Популярные синопсисы

По статье:
A. П. Ткачук, М. В. Ким, В. Ю. Савицкий, М. Ю. Савицкий
Перспективы использования трансгенных насекомых в программах биоконтроля

Том 72, 2011. № 2, Март - апрель, Стр. 93–110

Александр Марков

Генетически модифицированные насекомые победят вредителей и спасут человечество от болезней

Средиземноморская фруктовая муха (<i>Ceratitis capitata</i>) – опасный сельскохозяйственный вредитель, с которым во многих районах мира успешно борются при помощи биоконтроля.
Средиземноморская фруктовая муха (Ceratitis capitata) – опасный сельскохозяйственный вредитель, с которым во многих районах мира успешно борются при помощи биоконтроля. Фото с сайта http://en.wikipedia.org

В борьбе с насекомыми-вредителями и переносчиками заболеваний человечество долго полагалось на инсектициды, но эта стратегия себя исчерпала. По-видимому, будущее за новыми, гораздо менее опасными и вредными для окружающей среды технологиями биоконтроля, такими как метод стерилизации насекомых (SIT). Ключевую роль в развитии SIT и других методов биоконтроля будет играть создание генетически модифицированных насекомых. В частности, для борьбы с малярией планируется использовать трансгенных малярийных комаров, не способных переносить заболевание, которыми будут замещать природные популяции переносчиков.

Насекомые – вредители и переносчики заболеваний приносят человечеству колоссальный ущерб. Например, от малярии, переносимой комарами рода Anopheles, ежегодно умирает 2 миллиона человек. В течение XX века основным средством борьбы с вредными насекомыми были разнообразные инсектициды. Со временем, однако, накапливались данные о многочисленных негативных последствиях использования инсектицидов и об их недостаточной эффективности. Несмотря на огромное количество ядов, выливаемых на поля, вредители все равно уничтожают 20-40% мирового урожая сельскохозяйственных культур ежегодно. Это заставляет ученых искать новые, более «экологичные» и надежные способы борьбы с вредителями.

Сегодня в развитых странах заметна тенденция к переходу от химических средств к так называемому биоконтролю – использованию живых организмов или продуктов их жизнедеятельности для ограничения численности популяций вредителей и переносчиков заболеваний. В обзорной статье генетиков из Института биологии гена и МГУ рассматривается текущее состояние и перспективы развития методов биоконтроля. Особое внимание уделяется многообещающим разработкам, связанным с использованием трансгенных насекомых.

Метод стерилизации насекомых (Sterile insect technique, SIT) уже не раз доказал свою действенность. Суть метода – в массовом разведении вредных насекомых, которых затем стерилизуют при помощи ионизирующего излучения и выпускают в природу. При этом необходимо, чтобы стерильных насекомых было намного больше, чем диких. Дикие насекомые скрещиваются со стерильными и не могут произвести потомство. В результате численность природной популяции вредителей сокращается. При систематическом применении метод SIT позволяет полностью уничтожить популяцию. Например, при помощи SIT была уничтожена на территории США, Центральной Америки и Северной Африки мясная муха Cochliomyia hominivorax (ее личинки развиваются в живых тканях сельскохозяйственных животных и даже человека). Этот же метод позволил справиться со средиземноморской плодовой мушкой Ceratitis capitata на территории Флориды, Калифорнии, Мексики и Гватемалы; с мухой цеце (Glossina palpalis) на острове Занзибар и др.

Важнейшим преимуществом SIT является его безопасность для окружающей среды. Однако у метода есть и ряд недостатков. Во-первых, чтобы стерилизовать насекомых, используют радиоактивные изотопы (кобальт-60); это дорого и довольно опасно. Во-вторых, если нет эффективного способа отделить самцов от самок, приходится выпускать в природу стерильные особи обоих полов, а это снижает (порой в несколько раз) эффективность метода. Показано, что лучше всего метод работает, если выпускать в природную популяцию только стерильных самцов. Наибольший экономический эффект достигается, если самок удалить из культуры на ранних этапах: тогда не нужно тратить средства на их кормление и содержание.

Методы генной инженерии позволяют справиться с этими проблемами и тем самым резко увеличить эффективность SIT.

Отделение самцов от самок. Чтобы облегчить отделение самцов от самок, выводятся генетически модифицированные (ГМ) линии насекомых с четким половым диморфизмом. Например, у средиземноморской плодовой мушки C. capitata удалось переместить ген, отвечающий за окраску куколок, из аутосомы в Y-хромосому. В результате мужские куколки стали коричневыми, женские – белыми. Еще успешнее оказалась методика, основанная на перемещении (транслокации) гена, отвечающего за устойчивость к перегреву. В результате удалось вывести линию C. capitata, в которой достаточно подвергнуть яйца температурной обработке, чтобы все женские особи погибли, а выжили только самцы. Этих самцов затем стерилизуют ионизирующим излучением и выпускают в природу. Но этот подход, к сожалению, видоспецифичен: вывести аналогичные линии других видов насекомых-вредителей сложно.

Более универсальным является недавно разработанный метод, основанный на введении в геном насекомого гена флуоресцентного белка, управляемого тканеспецифичным (т.е. срабатывающим только в определенной ткани) промотором (регуляторной последовательностью). Таким способом выводят линии насекомых с флуоресцирующими семенниками. Это позволяет отбирать самцов при помощи автоматического флуоресцентного сортера. Кроме того, в природе потом очень удобно подсчитывать процент самок, спарившихся с ГМ-самцами: у таких самок в семяприемниках находится флуоресцентная сперма.

Для создания трансгенных насекомых с индуцируемой летальностью (или стерильностью) разработаны конструкции на основе тетрациклинового оперона Tn10 кишечной палочки Escherichia coli. В состав таких конструкций входит ген белка, активность которого подавляется тетрациклином, причем в активном состоянии этот белок прямо или косвенно вызывает гибель или стерилизацию насекомого. Это позволяет, например, создать насекомых, которые нормально размножаются, пока их кормят тетрациклином, но становятся стерильными в природных условиях, где тетрациклина нет. Это дает возможность стерилизовать насекомых без ионизирующего излучения. При помощи таких конструкций можно создать и систему автоматического отбора самцов: например, если присоединить ген токсичного белка, инактивируемого тетрациклином, к промотору, который избирательно активируется только в организме самок. Тогда самки будут погибать, как только перестанут получать с пищей тетрациклин, а самцы останутся живы.

Проблема стабилизации трансгена. Чтобы внедрить в геном насекомого новый генетический материал, обычно используют векторные конструкции, созданные на основе транспозонов класса II. Эти мобильные генетические элементы длиной от 1 до 5 тысяч пар нуклеотидов с двух сторон ограничены так называемыми концевыми обращенными повторами (terminal inverted repeat, TIR), между которыми находится ген фермента транспозазы, необходимого для перемещения транспозона. Чтобы транспозон совершил «прыжок» (транспозицию), хозяйская клетка должна сначала прочитать (транскрибировать) ген транспозазы и синтезировать на его основе белок, то есть саму транспозазу. После этого транспозаза должна найти в хозяйской хромосоме свой транспозон, опознать его (для опознания используются TIR), затем вырезать и вставить в какое-нибудь другое место генома.

В искусственных векторных конструкциях между двумя TIR вместо гена транспозазы вставляют тот фрагмент ДНК, который хотят внедрить в геном модифицируемого насекомого. Затем раствор векторной конструкции впрыскивают в эмбрион насекомого вместе с «внешним» источником транспозазы – еще одним вектором, несущим ген транспозазы. Если повезет, транспозаза встроит основной вектор в геном некоторых клеток эмбриона, которые затем дадут начало половым клеткам насекомого. При этом второй вектор (источник транспозазы), опять-таки по случайности, туда встроен не будет. В результате получим ГМ-насекомых с встроенным «целевым» геном, окруженным с двух сторон TIR, но без источника подходящей (распознающей эти TIR) транспозазы. В отсутствие транспозазы встроенная конструкция не способна к перемещениям.

<b>Рис. 3.</b> Способы стабилизации трансгена в геноме. <i>А</i> – удаление одного TIR трансгена, <i>Б</i> – полная интеграция трансгена в геном удалением обоих TIR, <i>В</i> – сайт-специфическая интеграция с последующим удалением TIR. Светло- и темно-серые прямоугольники (М1, М2) – маркерные гены. Белые прямоугольники – стабилизируемая целевая последовательность. Длинные черные толстые стрелки – полноценные 5’ и 3’ TIR, короткие стрелки – уменьшенные 5’ и 3’ TIR (<i>Б</i>)
Рис. 3. Способы стабилизации трансгена в геноме. А – удаление одного TIR трансгена, Б – полная интеграция трансгена в геном удалением обоих TIR, В – сайт-специфическая интеграция с последующим удалением TIR. Светло- и темно-серые прямоугольники (М1, М2) – маркерные гены. Белые прямоугольники – стабилизируемая целевая последовательность. Длинные черные толстые стрелки – полноценные 5’ и 3’ TIR, короткие стрелки – уменьшенные 5’ и 3’ TIR (Б)

Однако при этом сохраняется вероятность, что ГМ-насекомые получат подходящую транспозазу откуда-то еще (например, в результате горизонтального обмена генами), и встроенная конструкция обретет подвижность – «ремобилизуется». С одной стороны, это вроде бы не так уж страшно, потому что разнообразных активных транспозонов в геномах насекомых (и других животных) и без того хватает. С другой стороны, мутагенез, вызванный перемещениями транспозонов, ведет к непредсказуемым последствиям (изменениям фенотипа), поэтому лучше все-таки искусственную конструкцию «стабилизировать», то есть сделать полностью неспособной к перемещениям даже при наличии подходящей транспозазы. Для этого разработан ряд методов, в основе которых лежит одна и та же идея (см. рисунок). В конструкцию вставляют дополнительные TIR таким образом, чтобы транспозаза вырезала часть встроенной в геном конструкции, после чего у оставшейся части остается только один TIR или ни одного. Такая конструкция уже не может ремобилизоваться ни при каких обстоятельствах.

Использование ГМ-насекомых в борьбе с переносчиками заболеваний. При помощи метода SIT в нескольких регионах удалось снизить численность популяций мухи цеце – переносчика сонной болезни. Однако SIT пока не позволяет победить такие опасные заболевания, как лихорадка денге и малярия. Эти болезни переносятся комарами, а самцы комаров, стерилизованные при помощи радиоактивного излучения, обладают пониженной жизнеспособностью и в конкуренции за самок проигрывают диким самцам.

По-видимому, генная инженерия способна справиться и с этой проблемой. Недавно компания Oxitec изготовила стерильных ГМ-самцов комара Aedes aegypti (одного из переносчиков лихорадки Денге), которые, судя по результатам первых испытаний, вполне успешно конкурируют за самок с дикими самцами. Авторы обзора приводят слова Люка Алфи, основателя компании Oxitec: «...при обеспечении финансирования целые регионы или группы стран смогут ликвидировать денге, используя ГМ технологию в сочетании с другими методиками».

Помимо SIT, для борьбы с переносчиками малярии, лихорадки денге и желтой лихорадки предложен метод замещения популяций. Идея состоит в том, чтобы создать ГМ-комаров, не способных переносить заболевание, и заместить природную популяцию переносчиков безвредными ГМ-насекомыми. Уже созданы генетически модифицированные малярийные комары, неспособные переносить малярию. У этих комаров клетки кишечника производят пептид SM1, который не позволяет малярийному плазмодию проникать из кишечника комара в слюнные железы. В отличие от большинства других изготовленных к настоящему времени ГМ-комаров, комары Anopheles stephensi, вырабатывающие пептид SM1, способны конкурировать с дикими комарами в природе. Существуют аналогичные разработки и по комарам – переносчикам лихорадки денге.

В целом очевидно, что дальнейшее развитие методов борьбы с насекомыми – вредителями и переносчиками опасных заболеваний, как и шансы человечества на победу в этой борьбе, неразрывно связаны с развитием биотехнологий, включая генную инженерию. По мнению авторов, «очевидно, что разумное применение генно-инженерных технологий для биологического контроля численности насекомых позволит эффективно бороться с ними, оказывая минимальное негативное воздействие на окружающую среду».

Еще по темам: Генетика, Молекулярная биология, Энтомология
С. Н. Пантелеева, Ж. И. Резникова, О. Б. Синькова
Пространственно-этологические аспекты взаимодействия мелких млекопитающих с рыжими лесными муравьями
Стр. 346–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Война и мир мышей и муравьев
А. С. Дмитриева, С. Б. Ивницкий, А. В. Марков
Адаптация Drosophila melanogaster к неблагоприятному кормовому субстрату сопровождается расширением трофической ниши
Стр. 249–261
Резюме. Abstract
Синопсис: В меню плодовой мушки может появиться... соленый огурец!
Г. В. Беньковская, Ю. М. Никоноров
Ассортативность спаривания и поддержание внутрипопуляционного полиморфизма в природных популяциях и лабораторных культурах насекомых
Стр. 421–428
Резюме. Abstract
Синопсис: Пару себе выбирают не только люди...
А. В. Марков, С. Б. Ивницкий, М. Б. Корнилова, Е. Б. Наймарк, Н. Г. Широкова, К.С. Перфильева
Материнский эффект маскирует адаптацию к неблагоприятным условиям и затрудняет дивергенцию у Drosophila melanogaster
Стр. 429–437
Резюме. Abstract
Синопсис: Неадаптивная фенотипическая пластичность затрудняет видообразование
Ж. И. Резникова, С. Н. Пантелеева
Возможные эволюционные механизмы "культуры" у животных: гипотеза распределенного социального обучения
Стр. 295–309
Синопсис: Лучший "учитель" для животных — генетическая предрасположенность
Н. А. Проворов, И. А. Тихонович
Надвидовые генетические системы
Стр. 247–260
Синопсис: Склонность к «незаконному браку»* передается по наследству
Ю. В. Люпина, А. Ш. Орлова, Н. Г. Горностаев, Я. Д. Карпова, В. С. Михайлов, Н. П. Шарова
Пластичность нервной и иммунной систем у различных организмов: роль протеасом
Стр. 3–24
Резюме. Abstract
Синопсис: Молекулярная система смерти готовит посредников
Н. Я. Вайсман
Неожиданные эффекты генов-супрессоров опухоли в онтогенезе дрозофилы
Стр. 83–98
С. В. Серга, И. А. Козерецкая
Загадка распространения Wolbachia в природных популяциях Drosophila melanogaster
Стр. 99–111
Н .В. Полуконова, А. Г. Демин, Н. С. Мюге
Молекулярные критерии в систематике насекомых: диапазон изменчивости штрихкодового гена COI как таксономический критерий рода, трибы и подсемейства, на примере комаров-звонцов Chironominae и Orthocladiinae (Chironomidae, Diptera)
Стр. 66–76
М. И. Чепраков, С. Б. Ракитин
Взаимосвязь между уровнем хромосомных аберраций и демографическими параметрами
Стр. 253–258
Резюме. Abstract
Синопсис: Взаимосвязь между уровнем хромосомных аберраций и демографическими параметрами
Е. С. Омелина, Э. М. Баричева, Е. В. Федорова
Основные типы строения респираторных систем яйцевых оболочек насекомых и гены, участвующие в их формировании
Стр. 198–209
Резюме. Abstract
Синопсис: Консервативные гены дрозофилы способствуют прогрессу
Н. Ю. Феоктистова, О. Ф. Чернова, И. Г. Мещерский
Декоративные формы хомячков рода Phodopus (Mammalia, Cricetinae) - анализ распространения генетических линий и особенности изменения волосяного покрова
Стр. 138–154
Резюме. Abstract
Синопсис: Зачем нам знать, откуда взялись домашние хомячки?
К. К. Баскаев, А. А. Буздин
Эволюционно недавние вставки мобильных элементов и их вклад в структуру генома человека
Стр. 3–20
Резюме. Abstract
Синопсис: Мобильные генетические элементы – один из факторов, делающих нас людьми
А. А. Захаров
Муравьи: стратегия концентрации населения
Стр. 269–283
Синопсис: Объединившимся сопутствует удача
А. В. Марков
Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии
Стр. 359–371
Синопсис: Происхождение и эволюция человека
Н. Я. Вайсман, Ю. К. Илинский, М. Д. Голубовский
Популяционно-генетический анализ продолжительности жизни Drosophila melanogaster. сходные эффекты эндосимбионта Wolbachia и опухолевого супрессора Igl в условиях температурного стресса
Стр. 438–447
Резюме. Abstract
Синопсис: Паразитическая бактерия продлевает жизнь своим хозяевам
B. С. Шнеер
ДНК-штрихкодирование видов животных и растений - способ их молекулярной идентификации и изучения биоразнообразия
Стр. 296–315
Синопсис: ДНК-штрихкодирование – штангенциркуль биологической систематики
Е. С. Гаврюшина
Кооперация между белками пикорнавирусов для преодоления защитных механизмов клетки
Стр. 245–248
Резюме. Abstract
Синопсис: Как вирусы подавляют защитные механизмы клетки
А. Э. Милованов, А. П. Симчук
Параметры генетического разнообразия и подразделенности Colias crocea Fourc. и С. erate Esp. (Lepidoptera, Pieridae) в зоне синтопного обитания в Крыму по данным аллозимного и RAPD-PCR-анализа
Стр. 434–440
Резюме. Abstract
Синопсис: Бабочки-желтушки сбивают с толку энтомологов
A. В. Бабоша
Лектины и проблема распознавания фитопатогенов растением-хозяином
Стр. 379–396
Резюме. Abstract
Синопсис: Лектины заменяют растениям иммунную систему
Е. Б. Федосеева
Технологический подход в изучении строения и эволюции насекомых
Стр. 264–283
Резюме. Abstract
Синопсис: Или летать, или бегать: ограничения степеней свободы морфологических преобразований на примере жалящих перепончатокрылых
Т. А. Новгородова
Специализация в рабочих группах муравьев при трофобиозе с тлями
Стр. 284–293
Резюме. Abstract
Синопсис: Для повышения эффективности труда муравьи формируют узких специалистов
Ю. Ф. Богданов
Эволюция мейоза одноклеточных и многоклеточных эукариот. Ароморфоз на клеточном уровне
Стр. 102–117
Резюме. Abstract
Синопсис: На пути к разгадке тайны мейоза
Л. Н. Нефедова, А. И. Ким
Эволюция от ретротранспозонов к ретровирусам: источник и происхождение гена env
Стр. 459–467
Резюме. Abstract
Синопсис: Данные сравнительной геномики проливают свет на происхождение ретровирусов
Л. А. Васильева, О. В. Антоненко, О. В. Выхристюк
Отклик геномного рисунка МГЭ412 на отбор по количественному признаку у Drosophila melanogaster
Стр. 341–349
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль мобильных генетических элементов остается загадочной
Ф. М. Шакирова, М. В. Безрукова
Современные представления о предполагаемых функциях лектинов растений
Стр. 109–125
Синопсис: Лектины – белки, специализирующиеся на распознавании углеводов
Н. П. Гончаров, С. А. Глушков, В. К. Шумный
Доместикация злаков Старого Света: поиск новых подходов для решения старой проблемы
Стр. 126–148
Резюме. Abstract
Синопсис: Происхождение культурных растений: новый взгляд на старые проблемы.
К. И. Чернышев, К. А. Трувеллер
Количественная оценка генетической дифференциации амфибий разного таксономического ранга по спектрам общих белков и неспецифических эстераз
Стр. 149–160
Н. А. Проворов, Е. А. Долгих
Метаболическая интеграция организмов в системах симбиоза
Стр. 403–422
Синопсис: От биохимического сотрудничества – к общему геному
А. И. Кутмин
Геномный импринтинг: случай наследования гематокрита, радиочувствительности и антиоксидантного статуса человека, а также веса новорожденных млекопитающих
Стр. 361–375
Резюме. Abstract
Синопсис: Почему некоторые наследственные признаки зависят от возраста родителей?
В. Г. Ладыгин. Г. Н. Ширшикова
Современные представления о функциональной роли каротиноидов в хлоропластах эукариот
Стр. 163–189
Резюме. Abstract
Синопсис: Каротиноиды — универсальные молекулярные устройства для работы со светом
В. В. Ефремов
Правило «один мигрант на поколение» и генетическая дифференциация в подразделенной популяции
Стр. 198–205
П. Ю. Жмылев
Эволюция длительности жизни растений: факты и гипотезы
Стр. 107–119
Синопсис: Как стареют растения
А. П. Симчук, А. В. Ивашов
Эколого-генетические аспекты дифференциации трофических предпочтений некоторых насекомых-филлофагов в микросообществах дуба
Стр. 53–61
Н. А. Проворов
Молекулярные основы симбиогенной эволюции: от свободноживущих бактерий к органеллам
Стр. 371–388
Ю.Т.Дьяков
На пути к общей теории иммунитета
Стр. 451–458
Г. В. Гречаный, Д. Е. Гавриков, Л. А. Семенова
Сезонная изменчивость популяции дрозофилы по асимметрии особей
Стр. 471–483
Е. В. Самбук
Генетические механизмы реализации закона лимитирующего фактора у дрожжей Saccharomyces cerevisiae
Стр. 310–325
В.Ю.Веденина
Акустическая коммуникация и половой отбор у прямокрылых насекомых (Insecta: Orthoptera)
Стр. 336–345
В. А. Лелёткин, Л. И. Попова
Поглощение света каротиноидом перидинином в клетках симбиотических зооксантелл и расселение герматипных кораллов на глубину
Стр. 251–257
Р. И. Чураев
Контуры неканонической теории наследственности: от генов к эпигенам
Стр. 99–122
О. Н.Тиходеев
Молекулярные механизмы макроэволюции
Стр. 13–27
Л. А. Васильева
Изменение системы жилкования крыла Drosophila melanogaster под действием температурного шока и селекции
Стр. 68–74
Д. Н. Лапшин, Д. Д. Воронцов
Ретрансляция эхоподобных сигналов: метод и результаты исследования на ночных чешуекрылых (Insecta)
Стр. 75–89
И. В. Кудрявцев, А. В. Полевщиков
Сравнительно-иммунологический анализ клеточных и гуморальных защитных факторов иглокожих
Стр. 218–231
Е. С. Аракелова, М. А. Чеботарева, С. А. Забелинский
О совместном влиянии природных температур и трематод на жирно-кислотный состав липидов у Littorina saxatilis (Olivi 1792) (Gastropoda, Prosobranchia)
Стр. 266–272
С. И. Малецкий
Эпигенетические и синергические формы наследования репродуктивных признаков у покрытосеменных растений
Стр. 116–135
Т. А. Новгородова
Симбиотические взаимоотношения муравьев и тлей
Стр. 153–166

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Как это было: эволюционные пути формирования азотфиксирующих симбиозов
Предложена гипотеза возникновения азотфиксирующих симбионтов растений двумя различными путями. Первый источник симбионтов это почвенные микроорганизмы, способные к самостоятельному усваиванию атмосферного азота, второй – это бактерии-сателлиты грибов Glomeromycota, образующих с растением-хозяином эндомикоризу. В последнем случае бактерии перешли от гриба непосредственно в ткани растения и, при этом, могли получить от гриба гены хитин-подобных сигнальных факторов, необходимых для развития симбиоза. Формирование клубеньковых структур, по-видимому, происходило путем миграции бактерий в подземные запасающие органы растения. Эволюция эффективности питания растений-хозяев могла идти двумя путями: 1. повышение азотфиксирующей активности бактерий; 2. дифференцировка и специализация клеток клубенька с изменением способа ассимиляции (усвоения) азота.
Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Война и мир мышей и муравьев
Вздымающиеся и опадающие “волны жизни” мелких грызунов издавна привлекали внимание экологов своей могучей жизненной силой и не всегда объяснимой динамикой. Что будет при столкновении этих волн жизни с потоками агрессивных рыжих лесных муравьев, живым ковром покрывающими лес? В многолетних исследованиях нашей лаборатории было выяснено, что стражи леса – муравейники – формируют на своей территории “черные дыры”, в которых исчезают многие хищные герпетобионты, такие как пауки и жужелицы. Не проваливаются ли в эти “черные дыры” грызуны? Нужно ли им обходить опасные муравейники стороной или можно поискать в них еды и убежища? Что делать зверьку, если “и хочется, и колется”? На эти вопросы отвечает наше исследование взаимодействия мелких млекопитающих с рыжими лесными муравьями.
Том 77 № 5, Сентябрь-октябрь, 2016
Свидетели истории – годичные кольца деревьев
В статье проводится анализ связи ширины годовых колец (радиального прироста) деревьев с возрастом растений и широтным градиентом. Результаты, полученные на современных данных, были применены для палеоклиматических исследований. Показано, что радиальный прирост зависит от возраста деревьев: наибольший наблюдается у молодых деревьев (от 50 до 150 лет) затем прирост уменьшается в корреляции с возрастом. Именно в период наибольшего радиального прироста ширина колец наиболее коррелирована с климатическими колебаниями. Широтный градиент также оказывается связан с шириной колец, причем наиболее значимым фактором здесь является количество осаждаемой на данной территории воды. Применение метода оценки палеоклимата мелового периода по рядам ширины прироста годовых колец ископаемых образцов показало его адекватность и совпадение результатов анализа с выводами, сделанными на основе других методов.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ