Популярные синопсисы

По статье:
Г. С. Слюсарев
Тип ортонектида (Orthonectida): строение, биология, положение в системе многоклеточных животных

Том 69, 2008. № 6, ноябрь-декабрь, Стр. 403–427

Александр Марков

Загадочные ортонектиды не так примитивны, как считалось ранее

Взрослые ортонектиды (род Rhopalura)
Взрослые ортонектиды (род Rhopalura): слева самец, справа самка.

Ортонектиды — загадочные паразитические животные, которых традиционно считали очень просто устроенными и относили к числу самых примитивных многоклеточных. В ходе многолетних исследований Г. С. Слюсарев опроверг эти представления, обнаружив у ортонектид настоящую мышечную систему, многоклеточный рецептор (орган чувств), а также образование, похожее на нервный узел. По-видимому, ортонектиды — настоящие двустронне-симметричные животные, близкие к надтипу Lophotrochozoa.

Ортонектиды — паразиты морских беспозвоночных (плоских и кольчатых червей, моллюсков, иглокожих, асцидий, немертин). Жизненный цикл ортонектид довольно сложный. Личинка, плавающая при помощи ресничек, находит подходящее животное, проникает в него и превращается в многоядерное, не поделенное на клетки, бесформенное образование — плазмодий. Внутри плазмодия образуются особи полового поколения — самцы и самки. Они выходят из тела хозяина и, немного поплавав в воде, спариваются. Из оплодотворенных яиц прямо в теле самки развиваются личинки, которые затем выбираются из материнского организма и отправляются на поиски нового хозяина. Свободноживущие стадии жизненного цикла (половые особи и личинки), находясь во внешней среде, не питаются.

Ортонектид вместе с другой паразитической группой — дициемидами — раньше относили к типу мезозоев (Mesozoa). Этот тип, как видно из названия, считался чем-то вроде промежуточного этапа на пути от одноклеточных (Protozoa) к многоклеточным (Metazoa), или от самых примитивных многоклеточных — губок (Parazoa) — к «настоящим» многоклеточным животным (Eumetazoa). Однако многие специалисты сомневались как в родстве дициемид с ортонектидами, так и в их изначальной примитивности. Возможно, обе группы подверглись вторичному упрощению в связи с паразитическим образом жизни, а их сходство друг с другом является случайным побочным эффектом параллельного упрощения (усложняться животные могут множеством разных способов, тогда как резкое упрощение организации оставляет эволюции гораздо меньше степеней свободы).

Г. С. Слюсарев из СПбГУ в течение 20 лет собирал ортонектид на Белом, Баренцевом и Северном морях и изучал их строение при помощи трансмиссионной и сканирующей электронной микроскопии. Полученные результаты существенно расширили представления о морфологии ортонектид и позволили пересмотреть их положение в системе животного царства.

В статье очень детально описано строение половых особей ортонектид. Их тело покрыто ресничными и нересничными эпителиальными клетками, образующими чередующиеся кольца. Под эпителием расположены пучки мышечных клеток. Вся центральная часть тела занята половыми клетками — ооцитами или спермиями. Все ткани, клетки, реснички, внутриклеточные структуры, покрывающая тело кутикула и другие детали строения описаны в статье очень тщательно и с большой подробностью.

Строение эпитальных клеток
Рис. 1. Строение эпитальных клеток (А) и ресничной клетки (B) ортонектиды Intoshia variabili. Обозначения: C — ресничка, CC — ресничная клетка, CU — кутикула, D — клеточный контакт, G — гранула, F — фибриллярный тяж, L — липидная гранула, MA — межклеточный матрикс, MU — мышечная клетка, MI — митохондрии, N — ядро, NC — нересничная клетка, O — ооцит, RU — корешок реснички.

К числу самых важных открытий, несомненно, относится обнаружение у половых особей ортонектид настоящей мышечной системы, состоящей из кольцевых и продольных мышц. Ранее считалось, что у ортонектид нет мышц, и это рассматривали как одно из доказательств их примитивности. В расположении мышц у ортонектид отчетливо проявляется билатеральная симметрия; никаких признаков радиальной симметрии не наблюдается.

Схема расположения мускулатуры у самки Intoshia variabili.
Рис. 2. Схема расположения мускулатуры у самки Intoshia variabili. A — вид сбоку, B — вид сверху. C — кольцевые мышцы, L — продольные мышцы, V — раздвоение продольных мышц на переднем конце тела самки. Стрелка указывает направление движения ортонектиды.

Кроме того, у самок ортонектид на переднем конце тела обнаружен рецептор (чувствительный орган), состоящий из трех плотно прилежащих друг к другу клеток причудливой формы. Отростки этих клеток спереди образуют структуру, напоминающую бокал. На внутренних стенках бокала расположены реснички, собранные в компактный пучок. Автор предполагает, что рецептор выполняет светочувствительную функцию.

Наличие у ортонектид мышечной системы и рецептора позволяет предположить, что у них должна быть также и нервная система. Организмы, имеющие мышцы и рецепторы, но при этом не имеющие нервной системы, науке не известны. По мнению Г. С. Слюсарева, у ортонектид действительно есть нервная система. Исследователь отмечает, что на переднем конце тела половых особей есть группа мелких клеток, которые нельзя отнести ни к эпителиальным, ни к мышечным, ни к половым. Эти клетки снабжены отростками, контакты между которыми являются типичными синапсами. Вся структура очень похожа на просто устроенный нервный узел.

Эти открытия ясно показывают, что мнение о крайней простоте и примитивности отронектид не соответствуют действительности. Они также противоречат мнению о родстве ортонектид с дициемидами, и о том, что эти две группы находятся на одном и том же «уровне организации». У дициемид, в отличие от ортонектид, на самом деле нет ни мышц, ни нервной системы, ни органов чувств. Кроме того, исследование показало, что многие важные детали строения у ортонектид и дициемид разительно различаются.

Вся совокупность данных указывает на то, что ортонектиды, несомненно, относятся к «настоящим многоклеточным животным» (Eumetazoa), более того — к двусторонне-симметричным (Bilateria) и первичноротым (Protostomia). Скорее всего, это рано обособившаяся специализированная ветвь группы Lophotrochozoa (к которой относятся, в частности, кольчатые и плоские черви, немертины и моллюски) (см.: Новые данные позволили уточнить родословную животного царства, «Элементы», 10.04.2008).

Схема жизненного цикла ортонектид.
Рис. 3. Схема жизненного цикла ортонектид. H — ткани хозяина, GC — генеративная клетка, N — ядро, P — плазмодий, PD — дочерний плазмодий.

В статье также приводится много новых данных о строении плазмодия и жизненном цикле ортонектид. К числу важных новых открытий следует отнести выяснение механизма выхода половых особей из организма хозяина. Считалось, что особи полового поколения, созревшие внутри плазмодия, самостоятельно проходят через ткани хозяина, откуда и выходят во внешнюю среду. На самом деле все оказалось сложнее. Когда в плазмодии созревают половые особи, плазмодий начинает образовывать выросты, образующие сложную систему извилистых «ходов». «Отростки плазмодия прорастают через мускулатуру хозяина, достигают поверхности тела и, наконец, пронизывают ресничный эпителий таким образом, что небольшой участок поверхности плазмодия вступает в контакт с внешней средой». По этим отросткам и выходят наружу половые особи.

Другое важное открытие состоит в том, что плазмодий может размножаться почкованием. Таким образом, жизненный цикл ортонектид включает чередование трех способов размножения:

• Половое: развитие личинок из оплодотворенных яиц в теле самки;

• Бесполое: почкование плазмодия, образовавшегося из проникшей в тело хозяина личинки;

• Партеногенетическое: развитие половых особей из «генеративных клеток» плазмодия, которые, по мнению автора, вполне можно рассматривать как партеногенетические яйца (т.е. не нуждающиеся в оплодотворении).

Для того, чтобы окончательно определить место ортонектид в системе животного царства, вероятно, придется прочесть полный геном какого-нибудь представителя этой группы. Имеющиеся на сегодняшний день молекулярно-генетические реконструкции, основанные на отдельных генах (18S-рРНК), дали не совсем однозначные результаты, которые, впрочем, отчасти совпадают с выводами Г. С. Слюсарева. В частности, молекулярные данные подтверждают принадлежность ортонектид к «высшим» (трехслойным), а не к «низшим» (двухслойным) животным, а также отсутствие близкого родства между ортонектидами и дициемидами (см.: Hanelt et al. 1996. The Phylogenetic Position of Rhopalura ophiocomae (Orthonectida) Based on 18s Ribosomal DNA Sequence Analysis ; Pawlowski et al. 1996. Origin of the Mesozoa Inferred from 18s rRNA Gene Sequences).

Новые данные позволили уточнить родословную животного царства, «Элементы», 10.04.2008.
Конечности у членистоногих и кольчатых червей растут из общего корня, «Элементы», 20.11.2008.

Еще по темам: Зоология
A. С. Желтухин, Ю. Г. Пузаченко, И. П. Котлов, И. И. Широня, Р. Б. Сандлерский
Пространственно-временная динамика следовой активности лесной куницы (Martes martes L.), зайца-беляка (Lepus timidus L.) и белки (Sciurus vulgaris L.) в европейской южной тайге
Стр. 262–283
Резюме. Abstract
Синопсис: Ежедневники лесных обитателей можно прочитать зимой
И. А. Поликарпов, Е. Ю. Кондратюк, Д. В. Петровский, Е. А. Новиков
Межпопуляционная изменчивость эндокринно-метаболической реакции на холодовой стресс у красной полевки (Myodes rutilus)
Стр. 284–292
Резюме. Abstract
Синопсис: Различается ли реакция на стресс в оптимальных и не оптимальных для вида условиях среды?
А.В. Королёв
Полёт птерозавров
Стр. 182–238
Синопсис: О «Полёте птерозавров» или Как тихони смогли стать владыками неба
И. Р. Бёме, М. Я. Горецкая
Пение самок воробьинообразных птиц: исключение или закономерность?
Стр. 239–246
Ю. А. Краус, А. В. Марков
Стр. 83–105
Резюме. Abstract
Синопсис: Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
B. И. Приходько
Разделение видов по критерию территориальности в сообществах парнокопытных: гипотеза ольфакторного исключения
Стр. 3–15
Резюме. Abstract
Синопсис: Разделение ниш в сообществе парнокопытных: концепция запахового исключения
C. Б. Розенфельд, И. С. Шереметьев
Стр. 16–37
Резюме. Abstract
Синопсис: Арктические гуси (Anser) и казарки (Branta) Евразии: анализ факторов динамики численности и ареалов
Е. В. Романенко, С. Г. Пушков, В. Н. Лопатин
Хвостовая лопасть дельфина: математическая модель жесткого крыла
Стр. 482–492
Резюме. Abstract
Синопсис: Хвостовая лопасть дельфина: математическая модель жесткого крыла
A. В. Друзяка
Уменьшение разнообразия индивидуальных программ заселения колонии у озерных чаек (Larus ridibundus) ведет к снижению репродуктивного успеха
Стр. 339–354
Резюме. Abstract
Синопсис: В тесноте, да не в обиде
А. С. Северцов, А. В. Шубкина
Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Стр. 355–368
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
A. С. Северцов
Стр. 259–259

Синопсис: О второй Международной конференции "Современные проблемы биологической эволюции", 11-14 марта 2014 г., Москва
М. В. Мина
Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Стр. 260–265
Резюме. Abstract
Синопсис: Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Н. В. Зеленков
Устойчивые морфологические типы и мозаичность в макроэволюции птиц (Neornithes)
Стр. 266–279
Синопсис: Голова, ноги, хвост – гонка технологий в эволюции птиц
Л. А. Лавренченко, Н. Ш. Булатова
Роль гибридных зон в формообразовании (на примере хромосомных рас домовой мыши Mus domesticus и обыкновенной бурозубки Sorex araneus)
Стр. 280–294
М. И. Баскевич, С. Г. Потапов, Т. А. Миронова
Стр. 319–335
Резюме. Abstract
Синопсис: Криптические виды грызунов Кавказа как модели в изучении проблем вида и видообразования
А. О. Касумян, Е. А. Марусов
Избирательное питание рыб: влияние пищевой и оборонительной мотиваций, вызванных натуральными запахами
Стр. 195–211
Резюме. Abstract
Синопсис: Чувство голода и призывный запах корма - пищевая мотивация растет в обоих случаях, но имеет противоположные следствия для животных
А. В. Амбарян, А. Н. Мальцев, Е. В. Котенкова
Взаимосвязь характеристик полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы самцов у таксонов надвидового комплекса Mus musculus sensu lato
Стр. 212–224
Резюме. Abstract
Синопсис: Взаимосвязь особенностей полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы у самцов домовой мыши
М. В. Винарский
Судьба категории подвида в зоологической систематике. 2. Современность
Стр. 99–110
Резюме. Abstract
Синопсис: Субвидовые категории: быть или не быть?
Д. О. Логофет, О. И. Евстигнеев, А. А. Алейников, А. О. Морозова
Сукцессия, вызванная жизнедеятельностью бобра (Саstor fiber L.): II. Уточненная марковская модель
Стр. 126–145
Ф. Е. Четвериков
Эволюционная пластичность высокоспециализированных организмов на примере эриофиоидей (Acariformes: Eriophyoidea)
Стр. 15–25
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, что могут узкие специалисты
С. В. Будаев, В. Н. Михеев, Д. С. Павлов
Индивидуальные различия поведения и механизмы экологической дифференциации на примере рыб
Стр. 26–47
Резюме. Abstract
Синопсис: Разнообразие в поведении отдельных рыб обеспечивает экологическую пластичность всей популяции
А.Ю.Журавлев
Ранняя история Metazoa - взгляд палеонтолога
Стр. 411–465
Синопсис: Ранняя история Metazoa – взгляд палеонтолога
В. С. Мухина
Возникновение и эволюция пластид
Стр. 329–352
Синопсис: Возникновение и эволюция пластид
А. А. Лисовский, Е. В. Оболенская
Исследование ареалов мелких млекопитающих юго-восточного Забайкалья методом моделирования экологической ниши
Стр. 353–371
Резюме. Abstract
Синопсис: Ареалы млекопитающих можно оценить по спутниковым данным
К. А. Роговин, А. М. Хрущова, О. Н. Шекарова, А. В. Бушуев, О. В. Соколова, Н. Ю. Васильева
Иммунокомпетентность и репродуктивные качества самцов хомячка Кэмпбелла, селекционированных на низкий и высокий гуморальный иммунный ответ на эритроциты барана (SRBC). К проверке гипотезы "иммунного гандикапа"
Стр. 372–384
Резюме. Abstract
Синопсис: Поиск павлиньего хвоста у хомячка Кэмпбелла пока не увенчался успехом
Л. Э. Ялковская, А. В. Бородин, М. А. Фоминых
Модульный подход к изучению флуктуирующей асимметрии комплексных морфологических структур у грызунов на примере нижней челюсти рыжей полевки (Clethrionomys glareolus, Arvicolinae, Rodentia)
Стр. 385–393
Синопсис: Одна кость – две судьбы
В. С. Фридман
Что не так с "совершенствованием изолирующих механизмов"? (и его частным случаем в виде "усиления", reinforcement)
Стр. 261–286
Резюме. Abstract
Синопсис: Формирование изолирующих механизмов от А. Уоллеса до наших дней: а воз и ныне там?
О. В. Бурский, Е. Ю. Демидова, А. А. Морковин
Динамика популяций дроздов и разделение сезонных ресурсов
Стр. 287–301
Резюме. Abstract
Синопсис: Сезонные изменения численности популяций дроздов привязаны к колебаниям кормовых ресурсов
К. К. Тарасян, П. А. Сорокин, М. В. Холодова, В. В. Рожнов
Главный комплекс гистосовместимости (Major Histocompatibility Complex, МНС) у млекопитающих и его значение в изучении редких видов (на примере семейства Felidae)
Стр. 302–314
Э. Д. Владимирова, В. В. Морозов
Формальное описание поведения млекопитающих по материалам зимних троплений на примере лесной куницы (Martes martes)
Стр. 182–203
B. В. Гаврилов
Преимущества и недостатки межвидовых ассоциаций мигрирующих северных куликов (Charadrii, Aves)
Стр. 204–213
Резюме. Abstract
Синопсис: Если с другом вышел в путь, веселей дорога?
М. П. Мошкин, Д. В. Петровский, А. Е. Акулов, А. В. Ромащенко, Л. А. Герлинская, М. И. Мучная, В. Л. Ганимедов, А. С. Садовский, А. А. Савелов, И. В. Коптюг, С. Ю. Троицкий, В. И. Бухтияров, Н. А. Колчанов, Р. 3. Сагдеев, В. М. Фомин
Стр. 214–225
Резюме. Abstract
Синопсис: Осаждение аэрозолей в носовых ходах норных и наземных грызунов при дыхании в запыленной среде
Д. А. Кишкинёв, Н. С. Чернецов
Магниторецепторные системы у птиц: обзор современных исследований
Стр. 104–123
Резюме. Abstract
Синопсис: У птичьего компаса обе стрелки синие
Е. К. Еськов, М. Д. Еськова
Закономерности изменчивости гнездовой конструкции, физиологического состояния и морфометрических признаков медоносной пчелы
Стр. 132–155
Резюме. Abstract
Синопсис: «Это неправильные пчёлы! И они, наверное, делают неправильный мёд!»
И. С. Шереметьев, С. Б. Розенфельд, Т. П. Сипко, А. Р. Груздев
Вымирание крупных травоядных млекопитающих: нишевые параметры сосуществующих в изоляции овцебыка Ovibos moschatus и северного оленя Rangifer tarandus
Стр. 62–73
Резюме. Abstract
Синопсис: Климат vs человек: победа за северным оленем
B. В. Гаврилов
Стр. 139–151
Резюме. Abstract
Синопсис: Продолжительность предгнездового периода и ее связь с социальной организацией у куликов (Charadrii, Aves), гнездящихся на северо-востоке Якутии
Е. А. Ванисова, А. А. Никольский
Стр. 403–417
Резюме. Abstract
Синопсис: Биологическое сигнальное поле млекопитающих (к 110-летию со дня рождения профессора Н.П. Наумова)
А. Б. Керимов, К. А. Роговин, E. В. Иванкина, А. В. Бушуев, О. В. Соколова, Т. А. Ильина
Специфический иммунитет и полиморфизм брачного наряда самцов мухоловки-пеструшки, Ficedula hypoleuca (Aves: Passeriformes)
Стр. 349–359
Резюме. Abstract
Синопсис: Лучше ли быть бледным, но здоровым?
A. А. Паевский
Скорость миграционных передвижений птиц как адаптивное поведение
Стр. 360–376
О. Е. Каменская, В. Ф. Мельник, А. Дж. Гудей
Гигантские простейшие (ксенофиофории и комокиации) с поля железомарганцевых конкреций Кларион-Клиппертон (восточная часть Тихого океана)
Стр. 377–388
А. В. Ильиных, О. В. Поленогова
Демонстрация отдаленного эффекта вертикальной передачи бакуловируса на примере непарного шелкопряда Lymantria dispar L. (Lepidoptera, Lymantriidae)
Стр. 389–395
А. А. Никольский
Амплитудная модуляция звуковых сигналов млекопитающих
Стр. 225–240
Синопсис: Звериная речь: «то потрясающие звуки, то замирающие вдруг...»*
H. П. Кораблёв, П. H. Кораблёв
Закономерности морфологической изменчивости реинтродуцированных популяций на примере двух подвидов бобра Castor fiber orientoeuropaeus и Castor fiber belorussicus (Castoridae, Rodentia)
Стр. 210–224
Резюме. Abstract
Синопсис: Остаются ли обыкновенными обыкновенные бобры?
Е. С. Омелина, Э. М. Баричева, Е. В. Федорова
Основные типы строения респираторных систем яйцевых оболочек насекомых и гены, участвующие в их формировании
Стр. 198–209
Резюме. Abstract
Синопсис: Консервативные гены дрозофилы способствуют прогрессу
Л. Б. Попова, Д. А. Ворнов, И. А. Косевич, Ю. В. Панчин
Щелевые контакты в эмбрионе актинии Nematostella vectensis
Стр. 83–87
Резюме. Abstract
Синопсис: Универсальна ли связь «в контакте» среди клеток животных?
А. А. Захаров
Муравьи: стратегия концентрации населения
Стр. 269–283
Синопсис: Объединившимся сопутствует удача
М. Н. Ерофеева, С. В. Найденко
Пространственная организация популяций кошачьих и особенности их репродуктивных стратегий
Стр. 284–297
Резюме. Abstract
Синопсис: Свободная любовь увеличивает потомство кошек
A. А. Поздняков
Структура морфологической изменчивости (на примере морфотипов жевательной поверхности первого нижнего коренного зуба серых полевок)
Стр. 127–139
Резюме. Abstract
Синопсис: Гомологическая изменчивость у полевок – результат эпигенетической регуляции.
С.М. Ляпков, В.Г. Черданцев, Е.М. Черданцева
Географическая изменчивость полового диморфизма остромордой лягушки (Rana arvalis) как результат различия репродуктивных стратегий
Стр. 337–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Увеличение плодовитости влияет на рост родителей по-разному
П.П. Гамбарян, О.В. Жеребцова, В.В. Платонов
Конвергентное развитие подкожных мышц у кротов и златокротов
Стр. 244–255
Резюме. Abstract
Синопсис: Бодибилдинг для землероев или вопрос систематики?
М.В. Чертопруд
Биогеографическое районирование пресных вод Евразии по фауне макробентоса
Стр. 144–162
Синопсис: Новые биогеографические схемы или назад к Старобогатову
И. Ю. Долматов
Регенерация пищеварительной системы у голотурий
Стр. 316–327
Резюме. Abstract
Синопсис: Как голотурии выращивают себе новый кишечник
О. П. Дубовская
Не связанная с хищниками смертность планктонных ракообразных, ее возможные причины (обзор литературы)
Стр. 168–192
Синопсис: Естественная смерть планктона
А.Л. Карпович
Внешне совсем разные походки многоножек Scolopendra и Pachijulus организованы на одном и том же принципе
Стр. 458–470
Синопсис: Многоножки ходят одинаково
Е. С. Аракелова
Состав общих липидов и скорость энергетического обмена у брюхоногих моллюсков
Стр. 471–478
Резюме. Abstract
Синопсис: Жирность моллюска зависит от образа жизни
О. В. Бурский
Выбор местообитаний и структура метапопуляции: анализ многолетнего распределения пятнистого конька Anthus hodgsoni Richm. (Aves, Passeriformes)
Стр. 324–343
Резюме. Abstract
Синопсис: Птичья демография: где устроить гнездо
И. Я. Павлинов. О. Г. Нанова, Н. Н. Спасская
К изучению морфологического разнообразия размерных признаков черепа млекопитающих. 1. Соотношение разных форм групповой изменчивости
Стр. 344–354
Резюме. Abstract
Синопсис: Новые методы изучения групповой изменчивости помогают понять природу биологического разнообразия
С. В. Смирнов
Прямое развитие у хвостатых амфибий, его становление и эволюция
Стр. 163–174
Резюме. Abstract
Синопсис: Утрата личиночной стадии у земноводных происходила многократно
B. С. Фридман, Г. С. Ерёмкин, Н. Ю. Захарова-Кубарева
Урбанизация "диких" видов птиц: трансформация популяционных систем или адаптация особей?
Стр. 207–219
Резюме. Abstract
Синопсис: Как дикие птицы становятся горожанами
С. М. Ляпков, В. Г. Черданцев, Е. М. Черданцева
Географическая изменчивость как результат различия в темпах эволюции признаков c широкой и узкой нормой реакции у остромордой лягушки (Rana arvalis)
Стр. 25–43
Резюме. Abstract
Синопсис: Лягушки-путешественницы вынуждены изменять стратегию размножения
В. Л. Вершинин
Морфа striata у представителей рода Rana (Amphibia, Anura) - причины адаптивности к изменениям среды
Стр. 65–71
Резюме. Abstract
Синопсис: Больше мутантов, хороших и разных
М. В. Чертопруд
Структурная изменчивость литореофильных сообществ макробентоса
Стр. 424–434
Резюме. Abstract
Синопсис: Сообщества обитателей рек и ручьев с трудом поддаются классификации
О. А. Жигальский
Пространственно-временные взаимоотношения трех симпатрических видов полевок (Mammalia: Rodentia) на Южном Урале
Стр. 468–478
Синопсис: Полевки договорились по-хорошему
Д. В. Семенов
Сравнительные аспекты пространственной экологии ящериц: на примере круглоголовок (Reptillia, Agamidae, Phrynocephalus)
Стр. 379–393
Резюме. Abstract
Синопсис: Круглоголовок не заботит соседство сородичей
E. В. Иванкина, А. Б. Керимов, В. Г. Гриньков, А. В. Бушуев
Структурные и функциональные аспекты изменчивости орнаментации брачного наряда самцов мухоловки-пеструшки Ficedula hypoleuca (Aves: Passeriformes)
Стр. 278–295
Резюме. Abstract
Синопсис: Разнообразие свадебных нарядов мухоловки-пеструшки по-прежнему ждет объяснения
Л. А. Герлинская, Ю. А. Фролова, Е. Ю. Кондратюк, М. П. Мошкин
Затраты на маркировку и репродуктивный успех у самцов мышей лабораторной линии ICR
Стр. 296–306
Резюме. Abstract
Синопсис: Владение земельной собственностью снижает плодовитость
Э. А. Гилева, Л. Э. Ялковская, А. В. Бородин, С. В. Зыков, И. А. Кшнясев
Флуктуирующая асимметрия краниометрических признаков у грызунов (Mammalia: Rodentia): межвидовые и межпопуляционные сравнения
Стр. 221–230
Резюме. Abstract
Синопсис: О чем свидетельствует асимметричность черепа?
В. Р. Алексеев, Т. И. Казанцева
Использование индивидуально-ориентированной модели для изучения роли материнского эффекта в смене типов размножения у Cladocera
Стр. 231–240
Резюме. Abstract
Синопсис: Устойчивое существование популяции обеспечивается негенетической «памятью поколений»
К. И. Чернышев, К. А. Трувеллер
Количественная оценка генетической дифференциации амфибий разного таксономического ранга по спектрам общих белков и неспецифических эстераз
Стр. 149–160
М. В. Чертопруд, К. В. Песков
Биогеография реофильного макробентоса Юго-Восточной Европы
Стр. 52–63
Резюме. Abstract
Синопсис: Фауна горных ручьев как основа для биогеографического анализа
С. В. Смирнов
Метаморфоз хвостатых амфибий: особенности, механизмы регуляции и эволюция.
Стр. 323–334
Синопсис: Как земноводные учились превращаться
С.В.Попов
Проблема адаптивности при исследовании социальных структур
Стр. 335–343
Резюме. Abstract
Синопсис: Является ли социум эволюционной адаптацией?
Е. А. Дорошева, Ж. И. Резникова
Этологические механизмы топической конкуренции рыжих лесных муравьев (Formica aquilonia) и жужелиц (Carabidae)
Стр. 344–360
Резюме. Abstract
Синопсис: Как жуки и муравьи конкурируют за жизненное пространство
Родниковые сообщества макробентоса Московской области
Стр. 376–384
Синопсис: Жизнь в родниках
И. Р. Бёме
Формирование вокализации воробьиных птиц (Passeriformes) в онтогенезе. Современное состояние проблемы
Стр. 268–279
Синопсис: О чем чирикают птицы
Е. А. Шубина, Е. В. Пономарева, О. Ф. Гриценко
Популяционные структуры гольцов северных Курильских островов и положение мальмы в системе рода Salvelinus (Salmonidae: Teleostei)
Стр. 280–297
Резюме. Abstract
Синопсис: Уроки новейших технологий, или кто такие гольцы?
М. В. Чертопруд
Анализ жизненных форм реофильного макробентоса: новый подход к классификации сообществ
Стр. 190–197
Резюме. Abstract
Синопсис: Донные сообщества ручьев и рек можно классифицировать по образу жизни животных
Е. В. Михеева, О. А. Жигальский, В. П. Мамина, Е. А. Байтимирова
Адаптация европейской рыжей полевки (Clethrinomysglareolus Schreber) к условиям природной биогеохимической провинции с избыточным содержанием никеля, кобальта и хрома
Стр. 212–221
Резюме. Abstract
Синопсис: Полевки приспособились к жизни в аномальной геохимической зоне, увеличив выработку «гормонов стресса»
Ж. И. Резникова
Исследование орудийной деятельности как путь к интегральной оценке когнитивных возможностей животных
Стр. 2–22
Резюме. Abstract
Синопсис: Использование орудий животными не всегда говорит о большом уме
Л. В. Полищук, Я. Файферберг
Динамика массы тела дафний в свете теории жизненных стратегий: анализ с использованием метода вкладов
Стр. 23–36
Резюме. Abstract
Синопсис: Размножаться лучше на сытый желудок
Н. А. Заренков
Неевклидов вольвокс, или Почему не следует преподавать вольвокса в курсе зоологии
Стр. 62–68
Резюме. Abstract
Синопсис: Зачем студентам зеленый шарик вольвокса?
К. А. Роговин, А. А. Тупикин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, М. П. Мошкин
Многолетняя динамика уровня кортикостерона и его корреляты у самцов большой песчанки (Rhombomys opimus Licht.) в природе. Неинвазивные методы в исследованиях стресса
Стр. 47–52
Синопсис: Что тревожит больших песчанок
Продольная изменчивость фауны макробентоса водотоков центра Европейской России
Стр. 491–502
А. И. Шаталкин
Животные (Animalia) в системе организмов. 1. Типологические системы
Стр. 275–299
И. И. Дзеверин, Е. И. Дашкова
Вклад гетерохронных трансформаций онтогенеза в формирование межвидовых различий лесных мышей, Sylvaemus (Rodentia)
Стр. 258–272
К. А. Роговин, Дж. А. Рандалл, И. Е. Колосова, Н. Ю. Васильева, М. П. Мошкин
Социальная среда и морфофизиологический статус молодых самцов в осенних группах большой песчанки (Rhombomys opimus Licht). Эффект присутствия взрослых особей
Стр. 426–432
Н. С. Чернецов, Е. А. Скутина, В. Н. Булюк, А. Л. Цвей
Оптимальные решения на миграционных остановках птиц при вариации качества остановок.
Предсказания модели и полевые данные

Стр. 211–217
И. В. Кудрявцев, А. В. Полевщиков
Сравнительно-иммунологический анализ клеточных и гуморальных защитных факторов иглокожих
Стр. 218–231
Е. С. Аракелова, М. А. Чеботарева, С. А. Забелинский
О совместном влиянии природных температур и трематод на жирно-кислотный состав липидов у Littorina saxatilis (Olivi 1792) (Gastropoda, Prosobranchia)
Стр. 266–272

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 4, Июль-август, 2016
В меню плодовой мушки может появиться... соленый огурец!
Экспериментально установлено, что длительная адаптация мух Drosophila melanogaster к жизни на корме с повышенным содержанием поваренной соли не сопровождается снижением их приспособленности при развитии на обычном корме. За 20 поколений мухи успешно адаптировались к жизни на «стрессовом» субстрате с NaCl, на котором приспособленность контрольных мух сильно снижена. При этом приспособившиеся к жизни на новом корме мухи по числу выплаживающихся потомков и темпам развития превосходили контрольных также и на обычном корме. Из этого следует, что отбор на устойчивость к развитию на корме с высоким содержанием соли привел к расширению нормы реакции у мух, адаптировавшихся к новым, экстремальным условиям существования. Эта тенденция препятствует разделению исходной популяции в ходе освоения ею новых условий обитания и тормозит процесс дивергенции.
Том 77 № 4, Июль-август, 2016
Ежедневники лесных обитателей можно прочитать зимой
Исследования следовой активности в зимний период помогают установить пространственные и временные закономерности динамики популяций. Перемещения могут быть вызваны различными классами факторов: расселением, взаимодействием видов, стохастическими причинами. Авторы статьи отслеживали следовую активность лесной куницы, зайца-беляка и обыкновенной белки в Центрально-лесном заповеднике. Удалось показать, что основным параметром, обуславливающим синхронизацию активности хищника и жертвы, является фактор неблагоприятных погодных условий. Пространственно-временная динамика взаимодействующих популяций зависит также от их численности и характеристик местообитания (наличие укрытий).
Том 77 № 4, Июль-август, 2016
Биологический смысл реакции на стресс – мобилизация внутренних ресурсов организма для защиты от угроз, которые неизбежно возникают при взаимодействии животных с внешней средой – холода, голода, нападения хищников. Когда такие воздействия становятся слишком частыми, свободные ресурсы истощаются, и организм оказывается бессилен перед новыми экологическими «вызовами». Возможно, именно это и определяет, в конечном счете, распространение видов. Если это так, то физиологические характеристики, отражающие реакцию организма на стрессирующие воздействия внешней среды, должны различаться у животных, обитающих в благоприятных и неблагоприятных для вида условиях. Чтобы проверить это предположение авторы сравнили реакцию на острое охлаждение у таежного грызуна – красной полевки из популяций, населяющих оптимальные и неоптимальные для вида местообитания юга Западной Сибири. Оказалось, что зверьки, пойманные в оптимальном местообитании – Алтайской горной тайге, демонстрировали более высокую гормональную (неспецифический компонент реагирования, срабатывающий не зависимо от источника стресса), но более низкую метаболическую (непосредственно отвечающую за выработку тепла) реакцию на модельный стрессор, чем полевки из лесостепной популяции окрестностей г. Новосибирска.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ