Филогенетика

Том 77, № 6, Ноябрь-декабрь, 2016
Д. Д. Зворыкин
Филогенез репродуктивных стратегий у ползуновидных рыб (Anabantoidei) и в сестринских группах
Стр. 464–481
Том 75, № 4, Июль-август, 2014
К. К. Тарасян, П. А. Сорокин, М. В. Холодова, В. В. Рожнов
Главный комплекс гистосовместимости (Major Histocompatibility Complex, МНС) у млекопитающих и его значение в изучении редких видов (на примере семейства Felidae)
Стр. 302–314
Том 75, № 2, Март - апрель, 2014
И. Я. Павлинов
На книгу "Современные проблемы биологической систематики"
Стр. 156–160
Том 75, № 1, Январь-февраль, 2014
А. К. Тимонин, Л. В. Озерова, И. А. Шанцер
Становление суккулентной организации у южноафриканских Senecioneae (Asteraceae)
Стр. 25–37
Том 73, № 2, Март - апрель, 2012
Н. Ю. Феоктистова, О. Ф. Чернова, И. Г. Мещерский
Декоративные формы хомячков рода Phodopus (Mammalia, Cricetinae) - анализ распространения генетических линий и особенности изменения волосяного покрова
Стр. 138–154
Том 71, № 2, Март - апрель, 2010
Д.Б. Гелашвили, В.И. Якимов, Д.И. Иудин, Г.С. Розенберг, Л.А. Солнцев, С.В. Саксонов, М.С. Снегирева
Фрактальные аспекты таксономического разнообразия
Стр. 115–130
Том 70, № 5, Сентябрь-октябрь, 2009
B. А. Лухтанов, В. Г. Кузнецова
Молекулярно-генетические и цитогенетические подходы к проблемам видовой диагностики, систематики и филогенетики
Стр. 415–437
Том 68, № 2, Март-Апрель, 2007
Д. Д. Соколов, А. К. Тимонин
Морфологические и молекулярно-генетические данные о происхождении цветка: на пути к синтезу
Стр. 83–97
Том 68, № 1, январь-февраль, 2007
И. Я. Павлинов
Филогенетическое мышление в современной биологии
Стр. 19–34
Том 67, № 4, июль-август, 2006
Е. А. Шубина, Е. В. Пономарева, О. Ф. Гриценко
Популяционные структуры гольцов северных Курильских островов и положение мальмы в системе рода Salvelinus (Salmonidae: Teleostei)
Стр. 280–297
Ю. А. Песенко
Есть разница между научной гипотезой и «филогенетической презумпцией» А. П. Расницына (по поводу статьи И. Я. Павлинова, 2005. «0 значении презумпций в филогенетике». Журн. Общ. Биологии. Т. 66. № 5)
Стр. 222–223
А. П. Расницын
Снова о презумпциях (по поводу дискуссии между И. Я. Павлиновым «О значении презумпций в филогенетике», 2005). Журн. Общ. Биологии. Т. 66 № 5, и Ю. А. Песенко «Есть разница между научной гипотезой и «филогенетической презумпцией» А. П. Расницина», 2006.
Стр. 224–226
А. И. Шаталкин
Рецензия на книгу: Монтаж дерева жизни / под ред. Крекрефта ДЖ., Донохью М.
Оксфорд: Изд-во Оксфордского ун-та. 2004. 576 с.

Стр. 227–235
Том 67, № 1, январь-февраль, 2006
Н. А. Заренков
Неевклидов вольвокс, или Почему не следует преподавать вольвокса в курсе зоологии
Стр. 62–68
Том 66, № 5, сентябрь - октябрь, 2005
А. И. Шаталкин
Животные (Animalia) в системе организмов.
2. Филогенетическое понимание животных

Стр. 389–415
Том 66, № 5, сентябрь - октябрь, 2005
И. Я. Павлинов
О значении презумпций в филогенетике (по поводу статьи Ю.А. Песенко "Филогенетические презумпции...", 2005 г. Журн. общ. биологии. Т. 66. № 2)
Стр. 436–441
Том 66, № 3, май-июнь, 2005
Л. Н. Серавин, А. В. Гудков
Амебоидные свойства клеток в процессе раннего морфогенеза и природа возможного протозойного предка Metazoa
Стр. 212–237
Том 66, № 2, Март-Апрель, 2005
Ю. А. Песенко
"Филогенетические презумпции" - могут ли понятия юриспруденции помочь сравнительной биологии?
Стр. 146–163
Том 65, № 5, сентябрь-октябрь, 2004
В. В. Малахов
Происхождение билатерально-симметричных животных (Bilateria)
Стр. 371–388
Том 65, № 3, Май-Июнь, 2004
А. И. Шаталкин
Высший уровень деления в классификации организмов. 3. Однопленочные (Monodermata) и двупленочные (Didermata) организмы
Стр. 195–210

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Сколько веток у ели?
В статье развивается предложенное ранее представление о вертикальной секционной (метамерной, с периодическим ростом) структуре дерева, которое позволило распределить известную динамику (зависимость от возраста) зеленой биомассы всего дерева по его секциям (т. е. по высоте). Таким образом, удалось получить из одномерной динамики (зависимости от возраста) трехмерную секционную модель динамики биомассы дерева. Биомасса каждой секции состоит из зеленых биомасс существующих на данный момент ветвей всех порядков этой секции. Эти представления вместе с известными фактами – модель пропорционального (изометрического) роста и её несоответствие реальному начальному торможению роста высоты дерева, наличие межмутовочных ветвей у ели и фрактальная (степенная) связь зеленой биомассы и размера (высоты) дерева позволили найти параметры комбинированной модели и получить почти идеальное соответствие натурным данным – временам жизни ветвей всех порядков ели обыкновенной из Подмосковья. Распространение этой комбинированной модели на весь реальный в нашем трехмерном мире диапазон фрактального параметра демонстрирует некоторые особенности траекторий в пространстве параметров модели дерева, которые могут иметь фундаментальное значение для понимания закономерностей эндосимбиотического происхождения и дальнейшей эволюции растений.
Том 77 № 6, Ноябрь-декабрь, 2016
Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Построена и проанализирована модель изменений распространения двух доминантных видов вересковых (брусники и черники) в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. Для моделирования использовали данные 25-летних наблюдений за состоянием стационарных площадок. Фиксировали четыре возможных варианта распределения этих видов на площадках: 1) есть только брусника, 2) есть только черника, 3) присутствуют оба вида, 4) оба вида отсутствуют. С помощью откалиброванной модели провели анализ устойчивого состояния и времени, необходимого для его достижения. Устойчивый результат сукцессии был определен как соотношение площадок с разными вариантами: 30 % - на площадке произрастает только черника, 11% - только брусника, 18% - оба вида, 41 % - нет обоих видов. По предсказанию построенной модели такое устойчивое состояние достигается после низового пожара через 45 лет.
Чувствительные растения тоже краснеют
Ученые сравнили некоторые биологические показатели пурпурнолистных и зеленолистных форм барбариса обыкновенного. Оказалось, что разные формы растений не отличаются по качественному составу пигментов, но различаются по количественному. Оценка физиологической реакции разных форм растений на освещенность показала, что пурпурнолистный барбарис более чувствителен к изменениям освещенности и менее эффективно использует световую энергию при низком уровне освещения. На взрослых растениях различий в продуктивности разных форм барбариса не обнаружено, но сеянцы с зелеными листьями демонстрируют большую интенсивность прироста и накопления массы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ