Введение
Науки о Земле
Разное
Взгляд в прошлое
Биографии

Сосны и ели приспособились к холоду за счет сходных генов

Новые геномные данные позволили уточнить историю заселения Евразии и Австралии

Муравьи-листорезы при уходе за потомством используют противогрибковый препарат

Впервые получены структуры контактной и сольватноразделённой ионных пар силенил-литиевого соединения

Главная / Энциклопедия / Взгляд в прошлое / Онтогенез повторяет филогенез версия для печати

Онтогенез повторяет филогенез

Зародыш в своем развитии проходит весь путь эволюции своего вида.

1809 Ламаркизм
ок. 1850 Социальный дарвинизм
1859 Теория эволюции
1899 Онтогенез повторяет филогенез
сер. XX в. Триединый мозг

Эмбрион японского речного угря в возрасте 36 часов (слева) и эмбрион человека в возрасте 29 дней (справа). Их сходство породило ложное убеждение, что развитие индивида повторяет эволюционную историю вида

В XIX веке ученые, изучавшие внутриутробное развитие человеческого эмбриона, заметили, что в первые месяцы жизни он обладает поразительным сходством с другими позвоночными. Например, в месячном возрасте у человеческого эмбриона в области шеи заметны щели, во всех отношениях похожие на зачаточные жабры. Позднее зародыш имеет сходство с земноводными, затем с птицами и наконец — с другими млекопитающими. Это сходство привело к появлению приведенного выше изречения, сделанного немецким натуралистом Эрнстом Геккелем (Ernst Haeckel, 1834–1919) в его книге «Решето вселенной», опубликованной в 1899 году. Имеется в виду, что онтогенез живого существа (развитие индивида) повторяет путь филогенеза (развития типа, класса или вида — см. Система классификации Линнея). Так, человеческий эмбрион сначала похож на эмбрион рыбы, затем рептилии и так далее — до тех пор, пока не проявится его принадлежность к роду людей. Такова одна из этих идей — ясных, красивых, разумных — и в корне неверных.

На самом деле у человеческого зародыша никогда не бывает жабр или каких-либо других придатков, которые ему следовало бы в соответствии с этой концепцией иметь на той или иной стадии развития. Появляющиеся жаброподобные щели называются вторая жаберная дуга. У рыб эти образования действительно развиваются в жабры, но у человека они служат предшественниками частей головы и шеи. Точно так же, как теория эволюции предполагает не то, что человек произошел от приматов, а то, что он имеет с ними общего предка, — так и эмбриология утверждает не то, что человеческий зародыш в своем развитии проходит все ступени эволюции, а просто то, что в нем развиваются другие органы из тех же зародышевых клеток. (Идея о том, что «онтогенез повторяет филогенез», чем-то напоминает столь же неверную теорию Триединого мозга.)

Удивительно, но несмотря на то, что эта идея, которая удостоилась даже статуса закона биогенетики, была опровергнута почти сразу после того, как была выдвинута, она тем не менее смогла просуществовать до наших дней (ее даже можно найти еще в некоторых учебниках!). Между онтогенезом и филогенезом действительно есть связь, но нет эмбриологического повторения. К очевидным вещам иногда полезно относиться скептически!