Метаболическая интеграция организмов в системах симбиоза

Н. А. Проворов, Е. А. Долгих

Государственное научное учреждение Всероссийский НИИ сельскохозяйственной микробиологии Россельхозакадемии

196608 С.-Петербург, Пушкин 8, ш. Подбельского, д. 3

e-mail: provorov@newmail.ru

Поступила в редакцию 18.11.2005 г.

Адаптация организмов к существованию в условиях симбиоза связана со значительными изменениями обмена веществ, следствием которых является интеграция биохимических путей партнеров. При симбиозах растений с азотфиксаторами, гетеротрофов с автотрофами, а также животных с микроорганизмами, обеспечивающими усвоение растительной биомассы, происходит объединение систем С- и N-метаболизма, через которые утилизируются разнообразные источники азота (N2, получаемые извне органические и неорганические соединения, азотные шлаки хозяина) и углерода (С02, растительные полимеры). Для мутуалистических симбиозов характерны двусторонние биохимические связи между партнерами (преобладает биотрофное питание, которое может включать вторично возникшие элементы некротрофии), тогда как для антагонистических симбиозов характерны односторонние связи (хотя возможно активное использование хозяином вторичных метаболитов патогена). Объединенные системы метаболизма в большинстве мутуалистических симбиозов возникли из трофических цепей в биоценозах (синтрофические консорции, системы «хищник - жертва»), а не из систем эксплуатации патогенами своих хозяев. В то же время изучение молекулярных механизмов взаимодействия позволило выявить существенные отличия симбиозов от систем биоценотического типа, в которых круговорот веществ и энергии не сопряжен с функциональной интеграцией генов партнеров.

Популярный cинопсис: