Скрытый принцип необратимости времени

В природе действует до сих пор не открытый закон, делающий ход времени однонаправленным и необратимым и не допускающий возможности существования «машины времени».

Возможность путешествий во времени издавна волновала человеческие умы. С одной стороны, согласно теории относительности, время представляет собой всего лишь одно из четырех измерений, а значит, двигаться назад во времени (а не вперед, как в реальности происходит), казалось бы, должно быть для нас таким же обычным делом, как двигаться налево вместо того чтобы повернуть направо. С другой стороны, стоит лишь задуматься о том, к чему привели бы отправка информации, физических тел или (самое интересное) людей в прошлое, как немедленно возникает множество логических парадоксов.

Возьмем, хотя бы, парадокс деда. При помощи машины времени вы отправляетесь в прошлое и расстраиваете свадьбу вашего деда с вашей бабкой (в самой кровавой версии парадокса — попросту убиваете его). В этом случае вы, за отсутствием деда, просто не сможете затем родиться, найти себе машину времени и вернуться в прошлое с целью не допустить свадьбы ваших деда и бабки. Но тогда ваши дед и бабка благополучно поженятся — и вы появитесь на свет, сядете в машину времени и т. д. (Имеется и совсем уже парадоксальный сценарий, при котором вы, расстроив в прошлом женитьбу вашего деда на вашей бабушке, сами женитесь на собственной бабушке и становитесь собственным дедом. — Прим. переводчика.) Таким образом, возможность изменить прошлое приводит к массе логических противоречий.

Однако общая теория относительности предсказывает, что пути во времени становятся практически неотличимыми по своим свойствам от путей в пространстве вблизи сверхмассивного и сверхплотного цилиндра, вращающегося со скоростью, близкой к скорости света; такой объект и мог бы сыграть роль машины времени. Конечно, практическая возможность раскрутить до субсветовой скорости цилиндр с галактической массой и плотностью, близкой к плотности черной дыры, представляется сомнительной и уж, во всяком случае, нереальной с точки зрения земных технологий. Так что построить машину времени в обозримом будущем едва ли удастся.

Именно парадоксальная природа возможности путешествия во времени подтолкнула, по всей вероятности, астрофизика Стивена Хокинга к тому, чтобы сформулировать гипотезу о принципиальной необратимости времени. Во избежание парадоксов в природе, согласно этой гипотезе, должен существовать некий закон, запрещающий перемещение во времени из настоящего в прошлое. И наилучший аргумент в пользу существования такого закона выдвинут самим же Хокингом: «Если путешествия во времени возможны, то где, в таком случае, путешественники?»

Стивен Уильям ХОКИНГ
Stephen William Hawking, р. 1942

Английский физик-теоретик. Родился в Оксфорде, окончил местный университет. Докторскую степень получил в Кембридже. Еще будучи аспирантом Кембриджского университета тяжело заболел: у Хокинга была выявлена редкая невропатология, вскоре приведшая ученого к практически полному параличу. Ученый много лет прикован к инвалидной коляске и вынужден общаться с внешним миром исключительно при помощи компьютера, оснащенного синтезатором речи. Это, однако, не помешало ему стать одним из ведущих астрофизиков современности. Хокинг применил идеи квантовой механики и теории относительности к черным дырам и космологии. Свои идеи Хокинг популярно изложил в вышедшей в 1988 году и ставшей бестселлером «Краткой истории времени» (A Brief History of Time).

• P-boy  | 26.12.2005 | 01:32 Ответить
    Я вообще считаю, что с каждым новым решением человека и вообще, с каждым движением во времени, наряду с нашим миром, следует и другое время, в другом, параллельном мире, при чем действие осуществляется в другом направлении, то есть если я "повернул направо", то другой Я, в другом мире, повернул налево... и возможен вариант, что я смогу пойти назад во времени, раз это измерение идет наряду с X Y Z...
    и еще я думаю, что для второго "меня" в другом измерении, есть свои логические объяснения для "похода назад во времени"...
    вот
    • Активиа Творожная > P-boy | 08.02.2006 | 14:04 Ответить
      Я тоже слышала о такой теории материи vs антиматерии. Только объект из антиматерии, встретившись со своим двойником из материи, сразу же взорвался бы, так как материя и антиматерия аннигилируют друг с другом при соприкосновении. Так что я бы не хотела встретиться с собой в том зеркальном мире. :)

Из этой теории вытекает еще одна сумасшедшая теория, что позитрон на самом деле не позитрон, а электрон, какие-то доли секунды движущийся обратно во времени.

"Мы, очевидно, встретимся только с абсурдными парадоксами, если попытаемся приложить различные стрелы времени к человеку и к миру, в котором он живет. Но нельзя ли разумно говорить о части Вселенной, движущейся по необычному пути во времени на микроуровне квантовой теории? Оказывается, можно. В 1948 году Ричард Фейнман, который получил в 1965 году Нобелевскую премию по физике, разработал математический подход к квантовой теории, в котором античастица рассматривалась как частица, движущаяся обратно во времени на протяжении долей микросекунды. Когда образуется пара из электрона и его античастицы - позитрона (положительно заряженного электрона), позитрон живет чрезвычайно короткое время. Он почти сразу же сталкивается с другим электроном, оба аннигилируют, и остаются гамма-кванты. В этом процессе как будто бы участвуют три разных частицы - один позитрон и два электрона. Но по теории Фейнмана здесь есть только одна частица - электрон. То, что мы наблюдаем как позитрон, на самом деле просто электрон, краткое мгновение движущийся вспять во времени. Поскольку наше время равномерно бежит вперед, мы видим времени-обращенный электрон как позитрон. Мы думаем, что позитрон исчезает, когда он наталкивается на другой электрон, но на самом деле - по Фейнману - это тот же первоначальный электрон, возобновивший свое движение вперед во времени. Электрон как бы исполняет зигзагообразный микротанец в пространстве-времени, забегая то в будущее, то в прошлое, запрыгивая в прошлое иногда настолько далеко, что мы можем заметить его траекторию в пузырьковой камере и считать при этом, что увидели позитрон, движущийся вперед во времени."

А по поводу дедки - устранив дедку, вы измените свое будущее. Да и вообще у всех будет новое будущее (кроме дедки, кому не повезло, так это ему :) ). Как кто-то сказал: будущее тем и прекрасно, что его можно изменить. На эту тему столько фильмов снято икниг написано, но это уже больше из области философии.
      • clumz > Активиа Творожная | 30.03.2007 | 21:54 Ответить
        Признаюсь, ничего не понял про Феймана, ибо не физик... Волнует следующий вопрос:
        1. Что такое аннигиляция?
        2. Обязательно встретить себя в прошлом чтоб "взорваться"?! Даже не будучи физиком, смело можно предположить, что дело заключается ни в визуальном контакте!!! Если не в визуальном, то, переместившись в прошлое мы уже мертвы, так как в будущем нас нет.
    • DENISka > P-boy | 27.08.2007 | 13:59 Ответить
      Мне более представляется такой принцип паралельности,
      Наример: есть реальность, в ней я и один из моих знакомых.
      Далее я отправляюсь в прошлое, и не даю родиться моему знакомому.
      Этим самым я порождаю новую реальность именно для меня, и вернувшись
      обратно в будующее, для меня это будет таже реальность в которой не будет моего знакомого (реальность будет таже ибо такое изменение не сущетвенно для всего глобального мира). С точки зрения реальности (моего знакомого) той где я был, там также остаеться мой знакомый и живет и здравствует дальше, но меня там больше никогда не будет, я буду существовать в мной созданной (я внес изменения в прошлом) реальности.
    • kovip2008 > P-boy | 04.06.2008 | 23:32 Ответить
      Кроме вашего существования как единого макроскопическо объекта, вы ещё существуете как система других обектов- органы и части тела, совокупность клеток, малекул, атомов, частиц. Кроме того есть ещё и верхняя часть иерархии систем. И в таком случае, количество вариантов каждого мгновения приближается к бесконечнсти. Бесконечность же - есть количественная неопределимось. А если объект не определим, как мы сможем доказать его существование? Из чего следует - что таких обектов в природе существовать не может. А что делать с квантовой неопределимостью? Так что теория омножественности миров, (если не быть категоричным)очень сомнительна.
  • sanit  | 03.09.2006 | 02:56 Ответить
    Электрон может и движется назад во времени,
    но сложный комплексный объект,
    состоящий из миллиардов атомов,
    статистически не может изменять своего поведения.
    Даже амёба является таким объектом.
    А чтобы не произошло парадокса,
    и вся вселенная должна жить по одним и тем же законам.
    Бог не играет с нами в кости.
    Бог желает, чтобы мы поняли суть.
    • Def > sanit | 24.04.2008 | 01:05 Ответить
      В чем эта суть?? кто Бог?? Все служит для чего -то, все уравновешено, а люди! для чего служат они?? для чего космос, вселенная,планеты? Для чего это все и почему, окуда зародилось все??откуда могло появится само пространство?
  • alexsmail  | 23.09.2006 | 19:47 Ответить
    Практически все законы физики инварианты по отношению изменения стрелы времени. Поэтому представляется сомнительным скрытый принцип необратимости времени.
    • coturnix19 > alexsmail | 11.01.2010 | 19:33 Ответить
      Классическая электродинамика? уравнения обратимы, но решения как правило необратимы (и хз почему)
  • Plague  | 10.02.2007 | 15:01 Ответить
    Я очень много времени размышлял на эту тему, и даже опубликовал статью.
    Что касается парадокса деда: на мой взгляд это даже и не парадокс. Когда человек переносится в "прошлое" оно становится "настоящим" а то время которое было "настоящим" перестает существовать и называется "будущее" которое еще не существует. Короче, попав в прошлое, можно смело убивать своих предков. Вот еслибы человек попадал в прошлое как радиосигнал из будущего которое продолжало бы существовать он-лайн, тогда убив деда, он бы убил себя.
    Вобще, мне кажется, что здесь не все чисто. Скорее, принципа необратимости времени просто не существует, также как и времени. Время - это измерение, а не материя. Измерение нашей жизни как линейка. Здесь нет ни лева, ни права. Не существует прошлого и будущего, это просто логические связи созданные нашим воображением. Есть материя, которая все время меняется, и изменения эти не имеют вектора, так как изменяются во все возможные направления. Одни частицы распадаются, другие создаются.
    • DENISka > Plague | 27.08.2007 | 14:02 Ответить
      Абсолютно согласен, если убрать из мира время, то все объекты и процессы которые протекают также и будут протекать, просто мы "люди" не сможем описать протекание процесса в каждый момент субъективного времени и все. И не будет никаких путешествий во времени и парадоксов.
  • ARleKino  | 20.10.2007 | 13:53 Ответить
    Очень интересно смотреть на теории которые толкают технари и гуманитарии (я технарь).
    В принципе я не против любого подхода осмысления окружающего мира, но сказать 'считаю что так' это просто что-то придумать и в это поверить. Давайте исследовать эту проблему с логической точки зрения:
    1. дадим определение предмету исследование(перечислим все известные нам свойства). Таким образом получим набор аксиом для возможности докозать какието наши предположения.
    2. определим способ взаимодействия времени с другими понятиями, докажем их. А дальше можно будет у же и рассуждать на эту тему.
    3.попробуйте доказать какие-нибудь свойства времен или смежных понятий таких как пространство.

Например (для тех кто немного учил высшею математику) фраз раз время 4-ое измерение значит возможны движение в обоих направлениях.
    А ведь движение в обратном направлении возможно только относитесь тела отсчета без учета его движения, а какое перемещение если его нет - никакого. Также почему мы рассматриваем именно перемещение, а не путь (который отрицательным не бывает).
    Поэтапное повторение координат положения в обратном порядке это только новый путь у которого есть закон согласования с данным: короче я хотел предложить Ван немного другой подход в изучении(осмыслении) времени и пространства. Который наиболее полно(как я считаю) сможет приблизить сознание к реальности.
    А парадоксов целая куча. И если разобраться в чем они заключаются можн построить более правдоподобную систему.

PS рассмотрю любые коменты.
  • ARleKino  | 20.10.2007 | 14:12 Ответить
    или вот еще когда мы про возврат в пространстве (можно представить себе обратный возврат тала в координатах относительно всех возможных тел отсчета?)
    • Великий Инка > ARleKino | 26.10.2007 | 00:12 Ответить
      А что, если:
      Попробуем рассмотреть как можно логически обосновать перемещение во Времени в Прошлое. Для этого надо бы как-то определить, что такое будет это самое "перемещение во Времени". Отвлечемся от конкретных законов физики (тем более, МВ пока еще не побывала в Прошлом или Будущем) и представим себе этот процесс как управление изменением некоторых физических величин, отвечающих за положение объекта в данных пространственно-временных координатах. В точке старта у нас имеется аппарат, который может эти значения локально изменять (и мы можем совмещать эти параметры с необходимыми нам координатами летоисчисления). После приведения значений этих величин к необходимому значению, координаты объекта по идее, должны совпасть с теми значениями, которые существовали в конечной точке нашего перемещения (мы это принимаем как залог удачного перемещения). И вот, человек со своей волей и правом выбора оказался в прошлом относительно времени своего отправления. Волю человека нельзя ограничить законами материального мира (разве что его чем-то там убъет, но это нелогично с точки зрения просчета такого путешествия. Ведь это наше прошлое, и мы можем владеть довольно точным знанием о нем). На первый взгляд человек может изменить то, что посчитает нужным, т.к. мы предполагаем, что наше путешествие не "сновидение", а нахождение в реально-существующих координатах пространства-времени. Мое мнение таково, что человека никто не будет останавливать от внесения изменения в систему прошлого, однако, при попытке внесения определенного изменения его нахождение в Прошлом прервется. Почему?

машина, с помощью изменения параметров некоторых физических величин, позволяет попасть в "другие координаты "пространства-времени", однако, измененное положение и нахождение в ней объекта из другого положения ("будущего по отношению к точке прибытия") возможны лишь когда машина обеспечивает сохранение такого состояния с помощью источника энергии. В таком положении человек не может внести значимых изменений в состояние системы, куда он попал. Значимость определена причинно-следственными связями, их количеством и напряженностью, которые держат все объекты в прошлом завязанными на те события, которые произойдут с ними в будущем. Почему это не распространяется в наблюдаемом виде на нас с вами здесь и сейчас? Ответ не кажется сложным: мы сами "впутаны" в "сеть причин и следствий" естесственным путем, без применения сторонней техники. Нас в наше состояние не перебрасывали с затратой энергии из будущего. Это похоже на внесение заряженной частицы в поле, созданное зарядами уже находившихся там частиц. Состояние системы изменится при появлении частицы и снова придет к предыдущему положению, когда воздействие прекратится. (пример с зарядами не очень впечатлителен, но все же, в случае времени это может выразится в попытке выкопать ямку в земле на газоне и снести здание в центре города: в первом случае изменение не затронет принципиально будущее состоние системы "настоящее путешественника-машина времени-прошлое", во втором - на здание завязаны множество причинно-следственных связей, которые не могут так вот измениться по вмешательству из будущего (могут конечно, однако это несовместимо с пребыванием путешественника в прошлом). В итоге может возникнуть соблазн попросить произвести изменение человека из того времени. куда попал путешественник. Это также не должно осуществиться. Т.к., будет нарушена самая главная причинно-следственая связь в системе "настоящее путешественника-машина времени-прошлое". Изменится состояние управляющих координат исходной точки отправления. Вероятно, при попытке осуществления замысленного, величины параметров, управляющих поведением МВ и нахождением человека в прошлом, будут начинать изменяться таким образом, что МВ будет требоваться для поддержания своей работы все больше и больше энергии, пока, наконец, энергии будет недостаточно для удержания путешественника в Прошлом и его нахождение там прервется. Как описать это на уровне известных нам физических законов я не знаю. На физическом уровне это потребует экспериментальной проверки.

Машина, по идее, не сможет полностью разорвать связь с точкой отправления (ей же надо будет получать оттуда энергию для удержания человека в прошлом). Объект не сможет остаться в прошлом после отключения питания (т.к. мы приняли как факт, что машина локально изменила свойства пространства-времени). Это путешествие НЕ будет путешествием в Прошлое самого человека-объекта перемещения (не будет совпадать по всем параметрам с состоянием "его в том времени"(если он попадет в недалекое прошлое, когда он уже жил) (и не вызывет разрывов его мировой линии). Это будет перемещение в тех же координатах пространства-времени, что и в привычной жизни без МВ, только на этот раз не естесственным путем, а с помощью техники. Любая попытка вызвать "парадокс дедушки" вызовет резкое повышение расхода энергии на сохранение "канала" (по сути это можно попробовать объяснить некоторой величиной, ответственной за "различия сценариев будущего" в точке отправления. Машина не сможет удерживать человека в прошлом, если порожденные его действиями последствия существенно изменяют величины, за которые зацеплена одна часть канала в точке отправления. Наверное то же может относиться к попытке что-то привезти из прошлого, если этот объект еще существует поблизости от МВ в будущем.

Кто знает, кто знает..
      • Никита > Великий Инка | 28.11.2007 | 18:34 Ответить
        А что, если путешествовать не назад во времени, а вперёд? Теоретически это возможно? К примеру у нас есть высокотехнологичные материалы, способные выдержать сильнейшие перепады температур,устойчивые к разного рода воздействиям. Люди способны выдерживать перегрузки, намного более сильные чем сейчас. Садим человека в космичечкий корабль,перемещаемся к подходящей чёрной дыре. Подлетаем таким образом, что нас не затягивает в неё, а по спирали разгоняет до оочень высокой скорости. Возвращаемся на Землю.Всё. Как вы считаете, может получиться? (я учусь в 11 классе,поэтому не обращайте внимания на отсутствие научных терминов и неточности)
        • ARleKino > Никита | 27.12.2007 | 20:25 Ответить
          Да ладно тебе неточности, ты предыдущую статью почитай... Там человек строит теорию времени и пространства для, лично придуманной вселенной.
  • Alex++  | 23.12.2007 | 16:07 Ответить
    Я считаю, что не возможна машина времени в нашем пространстве-времени в связи с тем что, у времени как уже было сказано лишь одна координата. Одна координата фактически является тоннелем и изменить в нем движение возможно лишь замедлив, либо его ускорив, но остановиться и развернуться в другую сторону в том числе назад невозможно, т.к. для этого нужна вторая координата времени, т.е. время как минимум должно быть плоским, а не линейным. В таких условиях если и можно двинуться задним ходом по тонелю, то назад придется двигаться всем участникам движения. А это уже не какая-то отдельная "машина времени" для какого-то исследователя, а регрессия во времени всего мироздания.
  • Joycat  | 27.02.2008 | 23:01 Ответить
    возможно мы путешествуем в прошлое, но теряя память о будущем не осознаем это :)
    • Дмитрий Стремедловский > Joycat | 14.03.2008 | 01:29 Ответить
      А если невозможно переместиться просто физически, материально. Или может есть возможность вернуться на какой-то этап своей жизни, не осознавая этого.
  • Ha Fan(ya)e  | 21.03.2008 | 23:57 Ответить
    я конечно понимаю...что буду не в тему:) КТО-НИБУДЬ МОЖЕТ МНЕ ПОСОВЕТОВАТЬ КАК СПИСАТЬСЯ с С.У.ХОКИНГОМ? я архитектор.и сейчас проектирую "дом для звезды" и я решила для Хокинга делать.
  • Def  | 24.04.2008 | 00:56 Ответить
    Я считаю, что время не подвласно никому и ничему.Путешествия во времени-просто нереальны, например что бы было если бы всё человечество одновременно вернулось назад??или вернуть назад целую планету! это нереально т.к. невозможно существование одной и той же материи в одном временном промежутке.И еще будущее не возможно знать т.к. оно изменяется как только ты его узнаеш!:(
  • noop  | 21.07.2008 | 12:37 Ответить
    Странно вы как-то время воспринимаете...Время-характеристика движения,обуславливающая направление движения.Время это не есть мера,как тот же объем,длина,масса,спин и т.д.А мерять время придумали люди,что-бы прогнозировать направление движения,но все это абстрактно.
    Учите СТО.
    • jim-y17 > noop | 18.03.2009 | 00:50 Ответить
      В точку!... Время это не отдельная величина-это свойство материи.
      Для нас, простых людей (без всевозможных ученых степеней имеется ввиду),
      время ПРОЩЕ представлять и понимать как ИЗМЕНЕНИЕ материи
      (кварков,атамов,малекул,камней,планет-если угодно) относительно друг друга.
      И тогда немного поразмыслив мы придем к примерно одинаковому выводу!
      Вспомним что живем мы всетаки в материальном мире, а материя сама по себе ГРУБАЯ,
      (Если ПУХ или маленькое ПЕРЫШКО разогнать хотябы до половины скорости света
      в вакууме-оно с легкостью пробьет вам голову-как ни прискорбно:)) и откажемся от некоторых
      иллюзий.
      Кстати в масштабах Планка частицы могут перемещаться во времени
      - симетрия времени называется. Но перемещаться !НАЗАД!во времени относительно элементарной частицы- легко, относительно атома-сложнее, относительно предмета из миллиардов атомов различных веществ (куска сливочного масла к примеру) - уже НЕВОЗМОЖНО представить, не говоря о ЧЕЛОВЕКЕ c такой необьяснимой штуковиной как СОЗНАНИЕ!!!(ну а
      вселенную ваще трогать не будем).
      А ВПЕРЕД во времени Йоги путешествуют - засыпают на
      10лет - потом просыпаются, и все!, они уже на 10 лет в будущем! Так же примерно получиться если мы сумеем воспользоваться свойствами черной дыры замедлив процессы в СЕБЕ относительно ОСТАЛЬНЫХ.
      Читаем, ищем, советуемся-и приходим к
      единственно правильному представлениюо времени. :)
  • folor  | 01.10.2008 | 18:01 Ответить
    О чем бы мы не спорили коллеги, все сводиться к отдельным положениям квантовой космологии....
    Позвольте предложить Вам один забавный отрывок из выходящей книжки "Реальность странного Мира" (из-во "ПЕЛИКАН")
    Что бы представить себе течение квантового времени в нашем Мире, давайте обратимся к давней традиции физики создавать сказочных существ, наделенных сверхъестественными способностями, такими, как демон Максвелла из школьной термодинамики. Однако у нас ситуация сложнее и нам придется создать целый сонм потусторонних наблюдателей во главе со 'старшим' демоном - демиургом, разглядывающим строение нашего Мультимира из бесконечной глубины вселенского 'ничто'. Структура Мультиуниверсума предстанет перед всепроникающим взором демиурга наподобие 'луковицы миров', где каждая из множественных Вселенных представляет собой замкнутую оболочку изолированного мира. Ну а в центре луковицы Мультимира демиург с любопытством зафиксирует призрачные сполохи главной вселенской тайны - космологической сингулярности Большого Взрыва, о которой мы много уже говорили.
    Впрочем, он тут же вспомнит полученный накануне свыше указ считать космологическую сингулярность обычным катастрофическим процессом во вселенной, ну:., разве что сопровождающимся не совсем понятным изменением размерности пространства. Довольно почесав кончиком хвоста за ухом и полистав пудовый фолиант формул с горящими литерами 'М - теория суперструн', демиург решит, что в высших сферах наконец-то приняли что-то дельное, ведь иметь дело с сингулярными бесконечными плотностями материи и энергии и нечистой силе не очень-то приятно.: Ну, а теперь поскольку понятие главной сингулярности волевым решением аннулировано, можно и попристальнее вглядеться в феерический процесс рождения новых миров с немыслимой хроноквантовой частотой возникающих в катаклизме квантовых флуктуаций колеблющегося марева инфлатона.
    Но уже через несколько миллиардолетий, устав от непрестанного мелькания возникающих, растущих и лопающихся пузырей вакуумной пены дочерних Вселенных, наш демиург впадает в сладостную дремоту. Во ему ему привидился образ Многомирья, так напоминающий пышную шапку пены над запотевшей пивной кружкой (образ известного английского теорфизика Ричарда Готта), что проснувшись он тут же решает передать эстафету наблюдения своим младшим собратьям - демонам, рассаженным по отдельным Мирам, а самому отправиться несколько освежиться.
    Каждый из таких внутренних наблюдателей при желании может вообразить себя кондуктором монорельсового вагончика мироздания стремительно летящего по стреле времени в неизвестность. Внутри своего мира демон чувствует себя вполне комфортно, здесь течет свое время, рождаются и гибнут галактики, и в общем-то идет нормальная эволюция локального Мироздания. Однако скоро демону начинает досаждать периодическое хриплое мяуканье полуживого Шредингеровского кота, клетка с которым вместе с портативной системой кошачьего полуумертвителя входит в обязательный набор демонического научного инструментария. Пошикав на вредное создание великого теоретика, и подумав в очередной раз о том, чем же так досадило Шредингеру в свое время кошачье племя, демон тычет кочергой в кошачью клетку, отчего мяуканье переходит в хриплый пульсирующий вой.
    Не выдержав оглушительного кошачьего концерта, младший бес садится писать длинную жалобу демиургу, сетуя на невозможные условия работы в присутствии кошмарного порождения одного из основателей квантовой механики очень досаждающего своим шумным оживлением через каждый хроноквант потока времени. Скучающий в 'небытие' демиург незамедлительно присылает ответ по сверхпространственной почте, от которого шерсть демона становится торчком, а хвост закручивается в спираль Мебиуса. Забыв о вредном коте, бес стремительно летит в тамбур своего вагончика - Мироздания и распахивает дверь вселенского тамбура:. Тут его изумленному взору и предстает весь состав Мультиверса с клацающими буферами запутанных квантовых состояний и практически бесконечным количеством стрелок на каждом хроноквантовом стыке монорельса стрелы времени. С трудом придя в себя и отдышавшись демон начинает осознавать, что не только мерцающая жизнь квантового кота, но и его личная судьба в реальности данного мира решается каждый хроноквант времени, локализуясь в полном соответствии с квантовой теорией в новую историческую последовательность хроноквантовых вселенных.
    Постепенно демон успокаивается, и даже проникается неким сочувствием к замолкнувшему в очередной раз коту, размышляя при этом над фатальным роком судьбы, и тут к его копытам падает следующий толстый конверт сверхпространственной почты с печатями самого демиурга. Пораженный столь непривычным вниманием начальства, демон дрожащими когтями разрывает пакет и обнаруживает целую кипу научных статей Эверетта, Уиллера, Новикова, Линде, Старобинского, Киржница пр. и пр. и пр. :. Зачитавшись удивительными физическими фантазиями теоретиков прошлого, демон не замечает, как Вселенский маятник отсчитывает еще одно многомиллиарднолетие мгновения вечности:.. Наконец сверхъестественное существо прерывает чтение на какой-то статье неизвестного украинского физика 'Миры Мультиуниверсума' и задумчиво почесывая заметно подросшую бородку, начинает усиленно размышлять над параллелизмом удивительных миров Эверетта-Уилера, последовательных Универсумах Виленкина, возникновением объективной реальности в инфляционном пароксизме Большого Взрыва и многих других, очень странных вещах, даже на сверхъестественный взгляд потустороннего разума:.
  • nonamerz  | 23.01.2010 | 00:42 Ответить
    С вашего позволения составлю несколько сценариев развития событий. Как всё может на самом деле быть, потому как никто не знает, как на самом деле оно есть! )
    1.) Я сажусь в машину времени и отправляюсь на 40 лет назад. Всё!!! Парадокс! Уже моё появление в прошлом вызывает парадокс, потому что меня там не должно быть! а точнее 40 лет назад меня там не было, и в то же время 40 лет назад я там был! Также получается и с машиной времени... Выходит, что 40 лет назад была машина времени! А значит, если мы вернёмся в ещё более ранний временной отрезок, то получается, что машина времени существовала вообще всегда! И если её когда-то изобретут, то где она сейчас? почему они не отправляются в прошлое на ней? к нам?

2.) Нельзя забывать об эффект нарастания последствий... Я вышел из машины времени, иду по улице, на меня на мгновение оглядывается некий человек, из-за чего не успевает перейти дорогу на светофоре, из-за этого не попадает на свой автобус, опаздывает на работу, его увольняют, он спивается и умирает.=) Судьбы скольких человек изменит такая мелочь, как оглянуться на прохожего? это изменит судьбы всех людей, с которыми ему предстояло иметь даже малейший визуальный эффект!!! что в свою очередь изменит судьбы тех, кому предстояло контактировать с этими людьми, и так далее по цепочке зацепит всех на планете! по крайней мере в масштабе 40 лет точно!
    3.) А если вернуться во вчерашний день и изменить что-то там, то на следующий день (сегодняшний) ничего не изменится, но от нормального хода событий всё равно будут отклонения, что проявится в будущем, но мы этого не узнаем, потому что альтернатива будущего нам неизвестна! А если я, допустим, в будущем возвращаюсь из 2020 года в сегодняшний 2010... Что это значит? это значит, что будущее у меня уже создано и я там живу! то есть, если я даже стрельну в голову себе из ружья, я не умру, потому что мне ещё через 10 лет нужно сесть в машину времени и вернуться назад! А где тогда смысл жизни, если уже всё готово, и я живу по уже прожитому сценарию?
    4.) А если я возвращаюсь из 2020 года в прошлое убить Гитлера до начала II мировой войны и мне это удаётся, то по логике уже сейчас должна быть реальность, что Гитлера я убил и войны не было, но гитлера я не убивал в нашей реальности и война была! а значит и через 10 лет я этого не сделаю, потому это уже произошло бы! Тут суть в чём... НЕЛЬЗЯ ВЕРНУТЬСЯ И ИЗМЕНИТЬ ЧТО-ТО, ПОТОМУ ЧТО, В ТАКОМ СЛУЧАЕ, ЭТО УЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИЗМЕНЕНО К ТОМУ МОМЕНТУ, КОГДА Я СОБЕРУСЬ ВОЗВРАЩАТЬСЯ В ПРОШЛОЕ!!! То есть Гитлера кто-то убил и войны не было и никто не знает, что она должна была быть! Я не в курсе, что это сделал я и, разумеется, никуда в прошлое я собираюсь, а значит Гитлера не убили, и война была! И что будет? в учебниках истории сами собой начнут появляться факты?

5.) Ещё есть такой вариант... Я перемещаюсь в прошлое на 40 лет, и обратного пути у меня нет! я вернулся и всё! теперь я тут живу! я могу переместиться в будущее, в тот же самый год и день, откуда приехал, но это будет другой мир, в котором я живу уже 40 лет, и ко времени, когда мне должно быть 20 лет, мне на самом деле 60. Получается, что от каждой мелочи и альтернативного варианта хода событий появляется параллельный, дабы не вызвать парадокс... Допуская возможность существования таких параллельных миров, возникает вопрос! в том параллельном мире, откуда я первый раз уехал, меня уже никогда не будет?? Тогда по логике, можно смело сказать, что после меня никто не будет больше экспериментировать с этой машиной, потому что там никто не будет знать, что я жив и здоров! а значит, если когда-то будет первый путешественник во времени, то он же и будет последним в нашем параллельном мире. И возможно так оно и есть! и вообще уже кто-то попробовал переместиться к динозаврам, и сейчас бегает там бедолага, а мы тут не в курсе, чё с ним творится и думаем, что эксперимент не удался...
    6.) я перемещаюсь на 40 лет назад, но как материю меня нельзя увидеть, потому что в том времени моей материи не существует! и моя машина времени в прошлом - это всего лишь железная руда в горах и пока она в горах, она не может в другой форме быть в другом месте в то же самое время!
    НЕТ!!! ТУТ УЖ, КАК НЕ КРУТИ, ПОЛУЧАЕТСЯ ПАРАДОКС!!! В ЛЮБОМ СЛУЧАЕ!!! ЧТО НЕ ДЕЛАЙ, КАК НЕ СТАРАЙСЯ, МАШИНА ВРЕМЕНИ - ЭТО УЖЕ САМ ПО СЕБЕ ПАРАДОКС!!! по крайней мере, исходя из стандартного понятия времени.
  • vmsoms  | 28.03.2010 | 20:14 Ответить
    Физические свойства системы качественно отличаются от свойств ее элементов. К примеру, опыт показывает, что в общем случае совокупность материальных точек образует неравновесную систему, обладающую свойством необратимости. Но согласно классической механике, все системы материальных точек обратимы. Это так называемая проблема необратимости, которой уже около 200 лет. Ее ключевая роль для понимания мира, видна уже из того факта, что она отнесена к одной из трех великих проблем современности: проблемы квантовых измерений, феномена жизни, стрелы времени (проблемы необратимости). Сама проблема необратимости, так или иначе, входит составной частью в две другие проблемы. Она лежит на пути к пониманию общих принципов, определяющих взаимосвязь законов эволюции систем с законами эволюции их элементов.
    Общепринятое сегодня объяснение необратимости опирается на постулат о случайности микрофлуктуаций. Но одно дело использовать понятие случайности для статистического описания систем, а другое дело, когда оно является принципом, определяющим устройство мира. Наличие этого принципа означало бы отказ от детерминизма, а, значит, отказ от познаваемости мира. Он ставит под сомнение редукционизм – метод познания мира, в основе которого лежит убеждение о существовании взаимосвязи законов элементов и их систем. Это способствует укреплению позиций холизма, альтернативного редукционизму принципа, имеющего глубокие корни в древней восточной философии. Предложенное Смэтсом лаконичное определение холизма звучит так: «целое, больше чем сумма его частей». Например, живое обладает новыми свойствами, отсутствующими у неживой материи. Это свойства воспроизводства, гомеостаза, регенерации и т.п. Но если бы свойства целого не были связаны со свойствами его частей, то это означало бы отсутствие единства мира и непознаваемость природы. Практика показывает, что, несмотря на самые глубокие трудности, с которыми сталкивается редукционизм, эти трудности ни в коем случае не являются доказательством его несостоятельности. С нашей точки зрения они свидетельствуют о том, что развитие знаний о природе по пути примитивного редукционизма уже не является достаточно эффективным способом познания мира, как это было на начальных этапах развития науки. Здесь примитивным назовем редукционизм, заключающийся в получении представления о системе путем простого суммировании информации об отдельных элементах. Поэтому возникает необходимость поиска других подходов к построению картины мира.
    С нашей точки зрения один из перспективных путей развития науки, который одновременно является развитием редукционизма, заключается в поиске законов, устанавливающих связь свойств, характеризующих системы, со свойствами элементов этих систем при заданных ограничениях на систему. Этот путь предполагает существование общих принципов синтеза знаний о законах поведения систем на основе знаний физических законов, определяющих динамические и эволюционные характеристики их элементов. Если известны эти принципы, то существует принципиальная возможность строить замкнутую картину мира, поднимаясь или опускаясь с их помощью по иерархической лестнице строения материи, начиная от уже надежно установленных закономерностей.
    Оказалось, что предложенное нами детерминированное решение проблемы необратимости является важным шагом на пути к пониманию этих принципов. Это решение удалось предложить в рамках расширенной классической механики. Расширение состояло в замене материальных точек, как исходных элементов построения классической механики, на структурированные частицы, обладающие внутренней энергией.
    Детерминированное решение проблемы необратимости указывает путь построения физики эволюции открытых систем. В природе все системы открыты и любые их состояния реализуются в динамическом смысле. Действительно, все системы состоят из атомов, молекул, кластеров, которые совершают поступательные, колебательные и вращательные движения. Более того, на первый взгляд покоящиеся тела всегда находятся в движении. И что, пожалуй, самое главное, так это то, что все тела характеризуются тепловым излучением, которое делает невозможным в принципе существование консервативных систем. Это излучение объясняется наличием тепловых колебаний молекул, атомов вещества.
    Спектр равновесного излучения зависит от температуры, но не зависит от того, из чего состоит это тело. Но в общем случае тела неравновесны и излучение тоже неравновесно. Оно зависит, как от вещества, так и от состояния. Более того, излучение имеет не только электромагнитную природу. В той или иной степени оно проявляется во всех типах фундаментальных взаимодействий. Действительно, мощные перестройки в звездах меняют структуры гравитационных полей, что сказывается на окружающих их небесных телах.
    Таким образом, поскольку излучение тела уносит его энергию, то консервативных систем в принципе не бывает. Т.е. консервативность является приближением для ограниченного класса задач. Но если нас интересует природа процессов эволюции, то системы необходимо считать открытыми и неравновесными, так как именно открытостью систем и диссипацией обусловлена эволюция. Этим обусловлена необходимость построения физики эволюции.
    Более полная информация на сайте:
    • kristinskiy > vmsoms | 05.09.2010 | 00:47 Ответить
      времени не существует
      и спорить тут не о чем
      • 751A > kristinskiy | 29.01.2011 | 19:29 Ответить
        времени не существует и спорить тут не о чем

Если это так то и всех прошлых историй нет и небыло, настоящего нет да и будущего нет, да вот только как быть с царапинами и синяками особенно со шрамми на телах людей, подумай ещё раз kristinskiy!
      • Matvey > kristinskiy | 08.10.2011 | 14:42 Ответить
        в точку
  • jurijj-klcv  | 09.07.2011 | 16:46 Ответить
    Решите задачку))
    Представьте что объект движется со скоростью света, тем самым замедляя для себя время, теперь нарушим этот закон и преодолеем скорость света продолжая замедления времени практически до его остановки, и совершим не возможное, ускорим объект до скорости при которой он не затратив времени перемещается в пространстве совершив парадокс, оказавшись в двух точках пространства одновременно, а теперь рассчитайте его скорость для скачка))
    • Matvey > jurijj-klcv | 08.10.2011 | 14:45 Ответить
      но 1 изъян тут есть
      как можно замедлить время
      мне в голову приходит не иначе как при помощи чёрной дыры
  • shell  | 20.01.2012 | 00:41 Ответить
    а с чего вообще решили, что время движется именно "вперед"? ход времени определили спонтанно, не так ли?
    • chinenovvs > shell | 14.03.2012 | 15:51 Ответить
      Осмелюсь выразить мысль, которую вы смело и решительно назовете ЕРЕСЬЮ. В Природе Нет Времени, Время у Вас в голове, оно продукт мышления человека. Человек придумал ЕГО для удобства общения также как и Язык или какие либо единицы измерений, это все вторично.
      • summit > chinenovvs | 25.04.2012 | 17:23 Ответить
        Полностью согласен. Есть правда еще немного "ереси" добавить. Можно сказать что все пространсво и время субъективно и является абстрактной проекцией в мышлении человека. Сила мысли порождает то что мы "видим". На самом деле понятия "материи" и "времени" вшито в наш разум. Тот факт что все мы видим и воспринимаем "материю" и "время" пратически идентично, говорит о том, что есть некая связь "Разума" живых существ, не контролируемая сознанием. Вывод такой - для того что бы переместить сознание во времени, или познать (опять таки сознательно) нативную структуру материи, необходимо както внедрить свое сознание в "Разум". Я думаю, сознание - это некий блокирующий прием, Чем более определена личность, тем менее она способна к "Разуму" (и тут принцип Гейзинберга - умный дядька был...). Замечали, люди под воздействием алкоголя, наркотиков, псих. эйфории, или просто псих. заболеваниях способны ощущать и воспринимать вещи, которые в сознательном состоянии не возможны. Данные ингибиторы сознания, приглушая его, позволяют прикоснуться к "Разуму" и вынести от туда немного информации. Физически себя в прошлое, мы скорее всего, не сможем отпарвить. Да это и не нужно. Для того что бы ощутить другое время, туда надо отправить сознание. Т.е. тот блокирующий факор который мешает нам "творить не задумываясь".
      • folor > chinenovvs | 10.05.2012 | 19:38 Ответить
        Ну что Вы, коллега, это просто определенная философская позиция солипсизм называется...
        • summit > folor | 15.05.2012 | 13:56 Ответить
          Никогда о такой не слышал. Я вообще философией никогда не занимался. А то что написал в предыдущем посте - это просто жалкая попытка описать модель моего восприятия мира. Все это не более чем логические выводы из некоторых начальных условий, которые все мы наблюдаем в жизни.
  • vsilantiev  | 25.07.2012 | 15:09 Ответить
    Вроде как уже доказано что для объекта вблизи массивных тел время протекает медленнее относительно удаленных объектов. Даже есть реальный опыт с часами на разной высоте над Землей. Ну и движение изменяет локальный ход времени чем скорость выше тем сильнее. Вообщем играя скоростью и/или гравитацией можно локально влиять на время. Для путешествия в далекое будущее просто есть технические проблемы. Как обратить время в спять совершенно не понятно. Возможно прошлого не существует как и будущего до его наступления.
  • Indires  | 12.08.2012 | 20:57 Ответить
  • Indires  | 12.08.2012 | 21:06 Ответить
  • Indires  | 12.08.2012 | 21:06 Ответить
  • melaikin  | 12.02.2013 | 11:12 Ответить
    Где-то читал, что время - свойство систем, а не отдельное и глобальное измерение. Грубо говоря, есть множество свойств принадлежащих разным системам. И для того, чтобы изменить время (повернуть вспять) для отдельного наблюдателя по отношению к наблюдаемому надо изменить свойство наблюдаемого и свойство наблюдающего так, чтобы при практически неизменном свойстве наблюдателя свойство наблюдаемого совпало с предшествующим состоянием. И если свойство наблюдателя сохранить легче, например, вырвав его из системы, то восстановить предшествующее свойство громадной системы практически невозможно. Сейчас неизвестны скрытые параметры, которые детерминируют взаимодействия, возможно их и не существует. Да и взаимодействия частиц по направлению во времени не одинаковые. Судя по всему, изменение свойства (времени) системы по разным направлениям приводит к разным состояниям этой системы, какая-то нелинейная штуковина получается. Единственная возможность, которая приходит на ум - записать все предшествующие состояния систем, но и эта возможность перекрыта неопределенностью измерений. Если и есть запись, то не в нашем мире. Точно в такое же прошлое вернуться практически невозможно. И в цикл попасть не получится из-за случайности взаимодействий. Возможно только попасть в очень похожее на прошлое состояние системы, а не в прошлое во времени.
    • необратимость > melaikin | 18.02.2013 | 10:54 Ответить
      Возможность описания диссипативных (необратимых)процессов в классической механике была исключена в результате использования в ней в качестве базисных моделей тел материальных точек (МТ), либо бес-структурных тел и гипотезы о голономности связей в системах МТ, которая эквивалентна требованию потенциальности всех коллективных сил. Гипотеза позволяла получить каноническую форму уравнения Лагранжа непосредственно из уравнения движения Ньютона, опи-раясь на принцип Даламбера [11]. На том этапе развития науки такие упрощения были оп-равданы. Они позволили получить мощный формализм, приемлемый для описания широ-кого класса задач механики. Но чтобы вернуть возможность описания диссипативных процессов в рамках классической механики, нужно было найти такой путь, который позволял бы на основе законов Ньютона построить диссипативную механику в обход этим ограничениям. Оказалось, что это можно сделать путем замены МТ на структурированные частицы (СЧ-системы потенциально взаимодействующих МТ) и опираясь на представление энергии в виде энергии движения и внутренней энергии СЧ. Именно учет структуры тел и возможности изменения их внутренней энергии при взаимодействиях позволяет включить диссипативность в описания динамических процессов. Более того, это позволяет ввести в механику понятие энтропии, раскрыть ее детерминированную природу стремления к максимуму энтропии в соответствии со вторым законом термодинамики и обосновать термодинамику.
  • benz  | 10.04.2014 | 16:26 Ответить
    Мне кажется что если вся наша система движется вперёд во времени (допустим), то одна отдельная часть не может повернуть в обратную сторону, то есть чтобы двинуться в прошлое, необходимо что вся вселенная поменяла временной вектор движения, а не его отдельная часть.
    Поэтому движение во времени всё-таки возможно, но не совсем так как мы это представялем. Кстати, по логике вещей двигаться в будущее технически должно быть проще чем в прошлое, так как при движение в прошлое нужно менять скорость и вектор направления, а двигаясь в будущее только ускориться.
  • ma-wr  | 24.05.2014 | 00:00 Ответить
    Реальность, отражаемая сознанием, это часть объективной реальности, регистрируемой органами чувств и преобразуемой в восприятия. Это идеальная (субъективная, ) реальность, создаваемая мозгом.
    Восприятие, без участия органа чувств, создано быть не может.
    Пока человек не проникнется пониманием того, что восприятие течения времени создаётся органом чувств, разговоры о сути времени бесплодны и бессмысленны.
    Течение времени - непрерывное однонаправленное движение. Этим движением является перемещение Земли (в составе Солнечной системы) по галактической орбите (ГО).
    Необходимо видеть разницу между движением материи, течением времени (конкретным движением) и восприятием течения времени (движения).
    На данном этапе знаний сознание не видит этой ризницы и отождествляет эти понятия между собой.

1980-е