Центр Брока

При повреждении некоторых частей мозга у человека могут возникнуть проблемы с пониманием или производством речи. К примеру, люди с повреждённым центром Брока́* часто испытывают трудности с обозначением грамматических отношений между словами в предложении.

Задача

Ниже даны предложения, которые предлагали прочитать пациентам с повреждённым центром Брока**. Предложения поделены на две группы по некоторому признаку. Выяснилось, что пациенты испытывали затруднения с пониманием предложений одной из групп, но легко понимали предложения из другой группы.

Группа 1 Группа 2
1. Пекарь был сфотографирован доктором. 5. Яблоко было съедено мальчиком.
2. Крыса была укушена котом. 6. Дверь была открыта медсестрой.
3. Женщина была ударена жирафом. 7. Бутылка была уронена ребёнком.
4. Собака была преследуема полицейским. 8. Стол был почищен горничной.

Задание 1. По какому принципу поделены предложения? Какие из них сложно понимать людям с повреждённым центром Брока и почему?

Задание 2. Определите, к какой группе относятся следующие предложения:

9. Чай был пролит девочкой.
10. Мать была ударена девочкой.
11. Зебра была преследуема пекарем.

Примечания:

* Центр Брока́ — участок коры головного мозга, названный в честь открывшего его французского антрополога и хирурга Поля Пьера Брока́ (1824–1880).

** В эксперименте, который описывается в задаче, испытуемым давались английские предложения, здесь приведены их русские переводы.


Подсказка

Обратите внимание на объект действия.


Решение

Если обратить внимание на смысл предложений, то достаточно легко заметить разницу между первой и второй группами: в первой группе подлежащим всегда является одушевлённое существительное (пекарь, крыса, женщина, собака), а во второй — неодушевлённое (яблоко, дверь, бутылка, стол). Можно предположить, что это и является характеристикой, определяющей, к какой группе принадлежит каждое из предложений. Тогда мы можем и ответить на первый вопрос первого задания, и выполнить второе задание: девятое предложение относится ко второй группе, а два остальных — к первой.

Однако нам всё ещё остаётся второй вопрос — фразы из какой группы сложнее понимать пациентам с повреждённым центром Брока? Обратим внимание на структуру предложений. Все предложения передают значение страдательности, и подлежащие в них называют не субъект, а объект действия: то есть не человека, животное или предмет, которые совершают действие, а то, над чем действие совершается. Грамматически это совершенно правильно, но стилистически немного необычно (по-английски в меньшей степени, чем по-русски): гораздо чаще подлежащее обозначает субъекта действия, его инициатора. У здоровых людей, однако, проблем с пониманием страдательных предложений не возникает, так как из грамматической структуры предложения очевидно, где субъект, а где объект (ср. пекарь был сфотографирован доктором и пекарь сфотографировал доктора).

Но как бы воспринимали эти предложения пациенты с повреждённым центром Брока, которым сложно улавливать грамматические отношения между словами? Вряд ли предложения второй группы доставят им сложности, так как с точки зрения здравого смысла очевидно, кем совершено действие. Услышав мальчик, съесть и яблоко, можно понять, кто кого съел, и без грамматики. Понимание же предложений первой группы без опоры на грамматику намного труднее: услышав лишь крыса, укусить и кот, трудно понять, кто кого укусил. Можно использовать порядок слов: в русском языке (как и в английском) подлежащее обычно стоит перед сказуемым, а прямое дополнение (называющее объект действия) — после. Понимание канонического порядка слов у людей с повреждённым центром Брока сохраняется лучше, чем понимание многих других аспектов грамматики. Однако именно в случае предложений выше порядок слов привел бы пациентов к неправильной интерпретации.

На основе этих размышлений мы может дать ответ и на второй вопрос первого задания: из-за трудностей с пониманием слов и морфем, обозначающих грамматические отношения, предложения первой группы пациентам понимать сложнее. С точки зрения смысла в них возможно поменять местами подлежащее и дополнение, а порядок слов направляет в сторону неправильной интерпретации.


Послесловие

Центр Брока́ — часть коры головного мозга, находящаяся в задненижней части левого полушария, как показано на картинке ниже. Если вы положите палец на верхушку вашего уха и проведёте на несколько сантиметров вверх и вперёд, то в конце он должен оказаться примерно над этой зоной мозга. Границы этого участка обычно определяют либо на основе извилин и борозд головного мозга, либо на основе характеристик клеточной структуры нейронов, находящихся в нём. Открыт центр был во второй половине XIX века французским учёным и хирургом Полем Брока́, в честь которого и назван.

Центр Брока

Центр Брока

Несмотря на то что в данной задаче показано то, как центр Брока влияет на понимание предложений, эта часть коры головного мозга в первую очередь ассоциируется с производством речи. Люди, получившие травму этого участка мозга, страдают так называемой афазией Брока (др.-греч. ἀφασία, от ἄ-φατος; ἀ- «без-» + φάσις «речь»). В этом состоянии пациент испытывает трудности с речью и часто не может говорить связно и слитно, хотя до травмы не испытывал никаких трудностей. Степень повреждения различается в зависимости от пациента и может быть как еле заметной, так и приводить к полной потере возможности говорить. Один из первых пациентов Поля Брока, к примеру, получил прозвище «Тан», так как практически мог произносить лишь это слово.

Не все аспекты возможности говорить, однако, терпят одинаковый урон при афазии Брока. В первую очередь люди перестают пользоваться словами и морфемами, которые передают грамматическую структуру предложения. Так, русскоговорящие пациенты с этим типом афазии в разговоре могут использовать неправильные падежи: например, три картинка вместо три картинки. Кроме того, часто используются очень короткие фразы без глаголов. Похожие проблемы, как показывает задача, возникают и с пониманием речи — пациентам сложно воспринимать грамматику языка. Александр Лурия, например, упоминал что пациентам становится чрезвычайно сложно отличить фразу «брат отца» от «отец брата». Несмотря на разные смыслы, эти два словосочетания составлены из одинаковых слов и используют одинаковые грамматические отношения между словами.

Тем не менее афатики часто могут как понимать общий смысл предложений, так и сами выражать то, что у них на уме, хоть и с большими трудностями. Причина этого заключается в том, что, несмотря на трудности с использованием грамматических показателей, афазия Брока обычно в намного меньшей степени влияет на использование знаменательных слов, то есть таких, которые не выражают отношения между другими словами, а имеют собственное значение (например, существительные: доктор, пекарь). Афатики Брока также могут жестикулировать и соглашаться с чужими словами или отрицать их, например, кивая или мотая головой. Знакомые с английским языком могут послушать, как говорит афатик Брока, здесь:

Центр Брока при помощи так называемого дугообразного пучка (Arcuate fasciculus) напрямую соединён с областью Ве́рнике — другим участком коры головного мозга, связанным с речью. Этот участок назван в честь немецкого невропатолога Карла Ве́рнике, открывшего его приблизительно через пятнадцать лет после обнаружения центра Брока. Область Вернике тоже находится в левом полушарии, как можно увидеть на картинке ниже.

Область Вернике

Область Вернике

Она в первую очередь связана с пониманием речи, а не с её производством, хотя, как и с центром Брока, такое «деление труда» упрощает реальное положение дел. При поражении этой зоны возникает афазия Вернике. Речь при ней хотя и не является полностью грамматически правильной, тем не менее имеет нормальную интонацию и намного более правильна с точки зрения синтаксиса и морфологии по сравнении с афазией Брока. Однако пациенты с этой афазией испытывают намного большие трудности с выражением собственных мыслей и пониманием чужой речи. Они часто придумывают абсолютно новые и непонятные их слушателям слова и неправильно используют существующие знаменательные слова. Знакомые с английским языком могут послушать речь человека с афазией Вернике здесь:

Задача использовалась на Латвийской олимпиаде по лингвистике в 2013 году.


3
Показать комментарии (3)
Свернуть комментарии (3)

  • dims  | 16.06.2017 | 22:45 Ответить
    1) есть ли видео примеры афазий на русском?

    2) что находится вместо этих структур в правом полушарии? в частности, вместо "дугообразного пучка"?
    Ответить
    • Sarni > dims | 20.06.2017 | 20:00 Ответить
      Вообще, дугообразный пучок, как и соответствующие поля коры, есть в обоих полушариях.
      Есть данные, что в правом полушарии участки, аналогичные по расположению "левым" зоне Брока и зоне Вернике, обрабатывают мелодии, а также эмоциональные компоненты речи (интонацию), плюс непрямое, переносное значение слов. Если я верно помню, были фМРТ-исследования, показывавшие, что у людей с расстройствами аутистического спектра, которые воспринимают слова и фразы буквально, бывают некоторые нарушения строения речевых зон в правом полушарии — в основном Вернике.
      Интересно, что "правая" зона Брока может взять на себя функции левой в отдельных случаях даже в пожилом возрасте: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/14729542
      Ответить
  • chektor  | 27.02.2019 | 13:06 Ответить
    А как обстоит дело с мышлением у таких пациентов? Внутренний диалог, "про себя", у них происходит нормально?
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»