Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги

Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги

Ж. Резникова
И даман поманил за собой

В. Сурдин
Поиски новых планет

С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан

Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи

А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы

Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги

А. Сергеев, А. Благодатский
Насекомые и бионика: загадки зрительного аппарата

Л. Смолин
«Возвращение времени». Глава из книги

Вечная мерзлота раскрывает тайну палеоэскимосов

Саккак (Saqqaq) — крошечная (174 жителя) деревушка в Гренландии, основанная в середине XVIII века. Но до этого, около 4 тысяч лет назад, здесь располагалось одно из древнейших гренландских поселений; по имени деревни первая из культурных традиций Гренландии называется саккак. Фото с сайта www.ilulissat.gl

Генетики продолжают исследование древнейшей культуры Гренландии, именуемой саккак (Saqqaq). Они расшифровали ядерный геном саккакского охотника. Образцы его 4 тысячи лет сохранялись в вечной мерзлоте, пока полтора десятилетия назад археологи не извлекли их на поверхность. Анализ ДНК из клеточных ядер подтвердил выводы, сделанные полтора года назад на основе изучения митохондриального генома: саккакские поселенцы пришли из Восточной Сибири и не связаны близким генетическим родством ни с современными гренландскими экскимосами, ни с североамериканскими северными народностями.

Как можно судить по археологическим памятникам, в Гренландии последовательно сменилось несколько культур. Историки разделяют их по специфическим элементам орудий труда и быта, а также по особенностям строения жилищ. Самой древней была культура саккак (Saqqaq). Ее носители населяли запад и юг Гренландии; реже, но всё же присутствуют поселения саккакского типа и на востоке Гренландии. Сходные с гренландскими орудия труда и быта найдены и на Баффиновой Земле. Эта культурная традиция была распространена 4500–2800 лет назад. Вслед за ней в Гренландии сменились еще пять культур со своими характерными технологиями. Одну из них составляли викинги, заселившие эту негостеприимную землю около 1100 лет назад и продержавшиеся там 450 лет. Современные инуиты (это эскимосское самоназвание означает «люди») стали осваивать Гренландию примерно 800 лет назад. Они были носителями культуры туле (Thule) — потомками канадских эскимосов, отправившихся в путь на восток с Аляски.

Так же, как и туле, более ранние культуры — индепенденс I и II (см. Independence I, II culture) и дорсет — пришли с севера Канады и с Аляски. Однако происхождение и наследие самой ранней саккакской культуры оставались предметом споров. Имели ли саккакские охотники что-то общее с прародителями американских народов? Были ли они предками современных инуитов и американских экскимосов? Теперь ученые склоняются к тому, что они пришли в Гренландию из Азии и, пережив период относительно теплого климата, вымерли, не оставив потомков.

Хронология и география последовательных культур в Гренландии. Зелеными стрелками отмечены поселения, основанные Эриком Рыжим на юге Гренландии. Рисунок с сайта geus.dk

В раскопах саккакского типа находят множество разнообразных орудий. Они дают более-менее объемную картину жизни первых гренландцев. Это были семьи охотников, селившиеся группами в жилищах из торфяных блоков, крытых кожей морского зверя. Жилища освещались особыми лампами-плошками с тюленьим жиром. Саккакские поселенцы охотились на тюленей, китов и оленей, ловили рыбу. Вместе с людьми жили и собаки, но охотники не использовали их в упряжках. Пищу хранили в мешках из тюленьих шкур, а готовили на кострах под открытым небом. В качестве топлива использовали древесину, которую море выносило к берегам. От них не осталось никаких захоронений, поэтому о том, что это были за люди, как было устроено их общество, можно судить только по косвенным источникам.

Около двух десятилетий назад при раскопках остатков в Кекертасуссук (Qeqertasussuk) археологи обнаружили в слое вечной мерзлоты клок волос саккакского человека. Это были первые остатки собственно человека, а не предметов его быта. Они датируются возрастом 4 тыс. лет. Теперь, когда ученые освоили методику выделения ДНК из волос, эти образцы получили особую ценность. Они прекрасно сохранились в своем естественном «холодильнике» и потому смогли помочь разрешить спор о происхождении древнейшей гренландской культуры. Генетикой палеоэскимосов занялась представительная международная группа ученых под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета. Первым делом расшифровали митохондриальную ДНК древнего охотника — всё же это гораздо проще и быстрее. «Элементы» знакомили читателей с результатами этого исследования (см. Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов, 05.06.2008). Судя по митохондриальной последовательности, первыми в Гренландии укоренились выходцы из восточной Сибири — алеуты и чукчи. А с народами канадского севера и с современными инуитами у них общего оказалось существенно меньше. Осталось подтвердить те же выводы на основе ядерного генома.

Исследование ядерного генома, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала Nature, не принесло никаких неожиданностей. Выводы относительно азиатского родства саккакского охотника (а это были волосы мужчины) подтвердились. Это был дальний родич нганасанов, коряков и чукчей, то есть народов северо-восточной Сибири. Никакой связи с европейцами не обнаружилось. Так же мало общего у них с народами севера американского континента. Это означает, что не меньше четырех тысяч лет назад группа североазиатских охотников пересекла Берингов пролив и освоила гренландскую территорию. Они не были ни потомками палеоамериканцев, ни предками современных эскимосов, а представляли независимую волну расселения, не оставившую генетических потомков.

Размышляя о результатах данного исследования, важно учитывать не только непосредственно этнографический его аспект, но и методологический. Образец волос, извлеченный из вечной мерзлоты, оказался на удивление сохранным — он на 79% состоял из читаемых неповрежденных нуклеотидов человеческого генома. Этот уровень близок к предельному прочтению для ядерной последовательности. Вот какие обширные резервы исторических знаний хранятся, как выясняется, в вечной мерзлоте!

Источник: Morten Rasmussen et al. Ancient human genome sequence of an extinct Palaeo-Eskimo // Nature. V. 463. P. 757–762 (11 February 2010). Doi:10.1038/nature08835.

Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов, «Элементы», 05.06.2008.