Исследования поведения сопряжены с освоением огромного понятийного аппарата и описанием объяснительных концепций. Экспериментальная биология в содружестве с глубокой теоретической основой помогает продвинуться в понимании одного из самых загадочных свойств живых существ – поведения. Сложная система наследуемости, многокомпонентность даже элементарного поведенческого акта, неоднозначность определения сравниваемых признаков делают задачу выяснения адаптивности поведения чрезвычайно трудоемкой. На примере исследований поведения рыб проводится анализ связи индивидуальных различий в поведении и адаптивной стратегии популяции. Рассматриваются механизмы происхождения различий в ходе индивидуального развития. Благодаря наличию индивидуальной изменчивости и коррелятивным эффектам возникающим на разных уровнях (генетическом, физиологическом, морфологическом) в ходе онтогенеза индивидуума популяция может обеспечивать экологическую пластичность по отношению к хищникам, способам добывания пищи и стратегиям размножения.
Согласно современным представлениям наименьшей (элементарной) эволюционирующей единицей является популяция. Однако с другой стороны понятно, что изменчивость необходимую для поступательного процесса «предоставляет» индивидуум. Группа ихтиологов из Института проблем экологии и эволюции им. А.Н. Северцова РАН представляет аналитический обзор исследований связывающих индивидуальную изменчивость поведения и механизмы экологической дифференциации рыб.
Изучение поведения одна из наиболее спорных в части интерпретации результатов экспериментальных областей биологии. Понятно, что в любом исследовании приходится объяснять все его этапы: выбор объекта, методы и подходы к решению задач, методики и авторские заключения. Однако в этологии (науке о поведении) это особенно актуально. Как объяснить поведение животного в условиях того, что мы не знаем даже того, как оно ориентируется и что для него важно (представьте, например, паука – у него бывает и 8 глаз, но что он видит? или медузу, у нее есть сложные глаза и даже хрусталик, зачем?). Есть и проблема оценки результатов эксперимента - смотрите, например, «заметки на полях». Поэтому в этологии имеется разработанный гигантский понятийный, методологический и методический аппарат.
Что является признаком в поведенческих исследованиях? Существует несколько подходов к описанию различий в поведении между особями. Эти подходы отличаются и терминологией и, соответственно, основываются на различных концепциях поведения. Так можно выделять определенные характеристики особи (например, «смелость»), либо на основе сходства особей по значениям некоторых признаков выделять группы с определенными стратегиями (например, активная). В условиях пластичности и изменчивости поведенческих реакций стабильным показателем оказывается так называемая устойчивость признаков. Это показатель устойчивости ранговых отношений особей в разных ситуациях. Устойчивость определяется повторяемостью положения на ранговой шкале той или иной поведенческой реакции в разных условиях (см. заглавный рисунок).
Для выделения и оценки устойчивых поведенческих характеристик существует ряд подходов. Один из них это оценка поведения по шкале пугливости-смелости. В экспериментах с солнечным карпом оценивали склонность рыб избегать или приближаться к новым объектам. Оказалось, что смелые особи отличались пониженным стремлением к групповому поведению. Положение особей на шкале пугливости-смелости позволяло предсказывать также особенности их питания, предпочтение биотопов, особенности паразитофауны и скорость привыкания к новым условиям. Статус особи обычно проявляет значительную устойчивость и особи смелые в одних условиях, будут проявлять смелость и в других тестах. Другой подход к оценке характеристик индивидуумов предлагает концепция реагирования на стресс. Исследователи определяют пространство реакций на стресс, в нем выделяют типы или стратегии реагирования. В таком случае, каждый индивидуум реализует определённый тип (стратегию) поведения, который включает целый ряд характеристик: уровень активности, смелость, агрессивность, склонность к стереотипному реагированию и другие. Сходный подход демонстрирует концепция поведенческого синдрома. По связанным между собой характеристикам поведения описывают несколько синдромов, например, синдромы активности, смелости, реактивности, пугливости. Наличие поведенческого синдрома помогает объяснить существование явно неадаптивных аспектов в поведении индивидуума. Некоторые составляющие характеристики определенного синдрома могут быть неадаптивными, поскольку в совокупности со скоррелированными эффектами, поведение в целом оказывается адаптивным. Имеются и другие подходы к оценке поведения индивидуумов.
Многочисленные эксперименты выявили значительную индивидуальную вариацию поведения среди рыб. Сложность механизмов формирования поведения индивидуума очевидна, однако, что вызывает появление индивидуальных отличий, а что должно быть неизменным (основой) в поведении разных особей одного вида? Исследования по наследуемости такой устойчивой характеристики как смелость показали, что она значительно варьирует в разных популяциях. Там, где хищник является постоянной угрозой, коэффициент наследуемости повышен относительно тех популяций, где встреча с хищником исключена. Таким образом, отбор может закреплять необходимые компоненты поведения, либо ослаблять контроль над ними. Исследования связи поведения с индивидуальным опытом, показали, что обучение рыб через личный опыт существенно влияет на уровень такого показателя как смелость. Интересно, что поведение меняет так же наличие соплеменников, их пол и их состояние. Например, пугливые особи становятся более смелыми в компании пугливых рыб. Хорошо известно, что темперамент, а с ним связаны многие поведенческие характеристики, в значительной мере определяется гормональными механизмами. Это подтвердилось и на рыбах. Так, особи Brachyrhaphis episcopi, Cyprinus carpio, отличающиеся большой смелостью, имеют слабую гормональную реакцию на стресс, а с ней и пониженную эксперессию гена рецептора кортизола, пониженный уровень лактата и проч. На основе этих механизмов может возникать устойчивая внутрипопуляционная структура. Для плотвы, например, показано (Павлов и др., 1998), что в дикой популяции этой рыбы есть особи с высоким и низким уровнями дофамина и кортизола, но нет особей с промежуточным значением. Молодь плотвы разделяется согласно гормональному статусу на две группы: не мигрирующие обитатели прибрежных биотопов и приближенные к русловому потоку, участвующие в покатной (краткосрочной, связанной со временем суток, иногда с сезонностью) миграции, рыбы.
Таким образом, популяция рыб оказывается населена особями с разными характерами, индивидуальным опытом, полом и прочими факторами, влияющими на поведение. Адаптивный сценарий для каждой конкретной особи зависит и от окружающих ее соплеменников. Поэтому появляется многоуровневая система, обеспечивающая приспособленность и эволюцию всей популяции.