Цитология

Том 77, № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Н. А. Проворов, О. Ю. Штарк, Е. А. Долгих
Эволюция азотфиксирующих симбиозов, основанная на миграции бактерий из микоризных грибов и почвы в ткани растений
Стр. 329–345
Том 77, № 1, Январь-февраль, 2016
Ш. Р. Абдуллин, В. Б. Багмет
Миксотрофия цианобактерий и водорослей в условиях пещер
Стр. 54–62
Том 76, № 4, Июль-август, 2015
Л. А. Лавренченко, Н. Ш. Булатова
Роль гибридных зон в формообразовании (на примере хромосомных рас домовой мыши Mus domesticus и обыкновенной бурозубки Sorex araneus)
Стр. 280–294
Том 76, № 2, Март-апрель, 2015
О. В. Паюшича
Локализация и функции мезенхимных стромальных клеток in vivo
Стр. 161–172
Том 75, № 6, Ноябрь-декабрь, 2014
О. Ю. Конева
В популяции моллюсков Lymnaea stagnalis из радиационно-неблагополучною региона обнаружено двукратное увеличение содержания ДНК в гемоцитах
Стр. 466–477
Том 73, № 2, Март - апрель, 2012
Л. Б. Попова, Д. А. Ворнов, И. А. Косевич, Ю. В. Панчин
Щелевые контакты в эмбрионе актинии Nematostella vectensis
Стр. 83–87
Том 72, № 4, июль-август, 2011
И. С. Мажейка, О. А. Кудрявцева, О. В. Камзолкина
Контроль продолжительности жизни у грибов и других организмов. Концепция весов
Стр. 243–268
Том 70, № 3, Май-Июнь, 2009
B. И. Самойлов, Ю. М. Васильев
Механизмы социального поведения тканевых клеток позвоночных: культуральные модели
Стр. 239–244
Том 69, № 2, Март-Апрель, 2008
Ю. Ф. Богданов
Эволюция мейоза одноклеточных и многоклеточных эукариот. Ароморфоз на клеточном уровне
Стр. 102–117
Том 68, № 1, январь-февраль, 2007
А. Г. Бойко
Дифференцировка клеток радиальной глии в астроциты - вероятный механизм старения млекопитающих
Стр. 35–51
Том 67, № 3, май-июнь, 2006
В. Г. Ладыгин. Г. Н. Ширшикова
Современные представления о функциональной роли каротиноидов в хлоропластах эукариот
Стр. 163–189
Том 65, № 3, Май-Июнь, 2004
И. В. Кудрявцев, А. В. Полевщиков
Сравнительно-иммунологический анализ клеточных и гуморальных защитных факторов иглокожих
Стр. 218–231

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Сколько веток у ели?
В статье развивается предложенное ранее представление о вертикальной секционной (метамерной, с периодическим ростом) структуре дерева, которое позволило распределить известную динамику (зависимость от возраста) зеленой биомассы всего дерева по его секциям (т. е. по высоте). Таким образом, удалось получить из одномерной динамики (зависимости от возраста) трехмерную секционную модель динамики биомассы дерева. Биомасса каждой секции состоит из зеленых биомасс существующих на данный момент ветвей всех порядков этой секции. Эти представления вместе с известными фактами – модель пропорционального (изометрического) роста и её несоответствие реальному начальному торможению роста высоты дерева, наличие межмутовочных ветвей у ели и фрактальная (степенная) связь зеленой биомассы и размера (высоты) дерева позволили найти параметры комбинированной модели и получить почти идеальное соответствие натурным данным – временам жизни ветвей всех порядков ели обыкновенной из Подмосковья. Распространение этой комбинированной модели на весь реальный в нашем трехмерном мире диапазон фрактального параметра демонстрирует некоторые особенности траекторий в пространстве параметров модели дерева, которые могут иметь фундаментальное значение для понимания закономерностей эндосимбиотического происхождения и дальнейшей эволюции растений.
Том 77 № 6, Ноябрь-декабрь, 2016
Черника против брусники: марковская модель сосуществования в бореальном лесу
Построена и проанализирована модель изменений распространения двух доминантных видов вересковых (брусники и черники) в сосняке чернично-бруснично-долгомошном. Для моделирования использовали данные 25-летних наблюдений за состоянием стационарных площадок. Фиксировали четыре возможных варианта распределения этих видов на площадках: 1) есть только брусника, 2) есть только черника, 3) присутствуют оба вида, 4) оба вида отсутствуют. С помощью откалиброванной модели провели анализ устойчивого состояния и времени, необходимого для его достижения. Устойчивый результат сукцессии был определен как соотношение площадок с разными вариантами: 30 % - на площадке произрастает только черника, 11% - только брусника, 18% - оба вида, 41 % - нет обоих видов. По предсказанию построенной модели такое устойчивое состояние достигается после низового пожара через 45 лет.
Чувствительные растения тоже краснеют
Ученые сравнили некоторые биологические показатели пурпурнолистных и зеленолистных форм барбариса обыкновенного. Оказалось, что разные формы растений не отличаются по качественному составу пигментов, но различаются по количественному. Оценка физиологической реакции разных форм растений на освещенность показала, что пурпурнолистный барбарис более чувствителен к изменениям освещенности и менее эффективно использует световую энергию при низком уровне освещения. На взрослых растениях различий в продуктивности разных форм барбариса не обнаружено, но сеянцы с зелеными листьями демонстрируют большую интенсивность прироста и накопления массы.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ