фрактальной модели на уровне, сопоставимом с ареалами отдельных видов. В частности, подробному анализу подверглись атласы флоры Великобритании, Голландии, атлас распространения птиц центральной Европы. Применение фрактальной модели дало обнадеживающие результаты.

Логичным продолжением этой линии «фрактализации» экологии стало появление представлений о фрактальности и самоподобии фундаментального объекта экологии – биологического сообщества. При этом довольно быстро выяснилось, что экологи на протяжении уже примерно столетия использовали элементы математического аппарата, используемого фрактальной геометрией. В частности, свойство самоподобия фрактального объекта проявляется в виде степенной зависимости числа структурных элементов от масштаба. Применительно к биологическому сообществу элементарными «кирпичиками», его составляющими, будут отдельные виды. А в качестве масштаба естественным образом можно рассматривать площадь. Зависимость видового богатства (числа составляющих сообщество видов) от площади – одна из самых обсуждаемых проблем экологии на протяжении всей ее (экологии) истории. И самой распространенной математической моделью для описания этой зависимости является именно степенной закон. Один этот факт дает основание считать биологическое сообщество фракталом, а показатель, характеризующий скорость накопления видового богатства при росте площади, – фрактальной размерностью. В явном виде эта идея была озвучена в 1999 году группой американских исследователей, возглавляемой Джоном Харте.

Графики накопления видового богатства в натуральных (а, в, д) и билогарифмических (б, г, е) координатах. По горизонтальной оси – число особей в выборке. По вертикальной оси – число попавших в выборку видов. а, б – зоопланктоценозы (сообщества планктонных животных) Чебоксарского водохранилища. в, г – зообентоценозы (сообщества донных животных) малых озер г. Нижнего Новгорода. д, е – сообщества почвенных клещей г. Нижнего Новгорода

В дальнейшем выяснилось, что самоподобие структуры биологического сообщества может проявляться не только в его пространственном распределении. Дело в том, что проблема накопления видового богатства имеет и непространственный аспект. В практическом плане наиболее распространенным способом получения эмпирических данных является выборочный метод. Он подразумевает изъятие выборок из того или иного изучаемого сообщества с целью получения информации о его видовом составе, видовой структуре, разнообразии и других характеристиках. Использование выборочного метода сопряжено с множеством серьезных проблем при интерпретации материала: какова репрезентативность полученных выборок; каков должен быть объем выборки (или, что то же, сколько проб необходимо отобрать) для адекватной характеристики структуры сообщества; как сравнивать между собой выборки различного размера? Одним из подходов к разрешению такого рода проблем служит использование так называемых кривых накопления видов. Кривая накопления видов строится как зависимость видового богатства от накопленного выборочного усилия (это может быть число отобранных особей, число отработанных ловушкосуток, объем процеженной воды и т.д.). Выборочное усилие в этом случае можно считать мерой масштаба, и тогда кривая накопления видов становится аналогом зависимости видового богатства от площади. Если она также описывается степенным законом, то и в непространственном аспекте можно говорить о самоподобии и фрактальности структуры биологического сообщества.

И действительно, степенная зависимость применяется для формализации кривых накопления видов. А один из крупнейших экологов ушедшего века Рамон Маргалеф в явном виде отождествил показатель степени, описывающий зависимость числа видов от числа особей, с фрактальной размерностью.

В качестве иллюстрации этого положения в статье рассмотрен характер накопления видового богатства от числа особей для гидробиоценозов (на основе данных по зоопланктону Чебоксарского водохранилища и макрозообентосу городских озер Нижнего Новгорода) и наземного сообщества (на основе данных по группе орибатидных клещей парков Нижнего Новгорода и окрестностей).

См. также: Распределение организмов по морскому дну проявляет фрактальные свойства

Еще по темам: Экология
Г. Н. Копцик, С. В. Копцик, И. Е. Смирнова, А. Д. Кудрявцева, К. А. Турбабина
Стр. 145–163
Резюме. Abstract
Синопсис: Реакция лесных экосистем на сокращение атмосферных промышленных выбросов в Кольской Субарктике
B. И. Приходько
Разделение видов по критерию территориальности в сообществах парнокопытных: гипотеза ольфакторного исключения
Стр. 3–15
Резюме. Abstract
Синопсис: Разделение ниш в сообществе парнокопытных: концепция запахового исключения
C. Б. Розенфельд, И. С. Шереметьев
Стр. 16–37
Резюме. Abstract
Синопсис: Арктические гуси (Anser) и казарки (Branta) Евразии: анализ факторов динамики численности и ареалов
В. В. Акатов, Т. В. Акатова, Т. Г. Ескина, Ю. С. Загурная, Н. М. Сазонец, С. Г. Чефранов
Эффект компенсации плотностью в маловидовых растительных сообществах материковых территорий (на примере Западного Кавказа)
Стр. 38–53
Ш. Р. Абдуллин, В. Б. Багмет
Миксотрофия цианобактерий и водорослей в условиях пещер
Стр. 54–62
Резюме. Abstract
Синопсис: Диета цианобактерий и водорослей в условиях пещер
Г. С. Розенберг
На книгу Никольского А.А. "Великие идеи великих экологов: история ключевых концепций в экологии"
Стр. 493–496

A. В. Друзяка
Уменьшение разнообразия индивидуальных программ заселения колонии у озерных чаек (Larus ridibundus) ведет к снижению репродуктивного успеха
Стр. 339–354
Резюме. Abstract
Синопсис: В тесноте, да не в обиде
А. С. Северцов, А. В. Шубкина
Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Стр. 355–368
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Л. В. Недорезов
О зависимости числа столкновений особей от плотности популяции: есть ли основания для классических моделей популяционной динамики?
Стр. 369–376
B. Р. Алексеев, Т. И. Казанцева
Роль хеморецепции в формировании устойчивой популяции Daphnia longispina (модельные эксперименты)
Стр. 377–389
Синопсис: Поведение дафний оценили математически
К. С. Ткаченко
Коралловые рифы перед экологическими угрозами XXI века
Стр. 390–414
Синопсис: Коралловые рифы перед экологическими угрозами XXI века
B. Г. Суховольский, В. И. Пономарев, Г. И. Соколов, О. В. Тарасова, П. А. Красноперова
Непарный шелкопряд Lymantria dispar L. на Южном Урале: особенности популяционной динамики и моделирование
Стр. 179–194
Резюме. Abstract
Синопсис: Быстрое восстановление растений способствует формированию массовых перманентных вспышек насекомых-вредителей
C. П. Васфилов
Влияние параметров фотосинтеза на продолжительность жизни листа
Стр. 225–243
Резюме. Abstract
Синопсис: Продолжительность жизни листа, как следствие функционирования фотосинтеза
Д. Г. Замолодчиков
СО2-газообмен тундр острова Вайгач в нетипично теплый и сухой вегетационный сезон
Стр. 83–98
Резюме. Abstract
Синопсис: Дышите, не дышите: смещение углеродного баланса тундр зависит от дыхания почвы
А. А. Каспарсон
Стр. 111–125
Резюме. Abstract
Синопсис: Оценка силы воздействия на популяцию со стороны ресурса и хищника: обзор методов
Д. О. Логофет, О. И. Евстигнеев, А. А. Алейников, А. О. Морозова
Сукцессия, вызванная жизнедеятельностью бобра (Саstor fiber L.): II. Уточненная марковская модель
Стр. 126–145
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, Р. М. Хазиахметов
На книгу Розенберга Г.С. "Введение в теоретическую экологию"
Стр. 173–175

Ф. Е. Четвериков
Эволюционная пластичность высокоспециализированных организмов на примере эриофиоидей (Acariformes: Eriophyoidea)
Стр. 15–25
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, что могут узкие специалисты
С. В. Будаев, В. Н. Михеев, Д. С. Павлов
Индивидуальные различия поведения и механизмы экологической дифференциации на примере рыб
Стр. 26–47
Резюме. Abstract
Синопсис: Разнообразие в поведении отдельных рыб обеспечивает экологическую пластичность всей популяции
Г. Н. Копцик, М. С. Кадулин, А. И. Захарова
Влияние техногенного загрязнения на эмиссию диоксида углерода почвами в Кольской Субарктике
Стр. 48–62
Резюме. Abstract
Синопсис: Влияние техногенного загрязнения на выделение углекислого газа почвами в Кольской Субарктике
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова
Концепция растительного сообщества: история и современное состояние
Стр. 63–76
О. Ю. Конева
В популяции моллюсков Lymnaea stagnalis из радиационно-неблагополучною региона обнаружено двукратное увеличение содержания ДНК в гемоцитах
Стр. 466–477
Резюме. Abstract
Синопсис: «Кометы» и улитки могут указывать на повышение радиационной нагрузки
В. Б. Мартыненко, П. С. Широких, Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова
Синтаксономический анализ восстановительных сукцессии после вырубки светлохвойных лесов Южно-Уральского региона
Стр. 478–490
А. А. Лисовский, Е. В. Оболенская
Исследование ареалов мелких млекопитающих юго-восточного Забайкалья методом моделирования экологической ниши
Стр. 353–371
Резюме. Abstract
Синопсис: Ареалы млекопитающих можно оценить по спутниковым данным
О. В. Кривенко. А. В. Пархоменко
Восходящий и регенерационный потоки неорганических соединений азота и фосфора в глубоководной области Чёрного моря
Стр. 394–408
О. В. Бурский, Е. Ю. Демидова, А. А. Морковин
Динамика популяций дроздов и разделение сезонных ресурсов
Стр. 287–301
Резюме. Abstract
Синопсис: Сезонные изменения численности популяций дроздов привязаны к колебаниям кормовых ресурсов
A. В. Почикалов, Д. В. Карелин
Окологодичные наблюдения за разложением опада тундровых растений через потерю массы и эмиссию СО2: роль биотических и абиотических факторов, сезонов года, биотопа и пространственно-временного масштаба
Стр. 163–181
Резюме. Abstract
Синопсис: Диалектика распада или как масштаб меняет выводы
B. В. Гаврилов
Преимущества и недостатки межвидовых ассоциаций мигрирующих северных куликов (Charadrii, Aves)
Стр. 204–213
Резюме. Abstract
Синопсис: Если с другом вышел в путь, веселей дорога?
М. С. Пермогорский
Нетранзитивность конкурентных отношений видов в биотических сообществах
Стр. 226–233
Резюме. Abstract
Синопсис: «Камень-ножницы-бумага» или еще раз о логике и математике в экологии
А. И. Копылов, А. В. Романенко, Е. А. Заботкина, Н. М. Минеева, И. Н. Крылова, Т. С. Масленникова
Стр. 234–244
Резюме. Abstract
Синопсис: Пикоцианобактерии в эвтрофных водохранилищах Средней Волги: численность, продукция, вирусная инфекция
Д. О. Логофет, О. И. Евстигнеев, А. А. Алейников, А. О. Морозова
Сукцессия, вызванная жизнедеятельностью бобра (Castor fiber L.): I. Уроки калибровки простой марковской модели
Стр. 95–103
И. А. Барышев
Факторы формирования сообществ макрозообентоса каменистых порогов и перекатов водотоков восточной Фенноскандии
Стр. 124–131
Резюме. Abstract
Синопсис: Лучше всего, когда сытно и тепло
И. С. Шереметьев, С. Б. Розенфельд, Т. П. Сипко, А. Р. Груздев
Вымирание крупных травоядных млекопитающих: нишевые параметры сосуществующих в изоляции овцебыка Ovibos moschatus и северного оленя Rangifer tarandus
Стр. 62–73
Резюме. Abstract
Синопсис: Климат vs человек: победа за северным оленем
В. Р. Алексеев
Ламперт В. Daphnia: история модельного организма для экологии и эволюции. 2011. 250 с.
Стр. 74–76
A. В. Олескин
Сетевые структуры в биосистемах
Стр. 112–138
Ж. А. Черняев
Стр. 152–164
Резюме. Abstract
Синопсис: Особенности эмбрионального развития сиговых рыб (Coregonidae) как представителей «пагофильной» экологической группы размножения
Д. В. Карелин, Д. Г. Замолодчиков, Н. В. Зукерт, О. В. Честных, А. В. Почикалов, Г. Н. Краев
Стр. 3–22
Резюме. Abstract
Синопсис: Межгодовые изменения ФАР и влажности почвы в теплый сезон могут быть важнее для направления годового углеродного баланса в тундрах, чем колебания температуры
Л. В. Недорезов
Временная изменчивость в коэффициентах модели: пример Bupalus piniarius
Стр. 34–42
Е. А. Ванисова, А. А. Никольский
Стр. 403–417
Резюме. Abstract
Синопсис: Биологическое сигнальное поле млекопитающих (к 110-летию со дня рождения профессора Н.П. Наумова)
В. В. Галицкий
Динамика биомассы ветвей высших порядков дерева. Модельный анализ
Стр. 442–452
Л. В. Ильяш, Л. С. Житина, В. А. Кудрявцева, И. А. Мельников
Стр. 459–470
Резюме. Abstract
Синопсис: Сезонная динамика видового состава и биомассы водорослей в прибрежных льдах Кандалакшского залива Белого моря
А. С. Северцов
Соотношение фундаментальной и реализованной экологических ниш
Стр. 323–333
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова, В. Б. Мартыненко
На книгу Бобровского М.В. “Лесные почвы Европейской России: биотические и антропогенные факторы формирования”
Стр. 396–400
М. И. Чепраков, С. Б. Ракитин
Взаимосвязь между уровнем хромосомных аберраций и демографическими параметрами
Стр. 253–258
Резюме. Abstract
Синопсис: Взаимосвязь между уровнем хромосомных аберраций и демографическими параметрами
Б. М. Миркин, С. М. Ямалов, Л. Г. Наумова, А. В. Баянов, Н. М. Сайфуллина
Вклад синтаксономии в изучение динамики растительности
Стр. 271–283
А. Б. Савинов
Аутоценоз и демоценоз как симбиотические системы и биологические категории1
Стр. 284–301
Ю. А. Злобин
На книгу Лукаш А. В. и Андриенко Т. Л. Редкие и охраняемые растения Полесья (Польша, Беларусь, Украина, Россия)
Стр. 318–320
В. М. Гаврилов
Экологические, функциональные и термодинамические предпосылки и следствия возникновения и развития гомойотермии на примере исследования энергетики птиц
Стр. 88–113
Синопсис: Теплокровность: предпосылки и следствия
М. В. Винарский
Географическая изменчивость пресноводных моллюсков
Стр. 125–137
Синопсис: Географическая изменчивость пресноводных моллюсков
Н. А. Проворов, Н. И. Воробьев
Коэволюция партнеров и целостность симбиотических систем
Стр. 21–36
Синопсис: Согласованность партнеров укрепляет симбиоз
Е. А. Новиков, В. В. Панов, М. П. Мошкин
Плотностно-зависимые механизмы регуляции численности популяций красной полевки (Myodes rutilus) в оптимальных и субоптимальных местообитаниях юга Западной Сибири
Стр. 49–58
Резюме. Abstract
Синопсис: Излишняя теснота мешает размножаться красным полевкам
Е. Л. Завьялов, Л. А. Герлинская, М. П. Мошкин
Факторы стресса в локальной популяции водяных полевок
Стр. 59–69
Резюме. Abstract
Синопсис: Водяные полевки в погоне за дефицитом
Л. В. Недорезов
Анализ циклических колебаний серой лиственничной листовертки с помощью дискретных динамических моделей
Стр. 83–92
B. В. Акатов, А. Г. Перевозов
Связь между уровнем доминирования и локальным видовым богатством: анализ причин на примере сообществ деревьев и птиц Западного Кавказа
Стр. 111–126
Резюме. Abstract
Синопсис: Видовое богатство зависит от структуры сообщества
М.В. Чертопруд
Разнообразие и классификация реофильных сообществ макробентоса средней полосы Европейской России
Стр. 51–73
Резюме. Abstract
Синопсис: Прогулки натуралиста по ручьм и речкам средней полосы России.
Ю.Г. Пузаченко, А.С. Желтухин, Р.Б. Сандлерский
Анализ пространственно-временной динамики экологической ниши на примере популяции лесной куницы (Martes martes)
Стр. 467–487
A.M. Гиляров
В поисках универсальных закономерностей организации сообществ: прогресс на пути нейтрализма
Стр. 386–401
Резюме. Abstract
Синопсис: Гипотеза нейтрализма позволяет по-новому взглянуть на устройство сообществ
Е.А. Криксунов, А.Е. Бобырев, В.А. Бурменский
Обеспеченность ресурсами и ее роль в развитии инвазионных процессов
Стр. 436–451
С. В. Галкин
Структура и география гидротермальных сообществ Мирового океана
Стр. 205–218
Синопсис: Ландшафт гидротермальных источников в контексте Мирового океана
В.К. Шитиков, Т.Д. Зинченко, Э.В. Абросимова
Стр. 256–267
Резюме. Abstract
Синопсис: Непараметрические методы сравнительной оценки видового разнообразия речных сообществ макрозообентоса
Б.М. Миркин, В.Б. Мартыненко, П.С. Широких, Л.Г. Наумова
Анализ факторов, определяющих видовое богатство сообществ лесов Южного Урала
Стр. 131–143
Синопсис: Видовое богатство лесов Южного Урала
М.В. Чертопруд
Биогеографическое районирование пресных вод Евразии по фауне макробентоса
Стр. 144–162
Синопсис: Новые биогеографические схемы или назад к Старобогатову
М.П. Солнцева, К.П. Глазунова
Влияние промышленного и транспортного загрязнения среды на репродукцию семенных растений
Стр. 163–175
Резюме. Abstract
Синопсис: Загрязняющие вещества снижают продуктивность растений
К.А. Байтимирова, В.П. Мамина, О.А. Жигальский
Размножение европейской рыжей полевки (Myodes glareolus: Rodentia) в условиях естественных геохимических аномалий
Стр. 176–187
Синопсис: Размножиться, чтобы выжить
Д.О. Логофет
Свирежевский принцип замещения и матричные модели динамики популяций со сложной структурой
Стр. 30–40
Резюме. Abstract
Синопсис: Как оценить потенциал роста популяции?
А.С. Исаев, В.Г. Суховольский, А.И. Бузыкин, Т.М. Овчинникова
Сукцессии в лесных ценозах: модель фазового перехода второго рода
Стр. 451–458
Резюме. Abstract
Синопсис: Когда в лесу меняются деревья
В. В. Халаман
Обрастания: терминология и определения
Стр. 495–503
Синопсис: Население обрастаний в морях
Е.В. Балушкина, С.М. Голубков, М.С. Голубков, Л.Ф. Литвинчук, Н.В. Шадрин
Влияние абиотических и биотических факторов на структурно-функциональную организацию экосистем соленых озер Крыма
Стр. 504–514
Синопсис: Изменчивая жизнь соленых озер
В. В. Акатов, Т. В. Акатова, С. Г. Чефранов, А. Е. Шадже
Уровень полночленности и потенциал инвазибельности растительных сообществ: гипотеза соотношения видовых фондов
Стр. 328–340
Синопсис: Гостеприимство фитоценозов
В. Б. Вербицкий, Н. А. Березина
Тепловая и соленостная устойчивость эврибионтного бокоплава Gmelinoides fasciatus (Stebbing) при разных условиях акклимации
Стр. 249–256
Резюме. Abstract
Синопсис: Почему байкальский рачок оккупирует европейские водоемы?
М. Г. Садовский, М. Ю. Сенашова, К. А. Куришкова
Простейшая модель пространственного поведения особей, реализующих рефлексивные стратегии
Стр. 99–109
Резюме. Abstract
Синопсис: Судьба сообщества зависит от способности особей предвидеть чужие поступки
Р. Б. Сандлерский, Ю. Г. Пузаченко
Термодинамика биогеоценозов на основе дистанционной информации
Стр. 121–142
Резюме. Abstract
Синопсис: Термодинамика биоценозов: взгляд из космоса
О. П. Дубовская
Не связанная с хищниками смертность планктонных ракообразных, ее возможные причины (обзор литературы)
Стр. 168–192
Синопсис: Естественная смерть планктона
Д. В. Тихоненков, Ю. А. Мазей
Пространственная структура сообщества гетеротрофных жгутиконосцев сфагнового болота
Стр. 78–93
Синопсис: Микрокосмос в сфагновом болоте
Н. Н. Сущик
Роль незаменимых жирных кислот в трофометаболических взаимодействиях в пресноводных экосистемах (обзор)
Стр. 299–316
Синопсис: Пресные водоемы – источник незаменимых жирных кислот
B. С. Фридман, Г. С. Ерёмкин, Н. Ю. Захарова-Кубарева
Урбанизация "диких" видов птиц: трансформация популяционных систем или адаптация особей?
Стр. 207–219
Резюме. Abstract
Синопсис: Как дикие птицы становятся горожанами
А. С. Исаев, В. Г. Суховольский, Т. М. Овчинникова
Феноменологические модели роста лесных насаждений
Стр. 3–9
Резюме. Abstract
Синопсис: Рост лесов можно прогнозировать точнее
B. Б. Вербицкий
Понятие экологического оптимума и его определение у пресноводных пойкилотермных животных
Стр. 44–56
Резюме. Abstract
Синопсис: Оптимальные условия не должны быть постоянными
Д. В. Тихоненков, Ю. А. Мазей, Е. А. Ембулаева
Деградационная сукцессия сообщества гетеротрофных жгутиконосцев в микрокосмах
Стр. 57–64
Резюме. Abstract
Синопсис: Взлет и падение сообщества жгутиконосцев в пяти миллилитрах воды
М. В. Чертопруд
Структурная изменчивость литореофильных сообществ макробентоса
Стр. 424–434
Резюме. Abstract
Синопсис: Сообщества обитателей рек и ручьев с трудом поддаются классификации
Б. М. Миркин, С. М. Ямалов, Л. Г. Наумова
Синантропные растительные сообщества: модели организации и особенности классификации
Стр. 435–443
Резюме. Abstract
Синопсис: «Что вижу, то пою» в геоботанике
Т. В. Нестеренко, А. А. Тихомиров, В. Н. Шихов
Индукция флуоресценции хлорофилла и оценка устойчивости растений к неблагоприятным воздействиям
Стр. 444–458
Резюме. Abstract
Синопсис: По свечению растений можно судить об их самочувствии
О. А. Жигальский
Пространственно-временные взаимоотношения трех симпатрических видов полевок (Mammalia: Rodentia) на Южном Урале
Стр. 468–478
Синопсис: Полевки договорились по-хорошему
Е. А. Северцова, А. С. Северцов
Механизмы адаптационной регуляции эмбриогенеза бесхвостных амфибий, обитающих в условиях антропогенного загрязнения водоемов
Стр. 323–331
Резюме. Abstract
Синопсис: Московские лягушки приспособились к загрязнению
А. И. Копылов, Д. Б. Косолапов, А. В. Романенко, А. В. Крылов, Л. Г. Корнева, Е. С. Гусев
Микробная «петля» в планктонных сообществах озер разного трофического статуса
Стр. 350–360
Резюме. Abstract
Синопсис: Сколько в озере бактерий?
К. П. Глазунова, Г. М. Длусский
Связь между строением цветков и составом опылителей у некоторых ворсянковых (Dipsacaceae) и сложноцветных (Asteraceae) с внешне сходными соцветиями-антодиями
Стр. 361–378
Синопсис: Конкуренция среди лиловых цветов
К. А. Роговин, М. П. Мошкин
Авторегуляция численности в популяциях млекопитающих и стресс (штрихи к давно написанной картине)
Стр. 244–267
Резюме. Abstract
Синопсис: Стресс как регулятор численности популяций
Е. А. Новиков
Экономия ресурсов как основа адаптации обыкновенной слепушонки (Ellobius talpinus: Rodentia) к подземному образу жизни
Стр. 268–277
Синопсис: Подземная жизнь требует экономии
Л. А. Герлинская, Ю. А. Фролова, Е. Ю. Кондратюк, М. П. Мошкин
Затраты на маркировку и репродуктивный успех у самцов мышей лабораторной линии ICR
Стр. 296–306
Резюме. Abstract
Синопсис: Владение земельной собственностью снижает плодовитость
A. И. Азовский, И. В. Бурковский, М. Ю. Колобов, Н. В. Кучерук. М. А. Сабурова, Ф. В. Сапожников, А. А. Удалов, М. В. Чертопруд
О самоподобном характере пространственной структуры сообществ литорального макро- и микробентоса
Стр. 180–194
Резюме. Abstract
Синопсис: Распределение организмов по морскому дну проявляет фрактальные свойства
Е. В. Запара, Т. А. Белевич, Л. В. Ильяш
Структура сообщества и конкурентные отношения между планктонными водорослями Белого моря при разных источниках азота
Стр. 195–204
Резюме. Abstract
Синопсис: Структура сообщества одноклеточных водорослей зависит от источника азота
B. В. Ефремов
Популяция как природоохранная единица и единица природоиспользования у позвоночных животных
Стр. 205–220
Резюме. Abstract
Синопсис: Виды, популяции, стада... кого из них нужно охранять?
Э. А. Гилева, Л. Э. Ялковская, А. В. Бородин, С. В. Зыков, И. А. Кшнясев
Флуктуирующая асимметрия краниометрических признаков у грызунов (Mammalia: Rodentia): межвидовые и межпопуляционные сравнения
Стр. 221–230
Резюме. Abstract
Синопсис: О чем свидетельствует асимметричность черепа?
А. Р. Ишбирдин, М. М. Ишмуратова, Б. М. Миркин
Рецензия на книгу Жиляева Г.Г. "Жизнеспособность популяций растений" Отв. ред. Малиновский К. А. Львов: Изд-во НАН Укрраины, Ин-т Экологии Карпат, 2005. 304 с.
Стр. 74–77
Резюме.
Т. И. Казанцева
Сравнительный анализ потоков энергии в экосистеме малого эвтрофного озера за три вегетационных сезона (балансовая модель)
Стр. 423–441
Синопсис: Чем живет озеро Большой Окунёнок
У Янь, В. Г. Онипченко
Связь снежного покрова со структурой растительности в высокогорьях востока Цинхай-Тибетского нагорья
Стр. 452–463
Резюме. Abstract
Синопсис: Растительность субтропических высокогорий определяется глубиной снежного покрова
Л. В. Ильяш, Е. В. Запара
Конкуренция двух морских диатомовых водорослей за азот мочевины и нитратов при трех уровнях освещенности
Стр. 464–475
Синопсис: Водоросли конкурируют за мочевину
Родниковые сообщества макробентоса Московской области
Стр. 376–384
Синопсис: Жизнь в родниках
Л. В. Хорун, В. Г. Захаров, Д. Д. Соколов
Количественная оценка динамики адвентивной флоры (на примере Тульской области)
Стр. 298–310
Резюме. Abstract
Синопсис: Вселение чужеродных видов не зависит от деятельности человека?
А. И. Кафанов
Континуальность и дискретность живого покрова: проблема масштаба
Стр. 311–313
Синопсис: О предмете биогеографии
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова
Рецензия на книгу: Тишков А. А. Биосферные функции природных экосистем России / Ин-т Географии РАН. М.: Наука. 2005. 309 с.
Стр. 314–317

М. В. Чертопруд
Анализ жизненных форм реофильного макробентоса: новый подход к классификации сообществ
Стр. 190–197
Резюме. Abstract
Синопсис: Донные сообщества ручьев и рек можно классифицировать по образу жизни животных
Е. В. Михеева, О. А. Жигальский, В. П. Мамина, Е. А. Байтимирова
Адаптация европейской рыжей полевки (Clethrinomysglareolus Schreber) к условиям природной биогеохимической провинции с избыточным содержанием никеля, кобальта и хрома
Стр. 212–221
Резюме. Abstract
Синопсис: Полевки приспособились к жизни в аномальной геохимической зоне, увеличив выработку «гормонов стресса»
Б. М. Миркин, Л. Г. Наумова
Рецензия на книгу: Крупнейшие ветланды мира. Экология и охрана / под ред. Фрейзера Л. Х., Кедди П А. Кэмбридж, 2005. 488 с.
Стр. 236–239

А. В. Макрушин, И. В. Лянгузова
Оболочка пропагул беспозвоночных и растений: избирательная проницаемость и барьерные свойства
Стр. 120–126
Резюме. Abstract
Синопсис: Хитрые покровы спасают эмбрионы от яда
К. Б. Гонгальский
Лесные пожары как фактор формирования сообществ почвенных животных
Стр. 127–138
Синопсис: Жизнь на пепелище
М. В. Козлов, С. X. Хёлберт
Мнимые повторности, бесплодные дискуссии и интернациональная сущность науки: ответ Д. В. Татарникову
Стр. 145–152
Л. В. Полищук, Я. Файферберг
Динамика массы тела дафний в свете теории жизненных стратегий: анализ с использованием метода вкладов
Стр. 23–36
Резюме. Abstract
Синопсис: Размножаться лучше на сытый желудок
А. П. Симчук, А. В. Ивашов
Эколого-генетические аспекты дифференциации трофических предпочтений некоторых насекомых-филлофагов в микросообществах дуба
Стр. 53–61
К. А. Роговин, А. А. Тупикин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, М. П. Мошкин
Многолетняя динамика уровня кортикостерона и его корреляты у самцов большой песчанки (Rhombomys opimus Licht.) в природе. Неинвазивные методы в исследованиях стресса
Стр. 47–52
Синопсис: Что тревожит больших песчанок
Г. В. Гречаный, Д. Е. Гавриков, Л. А. Семенова
Сезонная изменчивость популяции дрозофилы по асимметрии особей
Стр. 471–483
Л. В. Недорезов, Е. В. Волкова
О влиянии зимних условий на динамику численности популяции с неперекрывающимися поколениями: модельный подход
Стр. 484–490
Продольная изменчивость фауны макробентоса водотоков центра Европейской России
Стр. 491–502
Д. А. Воронов
Расчет удельной скорости роста популяции: сопоставление определения и модели
Стр. 425–430
В. A. Лелёткин
Азот и фотосинтетическая функция герматипных кораллов. Кислородный обмен коралла Stylophora pistillata при различных режимах питания
Стр. 164–170
И. В. Бурковский, М. Ю. Колобов, А. П. Столяров
Инициирование процессов самоорганизации в сообществе морского микробентоса сверхвысокими концентрациями биогенных элементов
Стр. 464–479
М. В. Чертопруд, Е. С. Чертопруд
Пространственная структура сообщества литореофильного макробентоса (на примере ручья в Московской области)
Стр. 480–489
Г. М. Длусский, К. П. Глазунова, Н. В. Лаврова
Связь между строением цветков и соцветий сложноцветных (Asteraceae) и составом их опылителей
Стр. 490–499
A. И. Азовский
Пространственное распределение редких видов: статистический подход
Стр. 409–416
К. А. Роговин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, Н. Ю. Васильева, М. П. Мошкин
Социальная среда и морфофизиологический статус молодых самцов в осенних группах большой песчанки (Rhombomys opimus Licht). Эффект присутствия взрослых особей
Стр. 426–432
Д. Б. Гелашвили, Е. В. Чупрунов, Д. И. Иудин
Структурные и биоиндикационные аспекты флуктуирующей асимметрии билатерально-симметричных организмов
Стр. 433–441
Е. С. Аракелова, М. А. Чеботарева, С. А. Забелинский
О совместном влиянии природных температур и трематод на жирно-кислотный состав липидов у Littorina saxatilis (Olivi 1792) (Gastropoda, Prosobranchia)
Стр. 266–272
Б. М. Миркин, В. Б. Мартыненко, Л. Г. Наумова
Значение классификации растительности для современной экологии
Стр. 167–177

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
Данные по эмбриональному развитию книдарий, относящихся к низшим многоклеточным животным, часто используются для решения вопросов, связанных с происхождением и ранней эволюцией Metazoa, а также с основными закономерностями эволюции онтогенеза. Особое внимание уделяется гаструляции – морфогенетическому процессу, в ходе которого клетки раннего эмбриона дифференцируются на зародышевые листки и формируется первичный план строения. В статье проведен сравнительный анализ гаструляции различных книдарий. Мы показывали, что для гаструляционных морфогенезов книдарий характерна высокая степень межгрупповой, внутригрупповой и индивидуальной изменчивости. Мы считаем, что способ гаструляции у книдарий определяется не столько эволюционной историей рассматриваемого вида, сколько эволюционно пластичными адаптивными признаками, такими, как размер яйцеклетки и содержание в ней желтка, число клеток на стадии бластулы или морулы, наличие фототрофных симбионтов, экология личинки. Поскольку онтогенез книдарий обладает высокой эволюционной пластичностью, его изучение должно способствовать лучшему пониманию фундаментальных закономерностей эволюции процессов развития.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
Моделирование распространения видов по данным рельефа и дистанционного зондирования на примере сосудистых растений нижнего горного пояса хр. Тукурингра (Зейский заповедник, Амурская область)
В предлагаемой работе обсуждается опыт создания картографических моделей распространения видов растений горной территории c использованием данных дистанционного зондирования. В полученных моделях распространение стенотопных (привязанных к определенному ландшафту) видов объясняется преимущественно переменными рельефа, которые, в свою очередь, определяют термические и влажностные условия местообитаний. В моделях эвритопных (широко распространённых) видов значительный вклад имеют переменные, полученные на основе данных дистанционного зондирования, описывающие параметры почвенно-растительного покрова.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
В каком случае родственники - лучшие соседи?
Методами филогенетического анализа были исследованы сообщества растений Тебердинского заповедника. Считается, что сообщества, образованные более близкородственными видами, формировались в большей степени под влиянием абиотических (средовых) факторов, тогда как более выровненные по родству сообщества формируются под действием межвидовых конкурентных отношений (как благоприятствование, так и исключение). Оказалось, что сложные абиотические условия в местах обитания сообществ могут приводить к разному результату в зависимости от возраста сообщества. Степень родства таксонов наиболее высока в сообществах, развивающиеся на скалах и альпийских пустошах. А сообщества, образованные неродственными видами, могут быть либо значительного возраста (кустарниковые и кустраничковые сообщества), либо формируются во влажных и продуктивных местообитаниях (высокогорные эутрофные болота).

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ