Триединый мозг

Мозг развивался путем наращивания эволюционных слоев — вначале «рептильный слой», затем «слой млекопитающих» и, наконец, «человеческий».

В середине ХХ века умами бытовало довольно своеобразное представление об устройстве мозга. Считалось, что человеческий мозг развивался путем нарастания слоев — подобно кольцам на древесном срезе. Расположенные в самом основании мозга мозжечок и ствол должны были отвечать за основные функции, такие как равновесие и регуляция деятельности внутренних органов. Полагали, что это — «рептильная» часть мозга, наследство наших далеких предков. Находящийся выше средний мозг — средоточие чувства голода, полового возбуждения и т. п. Считалось, что это «слой млекопитающих». А над ним расположена кора головного мозга — область мыслей и высших психических функций, которые и отличают людей от прочих живых существ. Эта схема, известная под названием «триединый мозг», приобрела популярность благодаря Карлу Сагану (Carl Sagan, 1934–96) и его книге «Драконы Эдема» (1977).

В пользу теории триединого мозга говорит многое. Она проста, привлекательна и логична. Против нее говорит только то, что она в корне неверна.

Во-первых, мозг человека хоть и отличается от мозга других животных, но не так, как считал Саган. Рыбий мозг отличается от человеческого по форме, но все части у них практически и те же. Мозг рыбы и мозг человека разнятся примерно как два автомобиля — существуют явные различия, но у обоих автомобилей есть колеса, двигатель, тормоза и т. п. Тот факт, что человек обладает большей интеллектуальной мощью, объясняется большими размерами коры у человека, но не тем, что у рыбы ее вовсе нет.

Во-вторых, работа мозга — это очень сложный процесс, который невозможно втиснуть в рамки такой простой модели. Сегодня мы знаем, что мозг состоит из многочисленных узкоспециализированных скоплений клеток и что его функционирование зависит от взаимосвязей этих центров друг с другом. Это понятие нередко передается выражением «общность ума».

На примере зрения рассмотрим, как группы нейронов взаимодействуют друг с другом. Первичная обработка входящего света происходит в сетчатке глаза. Сигналы от светочувствительных клеток направляются к специализированным нейронам (см. Распространение нервных импульсов). Одни нейроны приходят в возбуждение, когда к ним поступает сигнал о светлом пятне на темном фоне; другие — когда воспринимают темное пятно на светлом фоне. Сигнал, идущий к мозгу, — это последовательность импульсов, которые представляют зрительный образ в виде последовательности темных и светлых пятен. (На самом деле в сетчатке происходит два вида обработки — одни клетки чувствительны к цвету, другие — к малым различиям в интенсивности света.)

Некоторые нейроны сетчатки связаны (говоря техническим языком, спроецированы на) с определенным участком теменной области мозга, функция которой — быстрое формирование смутной картины поля зрения и осуществление непроизвольной реакции, если в поле зрения что-то происходит. Именно поэтому люди, находящиеся в комнате, автоматически поворачивают головы к двери, когда она открывается. Большинство сигналов от нейронов передаются к зрительной коре в затылочной области мозга. Там сигналы от разных частей сетчатки вновь собираются вместе (посредством процесса, который мы еще до конца не понимаем) в зрительный образ. Каждый нейрон в зрительной коре связан со многими нейронами в сетчатке. Эти корковые нейроны имеют узкую специализацию. Некоторые из них возбуждаются, только если в поле зрения появится горизонтальная линия, другие — только при появлении вертикальной линии и т. д. У этих нейронов есть проекция на другие отделы мозга, поскольку процесс воссоздания образа выходит на все более высокие уровни. Мы знаем, что в мозгу существуют специализированные нейроны, которые, например, будут возбуждаться только при виде звездочки; другие будут возбуждаться только при виде окружности с полоской внутри и т. п. Представление о том, как с помощью этих специализированных нейронов строится зрительный образ, ученые называют проблемой связывания. То есть нам важно понять, каким образом сигналы от нейронов связываются вместе для получения единого образа.

Этот вид специализации нейронов можно объяснить с точки зрения теории эволюции. Например, способность некоторых нервных импульсов от сетчатки напрямую запускать рефлекс, заставляющий нас подробнее оценить движение внешних объектов, давала очевидное преимущество организмам, живущим в недружелюбной окружающей среде. Быстрый взгляд помогал остаться в живых, если это движение исходило от приближающегося хищника.

Наличие такой специализации — еще и причина того, что многие ученые (включая автора) непоколебимо уверены, что мозг — не компьютер. Просто вычислительные машины работают совсем не так, как мозг, и каждая из них подходит для решения определенных задач (см. Тест Тьюринга). К примеру, даже небольшой компьютер превзойдет любого человека по способности считать и запоминать, но ни один ныне существующий компьютер не способен говорить, как пятилетний ребенок. Компьютер являет собой орудие труда (такое же, как молоток), помогающее людям в достижении их целей, и ничего более.

• ceson  | 25.11.2006 | 11:13 Ответить

---

Фраза не имеет смысла, т.к. термин "компьютер" - довольно расплывчатый. Например, можно говорить, что мозг - не машина фон Неймана, и не близок к ней. Так что хотелось бы уточнения.
  • Science-lover  | 12.04.2007 | 13:36 Ответить
    Недавно на канале "Культура" посмотрел научно-популярный фильм на антропологическую тему, вполне серьезный фильм, но некий вывод о том, что кроманьенцы ели рыбу и тем самым увеличили способность к мышлению, мне показался недостаточно серьезным. А Вы как считаете?
  • zg  | 03.05.2007 | 15:31 Ответить
    Цитата
    "Наличие такой специализации - еще и причина того, что многие ученые (включая автора) непоколебимо уверены, что мозг - не компьютер."

Многие принципы работы мозга заложены и в компьютер, "потеря" точности работы мозга, не более чем оптимизация эффективности работы. Единственное серьёзное отличие копьютера от мозга, на мой взгляд, - стимул для работы, мозг работает чтобы жить, а компьютер, потому что ему кто-то так сказал. Стремление к жизни и страх смерти делает нас людьми.
  • Факир  | 05.05.2007 | 04:23 Ответить
    Боже, как тяжело соглашаться с наскоками на то, во что ты веришь. Теория триединого мозга предельно логична и симпатична. Она помогает объяснять многие явления человеческой жизни. Я ее оставляю себе в качестве удобной для понимания схемы строения человеческого мозга.
    • Vitus > Факир | 04.10.2007 | 05:48 Ответить
      Я не буду пытатся забирать у Вас такую симпатичную схему, замечу только, что она верна только в функциональном смысле, но не в анатомическом. Если рассматривать популярность каждого из слоев для своего класса, то, наверно, ей можно пользоваться. Только с людьми по-аккуратней, не все из них знают, что они должны чаще пользоваться корой, чем "средним" мозгом...
  • P.Donda  | 16.04.2014 | 19:50 Ответить
    Теории - как женщины: самая симпатичная - не самая лучшая!
    Так и здесь - мозг организован принципиально иначе, чем компьютер, поэтому компьютер НИКОГДА не сможет стать "мыслящим"!
    Хотя, в принципе, по поводу "мыслящих" можно и поспорить. Как-то очень уж многие "мозги" не тянут на определение "мыслящих"...
  • Легкая  | 13.02.2017 | 18:38 Ответить
    Цитата:
    В пользу теории триединого мозга говорит многое.
    Она проста, привлекательна и логична.
    Против нее говорит только то, что она в корне неверна.

Комментарий:
    Да, она логична и подтверждена на практике изучения строения мозга.
    Теория так же не отрицает связи всех систем.

А вот в том ,что она неверна,пока только голословные умозаключения.