Вечная мерзлота раскрывает тайну палеоэскимосов

Саккак (Saqqaq) — крошечная (174 жителя) деревушка в Гренландии, основанная в середине XVIII века. Но до этого, около 4 тысяч лет назад, здесь располагалось одно из древнейших гренландских поселений; по имени деревни первая из культурных традиций Гренландии называется саккак. Фото с сайта www.ilulissat.gl

Генетики продолжают исследование древнейшей культуры Гренландии, именуемой саккак (Saqqaq). Они расшифровали ядерный геном саккакского охотника. Образцы его 4 тысячи лет сохранялись в вечной мерзлоте, пока полтора десятилетия назад археологи не извлекли их на поверхность. Анализ ДНК из клеточных ядер подтвердил выводы, сделанные полтора года назад на основе изучения митохондриального генома: саккакские поселенцы пришли из Восточной Сибири и не связаны близким генетическим родством ни с современными гренландскими экскимосами, ни с североамериканскими северными народностями.

Как можно судить по археологическим памятникам, в Гренландии последовательно сменилось несколько культур. Историки разделяют их по специфическим элементам орудий труда и быта, а также по особенностям строения жилищ. Самой древней была культура саккак (Saqqaq). Ее носители населяли запад и юг Гренландии; реже, но всё же присутствуют поселения саккакского типа и на востоке Гренландии. Сходные с гренландскими орудия труда и быта найдены и на Баффиновой Земле. Эта культурная традиция была распространена 4500–2800 лет назад. Вслед за ней в Гренландии сменились еще пять культур со своими характерными технологиями. Одну из них составляли викинги, заселившие эту негостеприимную землю около 1100 лет назад и продержавшиеся там 450 лет. Современные инуиты (это эскимосское самоназвание означает «люди») стали осваивать Гренландию примерно 800 лет назад. Они были носителями культуры туле (Thule) — потомками канадских эскимосов, отправившихся в путь на восток с Аляски.

Так же, как и туле, более ранние культуры — индепенденс I и II (см. Independence I, II culture) и дорсет — пришли с севера Канады и с Аляски. Однако происхождение и наследие самой ранней саккакской культуры оставались предметом споров. Имели ли саккакские охотники что-то общее с прародителями американских народов? Были ли они предками современных инуитов и американских экскимосов? Теперь ученые склоняются к тому, что они пришли в Гренландию из Азии и, пережив период относительно теплого климата, вымерли, не оставив потомков.

Хронология и география последовательных культур в Гренландии. Зелеными стрелками отмечены поселения, основанные Эриком Рыжим на юге Гренландии. Рисунок с сайта geus.dk

В раскопах саккакского типа находят множество разнообразных орудий. Они дают более-менее объемную картину жизни первых гренландцев. Это были семьи охотников, селившиеся группами в жилищах из торфяных блоков, крытых кожей морского зверя. Жилища освещались особыми лампами-плошками с тюленьим жиром. Саккакские поселенцы охотились на тюленей, китов и оленей, ловили рыбу. Вместе с людьми жили и собаки, но охотники не использовали их в упряжках. Пищу хранили в мешках из тюленьих шкур, а готовили на кострах под открытым небом. В качестве топлива использовали древесину, которую море выносило к берегам. От них не осталось никаких захоронений, поэтому о том, что это были за люди, как было устроено их общество, можно судить только по косвенным источникам.

Около двух десятилетий назад при раскопках остатков в Кекертасуссук (Qeqertasussuk) археологи обнаружили в слое вечной мерзлоты клок волос саккакского человека. Это были первые остатки собственно человека, а не предметов его быта. Они датируются возрастом 4 тыс. лет. Теперь, когда ученые освоили методику выделения ДНК из волос, эти образцы получили особую ценность. Они прекрасно сохранились в своем естественном «холодильнике» и потому смогли помочь разрешить спор о происхождении древнейшей гренландской культуры. Генетикой палеоэскимосов занялась представительная международная группа ученых под руководством Эске Виллерслева (Eske Willerslev) из Копенгагенского университета. Первым делом расшифровали митохондриальную ДНК древнего охотника — всё же это гораздо проще и быстрее. «Элементы» знакомили читателей с результатами этого исследования (см. Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов, 05.06.2008). Судя по митохондриальной последовательности, первыми в Гренландии укоренились выходцы из восточной Сибири — алеуты и чукчи. А с народами канадского севера и с современными инуитами у них общего оказалось существенно меньше. Осталось подтвердить те же выводы на основе ядерного генома.

Исследование ядерного генома, результаты которого опубликованы в последнем номере журнала Nature, не принесло никаких неожиданностей. Выводы относительно азиатского родства саккакского охотника (а это были волосы мужчины) подтвердились. Это был дальний родич нганасанов, коряков и чукчей, то есть народов северо-восточной Сибири. Никакой связи с европейцами не обнаружилось. Так же мало общего у них с народами севера американского континента. Это означает, что не меньше четырех тысяч лет назад группа североазиатских охотников пересекла Берингов пролив и освоила гренландскую территорию. Они не были ни потомками палеоамериканцев, ни предками современных эскимосов, а представляли независимую волну расселения, не оставившую генетических потомков.

Размышляя о результатах данного исследования, важно учитывать не только непосредственно этнографический его аспект, но и методологический. Образец волос, извлеченный из вечной мерзлоты, оказался на удивление сохранным — он на 79% состоял из читаемых неповрежденных нуклеотидов человеческого генома. Этот уровень близок к предельному прочтению для ядерной последовательности. Вот какие обширные резервы исторических знаний хранятся, как выясняется, в вечной мерзлоте!

Источник: Morten Rasmussen et al. Ancient human genome sequence of an extinct Palaeo-Eskimo // Nature. V. 463. P. 757–762 (11 February 2010). Doi:10.1038/nature08835.

Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов, «Элементы», 05.06.2008.

• Алексей Гиляров  | 16.02.2010 | 17:55 Ответить
    Еще раз преклоняешься перед успехами молекулярных биологов, которые такое могут "раскопать"!
  • a_b  | 17.02.2010 | 14:55 Ответить
    Я, конечно, дико извиняюсь, но фраза
    "Вместе с людьми жили и собаки, но охотники не использовали их в упряжках" сразу напомнила о недавно прочитанном пасквиле одного малоизвестного писателя:
    PS
    Если бы не постоянный автор "Элементов" (не будем указывать пальцем, но это его заметка "Место, где много воды"; оттуда и ссылка), я бы эту гнусность и не прочитал :)
    • samara > a_b | 18.02.2010 | 13:24 Ответить
      тебя кто заставляет ? не нравится не читай :)

а статья хорошая.
  • dudenkov  | 17.02.2010 | 22:35 Ответить
    Наконец-то в археологию пришла генетика! Всё-таки, форм черепов и типов орудий в большинстве случаев недостаточно для уверенного отнесения той или иной ископаемой культуры. Оставалось много возможностей для произвола, чем пользовались разномастные националистические идеологи, преувеличивая древность пребывания своего народа на занимаемой в настоящее время территории или же, наоборот, претендуя на пребывание в прошлом на иных территориях, являющихся объектом современных политических притязаний. Теперь появилась возможность через анализ ДНК в останках костей и не так уж редко сохраняющихся волос (не только в вечной мерзлоте, но и в песчаных отложениях пустынь и даже центральной России) во все это внести ясность, детально установив маршруты миграций людей при смене археологических культур. Наверняка такие исследования принесут много других неожиданных результатов, также не укладывающихся в простую экстраполяцию по современным распространенностям генов. При этом особенно важно обеспечить сохранность образцов волос и костных останков, обнаруженных при раскопках разных объектов, и по возможности предотвратить их загрязнение современным материалом, внося необходимые для этого изменения в методологию раскопок и работы с образцами. Сохранность - чтобы образцы не были безвозвратно утрачены, как утрачены практически все обнаруженные костяки синантропов при безумной попытке вывезти их морем во время войны. А чистота - чтобы не повторилась история, когда почти все костные останки неандертальцев из-за загрязнения ДНК работавших с ними археологов были признаны непригодными для полной расшифровки ДНК, пришлось ограничиться лишь двумя геномами, причем оба - женские.
    Разумеется, следует заботиться и о независимости соответствующих археологических и генетических работ от таких спонсоров, которые замечены в тенденциозной политико-идеологической активности, чтобы застраховаться от возможной преднамеренной фальсификации, возможностей для которой по мере возрастания технической сложности анализов становится все больше (так, недавно было установлено, что существующие методы не позволяют распознать факт подтасовки при анализе ДНК, что ставит под сомнение сложившуюся судебную практику его применения для окончательного решения вопроса - см. новость сайта mygenome.ru). В истории антропологии уже был пример, когда один фальсифицированный череп сильно запутал выяснение истины на десятилетия.