Человек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем

Денисова пещера. Фото с сайта www.turistka.ru

В 2008 году в Денисовой пещере на Алтае российские археологи нашли кость последней фаланги мизинца человека, жившего там 30–50 тыс. лет назад. Анализ выделенной из кости митохондриальной ДНК показал, что мизинец, скорее всего, принадлежал не сапиенсу и не неандертальцу, а третьему виду людей. Какому именно — пока сказать трудно; возможно, это были представители поздних архантропов. Не исключено, что все три вида проживали на этой территории совместно и могли контактировать друг с другом. Остатки материальной культуры, обнаруженные в том же слое пещерных отложений, демонстрируют смесь признаков, характерных для среднего и верхнего палеолита.

Денисова пещера — один из самых известных археологических памятников эпохи среднего и верхнего палеолита на территории России. Палеолитические охотники периодически посещали пещеру на протяжении многих десятков тысячелетий и оставили в многометровой толще пещерных отложений множество следов своей деятельности.

В самых нижних слоях присутствуют архаичные среднепалеолитические каменные орудия, в которых некоторые эксперты усматривают даже раннепалеолитические черты. Возраст этих слоев, судя по найденным здесь костям мелких млекопитающих и другим косвенным признакам, составляет не менее 125 тыс. лет. Термолюминисцентное датирование кристаллов кварца показывает значительно более древний возраст — от 171 до 282 тыс. лет, но этот метод в данном случае не очень надежен. К песчинкам, занесенным «с улицы», могли подмешаться упавшие с потолка пещеры (последние будут иметь заведомо более древний термолюминесцентный возраст).

Выше идут более или менее типичные среднепалеолитические слои с орудиями, которые обычно ассоциируются с неандертальцами. Еще выше появляются изделия верхнепалеолитического типа, в том числе костяные орудия, иглы и украшения, типичные для сапиенсов. В отличие от Европы, переход от среднего к верхнему палеолиту в Центральной Азии не выглядит внезапным. В нём просматривается определенная преемственность технологий. В нескольких «переходных» слоях Денисовой пещеры, так же как и на других палеолитических стоянках Алтая, присутствует странная смесь средне- и верхнепалеолитических изделий (А. П. Деревянко и др. Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры).

Верхняя часть раскопа в Денисовой пещере. Внизу видны слои 9 и 10. Полосатая толща над ними — голоценовые отложения (последние 10–12 тыс. лет). В это время в пещере стали регулярно жечь костры

Раскопки в Денисовой пещере ведутся давно и на редкость тщательно. Работа эта чрезвычайно кропотливая и трудоемкая: кубометры грунта промываются и просеиваются буквально по песчинке в поисках артефактов и костей животных. Ни один мышиный зуб и ни один каменный обломок с признаками обработки не ускользнет от внимания археологов и палеонтологов. Несмотря на эти титанические усилия, человеческих костей в пещере так и не нашли, если не считать пары зубов (то ли неандертальских, то ли «наших» — мнения экспертов разделились) и обнаруженной в 2008 году фаланги мизинца. Видимо, древние обитатели пещеры не хоронили в ней своих сородичей и тем более не бросали их там, а куда-то переносили — попробуй найди их теперь.

Нижняя часть раскопа: от самых нижних слоев, относящихся к началу среднего палеолита, до верхнепалеолитических

Найденная фаланга мизинца была передана в институт Эволюционной антропологии им. Макса Планка в Лейпциге, где из кости выделили ДНК и собрали из обрывков полный митохондриальный геном древнего обитателя Денисовой пещеры. Результаты анализа этого генома опубликованы 24 марта на сайте журнала Nature. Значительная часть статьи посвящена описанию методики выделения, секвенирования и сборки фрагментов ДНК, а также многочисленных тестов, предназначенных для проверки аутентичности выделенных фрагментов и правильности их «прочтения».

В целом митохондриальная ДНК в этой кости оказалась достаточно «чистой», а достоверность результатов секвенирования — весьма высокой. Каждый участок генома был реконструирован на основе большого количества (от 2 до 602, в среднем 156) независимо прочтенных фрагментов ДНК. Затем всю процедуру повторили на основе ДНК из другого фрагмента той же косточки и другой технологии секвенирования. Результат — полный митохондриальный геном — получился точно таким же. Целый ряд признаков, таких как средняя длина выделенных фрагментов и характерные изменения на их концах, свидетельствуют о древности изученной ДНК и об отсутствии позднейших загрязнений.

Митохондриальный геном древнего человека сравнили с 54 митохондриальными геномами современных людей со всех концов света, мт-геномом верхнепалеолитического Homo sapiens из Костёнок (возраст около 30 тыс. лет), шестью полными мт-геномами европейских неандертальцев и двумя неполными мт-геномами неандертальцев из грота Тешик-Таш в Узбекистане и пещеры Окладникова на Алтае (см.: Палеогенетические данные расширили ареал неандертальцев на 2000 км на восток, «Элементы», 09.10.2007). Пещера Окладникова, где были найдены неандертальские кости возрастом 30–38 тыс. лет, находится всего в сотне километров от Денисовой.

Оказалось, что человек из Денисовой пещеры по нуклеотидной последовательности митохондриального генома отстоит от современных людей в среднем вдвое дальше, чем неандертальцы (см. таблицу). Неандертальцы, со своей стороны, отличаются от человека из Денисовой так же сильно, как сапиенсы. Митохондриальные геномы современных людей в пределах исследованной выборки отличаются друг от друга не более чем на 106 нуклеотидов, в среднем — на 59,7. Различия между сапиенсами и неандертальцами — в среднем 201,6 нуклеотидов. От человека из Денисовой пещеры нас отделяет в среднем 384,9 нуклеотидных различий, от шимпанзе — 1461,5. Общий размер мт-генома у всех трех видов людей и у шимпанзе — 16 560–16 570 пар нуклеотидов (плюс–минус несколько).

Таблица: средние попарные нуклеотидные различия между мтДНК 54 современных людей, 6 неандертальцев, человека из Денисовой пещеры и шимпанзе. (Из дополнительных материалов к обсуждаемой статье в Nature)

Средние нуклеотидные различия Максимальные различия Минимальные различия
Между 54 современными людьми 59,7 106 1
Между современными людьми и 6 неандертальцами 201,6 220 185
Между современными людьми и человеком из Денисовой пещеры 384,9 396 372
Между современными людьми и шимпанзе 1461,5 1474 1448

При помощи сложных математических методов, которые к настоящему времени уже достигли высокой степени надежности, авторы оценили время расхождения эволюционных линий, одна из которых привела к человеку из Денисовой, а другая — к общему предку сапиенсов и неандертальцев. Получилось, что это разделение произошло около миллиона лет назад — вдвое раньше, чем разошлись пути сапиенсов и неандертальцев. Необходимо помнить, что речь здесь идет только о митохондриальных геномах, которые наследуются исключительно по материнской линии. Это значит, что примерно миллион лет назад (точнее, с 95-процентной вероятностью от 779 до 1314 тыс. лет назад) жила последняя общая прародительница человека из Денисовой, сапиенсов и неандертальцев по прямой женской линии. Последняя прародительница сапиенсов и неандертальцев, тоже по непрерывной женской линии, жила, согласно приведенным в статье расчетам, примерно 466 тыс. лет назад (с 95-процентной вероятностью 321–618 тыс. лет назад).

Филогенетическое дерево, основанное на митохондриальных геномах сапиенсов, неандертальцев и человека из Денисовой пещеры. На карте цифрами указаны точки, откуда происходит каждый геном (кроме американских). Рис. из обсуждаемой статьи в Nature

Зная только митохондриальный геном человека из Денисовой и не имея ни ядерного генома, ни каких-либо данных о скелете (фаланга мизинца не в счет), невозможно сказать наверняка, что это был за человек и в каком родстве с сапиенсами и неандертальцами он на самом деле состоял. Ясно только, что материнская линия, к которой он принадлежал, не была ни сапиентной, ни неандерталоидной. Ядерные гены этого человека (а следовательно, и все его существенные морфологические признаки) могли соответствовать истории, которую рассказывает митохондриальный геном — и тогда это был, вероятно, какой-то поздний архантроп, похожий на гейдельбергского или родезийского человека или, может быть, на Homo antecessor.

Последний вид жил примерно в то время, когда разделились митохондриальные линии неандертальцев/сапиенсов и человека из Денисовой (см.: Люди пришли в Европу более миллиона лет назад, «Элементы», 02.04.2008). Некоторые эксперты считают его общим предком сапиенсов, гейдельбержцев и их потомков — неандертальцев. Может быть, какие-то другие потомки H. antecessor или близких к нему форм мигрировали в Центральную Азию, и в Денисовой пещере остался мизинец позднего отпрыска этой линии. Авторы предполагают, что человек из Денисовой может происходить от какой-то особой волны переселенцев из Африки, более поздней, чем первый исход эректусов (около 1,9 млн лет назад), но более ранней, чем гипотетический выход из Африки предков неандертальцев.

Все это, однако, пока лишь предположения. Истории, рассказываемые ядерными и митохондриальными геномами, совпадают не всегда. Например, эпизодическая межвидовая гибридизация может приводить к интрогрессии (проникновению) в генофонд одного из видов «чужого» митохондриального генома. Есть и другие теоретически возможные интерпретации. К сожалению, одного-единственного митохондриального генома, без данных по ядерным генам и без морфологической информации, явно недостаточно для окончательных выводов. Поэтому журналисты, поспешившие объявить о найденном в Денисовой пещере «новом виде людей», явно поторопились и скорее всего попали пальцем в небо.

Тем не менее открытие показало, что генетическое разнообразие палеолитического населения Алтая 30–50 тыс. лет назад было, по-видимому, необычайно высоким. С точными датировками находок в этом районе имеются серьезные трудности, однако вся совокупность имеющихся данных свидетельствует о том, что люди, относящиеся к совершенно разным материнским (митохондриальным) линиям — неандертальцы, сапиенсы и загадочные «денисовцы», — возможно, какое-то время проживали на одной территории все вместе. По крайней мере, никаких признаков резких смен технологии и «культурных революций» здесь не наблюдается. Археологические данные свидетельствуют скорее о смешении или плавном перетекании друг в друга различных культур.

Образцы каменных орудий (в основном среднепалеолитического типа) из слоя 11 в Денисовой пещере. Рисунок из монографии А. П. Деревянко и др., 2003

11-й слой Денисовой пещеры, в котором найден мизинец, содержит странную смесь среднепалеолитических артефактов (обычно приписываемых неандертальцам) и позднепалеолитических изделий, характерных для сапиенсов. В самих позднепалеолитических орудиях заметны следы культурно-технологической преемственности, как будто некоторые приемы, применявшиеся при их изготовлении, были переняты позднепалеолитическими мастерами у местных среднепалеолитических племен.

Образцы верхнепалеолитических каменных и костяных изделий из слоев 11 и 9 Денисовой пещеры. Рисунок из монографии А. П. Деревянко и др., 2003

Один из авторов обсуждаемой статьи, академик А. П. Деревянко, в течение многих лет руководящий раскопками в Денисовой пещере, является сторонником «мультирегиональной» теории, согласно которой в наших жилах течет кровь не только небольшой кучки сапиенсов, вышедших из Африки около 50–80 тыс. лет назад, но и неандертальцев (по крайней мере азиатских — с европейскими наши предки, скорее всего, и впрямь не скрещивались), а может быть, и азиатских архантропов (см.: А. П. Деревянко. Человек идет по свету). Среди западных антропологов эту теорию сейчас поддерживают лишь немногие (см.: Древнейшая история человечества пересмотрена, «Элементы», 02.03.2006). Результаты изучения мтДНК человека из Денисовой пещеры не могут служить весомым аргументом ни «за», ни «против» мультирегиональной теории. Но всё-таки складывающийся образ совместного проживания на одной территории трех неродственных групп людей, в сочетании с преемственностью и смешением культур, придает этой версии некоторое дополнительное правдоподобие.

Источник: Johannes Krause, Qiaomei Fu, Jeffrey M. Good, Bence Viola, Michael V. Shunkov, Anatoli P. Derevianko, Svante Pääbo. The complete mitochondrial DNA genome of an unknown hominin from southern Siberia // Nature. 2010. Advance online publication 24 March 2010.

1) А. П. Деревянко, М. В. Шуньков, А. К. Агаджанян, Г. Ф. Барышников, Е. М. Малаева, В. А. Ульянов, Н. А. Кулик, А. В. Постнов, А. А. Анойкин. Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая. Условия обитания в окрестностях Денисовой пещеры. 2003.
2) Палеогенетические данные расширили ареал неандертальцев на 2000 км на восток, «Элементы», 09.10.2007 (в конце этой заметки приведен список ссылок по теме).

• chief  | 29.03.2010 | 11:05 Ответить
    Александр, на сайте http://www.turistka.ru/ написано о находках в Денисовой пещере:

"а также зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости древнего человека, возраст которых, определенный с помощью радиоуглеродного метода, составляет 42 тысячи лет."

Что это за находки?
    • Александр Марков > chief | 29.03.2010 | 12:48 Ответить
      Про зубы я упомянул, и они описаны в монографии Деревянко и др. (ссылка на нее есть в заметке). А про ключицу и лучевую кость ничего не знаю. В монографии сказано, что кроме двух зубов, ничего нет. М.б. это более поздние находки?
      • chief > Александр Марков | 30.03.2010 | 00:47 Ответить
        Судя по всему, информация не новая. Вот сходные сведения:

"Денисова пещера - арх. памятник, расположенный на правобережье верхнего течения р. Ануй левого притока Оби. Исследования проводили сотрудники Института археологии и этнографии СО РАН (1970-е - 90-е). На памятнике представлены материалы разных периодов от среднего палеолита до средневековья. Одна из наиболее интересных находок - зубы, фрагменты ключицы и лучевой кости неандертальца, датированные радиоуглеродным методом 42 тыс. лет".

Соенов В. И. Археологический словарь Горного Алтая / Министерство образования Российской Федерации; Горно-Алтайский педагогический институт - Горно-Алтайск, 1993.
  • bomg  | 29.03.2010 | 16:00 Ответить
    Чрезвычайно интересное сообщение и спасибо А.Маркову, доктору наук, и, по-видимому, очень занятому человеку, что он постоянно пишет интереснейшие сообщения на разные темы и, прежде всего, об эволюции человека. Находка третьего вида древнего человека и расшифровка его митохондриальной ДНК (мтДНК) - по важности почти как открытие Неандертальца в Германии 150 лет назад. Жаль, что не наши ученые рашифровали эту ДНК. Ну, почему, почему?!
    Возможно, уместно добавить к сообщению А.Маркова, что ученые уже сравнивали не только мтДНК Homo sapiens и Homo neanderthalensis, но и их геномные ДНК (из костей мужчин). Наследование точковых мутаций в мтДНК идет по материнскому типу, поэтому больше информации дает исследование ядерной ДНК, определяющей наиболее важные признаки для изучения эволюции человека. Оказалось, что геномы Неандертальца и современного человека идентичны на 99,5-99,9%. Анализ больших фрагментов ядерных ДНК показал, что наиболее поздний общий предок современного человека и Неандертальца жил 706 тысяч лет назад и две эти популяции разделились на отдельные виды около 370-500 тысяч лет назад. Ну, конечно, общеизвестно, что Неандерталец вымер около 30 тысяч лет назад.
    • Чалдон_в_пимах > bomg | 29.03.2010 | 19:11 Ответить
      bomg: "Находка третьего вида древнего человека..."

Александр Марков: "К сожалению, одного-единственного митохондриального генома, без данных по ядерным генам и без морфологической информации, явно недостаточно для окончательных выводов. Поэтому журналисты, поспешившие объявить о найденном в Денисовой пещере «новом виде людей», явно поторопились и скорее всего попали пальцем в небо".
      • bomg > Чалдон_в_пимах | 30.03.2010 | 16:12 Ответить
        Немецкие ученые из института Эволюционной антропологии им. Макса Планка, проводившие секвенирование генетического материала, содержащегося в кусочках фаланги пальца из Денисовой пещеры на Алтае, считают, что они открыли третий вид гоминида (Human Denisov), жившего 40 тысяч лет назад. Основной автор исследования Johannes Krause сказал, что прочитанная ими последовательностb ДНК имеют много от человека, но также ряд отличий. Попадать пальцем в небо вслед за такими учеными (а не журналистами) большая честь.
  • dims  | 30.03.2010 | 00:44 Ответить
    Интересно, а на картинке дерева национальностей, русские как-то по-хитрому обозначены или нас там вообще нет?
    • bomg > dims | 30.03.2010 | 13:38 Ответить
      Непонятно, это самоуничижение или расизм? И то и другое одинаково отвратительно и, главное, не имеют под собой никаких оснований. Все современное человечество относится к одному виду Homo sapiens sapiens и делится, в основном, на 5 рас - европеоидную, негроидную, монголоидную, австралоидную и американоидную. Существуют, конечно, различные классификации разных ученых, но во всех этих классификациях прослеживаются вышеназванные расы. Русские относятся к европеоидной расе. Часто делаются русофобские или самоуничижительные или, не знаю какие еще, попытки как бы 'унизить' русских монгольской кровью. На самом деле: 1) монголоидная раса ничуть не хуже европеоидной; 2) большинство представителей этой расы (японцы, китайцы) очень оседлые; 3) то, что называют 'кровью', подразумевая, видимо, генетические различия, к сожалению, у всего человечества (всех рас) мало отличается. Я говорю 'к сожалению' потому, что генетические различия являются основой дальнейшей эволюции. В этом смысле наиболее перспективна австролоидная раса (австралийские аборигены), которых беспощадно уничтожали представители европеоидов. Они, кстати, и соображают быстрее европейцев в несколько раз. Так что, если вы недовольны собой или кем-нибудь еще, не ищите причину в национальности.
      • dims > bomg | 30.03.2010 | 14:25 Ответить
        Я не понял, как это связано с моим вопросом?
        • Baobab > dims | 30.03.2010 | 15:37 Ответить
          Представители русских не вошли в эту диаграмку. Впрочем, как и представители многих других народов. А вообще у каждого народа может быть много разных разновидностей (гаплогрупп) мтДНК, так что эти подписи без расшифровки не очень определенные. Похоже, что они брали не самые распространенные гаплогруппы, а наугад (а может, данных по полным мит.геномам маловато), поэтому у них англичане сгруппировались с саамами и т.д.
          • dims > Baobab | 30.03.2010 | 16:24 Ответить
            Понятно, спасибо.
          • bomg > Baobab | 30.03.2010 | 17:32 Ответить
            А что же Вы не рассказали про 'митохондриальную Еву' - прародительницу всего человечества. Или про 'Y-хромосомного Адама'.
            Это прояснило бы, что генетические различия (как по гаплогруппам мтДНК, так и по хромосмной ДНК) никак не отражают национальные различия. Известно, что генетические различия внутри какой-либо национальности больше, чем между национальностями. Например, зачастую невозможны пересадки органов и тканей не только между людьми одной национальности, но даже от родителей детям. В то же время донора можно найти в другой стране. При анализе ядерной ДНК жителей Эфиопии 62% из них оказались в той же группе, что и евреи-ашкенази, армяне и норвежцы. Коренных народов на свете не бывает. Даже носители самой древней Y-хромосомной гаплогруппы А в современной Африке сейчас чаще всего встречаются на севере и далеко на юге от предполагаемого места жительства 'хромосомного Адама'. И носители ее составляют в племенах бушменов и готтентотов те же 45%, что и среди сильно отличающихся от них по антропологическим данным, языку и обычаям арабов Судана.
            Коренных англичан тоже нет. Их предками могли быть иберийцы, переселившиеся в нынешнюю Англию с территории нынешней Испании еще в III тысячелетии до н.э.. Потомки римских легионеров или германских племен англов, саксов, ютов переселялись на территорию Британии вплоть до норманнов. А, по археологическим данным, на Британских островах люди жили и до последнего ледникового периода, а с отступлением ледника, еще 16 тысяч лет назад, совсем другие племена снова заселили эту землю. Так что все нынешние британцы, как и все нынешние народы - мигранты и метисы.
            • Andrey_Vedenin > bomg | 30.03.2010 | 22:21 Ответить
              Не понимаю, каким образом "митохондриальная Ева" и "Y-хромосомный Адам" отменяют генетические различия между национальностями.
              То, что генетические различия внутри какой-либо национальности больше, чем между национальностями, не значит, что они генетически не различаются.
              Если армяне фенотипически отличаются от норвежцев, от эфиопов и т.д., и эти отличия в основном не зависят от факторов среды, то, естественно, в основе лежат генетические различия.
              Другое дело, если брать за маркеры мтДНК, или всякие антигены, определяющие совместимость/несовместимость органов при пересадке, то, конечно, никаких достоверных различий между евреями и арабами Судана не получишь.
              • bomg > Andrey_Vedenin | 01.04.2010 | 11:44 Ответить
                <<Достоверные же генетические межнациональные различия лежат, по-видимому, в каких-то факторах транскрипции или иных регуляторных последовательностях, которые и отвечают за формирование фенотипа в онтогенезе.>>
                Все различия, а том числе и по любым ДНК маркерам - генетические. Здесь речь о том, что основные фенотипические различия - между расами, а в каждой (любой) национальности смешаны разные расы. Фенотипические же расовые различия - адаптивные и выработались в результате жесточайшего отбора. Яркий пример - цвет кожи. Это очень простой признак, определяемый содержанием меланина, который защищал людей, живущих вдоль экватора от солнечных ожогов и рака кожи. В северных широтах кожа белая, чтобы пропустить солнца достаточно для синтеза витамина Д.Все расовые фенотипические признаки адаптивные, просто наследуются и не связаны ни с интеллектом, ни со здоровьем. Фенотипические различия между национальностями часто обусловлены социальными причинами, особенностями образа жизни, питания и тем, какие расы смешаны в данной нации и в какой пропорции.
            • dims > bomg | 30.03.2010 | 23:15 Ответить
              Да Вы не волнуйтесь, мы тут не расисты.
            • Baobab > bomg | 31.03.2010 | 07:30 Ответить
              Cпасибо за интересный рассказ. Я только недавно стал интересоваться геногеографией, поэтому не смог бы так хорошо рассказать.
              Кажется, я понял, почему на диаграмме отсутствует "русская" митДНК - ее просто нет в базе данных полных мит.геномов, которой, очевидно, пользовались авторы анализа:
              Там есть только "Volga-Ural region", но это, явно, представители коренных народов. Впрочем, учитывая описанные Вами разнообразие и распространение митДНК, у русских тоже, конечно же есть точно такие же варианты, что и у нынешних европейцев, финно-угров, тюрков и т.д.
              По поводу расизма - понимаю Вашу озабоченность. Я и сам терпеть не могу, когда научные данные пытаются извратить и подстроить под расистские и националистические теории.
              • bomg > Baobab | 01.04.2010 | 11:21 Ответить
                Это этногенетика, т.е. генетика этносов, а не геногеография. Генография определяет частоту какого-либо гена на определенной территории, например, частота болезни Дауна (трисомии по 21 хромосоме) - 1 больной на 800 рождений. Если она повышена, то начинают изучать почему - может быть радиационный фон повышен. Этногенетика изучает генетические различия между этносами. В прикладном плане - можно составить родословную любого человека по генам, т.е. откуда его предки. Обе науки чрезвычайно перспективные и можно хорошо зарабатывать. Хорошо бы больше людей занимались ими в России.
      • a_b > bomg | 31.03.2010 | 11:00 Ответить
        Эээ, не скажите. Как утверждал один писатель, "...в нем была видна порода, а это для человека очень важно, все равно как для лошади;[...] и мой папаша тоже всегда так говорил, хотя сам-то он не породистей дворняги". Правда, его книги вроде как изымают из библиотек, за неполиткорректность.
        • feb7 > a_b | 31.03.2010 | 14:14 Ответить
          Слухи об этом сильно преувеличены. (как сказал этот же писатель)
  • bomg  | 30.03.2010 | 16:33 Ответить
    Александр, а что Вы думаете о существовании четвертого вида гоминид - Flores Man (никнейм 'хоббит'), найденном в 2003 г. на индонезийском острове Flores и жившем около 18 тысяч лет назад?. Он жил одновременно с современным человеком, но отличается от него.
    • Andrey_Vedenin > bomg | 30.03.2010 | 22:03 Ответить
      Насколько я понимаю, сейчас Homo floriensis относят к Homo erectus, который расселился еще до Homo sapiens почти по всей Южной Азии, а затем (по не вполне понятным причинам) почти повсюду вымер, не дождавшись прихода Homo sapiens, но почему-то выжил на о. Флорес, хотя и несколько измельчал (что очень характерно для крупных млекопитающих, длительное время существующих на одном острове).
      Короче, за отдельный вид хоббитов уже не считают.
      • chief > Andrey_Vedenin | 30.03.2010 | 23:28 Ответить
        Насколько я знаю, недавние данные по посткраниальному скелету хоббитов (по костям запястья, по пропорциям нижних конечностей и т.п.) не подтверждают близость к эректусам. Рассмативаются версии происхождения Homo floresiensis от эргастеров ("дманисской расы") или даже от хабилисов. По-моему, и тут на "Элементах" новость об этом была.
        • Andrey_Vedenin > chief | 30.03.2010 | 23:38 Ответить
          Ух ты! Нет у Вас ссылки какой-нибудь про это, случайно?
          Очень интересно, хотелось бы почитать. Там все только по строению скелета? Я имею в виду, эргастеры ведь, как и хабилисы, нигде в Юго-Восточной Азии не были найдены. Или я ошибаюсь?
          Как я помню, к эректусам его отнесли во многом также из-за биогеогафических соображений.
          • chief > Andrey_Vedenin | 31.03.2010 | 00:59 Ответить
            Вот с элементов:

Вот оригинальная статья - исследование Точери:
            The Primitive Wrist of Homo floresiensis and Its Implications for Hominin Evolution

Вот статья в Nature про ножки хоббитов:

"These new findings raise the possibility that the ancestor of H. floresiensis was not Homo erectus but instead some other, more primitive, hominin whose dispersal into southeast Asia is still undocumented."

К эргастерам относят "грузинского человека". Хабилисов, в самом деле, пока что за пределами Африки не нашли. Такие дела.
            • Andrey_Vedenin > chief | 31.03.2010 | 17:07 Ответить
              Спасибо!
              • chief > Andrey_Vedenin | 01.04.2010 | 11:10 Ответить
                Мне больше всего интересно - порадуют ли нас данными по мит. ДНК хоббитов. Писали, что надежда есть. Конечно, теплый и влажный климат не благоприятствует, но всё же...
  • Sugrob  | 31.03.2010 | 18:42 Ответить
    Человек из Денисовой пещеры оказался не сапиенсом и не неандертальцем, а блоггером!
    • akbars > Sugrob | 09.04.2010 | 17:46 Ответить
      ложь, блоггеры не могли жить в пещере по простой причине:
      блоггер - существо вольное, а в пещере вайфай плохо принимал сигнал, у них реле с ячейкую постоянно шалили (об этом свидетельствуют найденные в пещере осколки вайфая),
      блоггеры никогда не пьют - а что вы думаете там можно в пещере было еще делать?
      к тому же блоггеры отличаются честностью, они никогда не стали бы прятать свои мутированные косточки выше мезозойского слоя, почему? - вы спросите меня, - да потому что (отвечу я) фаланга - это мелочь, а вот все основные кости нужно искать глубже, намного глубже копать нужно тщательнее, а найденное холото нужно пилить. Ибо талант блоггера это лежать на глубине и фалангой пальчика направлять умы людей в нужное русло:)
  • Алексей Щекин  | 16.04.2010 | 15:50 Ответить
    Прогресс в использовании новых методов исследований происхождения человека очевиден.
    Александр, а возможен или когда будет проведен анализ митохондриальной ДНК таких интересных представителей рода, как Homo floresensis и даже поздних реликтовых Homo erectus?
    Ведь возраст найденных их останков не превышает 50 тыс. лет, что делает вполне возможным проведение этого анализа. Это прояснило бы несколько важных вопросов антропогенеза.
  • Alex_V  | 15.01.2011 | 14:15 Ответить
    Все генетические маркеры хомо, начиная от генетической Евы, прекрасно известны. Некоторые мутации есть у всех жителей Земли.
    Так что, данных по анализу мт-ДНК вполне достаточно, чтобы сделать вывод о принадлежности гоминида к homo sapiens sapiens.