Популярные синопсисы

По статье:
A. В. Марков, А. В. Коротаев
Гиперболический рост разнообразия морской и континентальной биот фанерозоя и эволюция сообществ

Том 69, 2008. № 3, Май-Июнь, Стр. 175–194

Елена Наймарк

Флора и фауна континентов развивается по гиперболическому закону

География континентов в триасе 250 млн лет назад
Так выглядела география континентов в триасе (250 млн лет назад). В это время контакт между континентами позволил многим наземным формам расширить свои ареалы. Обмен новыми формами – это необходимое условие гиперболического закона роста разнообразия и на суше, и на море. Рис. c сайта http://commons.wikimedia.org/wiki/

На основе изучения палеонтологической летописи представлены доказательства развития континентальной фанерозойской биоты по гиперболическому закону. Как и в случае морской биоты, которая тоже развивается по гиперболе, гиперболическое ускорение роста обеспечивается совмещением повышения устойчивости родов и видов по ходу эволюционной истории и увеличения разнообразия внутри сообщества, при этом рост разнообразия сообщества сам по себе приводит к увеличению вероятности появления новых родов и повышению устойчивости. Ускорение темпов появления новых форм в эволюции следует рассматривать как результат кооперативной эволюции, а не конкурентной. Как и в демографии человеческих популяций, прекращение кооперации приводит к остановке развития группы и снижению численности.

На страницах ЖОБ продолжается обсуждение моделей эволюции биоразнообразия. В прошлом году А.Марков и А.Коротаев представили доказательства того, что число родов морских животных с момента появления многоклеточных растет по гиперболе (см: А. В. Марков, А. В. Коротаев Динамика разнообразия фанерозойских морских животных соответствует модели гиперболического роста). Это означает, что чем больше существует родов, тем многочисленнее окажется следующее поколение, но зависимость эта не прямая, а квадратичная. Квадратичность этой зависимости определяется одновременным действием двух механизмов, положительно влияющих на численность потомства. Во-первых, с появлением новых родов увеличивается разнообразие внутри сообществ, так называемого альфа-разнообразия. Здесь важно, что новые роды порождают новые экологические ниши, и это, в свою очередь увеличивает вероятность появления новых родов. Появлене новых ниш иллюстрируется формированием сообществ твердого дна, которые появились при наращивании обилия морских лилий, сформировавших в ордовике твердое дно. Или появление целого букета насекомых копрофагов при формировании фауны наземных позвоночных. Кроме того, рост разнообразия сообществ влечет увеличение устойчивости членов сообщества. Отсюда и второй механизм ускорения роста разнообразия - через рост устойчивости новых поколений родов. Ясно, что если роды станут меньше вымирать, то со временем общее разнообразие будет увеличиваться. Получается, что рост разнообразия, тот, который мы реконструируем по ископаемым остаткам, зависит от темпов появления новых родов и роста устойчивости.

Два этих показателя ни в коем случае не являются независимыми. Рост альфа-разнообразия способствует устойчивости сообществ, следовательно, снижаются темпы вымирания, увеличивается устойчивость каждого отдельного рода. Палеонтологическая летопись регистрирует эти зависимости: устойчвость морских родов на протяжении 550 млн.лет увеличивается, растут и альфа разнообразие, и скорость появления новых родов.

В новом исследовании палеонтолог А. В. Марков и специалист по демографии А. В. Коротаев показали, что не только морские, но и наземные животные и растения эволюционировали в соответствии с гиперболическим законом. То есть и для морской, и для континентальной биот действуют одинаковые механизмы появления и вымирания.

Экспонециальные модели, которые обычно применяются для объяснения роста разнообразия, хуже соответствуют реальным данным, чем гиперболические. Это относится и к морской, и к континетальной части разнообразия. При этом авторы отмечают, что для континентальной биоты гиперболическая модель подходит даже лучше, чем для морской. Наибольшие отличия гиперболической модели от реальных данных просматриваются в начальной части кривой – на участке силур - девон. Этому расхождению авторы предлагают остроумое объяснение. На первых порах в силуре-девоне континентальная биота не представляла собой самостоятельное целое, изначально она пополнялась потомками морских обитателей. Первые наземные животные населяли прибрежную зону, сохраняя тесную связь с водной средой. Только к концу девона - началу карбона сложились сложные и устойчивые наземные сообщества, в которых заработали механизмы поддержания и роста разнообразия. Поэтому недостающую долю раннего биоразнообразия суши следует искать среди морских обитателей. Кроме того, нельзя не учитывать плохой сохранности в летописи ранних поселенцев суши – почвенных бактерий, различных червей, мелких членистоногих.

Сходные механизмы формирования разнообразия на суше и в море подтверждаются также удивительным единообразием смены доминантных групп в истории обеих биот. Смена доминирующих групп всегда связана с ростом устойчивости биот. Так, обильных и разнообразных брахиопод на рубеже перми и триаса сменили двустворчатые моллюски, занявшие в мезозое-кайнозое главенствующее положение. Темп вымирания у двустворчатых моллюсков существенно ниже, чем у брахиопод. Точно так же доминирующие нектонные животные палеозоя – головоногие моллюски - на границе мезозоя-кайнозоя уступили место рыбам: темпы вымирания рыб ниже, чем у головоногих. На суше в меловом периоде покрытосеменные потеснили папоротники и голосеменные, при этом темпы вымирания покрытосеменных (совершенно правильно!) оказались ниже, чем у бывших доминантов.

Гиперболические модели применяют демографы для описания роста численности населения отдельных областей и земли в целом. В демографии ускорение роста объясняют наличием кооперативных отношений. Изобретения и технологический прогресс увеличивают ресурсную базу человечества, увеличивают эффективность ее использования. Кооперация обозначает в данном случае взаимный обмен изобретениями и знаниями. Предположительно связи работают таким образом: рост чиленности людей приводит к увеличению числа изобретателей, их нововведения увеличивают валовый продукт, что в свою очередь приводит к росту человеческой популяции и т.д. Это самоускоряющийся процесс. В отсутствии обмена знаниями и технологиями гиперболического роста численности населения не происходит, как мы хорошо знаем на примере закрытых цивилизаций типа австралийских аборигенов до открытия материка европейцами или тасманийцев. Последние на протяжении многих тысяч лет имели численность около 4000 человек. А. В. Коротаев полагает, что для включения в единую систему населения достаточно, чтобы время, необходимое для распространения новшеств в пределах данной системы, было существенно меньше тысячелетия. В Старом Свете это условие выполняется начиная с 1 тысячелетия до н.э. Здесь можно провести любопытную аналогию с эволюцией биологической. В морской биоте в периоды роста и расцвета группы между морскими фаунами идет весьма активный обмен видами и родами. Когда этот обмен ослабевает или останавливается , то фауна в изолированном регионе быстро вымирает или держится на очень низком уровне до возобновления обмена.

Эти аналогии должны заставить биологов и палеонтологов получше присмотреться к опыту демографического моделирования. Здесь важно подчеркнуть, что демографы эксплуатируют два механизма регуляции численности: мальтузианский, основанный на конкуренции за ресурсы, и кооперативный, основанный на обмене технологиями. Первый обеспечивает колебательную динамику, а второй – гиперболический рост. Поэтому модельная демографическая кривая выглядит как гипербола с локальными максимумами и минимумами. Кривая ископаемого разнообразия выглядит примерно так же. Но если первому механизму в биологии имеется соответствие – дарвиновская конкуренция, борьба за существование, то второму механизму – кооперации – пока разработанных аналогов не находится. В последние два десятилетия биологи накопили огромное количество данные о симбиозе и кооперации среди животных и растений, но пока не довели эти знания до статуса биологического закона, который наравне с конкуренцией контролирует эволюцию живого мира.

Еще по темам: Палеонтология, Теория эволюции, Моделирование
А.В. Королёв
Полёт птерозавров
Стр. 182–238
Синопсис: О «Полёте птерозавров» или Как тихони смогли стать владыками неба
И. Р. Бёме, М. Я. Горецкая
Пение самок воробьинообразных птиц: исключение или закономерность?
Стр. 239–246
Ю. А. Краус, А. В. Марков
Стр. 83–105
Резюме. Abstract
Синопсис: Гаструляция книдарий: ключ к пониманию филогенеза или хаос вторичных модификаций?
Д. О. Логофет, И. Н. Белова, Е. С. Казанцева, В. Г. Онипченко
Ценопопуляция незабудочника кавказского (Eritrichium caucasicum) как объект математического моделирования. I. Граф жизненного цикла и неавтономная матричная модель
Стр. 106–121
С.В. Дудов
Стр. 122–134
Резюме. Abstract
Синопсис: Моделирование распространения видов по данным рельефа и дистанционного зондирования на примере сосудистых растений нижнего горного пояса хр. Тукурингра (Зейский заповедник, Амурская область)
М. Л. Бутовская, Е. В. Веселовская, К. В. Левина, В. В. Ростовцева
Механизмы репродуктивного поведения человека: визуальные маркеры мужской привлекательности, их связь с ольфакторными маркерами, сексуальным опытом и фазой месячного цикла у женщин-экспертов
Стр. 63–77
Резюме. Abstract
Синопсис: Научный глянец: как выбрать своего мужчину
Г. В. Беньковская, Ю. М. Никоноров
Ассортативность спаривания и поддержание внутрипопуляционного полиморфизма в природных популяциях и лабораторных культурах насекомых
Стр. 421–428
Резюме. Abstract
Синопсис: Пару себе выбирают не только люди...
А. В. Марков, С. Б. Ивницкий, М. Б. Корнилова, Е. Б. Наймарк, Н. Г. Широкова, К.С. Перфильева
Материнский эффект маскирует адаптацию к неблагоприятным условиям и затрудняет дивергенцию у Drosophila melanogaster
Стр. 429–437
Резюме. Abstract
Синопсис: Неадаптивная фенотипическая пластичность затрудняет видообразование
Д. О. Логофет, Н. Г. Уланова, И. Н. Белова
Поливариантный онтогенез у вейников: новые модели и новые открытия
Стр. 438–460
С. Н. Санников, Н. С. Санникова
Стр. 475–481
Резюме. Abstract
Синопсис: Пути и темпы реколонизации Pinus sylvestris L. и видов Picea в Скандинавии в голоцене
Е. В. Романенко, С. Г. Пушков, В. Н. Лопатин
Хвостовая лопасть дельфина: математическая модель жесткого крыла
Стр. 482–492
Резюме. Abstract
Синопсис: Хвостовая лопасть дельфина: математическая модель жесткого крыла
A. В. Друзяка
Уменьшение разнообразия индивидуальных программ заселения колонии у озерных чаек (Larus ridibundus) ведет к снижению репродуктивного успеха
Стр. 339–354
Резюме. Abstract
Синопсис: В тесноте, да не в обиде
А. С. Северцов, А. В. Шубкина
Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Стр. 355–368
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль хищных млекопитающих и механизмы ее реализации
Л. В. Недорезов
О зависимости числа столкновений особей от плотности популяции: есть ли основания для классических моделей популяционной динамики?
Стр. 369–376
B. Р. Алексеев, Т. И. Казанцева
Роль хеморецепции в формировании устойчивой популяции Daphnia longispina (модельные эксперименты)
Стр. 377–389
Синопсис: Поведение дафний оценили математически
A. С. Северцов
Стр. 259–259

Синопсис: О второй Международной конференции "Современные проблемы биологической эволюции", 11-14 марта 2014 г., Москва
М. В. Мина
Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Стр. 260–265
Резюме. Abstract
Синопсис: Требования к модельному объекту в микроэволюционных исследованиях
Н. В. Зеленков
Устойчивые морфологические типы и мозаичность в макроэволюции птиц (Neornithes)
Стр. 266–279
Синопсис: Голова, ноги, хвост – гонка технологий в эволюции птиц
Л. А. Лавренченко, Н. Ш. Булатова
Роль гибридных зон в формообразовании (на примере хромосомных рас домовой мыши Mus domesticus и обыкновенной бурозубки Sorex araneus)
Стр. 280–294
Ж. И. Резникова, С. Н. Пантелеева
Возможные эволюционные механизмы "культуры" у животных: гипотеза распределенного социального обучения
Стр. 295–309
Синопсис: Лучший "учитель" для животных — генетическая предрасположенность
B. В. Сунцов
Происхождение возбудителя чумы микроба Yersinia pestis: концепция популяционно-генетической макроэволюции в переходной среде
Стр. 310–318
Резюме. Abstract
Синопсис: Как одна бактерия "вышла из себя"
М. И. Баскевич, С. Г. Потапов, Т. А. Миронова
Стр. 319–335
Резюме. Abstract
Синопсис: Криптические виды грызунов Кавказа как модели в изучении проблем вида и видообразования
А. В. Амбарян, А. Н. Мальцев, Е. В. Котенкова
Взаимосвязь характеристик полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы самцов у таксонов надвидового комплекса Mus musculus sensu lato
Стр. 212–224
Резюме. Abstract
Синопсис: Взаимосвязь особенностей полового поведения и показателей конкурентоспособности спермы у самцов домовой мыши
М. В. Винарский
Судьба категории подвида в зоологической систематике. 2. Современность
Стр. 99–110
Резюме. Abstract
Синопсис: Субвидовые категории: быть или не быть?
Д. Д. Соколов
Корреляции между типом гинецея и положением завязи в цветках покрытосеменных растений: роль морфогенетических и терминологических запретов
Стр. 146–160
Резюме. Abstract
Синопсис: Пестики и тычинки: запрещенные темы
М. В. Винарский
Судьба категории подвида в зоологической систематике. 1. История
Стр. 3–14
Резюме. Abstract
Синопсис: Подвид… как много в этом звуке?
Ф. Е. Четвериков
Эволюционная пластичность высокоспециализированных организмов на примере эриофиоидей (Acariformes: Eriophyoidea)
Стр. 15–25
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, что могут узкие специалисты
А.Ю.Журавлев
Ранняя история Metazoa - взгляд палеонтолога
Стр. 411–465
Синопсис: Ранняя история Metazoa – взгляд палеонтолога
В. С. Мухина
Возникновение и эволюция пластид
Стр. 329–352
Синопсис: Возникновение и эволюция пластид
А. А. Лисовский, Е. В. Оболенская
Исследование ареалов мелких млекопитающих юго-восточного Забайкалья методом моделирования экологической ниши
Стр. 353–371
Резюме. Abstract
Синопсис: Ареалы млекопитающих можно оценить по спутниковым данным
К. А. Роговин, А. М. Хрущова, О. Н. Шекарова, А. В. Бушуев, О. В. Соколова, Н. Ю. Васильева
Иммунокомпетентность и репродуктивные качества самцов хомячка Кэмпбелла, селекционированных на низкий и высокий гуморальный иммунный ответ на эритроциты барана (SRBC). К проверке гипотезы "иммунного гандикапа"
Стр. 372–384
Резюме. Abstract
Синопсис: Поиск павлиньего хвоста у хомячка Кэмпбелла пока не увенчался успехом
Н. А. Проворов, И. А. Тихонович
Надвидовые генетические системы
Стр. 247–260
Синопсис: Склонность к «незаконному браку»* передается по наследству
В. С. Фридман
Что не так с "совершенствованием изолирующих механизмов"? (и его частным случаем в виде "усиления", reinforcement)
Стр. 261–286
Резюме. Abstract
Синопсис: Формирование изолирующих механизмов от А. Уоллеса до наших дней: а воз и ныне там?
М. П. Мошкин, Д. В. Петровский, А. Е. Акулов, А. В. Ромащенко, Л. А. Герлинская, М. И. Мучная, В. Л. Ганимедов, А. С. Садовский, А. А. Савелов, И. В. Коптюг, С. Ю. Троицкий, В. И. Бухтияров, Н. А. Колчанов, Р. 3. Сагдеев, В. М. Фомин
Стр. 214–225
Резюме. Abstract
Синопсис: Осаждение аэрозолей в носовых ходах норных и наземных грызунов при дыхании в запыленной среде
М. С. Пермогорский
Нетранзитивность конкурентных отношений видов в биотических сообществах
Стр. 226–233
Резюме. Abstract
Синопсис: «Камень-ножницы-бумага» или еще раз о логике и математике в экологии
Д. О. Логофет, О. И. Евстигнеев, А. А. Алейников, А. О. Морозова
Сукцессия, вызванная жизнедеятельностью бобра (Castor fiber L.): I. Уроки калибровки простой марковской модели
Стр. 95–103
В. Г. Суховольский, Т. М. Овчинникова, С. Д. Бабой
Высотно-поясная зональность древесных пород в горных условиях Саян: модель экологических фазовых переходов второго рода
Стр. 38–47
В. В. Акатов, С. Г. Чефранов
Эффект компенсации плотностью в сообществах деревьев Западного Кавказа
Стр. 48–61
Резюме. Abstract
Синопсис: Фитоценоз восполняет нехватку видов повышенной численностью оставшихся
Л. В. Недорезов
Временная изменчивость в коэффициентах модели: пример Bupalus piniarius
Стр. 34–42
А. П. Расницын, Д. С. Аристов, Д. А. Расницын
Насекомые у рубежа перми и раннего триаса (уржумский - оленекский века) и проблема пермотриасового кризиса биоразнообразия
Стр. 43–65
В. В. Галицкий
Динамика биомассы ветвей высших порядков дерева. Модельный анализ
Стр. 442–452
А. С. Северцов
Соотношение фундаментальной и реализованной экологических ниш
Стр. 323–333
Л. В. Недорезов
Анализ экспериментальных временных рядов Г. Ф. Гаузе с помощью моделей с непрерывным временем
Стр. 114–124
В. И. Грабовский
Модель ранней эволюции предостерегающей окраски
Стр. 37–48
Резюме. Abstract
Синопсис: Трудный путь от камуфляжа к боевой раскраске: математический подход
Л. В. Недорезов
Анализ циклических колебаний серой лиственничной листовертки с помощью дискретных динамических моделей
Стр. 83–92
A. А. Поздняков
Структура морфологической изменчивости (на примере морфотипов жевательной поверхности первого нижнего коренного зуба серых полевок)
Стр. 127–139
Резюме. Abstract
Синопсис: Гомологическая изменчивость у полевок – результат эпигенетической регуляции.
Н.Н. Иорданский
Чарлз Дарвин и проблема эволюционного прогресса
Стр. 488–496
Синопсис: Ступени эволюционного прогресса
В.А. Лухтанов
Правило Добржанского и видообразование путем усиления презиготической репродуктивной изоляции в зоне вторичного контакта популяций
Стр. 372–385
Резюме. Abstract
Синопсис: О том, как встреча после разлуки завершает видообразование
Е.Б. Наймарк, А.В. Марков
Сдвиг фаунистического разнообразия из южных широт в северные - общая закономерность эволюции фанерозойской морской биоты
Стр. 452–464
Резюме. Abstract
Синопсис: Широтное распределение биологического разнообразия меняется со временем
Е.В. Будилова, А.Т. Терехин
Математическое моделирование эволюции жизненного цикла: краткая история и основные направления
Стр. 275–286
Резюме. Abstract
Синопсис: Как изучать жизненный цикл: дедукция и индукция
Г.Г. Гончиков
Возникновение эукариот: новый сценарий
Стр. 298–309
Синопсис: Новый сценарий происхождения эукариот
С.М. Ляпков, В.Г. Черданцев, Е.М. Черданцева
Географическая изменчивость полового диморфизма остромордой лягушки (Rana arvalis) как результат различия репродуктивных стратегий
Стр. 337–358
Резюме. Abstract
Синопсис: Увеличение плодовитости влияет на рост родителей по-разному
В.П. Пасеков
Популяционная изменчивость и биометрические модели координации признаков организма
Стр. 7–18
Синопсис: Согласованное изменение признаков организма
В.В. Галицкий
Секционная структура дерева. Модельный анализ вертикального распределения биомассы
Стр. 19–29
Д.О. Логофет
Свирежевский принцип замещения и матричные модели динамики популяций со сложной структурой
Стр. 30–40
Резюме. Abstract
Синопсис: Как оценить потенциал роста популяции?
Л.В. Недорезов, A.M. Садыков, Д.Л. Садыкова
Динамика численности зеленой дубовой листовертки: применение дискретно-непрерывных моделей с плотностно-зависимой немонотонной рождаемостью
Стр. 41–51
Синопсис: В поисках аппарата
Ю.В. Тютюнов, Л.И. Титова, Ф.А. Сурков, Е.Н. Бакаева
Трофическая функция коловраток-фитофагов (Rotatoria). Эксперимент и моделирование
Стр. 52–62
Резюме. Abstract
Синопсис: Мешают ли хищники друг другу?
В.Г. Ильичев
Эволюционная устойчивость биологических сообществ
Стр. 63–74
Резюме. Abstract
Синопсис: Движение параметров как форма существования популяций
В.Н. Разжевайкин
Принцип эволюционной оптимальности как инструмент моделирования структурированных биологических систем
Стр. 75–84
Л.Л. Голубятников, Е.А. Денисенко
Термодинамический подход к оценке влияния климатических изменений на растительный покров
Стр. 85–96
Резюме. Abstract
Синопсис: Изменения климата: придет ли хаос в растительное царство?
А.M. Тарко
Математическая модель глобального цикла углерода в биосфере
Стр. 97–100
Резюме. Abstract
Синопсис: Погода: от математики до политики
А.С. Исаев, В.Г. Суховольский, А.И. Бузыкин, Т.М. Овчинникова
Сукцессии в лесных ценозах: модель фазового перехода второго рода
Стр. 451–458
Резюме. Abstract
Синопсис: Когда в лесу меняются деревья
П. Н. Петров
Памятные даты. Дарвин и смысл биологии
Стр. 356–358
Синопсис: Дарвин и смысл биологии
А. В. Марков
Происхождение и эволюция человека. Обзор достижений палеоантропологии, сравнительной генетики и эволюционной психологии
Стр. 359–371
Синопсис: Происхождение и эволюция человека
Некоторые проблемы эволюционного адаптациогенеза
Стр. 372–382
Резюме. Abstract
Синопсис: Всегда ли возможна постепенная эволюция сложных признаков?
А. А. Поздняков
Критика эпигенетической теории эволюции
Стр. 383–395
Синопсис: Критика эпигенетической теории эволюции
Л. А. Невесская, И. А. Гончарова, Л. Б. Ильина, С. В. Попов
Эволюционные преобразования малакофауны в неогеновых бассейнах Паратетиса как пример развития экосистем островного типа
Стр. 396–414
Синопсис: Эволюция моллюсков в неогеновых морях-озерах Паратетиса
В. Г. Ильичев
Структура обратных связей с запаздыванием и устойчивость экологических систем
Стр. 341–348
Резюме. Abstract
Синопсис: Разнообразие обратных связей повышает устойчивость водных экосистем
А. Г. Васильев
Феногенетическая изменчивость и популяционная мерономия
Стр. 195–209
М. Г. Садовский, М. Ю. Сенашова, К. А. Куришкова
Простейшая модель пространственного поведения особей, реализующих рефлексивные стратегии
Стр. 99–109
Резюме. Abstract
Синопсис: Судьба сообщества зависит от способности особей предвидеть чужие поступки
Н. Н. Иорданский
Фенотипическая пластичность организмов и эволюция
Стр. 3–9
Резюме. Abstract
Синопсис: Ненаследственная изменчивость тоже влияет на эволюцию
Н. Г. Уланова, И. Н. Белова, Д. О. Логофет
О конкуренции среди популяций с дискретной структурой: матричная модель динамики популяций вейника и березы, растущих совместно
Стр. 441–457
Резюме. Abstract
Синопсис: Когда березы были еще маленькие...
Ю. А. Захваткин
Преемственность поколений и их интеграция
Стр. 243–263
Резюме. Abstract
Синопсис: Старые идеи о происхождении многоклеточных получают новую жизнь
Е. Б. Федосеева
Технологический подход в изучении строения и эволюции насекомых
Стр. 264–283
Резюме. Abstract
Синопсис: Или летать, или бегать: ограничения степеней свободы морфологических преобразований на примере жалящих перепончатокрылых
С. В. Смирнов
Прямое развитие у хвостатых амфибий, его становление и эволюция
Стр. 163–174
Резюме. Abstract
Синопсис: Утрата личиночной стадии у земноводных происходила многократно
Ю. В. Гамалей, М. В. Пахомова, С. Н. Шереметьев
Двудольные мела, палеогена и неогена. Адаптогенез терминальной флоэмы
Стр. 220–237
Резюме. Abstract
Синопсис: Семейства двудольных растений появлялись строго по графику
Э. И. Воробьева. Н. Ю. Феоктистова
Академик А.Н. Северцов и современность
Стр. 84–93
Синопсис: Академик А. Н. Северцов и современность
А. С. Северцов
Причины и условия формирования ароморфной организации
Стр. 94–101
Синопсис: Специализация открывает дорогу прогрессу
С. В. Савельев
Нейробиологические закономерности происхождения наземных позвоночных
Стр. 118–129
Резюме. Abstract
Синопсис: Амфибии эволюционировали в подземных лабиринтах
О. Ф. Чернова
Проблема возникновения кожных дериватов в эволюции амниот. Кожные придатки - чешуя, перо, волос
Стр. 130–151
Резюме. Abstract
Синопсис: В ассортименте шубы и пуховки для теплокровных
А. С. Исаев, В. Г. Суховольский, Т. М. Овчинникова
Феноменологические модели роста лесных насаждений
Стр. 3–9
Резюме. Abstract
Синопсис: Рост лесов можно прогнозировать точнее
Ю. Т. Дьяков
Грибы: индивидуумы, популяции, видообразование
Стр. 10–18
Резюме. Abstract
Синопсис: Новые виды у грибов образуются нетрадиционными способами
A. В. Макрушин
Как и почему возникли механизмы старения и онкогенеза: гипотеза
Стр. 19–24
Синопсис: Старение и рак – наследие колониальных предков
С. М. Ляпков, В. Г. Черданцев, Е. М. Черданцева
Географическая изменчивость как результат различия в темпах эволюции признаков c широкой и узкой нормой реакции у остромордой лягушки (Rana arvalis)
Стр. 25–43
Резюме. Abstract
Синопсис: Лягушки-путешественницы вынуждены изменять стратегию размножения
Л. Н. Нефедова, А. И. Ким
Эволюция от ретротранспозонов к ретровирусам: источник и происхождение гена env
Стр. 459–467
Резюме. Abstract
Синопсис: Данные сравнительной геномики проливают свет на происхождение ретровирусов
Е. А. Северцова, А. С. Северцов
Механизмы адаптационной регуляции эмбриогенеза бесхвостных амфибий, обитающих в условиях антропогенного загрязнения водоемов
Стр. 323–331
Резюме. Abstract
Синопсис: Московские лягушки приспособились к загрязнению
Л. А. Васильева, О. В. Антоненко, О. В. Выхристюк
Отклик геномного рисунка МГЭ412 на отбор по количественному признаку у Drosophila melanogaster
Стр. 341–349
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюционная роль мобильных генетических элементов остается загадочной
К. П. Глазунова, Г. М. Длусский
Связь между строением цветков и составом опылителей у некоторых ворсянковых (Dipsacaceae) и сложноцветных (Asteraceae) с внешне сходными соцветиями-антодиями
Стр. 361–378
Синопсис: Конкуренция среди лиловых цветов
Л. П. Татаринов
Молекулярная генетика и эпигенетика в механизмах морфогенеза
Стр. 165–169
Резюме. Abstract
Синопсис: Развитие эволюционной теории невозможно без молекулярной генетики
В. Р. Алексеев, Т. И. Казанцева
Использование индивидуально-ориентированной модели для изучения роли материнского эффекта в смене типов размножения у Cladocera
Стр. 231–240
Резюме. Abstract
Синопсис: Устойчивое существование популяции обеспечивается негенетической «памятью поколений»
А. В. Марков, А. В. Коротаев
Стр. 3–18
Резюме. Abstract
Синопсис: Биоразнообразие, как и народонаселение, растет по гиперболе
Т. И. Казанцева
Сравнительный анализ потоков энергии в экосистеме малого эвтрофного озера за три вегетационных сезона (балансовая модель)
Стр. 423–441
Синопсис: Чем живет озеро Большой Окунёнок
А. И. Кафанов
Основные этапы кайнозойской диверсификации шельфовых малакофаун северной Пацифики
Стр. 442–451
Резюме. Abstract
Синопсис: Расселение тихоокеанских моллюсков как результат движения материков
С. В. Смирнов
Метаморфоз хвостатых амфибий: особенности, механизмы регуляции и эволюция.
Стр. 323–334
Синопсис: Как земноводные учились превращаться
Б. А. Богатых
Фрактальные структуры живого и эволюционный процесс
Стр. 243–255
Резюме. Abstract
Синопсис: О фрактальности жизни и жизненности фракталов
Проблема эволюционных сальтаций
Стр. 256–267
Синопсис: Natura facit saltum
И. Я. Павлинов
Рецензия на книгу: Скворцов А.К. «Проблемы эволюции и теоретические вопросы систематики». М.: Т-во науч. изд. КМК, 2005. 293 с.
Стр. 318–320

В. В. Ефремов
Правило «один мигрант на поколение» и генетическая дифференциация в подразделенной популяции
Стр. 198–205
Ю. Л. Войтеховский, М. Г. Тимофеева, Д. Г. Степенщиков
Принцип Кюри и морфологическое разнообразие колоний Pandorina morum (Mull.) Bory (Volvocaceae)
Стр. 206–211
Резюме. Abstract
Синопсис: Почему колонии жгутиконосцев симметричны?
Т. Юнкер, У. Хоссфельд, Г. С. Левит
Эрнст Майр (1904–2005): in memoriam
Стр. 139–144

Н. А. Проворов
Молекулярные основы симбиогенной эволюции: от свободноживущих бактерий к органеллам
Стр. 371–388
Л. В. Недорезов, Е. В. Волкова
О влиянии зимних условий на динамику численности популяции с неперекрывающимися поколениями: модельный подход
Стр. 484–490
Л. И. Ямпольский, Я. Р. Галимов
Эволюционная теория старения у Daphnia
Стр. 416–424
Д. А. Воронов
Расчет удельной скорости роста популяции: сопоставление определения и модели
Стр. 425–430
В. П. Щербаков
Эволюция как сопротивление энтропии. II. Консервативная роль полового размножения
Стр. 300–309
В.Ю.Веденина
Акустическая коммуникация и половой отбор у прямокрылых насекомых (Insecta: Orthoptera)
Стр. 336–345
В. П. Щербаков
Эволюция как сопротивление энтропии. I. Механизмы видового гомеостаза
Стр. 195–211
Резюме. Abstract
Синопсис: Эволюция направлена против себя самой
Р. И. Чураев
Контуры неканонической теории наследственности: от генов к эпигенам
Стр. 99–122
В. Г. Ильичев
Адаптация параметров в моделях популяций
Стр. 171–179
О. Н.Тиходеев
Молекулярные механизмы макроэволюции
Стр. 13–27
Н.Н.Иорданский
Макроэволюция: макрогенез и типогенез
Стр. 451–463
В. В. Малахов
Происхождение билатерально-симметричных животных (Bilateria)
Стр. 371–388
B. В. Суходолец
Приспособленность и экологическая устойчивость
Стр. 417–425
П. Ю. Жмылев
Эволюция жизненных форм растений: суждения и предположения
Стр. 232–249

ПОСЛЕДНИЕ ВЫПУСКИ     IN ENGLISH

ПОПУЛЯРНЫЕ СИНОПСИСЫ

Том 77 № 3, Май-июнь, 2016
Влияние местных антропогенных факторов на почвенную эмиссию биогенных парниковых газов в криогенных экосистемах
Недавние исследования показали, что в условиях потепления климата углеродный баланс тундр смещается в сторону поглощения (усвоения) углерода. При этом влияние и вклад отдельных факторов в углеродный баланс этих экосистем остается слабо изучен. Коллектив ученых из институтов Российской академии наук и Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова исследовал влияние антропогенного воздействия на выделение парниковых газов (СO2, СН4 и N2O) почвой в условиях криогенных систем (север России и архипелаг Шпицберген). Анализ данных показал, что антропогенное воздействие оказывает значимое влияние на баланс потоков парниковых газов в условиях тундры и северной тайги. Различные виды человеческой деятельности могут как увеличивать (2-4 раза) выделение углекислого газа почвой, так и уменьшать (2-12 раз). Установлено, что величина эмиссии (высвобождения), при конкретной хозяйственной деятельности, зависит от характера почвы (грунта).
Том 77 № 3, Май-июнь, 2016
О «Полёте птерозавров» или Как тихони смогли стать владыками неба
В изучении птерозавров принятие за основу биомеханической модели экранопланного крыла и экранолётного режима полёта даёт ключ к большинству остававшихся ранее нерешёнными задачам происхождения, экологии, морфологии и систематики как собственно птерозавров, так и отдельных групп млекопитающих.
Том 77 № 2, Март-апрель, 2016
Данные по эмбриональному развитию книдарий, относящихся к низшим многоклеточным животным, часто используются для решения вопросов, связанных с происхождением и ранней эволюцией Metazoa, а также с основными закономерностями эволюции онтогенеза. Особое внимание уделяется гаструляции – морфогенетическому процессу, в ходе которого клетки раннего эмбриона дифференцируются на зародышевые листки и формируется первичный план строения. В статье проведен сравнительный анализ гаструляции различных книдарий. Мы показывали, что для гаструляционных морфогенезов книдарий характерна высокая степень межгрупповой, внутригрупповой и индивидуальной изменчивости. Мы считаем, что способ гаструляции у книдарий определяется не столько эволюционной историей рассматриваемого вида, сколько эволюционно пластичными адаптивными признаками, такими, как размер яйцеклетки и содержание в ней желтка, число клеток на стадии бластулы или морулы, наличие фототрофных симбионтов, экология личинки. Поскольку онтогенез книдарий обладает высокой эволюционной пластичностью, его изучение должно способствовать лучшему пониманию фундаментальных закономерностей эволюции процессов развития.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМАМ