Популярные синопсисы

Возникновение эукариот: новый сценарий

Том 71, 2010. № 4, июль-август, Стр. 298–309

Александр Марков

Новый сценарий происхождения эукариот

<i>Clostridium botulinum</i> – возбудитель ботулизма. Клетки в форме бутылок содержат внутри эндоспоры. По мнению Г. Г. Гончикова, процесс формирования эндоспор был важной предпосылкой появления клеточного ядра у предков эукариот.
Clostridium botulinum – возбудитель ботулизма. Клетки в форме бутылок содержат внутри эндоспоры. По мнению Г. Г. Гончикова, процесс формирования эндоспор был важной предпосылкой появления клеточного ядра у предков эукариот.

Предложен новый сценарий происхождения эукариот путем симбиоза метаногенной археи с древней спорообразующей клостридией. Гипотеза основана на сходстве процесса формирования эндоспор у клостридий с фагоцитозом, а также на том, что у некоторых клостридий перемещение споры внутри материнской клетки осуществляется при помощи белковых структур, похожих на микротрубочки. Возможно, метаногенная архея заместила собой формирующуюся спору и была «проглочена» материнской клеткой спорангия. Архея дала начала ядру, а цитоскелет материнской клетки лег в основу митотического аппарата.

Появление эукариот было важнейшим событием в развитии жизни, которое существенно изменило структуру биосферы и открыло принципиально новые возможности для прогрессивной эволюции (см. обзор «Происхождение эукариот»). Сейчас считается твердо установленным фактом, что митохондрии эукариотической клетки произошли от симбиотических альфапротеобактерий, а пластиды – от цианобактерий. Гораздо более спорным является вопрос о происхождении клеточного ядра – главной отличительной особенности эукариотической клетки, а также цитоскелета.

Цитоплазма и ядро эукариот (вместе их иногда называют нуклеоцитоплазмой) сохранили много специфических черт, характерных для архей. По-видимому, это означает, что археи сыграли важную роль в становлении эукариот. Но многие особенности нуклеоцитоплазмы не встречаются у современных архей (прежде всего, это два вышеупомянутых признака: наличие ядра и цитоскелета, а также способность к фагоцитозу), а многие ключевые гены имеют не архейное, а бактериальное происхождение (см.: А.В.Марков, А.М.Куликов. Происхождение эукариот как результат интеграционных процессов в микробном сообществе). Для объяснения этих фактов предложены десятки различных гипотез. В статье Г.Г.Гончикова из Института общей и экспериментальной биологии СО РАН (г. Улан-Удэ) предложен новый сценарий происхождения ядра и цитоскелета эукариот. По мнению автора, нуклеоцитоплазма эукариот сформировалась в результате эндосимбиоза бактерии, сходной с некоторыми современными клостридиями, и археи, которая была «проглочена» клостридией и дала начала ядру.

Идея основана на следующих фактах и соображениях.

Во-первых, некоторые бактерии, в том числе клостридии, образуют так называемые эндоспоры. Эндоспоры – это покоящиеся бактериальные клетки, которые образуются внутри материнской клетки («спорангия»). В ходе образования эндоспор имеет место так называемый ингалфмент (engulfment) – поглощение, обволакивание материнской клеткой формирующейся споры. Этот процесс сходен с фагоцитозом. При этом возникает уникальная ситуация «клетка в клетке», вообще-то для прокариот не характерная и отдаленно напоминающая то, что мы видим у всех эукариот: снаружи клеточная мембрана, затем цитоплазма, потом еще одна (ядерная) оболочка, окружающая нуклеоплазму с ДНК.
Схема формирования эндоспоры внутри родительской клетки (спорангия).
Схема формирования эндоспоры внутри родительской клетки (спорангия). Рисунок с сайта http://www.microbeworld.org

Во-вторых, у некоторых видов клостридий во время формирования эндоспор в спорангии образуются белковые структуры, очень похожие на цитоскелет, в том числе микротрубочки, прикрепляющиеся к эндоспоре снаружи. Когда зрелая спора выходит из спорангия, эти придатки остаются прикрепленными к ней в виде внешних структур. По-видимому, рост придатков проспоры (формирующейся споры) в спорангии происходит «путем агрегации белковых глобул в лентообразно и цилиндрически расположенные тяжи». Рост этих придатков ведет к перемещению (миграции) проспоры в спорангии. В результате проспора прижимается к одному из полюсов материнской клетки. Таким образом, функции «цитоскелета» клостридий – «силовые», двигательные – напоминают таковые эукариотического цитоскелета в процессе клеточного деления (митоза).

Если предположить, что на месте проспоры в материнской клетке каким-то образом оказалась эндосимбиотическая архея, которая была «проглочена» материнской клеткой путем ингалфмента вместо проспоры, и к которой затем пристроились микротрубочки, то получится химерный организм, который мог бы претендовать на роль прообраза эукариотической клетки.

Клостридии относятся к группе фирмикут (Firmicutes), которая, по-видимому, является одной из древнейших групп живых организмов на Земле.

Автор отмечает, что у некоторых фирмикут спорангий может образовывать не одну, а несколько (до 5-7) зрелых эндоспор. Возможно, образование множественных эндоспор – «полиэндоспорогенез» – был предшественником механизма деления ядра в ходе митоза у эукариот. То и другое – своего рода «деление клетки в клетке», причем «сегрегация хромосом, цитодифференциация, процессы внутриклеточного транспорта и их регуляция у спорулирующей бактериальной и митозирующей эукариотической клеток схожие».

Автор предлагает следующий сценарий происхождения эукариот. Перед этим событием на планете истощились запасы абиогенного водорода, который необходим археям-метаногенам. Тогда они вступили в симбиоз с клостридиями-бродильщиками, которые выделяют водород в качестве отхода жизнедеятельности. Сначала эти микробы просто жили по соседству в одном микробном сообществе (бактериальном мате).

Первым шагом к объединению стало появление стабильных L-форм спорангиев у клостридий (то есть «оголенных» спорангиев, лишенных жесткой клеточной стенки). Такое иногда бывает у прокариот. Затем у какого-то «оголенного» спорангия проспора заместилась симбиотической археей-метаногеном, которая подверглась ингалфменту вместо проспоры и оказалась внутри материнской клетки спорангия.

Получилась химера, содержащая две кольцевые хромосомы в разных компартментах клетки: архейная хромосома внутри будущего ядра (клетки археи), и хромосома клостридии в цитоплазме материнской клетки. В дальнейшем геном клостридии «перебрался» в ядро. Митотический аппарат сформировался на основе микротрубчатого цитоскелета спорангия, причем это могло произойти практически сразу, одномоментно, на основе имевшихся у эндоскелетеных клостридий механизмов деления спор внутри спорангия. Изначально протоядро химеры делилось по прокариотному типу: ядерная оболочка не разрушалась, хромосомы оставались прикрепленными к оболочке (нечто подобное наблюдается у современных жгутиковых водорослей-пирофитов).

Автор подчеркивает, что для проверки предложенной гипотезы важное значение будет иметь анализ полных геномов Clostridium penicillum и других эндоскелетных бактерий – носителей цилиндрических (микротрубчатых) придатков эндоспор.

Происхождение эукариот

А.В.Марков, А.М.Куликов. Происхождение эукариот как результат интеграционных процессов в микробном сообществе.

Для эукариот более важны гены, полученные от архебактерий. «Элементы», 15.10.10

Еще по темам: Теория эволюции, Микробиология
А. С. Дмитриева, С. Б. Ивницкий, А. В. Марков
Адаптация Drosophila melanogaster к неблагоприятному кормовому субстрату сопровождается расширением трофической ниши
Стр. 249–261
Резюме. Abstract
Синопсис: В меню плодовой мушки может появиться... соленый огурец!
И. Р. Бёме, М. Я. Горецкая
Пение самок воробьинообразных птиц: исключение или закономерность?
Стр. 239–246
Ю. А. Краус, А. В. Марков
Стр. 83–105
Резюме. Abstract
Синопсис: Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
М. Л. Бутовская, Е. В. Веселовская, К. В. Левина, В. В. Ростовцева
Механизмы репродуктивного поведения человека: визуальные маркеры мужской привлекательности, их связь с ольфакторными маркерами, сексуальным опытом и фазой месячного цикла у женщин-экспертов
Стр. 63–77
Резюме. Abstract
Синопсис: Научный глянец: как выбрать своего мужчину
Г. В. Беньковская, Ю. М. Никоноров
Ассортативность спаривания и поддержание внутрипопуляционного полиморфизма в природных популяциях и лабораторных культурах насекомых
Стр. 421–428
Резюме. Abstract
Синопсис: Пару себе выбирают не только люди...
А. В. Марков, С. Б. Ивницкий, М. Б. Корнилова, Е. Б. Наймарк, Н. Г. Широкова, К.С. Перфильева
Материнский эффект маскирует адаптацию к неблагоприятным условиям и затрудняет дивергенцию у Drosophila melanogaster
Стр. 429–437
Резюме. Abstract
Синопсис: Неадаптивная фенотипическая пластичность затрудняет видообразование
A. В. Друзяка
Уменьшение разнообразия индивидуальных программ заселения колонии у озерных чаек (Larus ridibundus) ведет к снижению репродуктивного успеха
Стр. 339–354
Резюме. Abstract
Синопсис: В тесноте, да не в обиде
А. С. Северцов, А. В. Шубкина
Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Стр. 355–368
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
A. С. Северцов
Стр. 259–259

Синопсис: О второй Международной конференции "Современные проблемы биологической эволюции", 11-14 марта 2014 г., Москва
М. В. Мина
Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Стр. 260–265
Резюме. Abstract
Синопсис: Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Н. В. Зеленков
Устойчивые морфологические типы и мозаичность в макроэволюции птиц (Neornithes)
Стр. 266–279
Синопсис: Голова, ноги, хвост – гонка технологий в эволюции птиц
Л. А. Лавренченко, Н. Ш. Булатова
Роль гибридных зон в формообразовании (на примере хромосомных рас домовой мыши Mus domesticus и обыкновенной бурозубки Sorex araneus)
Стр. 280–294
Ж. И. Резникова, С. Н. Пантелеева
Возможные эволюционные механизмы "культуры" у животных: гипотеза распределенного социального обучения
Стр. 295–309
Синопсис: Лучший "учитель" для животных — генетическая предрасположенность
B. В. Сунцов
Происхождение возбудителя чумы микроба Yersinia pestis: концепция популяционно-генетической макроэволюции в переходной среде
Стр. 310–318
Резюме. Abstract
Синопсис: Как одна бактерия "вышла из себя"
М. И. Баскевич, С. Г. Потапов, Т. А. Миронова
Стр. 319–335
Резюме. Abstract
Синопсис: Криптические виды грызунов Кавказа как модели в изучении проблем вида и видообразования
А. В. Амбарян, А. Н. Мальцев, Е. В. Котенкова
Взаимосвязь характеристик полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы самцов у таксонов надвидового комплекса Mus musculus sensu lato
Стр. 212–224
Резюме. Abstract
Синопсис: Взаимосвязь особенностей полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы у самцов домовой мыши
М. В. Винарский
Судьба категории подвида в зоологической систематике. 2. Современность
Стр. 99–110
Резюме. Abstract
Синопсис: Субвидовые категории: быть или не быть?
Д. Д. Соколов
Корреляции между типом гинецея и положением завязи в цветках покрытосеменных растений: роль морфогенетических и терминологических запретов
Стр. 146–160
Резюме. Abstract
Синопсис: Пестики и тычинки: запрещенные темы
М. В. Винарский
Судьба категории подвида в зоологической систематике. 1. История
Стр. 3–14
Резюме. Abstract
Синопсис: Подвид… как много в этом звуке?
Ф. Е. Четвериков
Эволюционная пластичность высокоспециализированных организмов на примере эриофиоидей (Acariformes: Eriophyoidea)
Стр. 15–25
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, что могут узкие специалисты
А.Ю.Журавлев
Ранняя история Metazoa - взгляд палеонтолога
Стр. 411–465
Синопсис: Ранняя история Metazoa – взгляд палеонтолога
В. С. Мухина
Возникновение и эволюция пластид
Стр. 329–352
Синопсис: Возникновение и эволюция пластид
К. А. Роговин, А. М. Хрущова, О. Н. Шекарова, А. В. Бушуев, О. В. Соколова, Н. Ю. Васильева
Иммунокомпетентность и репродуктивные качества самцов хомячка Кэмпбелла, селекционированных на низкий и высокий гуморальный иммунный ответ на эритроциты барана (SRBC). К проверке гипотезы "иммунного гандикапа"
Стр. 372–384
Резюме. Abstract
Синопсис: Поиск павлиньего хвоста у хомячка Кэмпбелла пока не увенчался успехом
Н. А. Проворов, И. А. Тихонович
Надвидовые генетические системы
Стр. 247–260
Синопсис: Склонность к «незаконному браку»* передается по наследству
В. С. Фридман
Что не так с "совершенствованием изолирующих механизмов"? (и его частным случаем в виде "усиления", reinforcement)
Стр. 261–286
Резюме. Abstract
Синопсис: Формирование изолирующих механизмов от А. Уоллеса до наших дней: а воз и ныне там?
М. П. Мошкин, Д. В. Петровский, А. Е. Акулов, А. В. Ромащенко, Л. А. Герлинская, М. И. Мучная, В. Л. Ганимедов, А. С. Садовский, А. А. Савелов, И. В. Коптюг, С. Ю. Троицкий, В. И. Бухтияров, Н. А. Колчанов, Р. 3. Сагдеев, В. М. Фомин
Стр. 214–225
Резюме. Abstract
Синопсис: Осаждение аэрозолей в носовых ходах норных и наземных грызунов при дыхании в запыленной среде
С. В. Серга, И. А. Козерецкая
Загадка распространения Wolbachia в природных популяциях Drosophila melanogaster
Стр. 99–111
А. С. Северцов
Соотношение фундаментальной и реализованной экологических ниш
Стр. 323–333
В. И. Грабовский
Модель ранней эволюции предостерегающей окраски
Стр. 37–48
Резюме. Abstract
Синопсис: Трудный путь от камуфляжа к боевой раскраске: математический подход
И. С. Мажейка, О. А. Кудрявцева, О. В. Камзолкина
Контроль продолжительности жизни у грибов и других организмов. Концепция весов
Стр. 243–268
Синопсис: Старение и антистарение - грузы на весах жизни
A. А. Поздняков
Структура морфологической изменчивости (на примере морфотипов жевательной поверхности первого нижнего коренного зуба серых полевок)
Стр. 127–139
Резюме. Abstract
Синопсис: Гомологическая изменчивость у полевок – результат эпигенетической регуляции.
B. А. Калюжин
Терморезистентность у дрожжей Saccharomyces cerevisiae
Стр. 140–149
Резюме. Abstract
Синопсис: Дрожжи размножаются быстрее, если их попеременно то охлаждать, то нагревать
Н.Н. Иорданский
Чарлз Дарвин и проблема эволюционного прогресса
Стр. 488–496
Синопсис: Ступени эволюционного прогресса
В.А. Лухтанов
Правило Добржанского и видообразование путем усиления презиготической репродуктивной изоляции в зоне вторичного контакта популяций
Стр. 372–385
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, как встреча после разлуки завершает видообразование
Е.В. Будилова, А.Т. Терехин
Математическое моделирование эволюции жизненного цикла: краткая история и основные направления
Стр. 275–286
Резюме. Abstract
Синопсис: Как изучать жизненный цикл: дедукция и индукция
С.М. Ляпков, В.Г. Черданцев, Е.М. Черданцева
Географическая изменчивость полового диморфизма остромордой лягушки (Rana arvalis) как результат различия репродуктивных стратегий
Стр. 337–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Увеличение плодовитости влияет на рост родителей по-разному
С.Н. Шереметьев, Ю.В. Гамалей
Тренды экологической эволюции трав
Стр. 459–483
Резюме. Abstract
Синопсис: Климат формирует водный обмен растений – навсегда?
П. Н. Петров
Памятные даты. Дарвин и смысл биологии
Стр. 356–358
Синопсис: Дарвин и смысл биологии
Некоторые проблемы эволюционного адаптациогенеза
Стр. 372–382
Резюме. Abstract
Синопсис: Всегда ли возможна постепенная эволюция сложных признаков?
А. А. Поздняков
Критика эпигенетической теории эволюции
Стр. 383–395
Синопсис: Критика эпигенетической теории эволюции
А. Г. Васильев
Феногенетическая изменчивость и популяционная мерономия
Стр. 195–209
A. В. Олескин
Биосоциальность одноклеточных (на материале исследований прокариот)
Стр. 225–238
Синопсис: Социальная жизнь микробов
Е. Б. Наймарк, В. А. Ерощев-Шак, Н. П. Чижикова, Е. И. Компанцева
Взаимодействие глинистых минералов с микроорганизмами: обзор экспериментальных данных
Стр. 155–167
Синопсис: Сотворенная глина
Н. Н. Иорданский
Фенотипическая пластичность организмов и эволюция
Стр. 3–9
Резюме. Abstract
Синопсис: Ненаследственная изменчивость тоже влияет на эволюцию
Н. А. Проворов
Растительно-микробные симбиозы как эволюционный континуум
Стр. 10–34
Синопсис: Симбиоз – основа растительной жизни
Ю. А. Захваткин
Преемственность поколений и их интеграция
Стр. 243–263
Резюме. Abstract
Синопсис: Старые идеи о происхождении многоклеточных получают новую жизнь
С. В. Смирнов
Прямое развитие у хвостатых амфибий, его становление и эволюция
Стр. 163–174
Резюме. Abstract
Синопсис: Утрата личиночной стадии у земноводных происходила многократно
A. В. Марков, А. В. Коротаев
Гиперболический рост разнообразия морской и континентальной биот фанерозоя и эволюция сообществ
Стр. 175–194
Резюме. Abstract
Синопсис: Флора и фауна континентов развивается по гиперболическому закону
Ю. В. Гамалей, М. В. Пахомова, С. Н. Шереметьев
Двудольные мела, палеогена и неогена. Адаптогенез терминальной флоэмы
Стр. 220–237
Резюме. Abstract
Синопсис: Семейства двудольных растений появлялись строго по графику
Э. И. Воробьева. Н. Ю. Феоктистова
Академик А.Н. Северцов и современность
Стр. 84–93
Синопсис: Академик А. Н. Северцов и современность
А. С. Северцов
Причины и условия формирования ароморфной организации
Стр. 94–101
Синопсис: Специализация открывает дорогу прогрессу
О. Ф. Чернова
Проблема возникновения кожных дериватов в эволюции амниот. Кожные придатки - чешуя, перо, волос
Стр. 130–151
Резюме. Abstract
Синопсис: В ассортименте шубы и пуховки для теплокровных
Ю. Т. Дьяков
Грибы: индивидуумы, популяции, видообразование
Стр. 10–18
Резюме. Abstract
Синопсис: Новые виды у грибов образуются нетрадиционными способами
A. В. Макрушин
Как и почему возникли механизмы старения и онкогенеза: гипотеза
Стр. 19–24
Синопсис: Старение и рак – наследие колониальных предков
С. М. Ляпков, В. Г. Черданцев, Е. М. Черданцева
Географическая изменчивость как результат различия в темпах эволюции признаков c широкой и узкой нормой реакции у остромордой лягушки (Rana arvalis)
Стр. 25–43
Резюме. Abstract
Синопсис: Лягушки-путешественницы вынуждены изменять стратегию размножения
Л. Н. Нефедова, А. И. Ким
Эволюция от ретротранспозонов к ретровирусам: источник и происхождение гена env
Стр. 459–467
Резюме. Abstract
Синопсис: Данные сравнительной геномики проливают свет на происхождение ретровирусов
Е. А. Северцова, А. С. Северцов
Механизмы адаптационной регуляции эмбриогенеза бесхвостных амфибий, обитающих в условиях антропогенного загрязнения водоемов
Стр. 323–331
Резюме. Abstract
Синопсис: Московские лягушки приспособились к загрязнению
Л. А. Васильева, О. В. Антоненко, О. В. Выхристюк
Отклик геномного рисунка МГЭ412 на отбор по количественному признаку у Drosophila melanogaster
Стр. 341–349
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль мобильных генетических элементов остается загадочной
А. И. Копылов, Д. Б. Косолапов, А. В. Романенко, А. В. Крылов, Л. Г. Корнева, Е. С. Гусев
Микробная «петля» в планктонных сообществах озер разного трофического статуса
Стр. 350–360
Резюме. Abstract
Синопсис: Сколько в озере бактерий?
К. П. Глазунова, Г. М. Длусский
Связь между строением цветков и составом опылителей у некоторых ворсянковых (Dipsacaceae) и сложноцветных (Asteraceae) с внешне сходными соцветиями-антодиями
Стр. 361–378
Синопсис: Конкуренция среди лиловых цветов
Л. П. Татаринов
Молекулярная генетика и эпигенетика в механизмах морфогенеза
Стр. 165–169
Резюме. Abstract
Синопсис: Развитие эволюционной теории невозможно без молекулярной генетики
А. В. Марков, А. В. Коротаев
Динамика разнообразия фанерозойских морских животных соответствует модели гиперболического роста
Стр. 3–18
Резюме. Abstract
Синопсис: Биоразнообразие, как и народонаселение, растет по гиперболе
С. В. Смирнов
Метаморфоз хвостатых амфибий: особенности, механизмы регуляции и эволюция.
Стр. 323–334
Синопсис: Как земноводные учились превращаться
Б. А. Богатых
Фрактальные структуры живого и эволюционный процесс
Стр. 243–255
Резюме. Abstract
Синопсис: О фрактальности жизни и жизненности фракталов
Проблема эволюционных сальтаций
Стр. 256–267
Синопсис: Natura facit saltum
И. Я. Павлинов
Рецензия на книгу: Скворцов А.К. «Проблемы эволюции и теоретические вопросы систематики». М.: Т-во науч. изд. КМК, 2005. 293 с.
Стр. 318–320

В. В. Ефремов
Правило «один мигрант на поколение» и генетическая дифференциация в подразделенной популяции
Стр. 198–205
Ю. Л. Войтеховский, М. Г. Тимофеева, Д. Г. Степенщиков
Принцип Кюри и морфологическое разнообразие колоний Pandorina morum (Mull.) Bory (Volvocaceae)
Стр. 206–211
Резюме. Abstract
Синопсис: Почему колонии жгутиконосцев симметричны?
Т. Юнкер, У. Хоссфельд, Г. С. Левит
Эрнст Майр (1904–2005): in memoriam
Стр. 139–144

Н. А. Проворов
Молекулярные основы симбиогенной эволюции: от свободноживущих бактерий к органеллам
Стр. 371–388
Л. И. Ямпольский, Я. Р. Галимов
Эволюционная теория старения у Daphnia
Стр. 416–424
В. П. Щербаков
Эволюция как сопротивление энтропии. II. Консервативная роль полового размножения
Стр. 300–309
В.Ю.Веденина
Акустическая коммуникация и половой отбор у прямокрылых насекомых (Insecta: Orthoptera)
Стр. 336–345
В. П. Щербаков
Эволюция как сопротивление энтропии. I. Механизмы видового гомеостаза
Стр. 195–211
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюция направлена против себя самой
Р. И. Чураев
Контуры неканонической теории наследственности: от генов к эпигенам
Стр. 99–122
И. Ю. Чернов
Широтно-зональные и пространственно-сукцессионные тренды в распределении дрожжевых грибов
Стр. 123–135
О. Н.Тиходеев
Молекулярные механизмы макроэволюции
Стр. 13–27
Н.Н.Иорданский
Макроэволюция: макрогенез и типогенез
Стр. 451–463
И. В. Бурковский, М. Ю. Колобов, А. П. Столяров
Инициирование процессов самоорганизации в сообществе морского микробентоса сверхвысокими концентрациями биогенных элементов
Стр. 464–479
B. В. Суходолец
Приспособленность и экологическая устойчивость
Стр. 417–425
А. И. Шаталкин
Высший уровень деления в классификации организмов. 3. Однопленочные (Monodermata) и двупленочные (Didermata) организмы
Стр. 195–210
П. Ю. Жмылев
Эволюция жизненных форм растений: суждения и предположения
Стр. 232–249
А. И. Шаталкин
Высший уровень деления в классификации организмов. 2. Архебактерии, эубактерии и эукариоты
Стр. 99–115

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 4, Июль-август, 2016
В меню плодовой мушки может появиться... соленый огурец!
Экспериментально установлено, что длительная адаптация мух Drosophila melanogaster к жизни на корме с повышенным содержанием поваренной соли не сопровождается снижением их приспособленности при развитии на обычном корме. За 20 поколений мухи успешно адаптировались к жизни на «стрессовом» субстрате с NaCl, на котором приспособленность контрольных мух сильно снижена. При этом приспособившиеся к жизни на новом корме мухи по числу выплаживающихся потомков и темпам развития превосходили контрольных также и на обычном корме. Из этого следует, что отбор на устойчивость к развитию на корме с высоким содержанием соли привел к расширению нормы реакции у мух, адаптировавшихся к новым, экстремальным условиям существования. Эта тенденция препятствует разделению исходной популяции в ходе освоения ею новых условий обитания и тормозит процесс дивергенции.
Том 77 № 4, Июль-август, 2016
Ежедневники лесных обитателей можно прочитать зимой
Исследования следовой активности в зимний период помогают установить пространственные и временные закономерности динамики популяций. Перемещения могут быть вызваны различными классами факторов: расселением, взаимодействием видов, стохастическими причинами. Авторы статьи отслеживали следовую активность лесной куницы, зайца-беляка и обыкновенной белки в Центрально-лесном заповеднике. Удалось показать, что основным параметром, обуславливающим синхронизацию активности хищника и жертвы, является фактор неблагоприятных погодных условий. Пространственно-временная динамика взаимодействующих популяций зависит также от их численности и характеристик местообитания (наличие укрытий).
Том 77 № 4, Июль-август, 2016
Различается ли реакция на стресс в оптимальных и не оптимальных для вида условиях среды?
Биологический смысл реакции на стресс – мобилизация внутренних ресурсов организма для защиты от угроз, которые неизбежно возникают при взаимодействии животных с внешней средой – холода, голода, нападения хищников. Когда такие воздействия становятся слишком частыми, свободные ресурсы истощаются, и организм оказывается бессилен перед новыми экологическими «вызовами». Возможно, именно это и определяет, в конечном счете, распространение видов. Если это так, то физиологические характеристики, отражающие реакцию организма на стрессирующие воздействия внешней среды, должны различаться у животных, обитающих в благоприятных и неблагоприятных для вида условиях. Чтобы проверить это предположение авторы сравнили реакцию на острое охлаждение у таежного грызуна – красной полевки из популяций, населяющих оптимальные и неоптимальные для вида местообитания юга Западной Сибири. Оказалось, что зверьки, пойманные в оптимальном местообитании – Алтайской горной тайге, демонстрировали более высокую гормональную (неспецифический компонент реагирования, срабатывающий не зависимо от источника стресса), но более низкую метаболическую (непосредственно отвечающую за выработку тепла) реакцию на модельный стрессор, чем полевки из лесостепной популяции окрестностей г. Новосибирска.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ