Бактерии, археи, крошечные микроскопические грибы — все они составляют обширный мир микробов, который мы не видим и не замечаем и который в последние годы приобрел большую популярность. Еще недавно мало кому известная микробиология стремительно вырвалась в авангард научной мысли. Многочисленные лаборатории по всему миру изучают микробов, эти исследования охотно и обильно финансируют правительства и корпорации. С микробами связывают перспективы лечения многих болезней: астмы, аллергии, ожирения; их пытаются использовать для борьбы с насекомыми-вредителями и последствиями экологических катастроф.
Не отстает от модного тренда и западная научно-популярная литература, а с некоторым запозданием — российский книжный рынок. За минувшие десять лет в России вышла всего пара-тройка популярных книг о микроорганизмах. Зато за последние полгода у нас выпустили сразу четыре книги о микробах, практически с одинаковыми названиями:
В общем, четыре книги о том, как микробы управляют.
Первая книга наиболее примечательная и отличается от остальных: она подробно рассказывает про весь микромир, а не только про его связь с человеческим кишечником. Ее можно назвать программной.
На задней стороне обложки, как принято, напечатаны аннотации. Одна из них — от культового научного журналиста Карла Циммера. Он пишет, что книга Йонга, подобно другим хорошим книгам, меняет читателя, сбивает его с толку и заставляет взглянуть на мир новыми глазами. Редкий случай, когда аннотация не обманывает. Эта книга в самом деле меняет ориентиры и открывает глаза.
Все мы, конечно, знаем, что мир вокруг нас кишит микробами. Но это потенциальное знание, в котором мало проку. Немногие могут ответить на самые простые вопросы о микробах. Сколько их вокруг нас? Насколько они вредные? Что они делают? Йонг дает ответы и превращает наши смутные представления о микроорганизмах в более конкретные и научные.
Он показывает, что всё вокруг действительно битком набито микробами. Они везде. Они ползают по дну океанических впадин, копошатся в снегах Антарктиды, парят высоко над нами вместе с облаками. «Они повсюду — хотя с точки зрения наших глаз их вообще нигде нет», — пишет автор.
Микробы незаметны, но их число невероятно. Говоря о них, Йонгу приходится прибегать к астрономическим цифрам, что непривычно для биологии и поражает воображение. На нашей планете любая поверхность заселена миллионами микробов. На квадратном сантиметре коралла их сто миллионов. На квадратном сантиметре нашей кожи — десять миллионов. Всего же в организме человека живет порядка 100 триллионов микробов, причем самых разных. Жирные участки на лице заселили одни виды микробов, влажные области паха и подмышек — другие, сухие зоны предплечий и ладоней — третьи. Свои персональные микробы есть чуть ли не на каждом пальце. А некоторые микробы ухитряются жить даже внутри наших клеток.
100 триллионов микробов — это уже более чем астрономические цифры. В Млечном пути, по разным оценкам, горит от 100 до 400 миллионов звезд. То есть в кишечнике одного человека микробов больше, чем звезд в нашей галактике.
Мы постоянно взаимодействуем с микроорганизмами, каждую секунду, причем с тем же астрономическим размахом. Прикасаясь к предметам, оставляем на них миллионы своих микробов; с каждым вдохом, шагом, движением выбрасываем вовне сотни тысяч — примерно 37 миллионов в час. И так же постоянно принимаем их внутрь. С каждым граммом пищи проглатываем примерно миллион микроскопических существ. Съели бутерброд с колбасой? Заодно отправили внутрь сто миллионов микробов. Не бывает бутербродов без микробов. Все бутерброды — с микробами.
Каждое животное на планете (в том числе человек) на самом деле не отдельная особь, а сообщество организмов. Это самая важная для Йонга мысль. Недаром оригинальное название его книги является строчкой из стиха Уолта Уитмена: «Я вмещаю множества». Автор стремится показать, что любое животное — это целый мир, гигантская экосистема, состоящая из миллиардов существ, которые живут сами по себе и в то же время являются частью единого целого. Как сказал Йонгу один из биологов, любое животное — это «экосистема на лапках».
Йонг рассказывает о связях микробов не только с человеком, но и с другими животными: насекомыми, амфибиями, червями. Микробы дают многим животным настоящие суперспособности: помогают переваривать неперевариваемую пищу, выживать в самых суровых условиях, не погибать от смертельных ядов. Вне внимания автора остались только отношения микробов с растениями и грибами. На фото — светящийся благодаря микробам моллюск Euprymna scolopes (kanobu.ru)
Наука лишь начинает подступаться к такому взгляду на мироздание. Вероятно, эта смена угла зрения будет самым крутым переворотом в биологии со времен Дарвина. И этот переворот происходит прямо сейчас. Мы находимся в эпицентре смены научной парадигмы и имеем возможность взглянуть на мир другими глазами.
Йонг показывает, какими. В некоторых местах его книга напоминает визионерскую литературу. Да и он сам зачастую выступает в роли проповедника; впрочем, без малейшего пафоса. Эти фрагменты особенно проницательны:
«Я воспринимаю мир совсем не так, как раньше. Теперь я вижу всю микробную подноготную города... Я вижу, как друзья, здороваясь, жмут друг другу руки и обмениваются живыми существами. Я вижу, как люди идут по улице, оставляя за собой целые облака самих себя...»
«Муравьи живут в колониях, насчитывающих миллионы особей, но при этом каждый муравей — сам по себе колония. Белый медведь, в одиночку бредущий по Арктике и не видящий вокруг ничего, кроме льда, на самом деле окружен живностью. Горные гуси катают микробов за Гималаи и обратно, а морские слоны погружаются с ними в глубь океана. Нил Армстронг и Базз Олдрин, ступив на поверхность Луны, совершили огромный шаг и для микросообщества...»
«Именно так и выглядит окружающий нас мир, и хоть невооруженным глазом его не разглядеть, я его наконец-то вижу...»
Большинство хороших популярных книг по биологии преследует одну цель — напомнить читателю, что он является частью природы, крошечным элементом бескрайней Вселенной. Книга Йонга показывает другое, более оригинальное и столь же важное знание: мы с вами сами по себе тоже Вселенные — не менее удивительные и грандиозные, чем та Вселенная, что видна в ночном небе.
У Йонга хорошее чувство юмора, которое смогли передать в русском издании. Он не только делится ценной информацией, но и делает это легко и непринужденно. Причем не снижая планку научности. Книгу хорошо мог бы проиллюстрировать коротенький комикс о микробах и домашних животных. Изображение: risovach.ru