Л. Краусс
«Страх физики». Глава из книги

Т. Пичугина
Как увидеть тень черной дыры

Интервью с В. Сурдиным
Полет на Луну — это командировка на неделю

А. Акопян
Как ищут тёмную материю

И. Акулич
Идеальный почтовый индекс

А. Бердников
Интерференция в домашних условиях. Плёнки и антиплёнки

Интервью с Л. Марголисом
Леонид Марголис: «Мне всегда было интересно, как клетки разговаривают друг с другом»

А. Иванов
Сибирь и Северная Америка были единым целым более миллиарда лет назад

П. Амнуэль
Одиночество во Вселенной

Р. Фишман
Детективы каменного века

Первопоселенцы Гренландии не были предками современных эскимосов

Пучок палеоэскимосских волос возрастом 4000 лет, позволивший разгадать давнюю загадку происхождения первых покорителей американского Севера. (Длина масштабной линейки 5 см.) Фото из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science

Первые люди, условно называемые «палеоэскимосами», появились в Гренландии около 4500 лет назад. Анализ митохондриальной ДНК из человеческих волос возрастом 4000 лет, найденных в западной Гренландии, показал, что палеоэскимосы не были предками современных гренландских и канадских эскимосов; их родственные связи с палеоиндейцами (америндами) также не подтвердились. «Исторической родиной» древних гренландцев, по-видимому, был район Берингова моря. Их мтДНК указывает на родство с алеутами и азиатскими (чукотскими) эскимосами.

Международная команда ученых, разработавшая недавно методику извлечения митохондриальной ДНК из доисторических волос (см. Полные митохондриальные геномы вымерших животных теперь можно извлекать из волос, «Элементы», 04.10.2007), перешла от изучения мамонтов к проблемам палеоантропологии. Их внимание привлек клочок человеческих волос, найденный гренландскими и датскими археологами в вечной мерзлоте на древней «палеоэскимосской» стоянке на западе Гренландии.

Стоянка Кекертасуссук (Qeqertasussuk) была открыта в 1983 году. Она является одной из двух хорошо сохранившихся (благодаря вечной мерзлоте) стоянок древнейших покорителей американского Севера (вторая находится на материке, на севере Канады). Кроме этих двух стоянок имеется множество отдельных следов палеоэскимосской культуры, разбросанных по американской Арктике. Результаты радиоуглеродного датирования свидетельствуют, что эта культура появилась около 4500 лет назад, быстро распространилась по арктическим просторам вплоть до северо-востока гренландского побережья и просуществовала в одних районах до полутора-двух тысячелетий (до 2800–2400 лет назад), в других — значительно меньше, всего несколько веков.

Палеоэскимосы, очевидно, были умелыми охотниками: на стоянке Кекертасуссук найдено около 100 000 костей животных, а также 25 000 всевозможных артефактов из дерева, кости, рога, китового уса и мамонтовых бивней. Древние жители Арктики охотились в основном на тюленей, но в их рацион входило также мясо многих видов птиц, северных оленей и даже крупных китов. Кроме того, они ели рыбу и моллюсков.

Несмотря на относительное обилие археологических данных, происхождение и родственные связи палеоэскимосов до сих пор оставались загадочными. Одни эксперты считали их прямыми предками современных канадских и гренландских эскимосов (инуитов), другие допускали, что представители палеоэскимосской культуры могли вымереть, не оставив потомков. Неясным оставался также вопрос о возможном родстве палеоэскимосов с теми выходцами из Азии, которые около 15 тысяч лет назад заселили обе Америки к югу от существовавшего тогда в Канаде ледникового щита и дали начало американским индейцам (см.: Новые данные генетики и археологии проливают свет на историю заселения Америки, «Элементы», 18.03.2008).

Исторические данные вроде бы указывают на отсутствие преемственности между древним и современным населением Гренландии. Когда в конце X века скандинавы поселились на юге и юго-западе Гренландии, эта земля была безлюдной. Примерно в то же время на северо-западе Гренландии, в районе Туле, появились «неоэскимосы», перебравшиеся сюда с островов Канадского архипелага. Они постепенно продвигались на юг вдоль западного побережья Гренландии, пока не наткнулись на норманнов. Эта «историческая встреча» закончилась плачевно для потомков Эрика Рыжего — к XVI веку скандинавская колония в Гренландии прекратила свое существование. «Неоэскимосы», или инуиты, как их теперь полагается называть («инуит» на их языке значит просто «люди», ед. ч. «инук») не являются близкими родственниками американских индейцев. Они тоже пришли из Азии, но отдельно от предков индейцев и много позже. Кем же были загадочные палеоэскимосы, поселившиеся в Гренландии за 3500 лет до скандинавов и успевшие покинуть эту суровую страну задолго до прихода новых поселенцев?

Ответ дал пучок волос со стоянки Кекертасуссук. Ученым удалось выделить из волос множество фрагментов мтДНК и реконструировать почти полный митохондриальный геном палеоэскимоса. Для сравнения были также отсеквенированы митохондриальные геномы 14 современных гренландских инуитов. Ученые использовали также имеющиеся данные по последовательностям мтДНК из нескольких неоэскимосских археологических стоянок.

Оказалось, что в палеоэскимосской мтДНК имеются характерные особенности (маркеры), не встречающиеся ни у инуитов, ни у индейцев. Эти маркеры до сих пор были встречены только у коренного населения побережья Берингова моря, а именно у алеутов и азиатских (чукотских) эскимосов. Азиатские эскимосы, судя по мтДНК, ближе к алеутам и чукчам, чем к канадско-гренландским инуитам.

Дендрограмма родственных связей народов Америки и северо-восточной Азии (по мтДНК). Видно, что «палеоэскимосы» (SAQQAQ) ближе всего к алеутам (Aleut) и азиатским эскимосам (Yuit). Современные гренландские и канадские эскимосы (Neo-Eskimos) и американские индейцы (Amerindian) отстоят от них значительно дальше. Рис. из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Science

В целом сравнительный анализ мтДНК показал, что палеоэскимосы, по-видимому, были выходцами из окрестностей Берингова моря. Они не были связаны близким генетическим родством ни с предками индейцев, ни с современными канадскими и гренландскими эскимосами. По-видимому, эти первопроходцы американской Арктики исчезли, не оставив живых потомков.

Впрочем, все эти выводы пока основаны на ДНК одного-единственного палеоэскимоса, поэтому их нельзя считать окончательными и бесспорными. Надежность выводов могла бы резко повыситься, если бы удалось прочесть мтДНК хотя бы еще одного палеоэскимоса. И надежда на это есть, поскольку на той же стоянке Кекертасуссук найдена еще пара маленьких клочков человеческих волос. Правда, эти волосы находятся в несколько худшем состоянии, и исследователи пока не решаются извлекать из них ДНК. По их словам, это станет возможным в самом ближайшем будущем, когда методика еще немного усовершенствуется.

Источник: M. T. P. Gilbert et al. Paleo-Eskimo mtDNA Genome Reveals Matrilineal Discontinuity in Greenland // Science. Published Online May 29, 2008 (DOI: 10.1126/science.1159750).

1) Полные митохондриальные геномы вымерших животных теперь можно извлекать из волос, «Элементы», 04.10.2007.
2) Новые данные генетики и археологии проливают свет на историю заселения Америки, «Элементы», 18.03.2008.
3) И. А. Захаров. Центральноазиатское происхождение предков первых американцев.