А. Панчин
«Сумма биотехнологии». Глава из книги

И. Левонтина
«О чем речь». Главы из книги

Ч. Уилан
«Голая статистика». Главы из книги

Интервью М. Гельфанда с С. Шлосманом
«Замечательная статья» значит только то, что она содержит замечательный результат

П. Лекутер, Д. Берресон
«Пуговицы Наполеона». Глава из книги

Д. Вибе
Телескопы с жидкими линзами: как это работает

А. Паевский
Ближайший космос. Быстрее. Лучше. Дешевле

Р. Фишман
Прионы: смертоносные молекулы-зомби

Д. Мамонтов
Торий: спасет ли он планету от энергетического кризиса?

Р. Эспарза, Р. Фишман
Марс: научный гид

Палеогенетические данные расширили ареал неандертальцев на 2000 км на восток

В пещере Окладникова на Алтае 30–40 тысяч лет назад жили неандертальцы. На сегодняшний день это самая восточная из бесспорных неандертальских стоянок, однако не исключено, что неандертальцы проникали и дальше на восток — в Монголию и Китай. Фото с сайта www.archaeology.nsc.ru

Анализ митохондриальной ДНК из древних человеческих костей, найденных в гроте Тешик-Таш в Узбекистане и в пещере Окладникова на Алтае показал, что эти кости принадлежали неандертальцам. Следовательно, неандертальцы в своем расселении на восток продвинулись как минимум на 2000 км дальше, чем считалось до сих пор. Митохондриальная ДНК азиатских и европейских неандертальцев оказалась весьма сходной. Это говорит о том, что неандертальское человечество, подобно современному, обладало низким генетическим разнообразием.

Самой восточной находкой неандертальцев (Homo neandertalensis или Homo sapiens neandertalensis) традиционно считался скелет ребенка из грота Тешик-Таш. Правда, мало кто из антропологов искренне верил, что именно здесь и проходила восточная граница ареала неандертальцев. С одной стороны, характерные для неандертальцев каменные орудия (так называемая среднепалеолитическая мустьерская культура) встречаются намного восточнее. В частности, великолепная коллекция таких орудий собрана в Денисовой пещере на Алтае российскими археологами под руководством академика Анатолия Пантелеевича Деревянко. Правда, находки в Северной Африке и на Ближнем Востоке показывают, что люди современного типа (Homo sapiens или Homo sapiens sapiens) в свое время тоже изготавливали орудия мустьерского типа. С другой стороны, некоторые исследователи выражали сомнение в том, что ребенок из Тешик-Таш был неандертальцем.

Ареал неандертальцев. Темно-серым показаны прежние представления о распространении неандертальцев, основанные на морфологии найденных костей; светло-серым — расширение ареала на восток, основанное на генетическом анализе костей из пещеры Окладникова. Кружками отмечены точки, где в ископаемых костях установлено присутствие мтДНК неандертальского типа. Рис. из обсуждаемой статьи в Nature

К сожалению, человеческий костный материал из среднего палеолита Южной Сибири крайне скуден, что оставляет широкий простор для противоречивых интерпретаций. Найдены лишь единичные зубы, как будто «неандерталоидного типа», а в пещере Окладникова — еще и несколько обломков костей конечностей, которые трактовались по-разному. В частности, А. П. Деревянко и его коллеги склонялись к версии, что это кости сапиенсов с некоторыми чертами, характерными для азиатских эректусов — возможное свидетельство гибридизации; другие исследователи придерживались «неандертальской» версии. Недавно в гроте Оби-Рахмат в Узбекистане найдены совсем уж загадочные кости, вроде бы сочетающие признаки сапиенсов и неандертальцев (см.: А. И. Кривошапкин. Недостающее звено? // Наука из первых рук. 2005. № 1(4). Стр. 27–29).

Анализ митохондриальной ДНК, выделенной из древних костей, мог бы частично прояснить запутанные проблемы археологии среднего палеолита Центральной Азии. На сегодняшний день считается уже довольно твердо установленным фактом, что сапиенсы и неандертальцы долгое время развивались изолированно, и поэтому в их мтДНК накопились разные наборы мутаций, по которым их можно легко различить.

Неандертальский мальчик из грота Тешик-Таш. Реконструкция М. М. Герасимова. Фото с сайта upload.wikimedia.org

Международная группа исследователей, в состав которой входят А. П. Деревянко и Сванте Пеэбо, обещавший через год-другой «дочитать» полный ядерный геном неандертальца, выделила мтДНК из левого бедра ребенка из Тешик-Таш и трех фрагментарных костей из пещеры Окладникова. Две из них принадлежат подростку, жившему 30–38 тысяч лет назад, а третья — взрослому человеку, жившему около 24 тысяч лет назад (по данным радиоуглеродного датирования). Радиоуглеродный анализ костей из Тешик-Таш провести не удалось, так как в них сохранилось слишком мало коллагена, необходимого для такого анализа.

Оказалось, что кости ребенка из Тешик-Таш и подростка из пещеры Окладникова содержат мтДНК неандертальского типа. В кости взрослого человека из пещеры Окладникова неандертальская ДНК не обнаружена. Что касается современной человеческой мтДНК, то она обнаруживается чуть ли не во всех ископаемых костях, и не только в человеческих — это неизбежные загрязнения, возникающие в результате изучения древних костей современными учеными (соблюдать стерильность археологи как-то еще не привыкли).

Таким образом, можно считать доказанным, что в Узбекистане и на Алтае в среднепалеолитическую эпоху действительно жили неандертальцы. Ну или по крайней мере люди, в чьих жилах текла неандертальская кровь. Необходимо пояснить, что результаты данного исследования не имеют никакого отношения к давней дискуссии о том, могли ли сапиенсы скрещиваться с неандертальцами. Известно, что митохондриальные генофонды неандертальцев и сапиенсов сильно различались; что эти различия сложились за время долгого раздельного проживания двух популяций (в Европе и в Африке соответственно).

В дальнейшем, после выхода сапиенсов из Африки, два человечества встретились на просторах Азии, а затем и Европы. Если даже они скрещивались и давали гибридное потомство, то по митохондриальной ДНК, извлеченной из древних костей, этого никак нельзя определить. Ведь мтДНК отца и матери не смешиваются (не рекомбинируют), каждый человек получает мтДНК только от матери, и поэтому бессмысленно ждать, что в костях, сочетающих морфологические признаки сапиенсов и неандертальцев, обнаружится какой-то «промежуточный» вариант мтДНК. Если и были гибриды, мтДНК у них всё равно была либо чисто «наша», либо чисто неандертальская.

Крайне интересен тот факт, что мтДНК обитателей среднеазиатской и алтайской пещер очень мало отличается от мтДНК европейских неандертальцев (на сегодняшний день прочтены фрагменты последовательностей мтДНК тринадцати неандертальцев из разных районов Европы). Авторы указывают, что, по имеющимся на сегодняшний день данным, генетическое разнообразие неандертальцев в целом оказывается очень низким, примерно таким же, как у современных европейцев и азиатов.

Усть-Каракол — еще одна алтайская пещера, где почти наверняка жили неандертальцы. Правда, человеческих костей там пока не нашли — только каменные орудия

Как известно, всё современное внеафриканское человечество произошло от небольшой группы людей, вышедших из Африки около 80 тысяч лет назад. Современные африканцы по своим митохондриальным последовательностям гораздо более разнообразны, чем внеафриканское человечество (и чем неандертальцы). Это объясняется тем, что в исходе из Африки приняли участие носители лишь малой части тех вариантов мтДНК, которые существовали в Африке к тому времени (и существуют там поныне). Полученные данные, по-видимому, свидетельствуют о том, что в истории неандертальцев, как и в нашей, были периоды резкого сокращения численности («бутылочные горлышки»), сменявшиеся периодами быстрого расселения генетически однообразных популяций по обширным территориям. Предполагается, что неандертальская раса начала складываться в Европе около 400 тысяч лет назад, а восточная экспансия неандертальцев началось не ранее чем 125 тысяч лет назад.

Источник: Johannes Krause, Ludovic Orlando, David Serre, Bence Viola, Kay Prüfer, Michael P. Richards, Jean-Jacques Hublin, Catherine Hänni, Anatoly P. Derevianko, Svante Pääbo. Neanderthals in central Asia and Siberia (текст полностью) // Nature. Advance online publication 30.09.2007; doi:10.1038/nature06185.

1) А. П. Деревянко, М. В. Шуньков, А. К. Агаджанян и др. Природная среда и человек в палеолите Горного Алтая.
2) А. К. Агаджанян, А. П. Деревянко, М. В. Шуньков. Проблемы взаимоотношений первобытного человека и природной среды на примере Северо-Западного Алтая. (Pdf, 245 Кб).
3) А. П. Деревянко. Человек идет по свету // Наука из первых рук. 2005. № 1(4). Стр. 18–26.
4) А. И. Кривошапкин. Недостающее звено? // Наука из первых рук. 2005. № 1(4). Стр. 27–29.
5) М. В. Шуньков. Золотое сечение Ануя // Наука из первых рук. 2005. № 1(4). Стр. 56–64.
6) Полный геном неандертальца будет прочтен через два года, «Элементы», 20.11.2006 (о работе Сванте Пеэбо по прочтению полного генома неандертальца из Хорватии).
7) Получено генетическое подтверждение скрещивания наших предков с неандертальцами, «Элементы», 13.11.2006.
8) Древнейшая история человечества пересмотрена, «Элементы», 02.03.2006.
9) Уточнение радиоуглеродных датировок заставляет пересмотреть историю оккупации Европы людьми современного типа, «Элементы», 06.03.2006.
10) Происхождение и эволюция человека.