Сверхновая вспыхнула еще раз в назначенное время в назначенном месте

Рис. 1. Фрагмент обзора скопления галактик MACS J1149.5+2223, полученный телескопом «Хаббл»

Рис. 1. Фрагмент обзора скопления галактик MACS J1149.5+2223, полученный телескопом «Хаббл» в конце 2014 года. Голубым кружочком обозначено место, на котором 11 декабря 2015 года появилось предсказанное изображение сверхновой Рефсдаля. Красными кружочками обведены изображения этой сверхновой, обнаруженные в 2014 году. Фото с сайта spacetelescope.org

Год назад в далекой галактике была обнаружена сверхновая, свет от которой дошел до нас через так называемую гравитационную линзу (в роли которой выступило скопление галактик), которая учетверила изображение звезды, преобразовав его в «крест Эйнштейна». Расчеты, основанные на моделях распределения массы в скоплении и на Общей теории относительности, предсказали, что часть света взорвавшейся звезды, отклонившись под действием гравитации, достигнет Земли примерно через год. Ученые уже знали, когда и где ждать нового появления этой сверхновой, — и их предсказания подтвердились с впечатляющей точностью.

10 ноября 2014 года телескоп «Хаббл» зарегистрировал сверхновую, которая взорвалась 9,3 миллиарда лет назад (ее красное смещение z = 1,49). По пути к нам свет от нее прошел через крупное скопление галактик, MACS J1149.5+2223 (z = 0,54), и был усилен и искажен из-за эффекта гравитационного линзирования — отклонения света под действием гравитации массивных тел. Линзой послужила самая большая из галактик скопления, и по счастливой случайности она породила сразу четыре изображения этой сверхновой. Такое явление называют крестом Эйнштейна — в честь создателя Общей теории относительности (ОТО), предсказавшего и объяснившего эффект гравитационного линзирования.

Гравитационные линзы, подобно кривым зеркалам, могут создавать весьма причудливые изображения далеких источников: двойные, тройные, четверные изображения, арки, кольца и даже двойные кольца (см. Открыт редкий случай гравитационного линзирования — двойное кольцо Эйнштейна, «Элементы», 13.01.2008).

Это первый крест Эйнштейна, образованный сверхновой (классический крест Эйнштейна был получен от квазара). Астрономы давно надеялись на появление такой сверхновой, потому что множественные изображения объекта, который по космическим меркам быстро меняет свою яркость, позволяют очень точно определить гравитационный потенциал в линзе — то есть, грубо говоря, то, как вещество (пыль, газ, звезды) и темная материя распределены по скоплению. Дело в том, что кривые блеска сверхновых, то есть зависимость их светимости от времени, астрономами уже хорошо просчитаны. По динамике кривых блеска от каждого изображения — а эти изменения происходят не синхронно, а с разницей в несколько дней, потому что свет, формирующий разные изображения, доходит до нас по путям разной длины, — можно определить ход лучей в гравитационной линзе. А это уже дает возможность рассчитать гравитационный потенциал.

Сверхновая получила свое название в честь норвежского астрофизика Шура Рефсдаля (Sjur Refsdal), который занимался изучением гравитационного линзирования. Рефсдаль первым высказал предположение, что можно регистрировать задержки между разными изображениями одного далекого объекта и использовать это для решения научных задач. Он думал, что таким образом, в частности, можно уточнить космологические параметры. Однако для уточнения космологических параметров надо с высокой точностью установить распределение вещества в далеких скоплениях галактик, а астрономы такой точности пока не достигли. Наоборот, в обсуждаемой работе измеренные временные задержки и известные космологические параметры были использованы для расчета распределения гравитационного потенциала. Рефсдаль ждал появления подходящей сверхновой почти 50 лет, но так и не дождался: хотя за это время были обнаружены усиленные гравитационными линзами вспышки звезд, они не формировали нескольких отдельных изображений.

Спустя всего две недели после обнаружения сверхновой Рефсдаля японский ученый Масамуне Огури (Masamune Oguri) выпустил статью Predicted properties of multiple images of the strongly lensed supernova SN Refsdal, в которой предсказывал повторное появление сверхновой примерно через год. Огури предположил, что в роли линзы для сверхновой может выступать не только одна из галактик скопления, но и всё скопление сразу. Его расчеты показали, что в конце 2015 года на небе должно возникнуть еще одно изображение этой сверхновой. Огури также вычислил, что самый первый свет от сверхновой Рефсдаля должен был дойти до нас еще в 1997 году (то есть всего нам должно было быть видно шесть ее изображений: одно, самое раннее, в 1997 году, четыре в 2014 году и одно в 2015-м). Но, к сожалению, ни один телескоп, который мог бы зафиксировать первое появление сверхновой, не вел тогда наблюдений в этой области неба, и это предсказание Огури осталось неподтвержденным.

Таким образом, ученым представился уникальный шанс проверить свое понимание строения скоплений галактик, точность определения космологических констант и то, насколько хорошо ОТО описывает нашу Вселенную. Были сформированы несколько независимых групп, которые использовали свои собственные модели распределения массы в скоплении MACS J1149.5+2223 для расчета времени и места возможного повторного появления сверхновой. Одновременно с этим наземные телескопы получали спектральные изображения сверхновой и всех галактик этой области космоса, чтобы максимально точно определить расстояния между ними и конфигурацию этого скопления. После коррекции первоначального предсказания Огури был уточнен временной интервал: сверхновая Рефсдаля должна снова появиться между 30 октября и концом декабря. Это было большой удачей, потому что до середины октября 2015 года возможная точка появления сверхновой должна была находиться слишком близко к Солнцу и телескоп «Хаббл» не мог бы на нее навестись.

С конца октября телескоп периодически делал снимки этого участка неба, пока наконец 11 декабря 2015 года не была зарегистрирована вспышка. Буквально через несколько дней группа астрофизиков во главе с Патриком Келли (Patrick L. Kelly) из Калифорнийского университета в Беркли выпустила статью Deja Vu All Over Again: The Reappearance of Supernova Refsdal с описанием наблюдения. На рис. 2 видно относительное расположение нового и прошлогодних изображений сверхновой.

Рис. 2. Обнаружение сверхновой Refsdal

Рис. 2. Вверху: снимок участка скопления галактик MACS J1149.5+2223, полученный телескопом «Хаббл» 11 апреля 2015 года. Индексами S1–S4 отмечены изображения сверхновой Рефсдаля. Внизу: снимок того же участка неба, сделанный 11 декабря 2015 года. Видно, что изображения S1–S4 потускнели (из-за того что максимум светимости сверхновой проходит достаточно быстро), но появилось новое, до этого момента отсутствовавшее изображение этой же сверхновой, обозначенное SX. Фотографии из обсуждаемой статьи

На рис. 3 две красные и зеленая окружности — это области возможного появления сверхновой по результатам расчетов разных групп, а красный крест — фактическое положение обнаруженной сверхновой. Мы видим, что были даны очень правдоподобные предсказания. Это особенно ценно, если учесть, что в своих расчетах ученые использовали константы, точность определения которых сильно зависит от космологических моделей. Например, изменение постоянной Хаббла всего на 2% сдвигало предсказанное время обнаружения сверхновой на 10 дней.

Рис. 3. Увеличенный снимок места обнаружения сверхновой в декабре 2015 года

Рис. 3. Увеличенный снимок места обнаружения сверхновой Рефсдаля в декабре 2015 года. Красными и зеленой окружностями выделены регионы, где появление вспышки предсказывали наиболее точные модели. Изображение из обсуждаемой статьи

Нет сомнений в том, что новое изображение сверхновой Рефсдаля, зарегистрированное 11 декабря, также будет тщательно изучено и позволит не только еще лучше понять распределение масс в конкретном скоплении галактик, но и уточнить модели, по которым это распределение рассчитывается. На основании полученных данных уже начата работа по пересмотру этих моделей. Но это уточнение деталей — а в целом успешное предсказание повторного появления сверхновой в указанное время в указанном месте еще раз подтверждает, что вся совокупность теорий, моделей и методов современной астрофизики действительно работает. Символично, что этим триумфом астрофизической мысли отмечен год столетия Общей теории относительности (см. Столетие ОТО, или Юбилей Первой ноябрьской революции, «Элементы», 25.11.2015).

Источник: Patrick L. Kelly et al. Deja Vu All Over Again: The Reappearance of Supernova Refsdal // Статья доступна как препринт arXiv:1512.04654 [astro-ph.CO].

Марат Мусин

• SysAdam  | 25.12.2015 | 19:37 Ответить
    Чрезвычайно удачная сверхновая. Офигительный результат.
    • Berrek > SysAdam | 25.12.2015 | 20:57 Ответить
      Ждём волхвов?
      • a_b > Berrek | 26.12.2015 | 11:21 Ответить
        С Востока? Так это Масамуне Огури, наверно, и есть.
        Ищем следующие предсказания. Через 33 года проверим ;)
        ----
        И событие замечательное, и статья. Интересно, а делались какие-нибудь наблюдения вне оптического диапазона? Нейтрино, связанные со вспышкой, можно детектировать?
        • PavelS > a_b | 26.12.2015 | 11:29 Ответить
          Для нейтрино далеко жеж. Нейтрино засекли при вспышке в Магеллановом облаке, ЕМНИП около 10 нейтрино за несколько секунд, так это всего лишь 100_000 световых лет, тут же порядок не помню какой, что-то около 6млрд лет. Считай квадрат расстояния, вычитай красное смещение типа поправку на потерю энергии и получишь фиг целых фиг десятых. Навскидку задетектировано будет 1/миллиардная нейтрино.
        • JEX > a_b | 26.12.2015 | 14:13 Ответить
          а можно подробнее, о чем это тут вы?
          • PavelS > JEX | 26.12.2015 | 23:37 Ответить
            Про нейтрино - так при вспышках сверхновых бывает что 90 с лишним процентов энергии уходят в нейтрино. Оптика - лишь вершина айсберга. Количество пришедших к нам нейтрино в пересчете на квадратный сантиметр поверхности Земли падает с квадратом расстояния до источника нейтрино, тут как с обычным светом. Так что пока в нейтрино нам видны лишь вспышки ближайших сверхновых. Та сверхновая, о которой идёт в статье речь - весьма и весьма далека. Выше я показал беглым расчетом, что у нас ну прям совсем нет никаких шансов тут что-то детектировать в нейтринном плане.
            • JEX > PavelS | 27.12.2015 | 01:07 Ответить
              Спасибо за разьяснение. эту часть о нейтрино я понял.
              мне интересно было что имелось ввиду под этим:
              >> Ищем следующие предсказания. Через 33 года проверим ;)
              Какие-то предсказания есть аж на такой длинный период?
              • a_b > JEX | 27.12.2015 | 11:32 Ответить
                Нет, это просто аллюзии на известный библейский сюжет. Первую часть не принимайте всерьез.
            • gthnjdbx > PavelS | 27.12.2015 | 12:16 Ответить
              Захотелось разобраться почему 10% фотонов (вершину айсберга) мы наблюдаем в таких поразительных подробностях, а 90% нейтрино не наблюдаем.
              Прав ли я если разрешаю противоречие следующим образом - фотонные телескопы благодаря сбору с большой площади и фокусировке усиливают сигнал так как не могут этого сделать нейтринные телескопы. Так? Нейтринных телескопов с фокусировкой пока не изобрели. Есть только природные гравитационные линзы. Они и нейтрино тоже фокусируют?
              • Игорь Иванов > gthnjdbx | 27.12.2015 | 17:51 Ответить
                Эффективность регистрации фотона современными ПЗС-матрицами достигает десятков процентов. Эффективность регистрации нейтрино — порядка 10^{-17}. Сечение взаимодействия у нейтрино очень маленькое, из-за природы нейтрино. Здесь на сайте есть десятки научно-популярных статей про нейтрино, почитайте.
  • alekseylevin  | 25.12.2015 | 22:36 Ответить
    Действительно, это блестящий результат - и очень перспективный. На наших глазах возникает новая область астрофизики - сканирование полей тяготения макрообъектов Вселенной (галактик и галактических кластеров) с помощью эффекта гравитационного линзирования. И заметка Мусина прекрасно написана, спасибо.
    • PavelS > alekseylevin | 25.12.2015 | 22:47 Ответить
      Эффект грав.линзирования известен давно и его в той или иной степени давно используют, взять хотя бы вопрос определения массы галактик. Новым является использование учета времени-задержки, что даёт ещё больше информации.
    • maratmus > alekseylevin | 27.12.2015 | 20:12 Ответить
      Спасибо на добром слове, Алексей!
      • alekseylevin > maratmus | 29.12.2015 | 02:03 Ответить
        Марат, это Вам спасибо. Я очень рад, что у "Элементов" появился такой прекрасный автор астрофизических новостей.
  • samara  | 26.12.2015 | 13:47 Ответить
    а всем очевидно почему крест энштейна а не размытая окружность? я просто не могу понять почему линза не как в оптике работает
    • Игорь Иванов > samara | 26.12.2015 | 14:33 Ответить
      Источник смещен с оси + грав. линза это линза со страшными аберрациями.
    • anthelion > samara | 26.12.2015 | 16:33 Ответить
      Блиох П.В., Минаков А.А. «Гравитационные линзы». Там этот вопрос подробно рассмотрен. В случае сферически-симметричной линзы будет кольцо (или дуга, если объект фона смещен относительно оси наблюдатель-линза). А в случае сплюснутых эллипсоидов, которыми в первом приближении являются галактики, мы увидим от одного до пяти изображений объекта фона.
      • kosta68 > anthelion | 13.01.2016 | 11:59 Ответить
        По современным представлениям, основной вклад в гравитационное линзирование дает темная материя, масса которой в 5-10 раз превышает массу обычной барионной материи. При этом считается, что ТМ образует сферическое гало вокруг галактик и скоплений галактик. Значит, должна быть картина, соответсвующая сферическому распределению материи?
        • anthelion > kosta68 | 13.01.2016 | 13:46 Ответить
          Сферически-симметричное гало полностью не скомпенсирует эллипсоидальное распределение барионной материи. Предположу, что небольшой остаточной сплюснутости достаточно для вышеуказанныых визуальных эффектов.
  • anthelion  | 26.12.2015 | 16:44 Ответить
    Почему первоначальное ожидаемое событие должно было произойти в 1997-м году, аж за 17 лет до первого линзирования? В то время как между последними двумя прошел всего год. Кстати наблюдалась ли временная задержка между четырьмя вспышками сверхновой или нет? Рискну предположить, что нет, т.к. разница по времени между ними была небольшой и когда сверхновую заметили вспыхнули уже все четыре.
    • PavelS > anthelion | 26.12.2015 | 23:43 Ответить
      Вы неверно сформулировали. Событие произошло миллиарды лет назад. Но лучи света по разным траекториям шли разное время.
      • anthelion > PavelS | 27.12.2015 | 00:32 Ответить
        Это понятно, вопрос в другом. Попробую перефразировать.
        Всего мы должны были зафиксировать три события. Первое в 1997 году (его не зафиксировали, т.к. не наблюдали в то время эту область неба). Второе в 2014 году (для краткости объединил все четыре события в одно). И третье в 2015 году. Почему между первым и вторым событием прошло 17 лет, а между вторым и третьим - 1 год? Т.е. почему разница в 17 раз между этими событиями?
        • PavelS > anthelion | 27.12.2015 | 02:44 Ответить
          А чего вас тут удивляет. Ну допустим, будет ответ что так устроена линза. И чо?
        • tetrapack > anthelion | 27.12.2015 | 08:08 Ответить
          Идете вы от магазина по трём разным тропинкам, в среднем 10 мин, но, пройдя по первой приходите на 17 сек раньше, чем по второй, а по 3й на секунду позже. Вас же при этом не удивляет: че это разница в 17 раз? Потому что разница в 17 и в 1 сек. Так же и тут.
          • kosta68 > tetrapack | 13.01.2016 | 12:09 Ответить
            Свет распростаняется по геодезическим, что являются экстремальными кривыми для данных областей пространства. У света нет свободы выбора траектории. Получается, пространство на масштабе порядка 9 млрд св лет не евклидово: есть несколько геодезических, проходящих через две точки?
    • maratmus > anthelion | 27.12.2015 | 20:15 Ответить
      про задержку в 17 лет вам ответили, так что я только про вторую часть вашего вопроса - 4 СН, которые образовали Крест Эйнштейна тоже вспыхнули не совсем одновременне и на нижнем изображении Рис.2, например, видно, что вспышка S4 уже намного слабее, чем S1-S3, хотя ещё недавно они все были примерно одинаковой яркости.
  • NewUniverse  | 26.12.2015 | 17:16 Ответить
    Я понимаю, если правильно понимаю, что гравитационное линзирование позволяет немного заглядывать условно в будущие события.
    т.е. событие, факт был зафиксирован гравитационным линзированием, до прихода световой волны от объекта (до первой фиксации события) фиксируемой обычными средствами измерения, обычно просто оптическими.

Тогда возникает просто вопрос в масштабируемости средств астрономического измерения.
    • Gen > NewUniverse | 26.12.2015 | 20:05 Ответить
      А разве для объяснения гравитационного линзирования нужен аппарат ОТО?
      Фотоны имеют массу (это еще Лебедев эксперементально установил), и вполне естественно, пролетая достаточно близко к гравитирующему обьекту,будут оклоняться от первоночальной траектории. И величину этого отклонения можно рассчитать пользуясь только законом Ньютона. И регистрация еще одного изображения Сверхновой через год, не имеет никакого отношения к замедлению времени, как кто-то мог бы подумать.
      Я обеими руками за ОТО. Но здесь ОТО избыточна...
      • arkoh > Gen | 26.12.2015 | 20:44 Ответить
        Современная наука рассматривает фотон как безмассовую частицу: масса покоя = 0. Поэтому без ОТО гравитационное линзирование не объяснить. Собственно ОТО и предсказало это удивительное явление и только много позже астрономы нашли такие линзы на небе.
        • Gen > arkoh | 26.12.2015 | 20:51 Ответить
          Вы просто плохо знаете физику. Масса покоя фотона действительно = 0.Но,это означает лишь, то что покоящихся фотонов нет. А фотон в движении массу имеет, и вполне конкретную. Если не верите мне, загляните в Википедию, а лучше в учебник общей физики...
          • arkoh > Gen | 26.12.2015 | 21:03 Ответить
            Если Вы так уважаете Википедию то:

"Классификация частиц по значению массы

Масса известных на сей день частиц является, в общем, неотрицательной величиной, и должна быть равна нулю для тела, движущегося со скоростью света (фотон). Понятие массы особенно важно для физики элементарных частиц, так как позволяет отделять безмассовые частицы (всегда двигающиеся со скоростью света) от массивных (скорость которых всегда ниже скорости света)"
          • Игорь Иванов > Gen | 26.12.2015 | 22:54 Ответить
            Вы пересказываете стандартное заблуждение, см. например тут: http://elementy.ru/lib/432008/

Масса фотона равна нулю; в физике нет никакой релятивистской массы. У фотона есть энергия и есть импульс, которые связаны друг с другом соотношением для безмассовых частиц.
            • niki > Игорь Иванов | 26.12.2015 | 23:14 Ответить
              В мое время определенно учили что релятивистская масса есть. Если с тех пор такие вещи поменялись, то наверное должен был быть большой шум. Я о нем не слышал. В чем тут дело?
              • Игорь Иванов > niki | 26.12.2015 | 23:20 Ответить
                Ну вы прочитайте по ссылке, особенно заключение.
                • niki > Игорь Иванов | 26.12.2015 | 23:52 Ответить
                  В работе Окуня я это вижу. Однако он приводит кучу ссылок на книжки, по которым я то и учился, где написано другое.
                  Если то что пишет Окунь принято теперь, то почему об этом не слышно?
                  Кроме как в комментариях Элементов и в работе Окуня, я об этом нигде не читал.
                  • Игорь Иванов > niki | 27.12.2015 | 01:51 Ответить
                    Видимо, вам не попадались образовательные материалы, авторы которых, во-первых, сами понимаю важность четкости в формулировках, а во-вторых посчитали бы важным лишний раз это подчеркнуть. Можете посмотреть лекцию Ахмедова на Архэ, например, он там тоже ругается на понятие релятивистской массы.

Вообще, тут ничего нового нет, эта ситуация остается неизменной более полувека. В самой науке физике никакой релятивистской массы нет. Во всех разделах физики, где используется релятивизм, давным-давно используют только инвариантную массу. И когда серьезно обучают студентов-физиков, им это тоже прививают это понимание с первых же курсов.

Но параллельно с этим существует огромный пласт либо устаревшей литературы, либо новой, но авторы которой учились по устаревшей и, поскольку сами не работают в релятивистских разделах физики, тащат это понятие в свои учебники. И этот пласт сам себя воспроизводит, с ним трудно бороться.
                  • dims > niki | 12.01.2016 | 16:27 Ответить
                    Послушайте, ну будем же благоразумны! Не относитесь к физике, как к религии!

Физика -- точная наука, а Окунь -- выдающийся физик. Если бы у него были ошибки по физике, то их давно бы уже нашли, а самого Окуня бы обругали. Поэтому, Вы можете смело верить во всё, что Окунь говорит по поводу предмета своей науки.

Но если он выдвигает какой-то тезис на тему того, какие понятия лучше вводить, а какие -- лучше не вводить, то это уже не работа физика, это работа педагога. Педагогика -- наука неточная. И Вы имеете полное право не верить в утверждение Окуня по педагогике. Хотя, конечно же, и здесь нежелательно игнорировать авторитет Окуня, так как преподавательский опыт у него тоже огромный!
              • Fangorn > niki | 27.12.2015 | 21:28 Ответить
                Тут вопрос сугубо в терминологии. Первоначально в теории относительности действительно использовались понятия "масса движущегося тела" и "масса покоя".
                Сумма масс покоя, разумеется, не сохраняется.
              • rrr2 > niki | 30.12.2015 | 00:23 Ответить
                Фотоны обладают энергией E=hν, стало быть, взаимодействуют гравитационно.
                • akb > rrr2 | 01.01.2016 | 15:57 Ответить
                  Какая часть Е фотона участвует в его гравитационном взаимодействии, если в гравитационном взаимодействии элементарной частицы участвует лишь E/c^2 ?
                  • rrr2 > akb | 05.01.2016 | 22:50 Ответить
                    Вся участвует, но там же не закон обратных квадратов, есть тонкости всякие. Например, два пучка света — "встречные" и "в одном направлении", будут гравитационно взаимодействовать по-разному.
                  • dims > akb | 12.01.2016 | 16:20 Ответить
                    Гравитационное воздействие масс элементарных частиц ненаблюдаемо на современном уровне техники.
                • dims > rrr2 | 12.01.2016 | 16:15 Ответить
                  Согласно ОТО, гравитационное поле задаёт искривлённую метрику пространства. В искривлённом пространсве любая частица движется по своей "орбите", которая в ОТО называется "геодезической линией". Форма этой линии не зависит от массы пробной частицы. Вне зависимости от массы частицы, даже если эта масса нулевая, частица будет двигаться по геодезической.
                  • kosta68 > dims | 13.01.2016 | 14:00 Ответить
                    В общем случае траектория будет зависить, так как от массы зависит плотность энергии, которая определяет метрику, от которой зависит траектория. Обычно этим влиянием пренебрегают в силу его малости.
                    • dims > kosta68 | 13.01.2016 | 14:45 Ответить
                      Естественно. Но масса фотона в теме обсуждения, либо равна нулю, либо мала, поэтому, говорить о том, что эта масса как-то повлияет на его траекторию -- логически неверно.
                      • kosta68 > dims | 13.01.2016 | 22:18 Ответить
                        У Вас логика какая-то нелогичная. Если влияние есть, даже малое, надо понимать, в какой ситуации этим можно пренебречь, а в какой - нет. Если кривизна ПВ=0, то даже малое влияние на траекторию даст наблюдаемый эффект. Это проявится, например, в том, что у фотонов разной энергии будут разные траектории.
                        • dims > kosta68 | 13.01.2016 | 22:21 Ответить
                          Если кривизна ПВ равна нулю, то действует так называемый "закон инерции Галилея", он же "первый закон Ньютона", согласно которому, любое тело продолжает двигаться равномерно и прямолинейно.

Данный закон так же независит от массы, то есть, фотоны любой массы должны лететь прямолинейно.
                          • kosta68 > dims | 14.01.2016 | 00:57 Ответить
                            Не совсем так. Упоминаемые Вами законы оперируют понятием "сила". В ОТО у гравитации нет "силы". Движение под действием гравитации происходит по геодезическим линиям, что предполагает отсутствие силы; фактически, аналог свободного движения, но в искривлённом ПВ. Подставьте в правую часть УЭГ ТЭИ фотонного газа и увидите, что получится. Для одиночных фотонов не так всё просто, но принципиально похоже - появляется кривизна ПВ.
            • Athei > Игорь Иванов | 27.12.2015 | 03:55 Ответить
              Простите, у меня сразу возникло множество вопросов. Если масса не равна полной энергии, то масса, получается, не сохраняется? И не сохраняется в том числе и гравитационная масса, которая эквивалентна инерционной?

То есть, например, если я провожу ядерную реакцию с выделением энергии и нагреваю с ее помощью газ, то я уменьшаю гравитационную массу системы, так как внутренняя энергия газа в основном – это кинетическая энегрия его молекул?

Или черная дыра, поглощающая фотоны из окружающего пространства, не растет, так как прилетающие фотоны не приносят массу? Если только за горизонтом событий нет механизма превращения энергии фотонов в массу покоя.

С радостью почитаю что-то, что поможет мне найти ответы на эти вопросы. На английском или русском. Сам пока ничего не нашел.

UPD. Я знаю, что инвариантная масса неаддитивна. Но одного этого соображения мне для понимания не хватает.

UPD2 Так как мои вопросы явно затрагивают ОТО, изучаю статью https://en.wikipedia.org/wiki/Mass_in_general_relativity
              • Игорь Иванов > Athei | 27.12.2015 | 05:32 Ответить
                > Если масса не равна полной энергии

Масса не равна полной энергии для произвольно движущегося тела. Масса равна его энергии покоя.

> то масса, получается, не сохраняется?

Разумеется. В ядерной физике есть дефект масс. Хиггсовский бозон (массивный) распадается на два фотона (которые безмассовы). Нет такого закона сохранения массы.

Гравитация чувствует не только массу, но и энергию-импульс системы. В нерелятивистском приближении Земля притягивает ядро не пропорционально массе всех отдельных нуклонов, а пропорционально массе нуклонов минус энергию связи (потому что гравитация чувствует энергию!) — т.е. пропорционально массе получившегося ядра.

> Или черная дыра, поглощающая фотоны из окружающего пространства, не растет, так как прилетающие фотоны не приносят массу?

Растет, потому что они приносят энергию-импульс. Падение фотона на ЧД — это столкновение ЧД+фотон→ЧД. _Инвариантная масса_ сталкивающейся системы (т.е. полная энергия в системе центра инерции ЧЖ+фотон) больше массы одной лишь ЧД до столкновения. Про инвариантную массу см. например на этом сайте: http://elementy.ru/LHC/HEP/measures/invariant-mass
                • niki > Игорь Иванов | 27.12.2015 | 13:42 Ответить
                  "Нет такого закона сохранения массы."

Изумительно. Еще один слой параллельной реальности.
                  Закон Ломоносова-Лавуазье закрыли. Однако, втихую. Не то что "широкой общественности", но всем "нерелятивистам" об этом сообщить забыли. За мелочностью вопроса.
                  • Fangorn > niki | 28.12.2015 | 05:43 Ответить
                    Речь идет просто о том, что массой стали называть массу покоя (которая не сохраняется), а термин "релятивистская масса" постепенно вышел из употребления, потому что она с точностью до постоянного множителя равна энергии - т.е. не несет ничего нового.
                    • denis_73 > Fangorn | 29.12.2015 | 18:22 Ответить
                      Симметрично масса покоя или инвариантная масса с точностью до постоянного множителя равна энергии покоя - т.е. тоже "не несет ничего нового", да к тому же эта масса в отличие релятивистской не аддитивна.
                      • Игорь Иванов > denis_73 | 30.12.2015 | 02:15 Ответить
                        Энергия сохраняется во всех процессах. Но энергия покоя — она же масса — не сохраняется. Просто потому что система покоя — разная для разных частиц.
                      • Fangorn > denis_73 | 30.12.2015 | 07:54 Ответить
                        Именно. И поскольку в нерелятивистской физике слово "энергия" ассоциируется с полной энергией (например, включает кинетическую энергию), а "масса" - с постоянной характеристикой, - то полную энергию и стали называть "энергией", а энергию покоя - "массой". Так логичнее, чем наоборот.
                        • niki > Fangorn | 31.12.2015 | 15:39 Ответить
                          Спасибо. Более менее стало понятно.
                  • dims > niki | 12.01.2016 | 16:19 Ответить
                    > Закон Ломоносова-Лавуазье закрыли

Закон Ломоносова-Лавуазье действует для химических реакций, а не для ядерных. Если взять колбу с водоробом и превратить её в гелий (ядерная реакция синтеза), то результирующая колба будет легче (на величину выделившейся во время реакции энергии). Для ядерных реакций вместа закон ЛЛ действует обычный закон сохранения энергии (частным случаем которого закон ЛЛ и является).
                • Angl > Игорь Иванов | 28.12.2015 | 17:22 Ответить
                  Игорь, правильно ли я понимаю, что понятие массы (как некое неотъемлемое и неизменное свойство системы или частицы) вообще устарело? Эффекты, связанные с понятиями гравитационной и инертной массы, зависят от общего импульса, заключенного в системе, и "энергии покоя". Но "энергия покоя" при ближайшем рассмотрении оказывается также не какой-то "прибитой к частицам" массой, а энергией взаимодействия частиц и различных полей (прежде всего поля Хиггса) между собой (или полей с полями или поля самого с собой в терминах КТП).
                  Сейчас, насколько я понимаю (возможно ошибаюсь), не вся масса объясняется взаимодействием частиц между собой и полем Хиггса, но видимо, в скором времени, все эффекты, связанные с понятием "масса", будут объяснены через взаимодействие полей (условно говоря, каждая имеющая массу частица изначально "безмассовый конденсатор", как только его зарядили каким-то зарядом, у него появилась масса).
                  • Игорь Иванов > Angl | 30.12.2015 | 02:14 Ответить
                    Масса — динамически возникающая величина. Она может меняться, например, с ростом температуры. Про это было много материалов, самый популярный — это старая лекция http://elementy.ru/lib/430525
                    • kosta68 > Игорь Иванов | 13.01.2016 | 14:23 Ответить
                      Я думаю, Вы не правы: масса определяется не глобальной, а внутренней симметрией носителя. И ОТО построена на принципе эквивалентности гравитирующей и инерционной масс, что предполагает инвариантность относительно преобразований глобальной симметрии. Т.е. масса не может быть динамической величиной. Разве не так?
                  • Fangorn > Angl | 30.12.2015 | 07:58 Ответить
                    Angl, Вы всё понимаете правильно.
                    При этом изолированная частица каждого конкретного типа (например, протон) всё же имеет вполне определенную массу.
                • akb > Игорь Иванов | 01.01.2016 | 15:50 Ответить
                  Масса не равна энергии покоя. В частности потому, что это "динамически возникающая величина" и покой ей противопоказан. Это "энергия покоя" равна массе, помноженной на скорость света в квадрате. На гравитационное взаимодействие (массу) частицы приходится лишь малая часть энергии поля, заключенного в частице.
              • Vasily > Athei | 27.12.2015 | 23:11 Ответить
                Athei, меня интересует вот что. До академика Окуня кто-нибудь утверждал, что масса фотона равна нулю? Я имею в виду, были ли какие-нибудь значимые физики, которые до него утверждали всё то о релятивистской массе, что утверждает академик?
                • Fangorn > Vasily | 28.12.2015 | 05:36 Ответить
                  Первоначально в теории относительности (со времен Эйнштейна) использовались понятия "масса движущегося тела" и "масса покоя". Масса покоя фотона всегда считалась равной нулю.
                  Но постепенно понятие "масса движущегося тела" стало употребляться всё реже (потому что она равна просто энергии, деленной на с^2 - т.е. не несет никакой новой информации). И ныне его уже практически перестали употреблять, а массу покоя называют просто массой. Кто первый назвал массу покоя просто массой - определить трудно:), это было гораздо раньше Окуня.
                  • Vasily > Fangorn | 28.12.2015 | 20:36 Ответить
                    Я имею в виду вот что. Выдающийся физик, друг Эйнштейна, Макс Борн в книге "Эйнштейновская теория относительности" писал, что масса тела зависит от его скорости. Другой выдающийся физик Вольфганг Паули в своей знаменитой статье "Теория относительности" для престижной энциклопедии также писал, что масса тела зависит от его скорости. Ещё один выдающийся физик, почти наш современник, Ричард Фейнман также писал, что масса тела зависит от скорости. Этот список можно продолжить. И вот появляется академик Окунь, который утверждает, что масса тела не зависит от скорости. Он первый выступил с такой инициативой? Или у него были предшественники?
                    • Gli4i > Vasily | 31.12.2015 | 11:37 Ответить
                      Да, например Эйнштейн, Фейнман, Борн, Паули... В той статье Окунь не придумал ничего нового --- он просто описал status quo.
                      • Vasily > Gli4i | 09.01.2016 | 15:18 Ответить
                        Всё как раз наоборот. :) Эйнштейн, Фейнман, Борн, Паули писали, что масса тела зависит от его скорости. Если нужно, могу привести цитаты. А Окунь написал и настаивал на этом, что масса тела не зависит от скорости тела. Кто-нибудь до Окуня такое писал? Если да, приведите цитату.
                        • Gli4i > Vasily | 10.01.2016 | 17:37 Ответить
                          ЛЛ 2 8. ФЛФ 2, последний абзац 16 главы.
                          • Vasily > Gli4i | 10.01.2016 | 23:39 Ответить
                            Посмотрел. Там приводится известная формула, связывающая массу покоя, импульс и энергию. А я спрашивал о другом. Вот в той же 16 главе, в 4 параграфе Фейнман пишет "Из предыдущей главы мы усвоили, что масса тела растет с увеличением его скорости". А вот Окунь утверждает, что масса тела НЕ ЗАВИСИТ от его скорости. Я спрашивал: до Окуня кто-нибудь говорил такое? Если да, то приведите, пожалуйста, цитату.
                        • Игорь Иванов > Vasily | 11.01.2016 | 04:52 Ответить
                          Я вот тут подробно описал ситуацию:
                          • prometey21 > Игорь Иванов | 11.01.2016 | 21:53 Ответить
                            Всё здесь написанное настолько ясно и понятно, что нет нужды больше об этом писать! Я учился в физматшколе до института и мне "привили" строгость рассуждений с "детства"! Если учиться физике по-настоящему, то это "азы"!
                          • Vasily > Игорь Иванов | 18.01.2016 | 15:31 Ответить
                            Старое определение массы понятно. Это МЕРА ИНЕРЦИИ. Поэтому масса тела ВОЗРАСТАЕТ со скоростью, так как инерция возрастает. А по новому определению масса - это мера чего?
                            • prometey21 > Vasily | 19.01.2016 | 22:46 Ответить
                              Почитайте учебники физики профильного уровня для 10-11 классов обычной школы. Мне кажется, даже там Вы найдёте ответ на Ваш вопрос! Не бойтесь переучиваться, если это Вам необходимо!
                              • Vasily > prometey21 | 19.01.2016 | 23:41 Ответить
                                Вы не внимательно читали мой пост :) Я знаю, что такое масса и написал об этом в посте. Повторю специально для вас: масса - это мера инерции. А вот вы знаете, что такое масса? Попробуйте найти определение массы в тех учебниках, которые вы предлагаете. И напишите это определение здесь. Почему-то у меня сомнения, что вы сможете это сделать :) Но любой ваш ответ будет мне интересен :)
                                • prometey21 > Vasily | 20.01.2016 | 12:49 Ответить
                                  Не хотите читать учебники, почитайте по ссылке в блоге Игоря Иванова его объяснения. По-моему, он вполне адекватно и исчерпывающе пишет о спорных вопросах, связанных с релятивизмом!
                                  • Vasily > prometey21 | 21.01.2016 | 15:23 Ответить
                                    Учебники я читал. Более того, читал и классиков: Эйнштейна, Борна, Паули, Фейнмана. Я ЗНАЮ что такое масса - это МЕРА ИНЕРЦИИ. Я предложил вам написать определение массы. И даже сделал ПРЕДСКАЗАНИЕ: вы не сможете написать определение массы. И вот мое предсказание ПОДТВЕРДИЛОСЬ. Вы НЕ НАПИСАЛИ определение массы. Почему? Реально, не знаете? Или чего-то боитесь? Нет? Ну так напишите.
                                    • prometey21 > Vasily | 21.01.2016 | 23:20 Ответить
                                      Мера инерции - это по Ньютону. А Вы слышали что-нибудь про принцип эквивалентности сил гравитации и инерции в Общей теории относительности Альберта Эйнштейна? По-моему, это то, что Вам нужно! Это и есть азы, про которые я упоминал в своих сообщениях! Проблемы тут никакой нет! Более интересно вот это

О 100-летии ОТО А.Эйнштейна
                                      По-моему, исчерпывающий ответ, дискутировать больше не о чем!!!
                                      • Vasily > prometey21 | 22.01.2016 | 21:30 Ответить
                                        Не только по Ньютону. Масса - это мера инерции и по Эйнштейну, и по Борну и по Фейнману. И мы с вами еще не дискутировали. Чтобы дискутировать, надо иметь какую-то позицию. А вы вашу позицию, почему-то стесняетесь озвучить. Про принцип эквивалентности я слышал :). К чему вы об этом спросили? Так вы знаете, что такое масса или нет? Если знаете, то напишите. Может я соглашусь в вами :)
                                        • prometey21 > Vasily | 23.01.2016 | 16:26 Ответить
                                          Мне знаете некогда особо дискутировать. О природе массы размышляли многие, не только названные Вами. Но мне кажется Вам важно не столько определение массы, сколько фундаментальность её формулировки. А это извините не так просто, поскольку об этом думали ещё во времена Аристотеля! На этом можно голову сломать, а она мне еще пригодится для более важных дел. Поверьте более важных дел много! И упираться в определение массы я не собираюсь. Чего стоит один бозон Хиггса! Он к Вашему определению не имеет пока никакого отношения, а если подключить ещё и его, то может получится намного сложнее! Поэтому напишу афоризм, уместный в данном случае: "Спрашивать о причине вещей то же, что искать начало бесконечного." /Демокрит/ Я не думаю, что Вас устроит такой ответ. Просто подозреваю, что Вам доставляет удовольствие щеголять своими познаниями. На более длинные дискуссии с Вами у меня просто нет времени! Готовых простых ответов у меня нет, а для сложных - ищите сами. Вот определение из Википедии, дальше думайте сами, главное не считайте умным только себя!

Ма́сса (от др.-греч. μάζα, кусок теста) — скалярная неотрицательная релятивистски инвариантная физическая величина, одна из важнейших величин в физике. В нерелятивистском приближении, когда скорости тел много меньше скорости света, определяет их инерционные и гравитационные свойства.
                                          Первоначально (XVII—XIX века) она характеризовала «количество вещества» в физическом объекте, от которого, по представлениям того времени, зависели как способность объекта сопротивляться приложенной силе (инертность), так и гравитационные свойства (в частности, вес).

Наличие массы у элементарных частиц объясняется их взаимодействием с полем Хиггса. Чем сильнее это взаимодействие, тем больше масса у элементарной частицы.

Вообще почитайте всё определение массы в Википедии, оно довольно занимательное!
                                  • Vasily > prometey21 | 21.01.2016 | 15:23 Ответить
              • Fangorn > Athei | 28.12.2015 | 05:57 Ответить
                Тут вопрос сугубо в терминологии. Первоначально в теории относительности использовались понятия "масса движущегося тела" и "масса покоя". Различие между ними только в том, что масса покоя соответствует той системе отсчета, где тело покоится, а масса движущегося тела - другой системе отсчета.
                Но постепенно понятие "масса движущегося тела" стало употребляться всё реже (потому что она равна просто его энергии, деленной на с^2 - т.е. не несет никакой новой информации). И ныне его уже практически перестали употреблять, а массу покоя называют просто массой. Она тоже равна энергии, деленной на с^2 - но энергии в той системе отсчета, в которой тело покоится.
                Сохраняется лишь энергия. Сумма масс покоя, разумеется, не сохраняется.
                Гравитационная масса - что под ней понимать? Если тело как целое находится в покое, ничего не получая извне и не выделяя вовне - то какие бы процессы и внутренние движения там ни происходили, его энергия (а значит, и масса покоя, и гравитационная масса) не меняется. Если же тело движется - его гравитационное поле в любом случае отличается от поля неподвижного тела (например, смещается вместе с ним, или даже излучается в виде гравитационных волн при неравномерном движении), и выражение "гравитационная масса" требует уточнения.
              • rrr2 > Athei | 05.01.2016 | 22:49 Ответить
      • samara > Gen | 26.12.2015 | 20:54 Ответить
        просто забыли что искажается метрика пространства-времени:)
        летит то фотон по прямой.. и причём тут масса
        • Gen > samara | 26.12.2015 | 21:06 Ответить
          Метрика пространства-времени,тензор кривизны, и т.д.,нужны ОТО для обьяснения так сказать "природы" гравитации. Чтобы сложной геометрией обьяснить почему массы притягиваются... Я же лишь хотел заметить, что конкретное явление гр.линзирования может быть обьяснено без привлечения аппарата дифференциальной геометрии...
        • arkoh > samara | 26.12.2015 | 21:10 Ответить
          Совершенно верно. В рамках Ньтоновской теории тяготения грав. линзы необъяснимы, их объясняет только искажение пространства-времени в ОТО
          • Gen > arkoh | 26.12.2015 | 21:17 Ответить
            В нашем споре нужен профессиональный физик, т.с. арбитр. Но они на этот ресурс не заглядывают. А фотон в движении массу имеет, иначе свет(и не только) не оказывал бы давления на твердое тело...
            • arkoh > Gen | 26.12.2015 | 21:28 Ответить
              Давление света (Лебедев) идет за счет переноса фотоном импульса, но массы он все же не имеет и "классическим" тяготением не обладает
              • Gen > arkoh | 26.12.2015 | 21:38 Ответить
                А формулу импульса фотона не приведете?
                • rrr2 > Gen | 29.12.2015 | 23:23 Ответить
                  А два пучка света с энергией-импульсом будут взаимодействовать гравитационно?
                  • Fangorn > rrr2 | 30.12.2015 | 08:00 Ответить
                    Да.
                • rrr2 > Gen | 30.12.2015 | 02:55 Ответить
                  ℏ𝛎/c
                  • Gli4i > rrr2 | 09.01.2016 | 13:59 Ответить
                    Либо ν на ω замените, либо ħ на h. :)
            • Игорь Иванов > Gen | 26.12.2015 | 22:55 Ответить
              > В нашем споре нужен профессиональный физик, т.с. арбитр. Но они на этот ресурс не заглядывают.

Извините, вы сами хоть понимаете, на каком "ресурсе" вы находитесь?
            • maratmus > Gen | 27.12.2015 | 20:23 Ответить

Простите, но я очень сильно смеялся.
      • Скеп-тик > Gen | 26.12.2015 | 21:20 Ответить
        #Я обеими руками за ОТО. Но здесь ОТО избыточна...#
        ОТО и теория тяготения Ньютона сильно расходятся на световых скоростях. Так, в случае массивного фотона при скорости света в ОТО вообще не происходит отклонения в гравитационном поле. По Ньютону - отклонение есть. В случае безмассовой частицы (чем сейчас считается фотон), расчеты ОТО дают отклонение фотона в два раза больше, чем Ньютон для массивного фотона, в то время как для безмассового фотона отклонения "по Ньютону" не должно быть.
        Вообще-то, ОТО не такая уж и заумь. Если мы возьмем ТГН+(все формулы приливных взаимодействий), то для вычисления координат тел через некоторое время вам потребуется около миллиона вычислительных операций с квадратами и переменными углами. Энштейн выбором сферического пространства (точнее, псевдопространства, так как "размеры" и "расстояния" в нем имеют отрицательную величину) с Римановой геометрией разом избавился от всех квадратов (кроме констант и поправок Лоренца) и угловых величин, проводя операции с линейными векторами (тензорами), вследствие чего количество вычислительных операций сократилось до тысячи. И ОТО оказалась самым точным математическим аппаратом для расчета координат гравитационно взаимодействующих тел.
        Следует отметить, что ни магнитные поля, ни механические взаимодействия в ОТО уже невозможно ввести. И для расчета ускорителей применяют СТО.
        • pacha > Скеп-тик | 28.12.2015 | 18:13 Ответить
          «Следует отметить, что ни магнитные поля, ни механические взаимодействия в ОТО уже невозможно ввести.»
          Почему? Вполне себе возможно, модифицировав ковариантную форму уравнений Максвелла так, чтобы учитывалась кривизна пространства-времени, и учтя тензор энергии-импульса электромагнитного поля как слагаемое в Tμν.

Про механические взаимодействия — о чём Вы? Гравитация полностью, описывается ОТО, всё остальное (химия, упругие взаимодействия, свет) — на 99% электромагнетизм. Да и остальные поля поддаются описанию в ОТО по вышеприведённому алгоритму.
      • dims > Gen | 12.01.2016 | 16:12 Ответить
        Ещё Галилеем, когда он бросал шары с Пизанской башни, было открыто, что все тела в гравитационном поле падают одинаково, НЕЗАВИСИМО от их массы. Впоследствии этот факт был повышен до уровня "принципа эквивалентности" и включён в ОТО. Поэтому, вне зависимости от того, имеет фотон массу или не имеет, свободный фотон будет двигаться в гравитационном поле по одной и той же (искривлённой) траектории.
    • PavelS > NewUniverse | 26.12.2015 | 23:47 Ответить
      NewUniverse, у вас адовые формулировки. Что значит "факт был зафиксирован гравитационным линзированием"? В будущее смотреть так не выйдет. Тут эффект сродни эффекту эха. Свет приходит в первый раз, потом ещё несколько раз с задержкой и так с разных направлений. Напомню, что сверхновая пыхнула на вселенских расстояниях, свет от неё шел миллиарды лет, но по разным траекториям набежало +- несколько лет. Ни о каком будущем тут речь не шла. Изучая эхо, мы можем как-то судить по той среде, которая звук переносит. Тут - то же самое.
    • pacha > NewUniverse | 28.12.2015 | 14:44 Ответить
      Неправильно понимаете. Событие-то одно (взорвалась одна конкретная звеззда), а вот путей, которыми шли от него фотоны, несколько, разной длины, вот и создаётся иллюзия нескольких событий.
  • arkoh  | 26.12.2015 | 20:26 Ответить
    Просто блеск!
    • Gen > arkoh | 26.12.2015 | 20:34 Ответить
      А по существу?
  • psihoner  | 26.12.2015 | 23:51 Ответить
    фото в разрешении 2048х1536
  • Сергей Домнин  | 21.01.2016 | 23:48 Ответить
    Всё это можно воспринимать как торжество теории Эйнштейна, согласно которой рассчитывалось время прохождения лучей мимо массивных тел.
    А можно и не воспринимать. В аналогичном случае с предсказанием положения планет хорошо справлялась геоцентрическая теория Птолемея.
    Гравитацию необязательно рассматривать как искривление пространства. Ей больше соответствует ускоряющийся поток эфира (вакуума) к массивным телам. И вот почему.
    Есть реакция фотонов на встречный поток эфира - они краснеют. Они краснеют, летя к нам от далёких галактик. Потому что они преодолевают встречное космологическое движение расширяющегося эфира. И фотоны краснеют, летя к нам от массивных тел. По сходной причине. Потому что они преодолевают встречное гравитационное движение растягивающегося эфира.
    Космологическое движение вызывается постоянным уплотнением эфира. А гравитационное - его поглощением материей тел. В первом случае частицы эфира - эфироны - поступают к нам из 5-го измерения. Во втором случае эфироны удаляются в него. Из этого измерения и образовалось наше пространство около 14 млрд лет назад.
    • Max Brown > Сергей Домнин | 20.03.2016 | 02:20 Ответить
      Эх! Только было собрался удивиться, что вот, мол, такое длинное обсуждение, местами даже переходящее в конфликт, но при этом ни единого фрика.
      Ан нет. Куда же без вас...
  • ovz  | 09.02.2016 | 12:40 Ответить
    По моему это теоретическое подтверждение "кротовых нор", "червоточен" и прочей экзотики, связанной с топологией вселенной.
    Пускай это не тот фантастический эффект, когда раз - и уже за много световых лет, но тем не менее, свет по одному "кратчайшему" пути дошел быстрее чем по другому. В данном случае путей даже больше двух, а разница во времени составляет несколько лет.