Получены новые результаты старого эксперимента Стэнли Миллера

Вулканические выбросы и разряды молний — условия самопроизвольного синтеза разнообразных биологических молекул. Фото извержения вулкана в Исландии с сайта www.thunderbolts.info

Последователи Стэнли Миллера, поставившего в 50-х годах знаменитые опыты по имитации синтеза органики в первичной атмосфере Земли, вновь обратились к результатам старых экспериментов. Оставшиеся от тех лет материалы они исследовали новейшими методами. Выяснилось, что в экспериментах, имитировавших вулканические выбросы парогазовой смеси, синтезировался широкий спектр аминокислот и других органических соединений. Их разнообразие оказалось больше, чем это представлялось в 50-е годы. Этот результат акцентирует внимание современных исследователей на условиях синтеза и накопления первичной высокомолекулярной органики: синтез мог активизироваться в районах извержений, а вулканические пеплы и туфы могли стать резервуаром биологических молекул.

В мае 1953 года в журнале Science были опубликованы результаты знаменитого эксперимента по синтезу высокомолекулярных соединений из метана, аммиака и водорода под действием электрических разрядов (см. Stanley L. Miller. A Production of Amino Acids Under Possible Primitive Earth Conditions (PDF, 690 Кб) // Science. 1953. V. 117. P. 528). Установка для опытов представляла собой систему колб, в которых циркулировал водяной пар. В большой колбе на вольфрамовых электродах генерировался электрический разряд. Опыт длился неделю, по истечении которой вода в колбе приобрела желто-коричневый оттенок и стала маслянистой.

Слева: аппарат Стэнли Миллера для опытов с электрическими разрядами в горячем паре. Справа: схема аппарата. Выбросы пара через форсунку должны имитировать парогазовые смеси при вулканических извержениях. Изображения из обсуждаемых статей в Science

Миллер анализировал состав органики с помощью бумажной хроматографии — метода, тогда только вошедшего в обиход биологов и химиков. Миллер обнаружил в растворе глицин, аланин и другие аминокислоты. В то же самое время подобные опыты проводились Кеннетом Алфредом Уайлдом (см. Kenneth A. Wilde, Bruno J. Zwolinski, Ransom B. Parlin. The Reaction Occurring in CO2–H2O Mixtures in a High-Frequency Electric Arc (PDF, 380 Кб) // Science. 10 July 1953. V. 118. P. 43–44) с той разницей, что вместо смеси газов с восстановительными свойствами в колбе был углекислый газ — окислитель. В отличие от Миллера, Уайлд не получил никаких значимых результатов. Миллер и вслед за ним многие ученые исходили из восстановительной, а не окислительной атмосферы в начале существования Земли. Логическая цепочка их рассуждений была такой: мы стоим на позициях, что жизнь зародилась на Земле; для этого нужны были органические вещества; они должны были быть продуктом земного синтеза; если в восстановительной атмосфере синтез идет, а в окислительной — не идет, значит первичная атмосфера была восстановительной.

Помимо гипотезы восстановительной атмосферы на ранней Земле, миллеровские опыты доказывают еще и принципиальную возможность самопроизвольного синтеза необходимых биологических молекул из простых составляющих. Эта гипотеза получила серьезное подкрепление после опыта Хуана Оро (Joan Oró; см. J. Oró. Mechanism of Synthesis of Adenine from Hydrogen Cyanide under Possible Primitive Earth Conditions // Nature. 16 September 1961. V. 191. P. 1193–1194), который в 1961 году в установку Миллера ввел синильную кислоту и на выходе получил нуклеотид аденин — одно из четырех оснований молекул ДНК и РНК. Возможность самопроизвольного синтеза высокомолекулярной органики, включая нуклеотиды и аминокислоты, стала мощной опорой теории Опарина о самозарождении жизни в первичном бульоне.

После этих экспериментов прошла целая биологическая эпоха. Отношение к теории первичного бульона стало более настороженным. В течение прошедшего полстолетия ученые не могли придумать механизма избирательного синтеза хиральных молекул в неживой природе и наследования этого механизма в живых организмах. Идея восстановительной атмосферы на ранней Земле тоже была подвергнута решительной критике. Не появилось решения главного вопроса: как из неживых молекул сложилось самовоспроизводящееся живое существо? Появились аргументы для теории внеземного происхождения жизни.

Однако в последние годы ученые достигли ощутимых успехов в развитии теории зарождения жизни из неорганической материи. Основные достижения в этом направлении — это, во-первых, открытие роли РНК в становлении биоорганического катализа; теория РНК-мира приближает нас к ответу на вопрос, как из неживой органики сложились живые системы. Во-вторых, открытие каталитических функций неорганических природных минералов в реакциях высокомолекулярного органического синтеза, доказательство важнейшей роли катионов металлов в метаболизме живого. В-третьих, доказательство избирательного синтеза хиральных изомеров в естественных земных условиях (см. например, Открыт новый способ получения органических молекул», «Элементы», 06.10.2008). Иными словами, теория абиогенеза получила новые обоснования.

С этих позиций интересны результаты переизучения материалов, оставшихся от старых экспериментов Миллера, до сих пор хранившихся, как это ни странно, в запечатанных колбах в его лаборатории. В 50-е годы Стэнли Миллер поставил три эксперимента, имитировавших различные варианты условий зарождения жизни. Самый известный из них, вошедший во все школьные учебники, — это образование биомолекул при пропускании через пар электрических разрядов. Колба моделировала условия испарения вод над океаном во время гроз. Второй — образование биомолекул при слабой ионизации газов — при так называем тихом разряде. Это была модель ионизированной, насыщенной паром атмосферы ранней Земли. В третьем эксперименте пар подавался под большим давлением, поступая в колбу в виде мощных струй, через которые пропускали, как и в первом случае, электрические разряды. Этот случай имитировал вулканические выбросы и образование горячих вулканических аэрозолей. Биологи опирались на результаты только первого, наиболее удачного опыта, потому что в остальных двух опытах синтезировалось мало органики и разнообразие аминокислот и других соединений было невелико.

Новые результаты анализа опыта Миллера с выбросами пара. Подчеркнуты аминокислоты, не обнаруженные Миллером. Обозначения аминокислот стандартные. Рис. из обсуждаемой статьи в Science «The Miller Volcanic Spark Discharge Experiment»
Новые результаты анализа опыта Миллера с выбросами пара. Подчеркнуты аминокислоты, не обнаруженные Миллером. Обозначения аминокислот стандартные. Рис. из обсуждаемой статьи в Science The Miller Volcanic Spark Discharge Experiment

Переизучение этих материалов после смерти Миллера в 2007 году взяли на себя специалисты из Америки и Мексики — из Индианского университета (Блумингтон), Института Карнеги (Вашингтон), Отдела исследования Солнечной системы Центра космических полетов имени Годдарда (Гринбелт), Скриппсовского океанографического института (Ла-Холья, Калифорния) и Независимого мексиканского университета (Мехико). В их распоряжении оказались 11 колб, соответствующим образом промаркированных Миллером. Все они содержали высушенные материалы третьего эксперимента, того, который имитировал вулканические выбросы. Ученые развели осадок дистиллированной водой и проанализировали смесь, теперь уже с помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии и масс-спектрометрии. Современные методы выявили высокое разнообразие «биологических» молекул. Оно оказалось даже выше, чем в первом эксперименте. Очевидно, что методы бумажной хроматографии менее чувствительны, чем жидкостной, поэтому теперь выявились и те соединения, которые присутствовали в малых концентрациях.

Новые результаты старого опыта будут, по-видимому, приняты к сведению биохимиками, микробиологами и вулканологами. Вулканические выбросы представляют собой аэрозоли, состоящие на 96-98% из воды и содержащие аммиак, азот, угарный газ, метан. В вулканических выбросах всегда в большой концентрации присутствуют соединения металлов — железа, марганца, меди, цинка, никеля и др., которые участвуют в ферментативных реакциях в живых системах. Вулканические пеплы и туфы, как показали многочисленные эксперименты, стимулируют рост и анаэробной, и аэробной микрофлоры. При этом в среду для культивирования даже не обязательно добавлять различные жизненно необходимые элементы — бактерии их сами добудут из нее. В древнейшие времена дополнительный синтез органики мог косвенно способствовать росту жизни на изверженных субстратах. Кроме того, химия аэрозолей — это малоизученная область, поэтому тем более интересен результат аэрозольного синтеза высокомолекулярных биологических молекул. В этом смысле химики и вулканологи могут привнести весомый вклад в обсуждение проблемы зарождения земной жизни.

Авторы сообщения замечают, что версия о восстановительной атмосфере ранней Земли сейчас находится под сомнением. Однако вулканические выбросы и грозы — это постоянное явление на Земле, в древнейшие эпохи интенсивность и того и другого была предположительно выше, чем в современном мире. Поэтому, какой бы ни была атмосфера на архейской и протерозойской Земле, извержения вулканов всегда создают условия для синтеза биологических молекул.

1) Adam P. Johnson, H. James Cleaves, Jason P. Dworkin, Daniel P. Glavin, Antonio Lazcano, Jeffrey L. Bada. The Miller Volcanic Spark Discharge Experiment // Science. 17 October 2008. V. 322. P. 404. DOI: 10.1126/science.1161527.
2) Jeffrey L. Bada, Antonio Lazcano. Prebiotic Soup—Revisiting the Miller Experiment // Science. 2 May 2003. V. 300. P. 745–746. DOI: 10.1126/science.1085145.

В. Н. Пармон. Новое в теории появления жизни, «Химия и жизнь» №5, 2005.

• feb7  | 20.10.2008 | 12:30 Ответить
    После прочтения статьи у меня возникло два вопроса.
    1)Упоминается,что в первом эксперименте Миллера моделировалось испарение воды во время грозы.А чем была заполнена колба - какой смесью газов, перед началом эксперимента?
    2)Как я понял из статьи, повторно анализировался третьий экперимент Миллера(вулканические газы).Какие изомеры аминокислот были получены? Был ли зафиксирован хиральный сдвиг?
    • naimark > feb7 | 20.10.2008 | 23:04 Ответить
      Смесь газов во всех экспериментах была одинаковой: аммиак, метан и водород. Относительно хирального сдвига ничего не говорилось. Но , насколько я помню из старинных обсуждений, никакого хирального сдвига в первом опыте не было обнаружено. И очень жаль, что авторы статьи, имея мощную современную аппаратуру, не исследовали стехиометрию продуктов реакций. Возможно, вы обнаружите какую-то полезную для себя подсказку в приложениях к статье (они в свободном доступе это приложение S1)
  • n0isy  | 20.10.2008 | 14:10 Ответить
    Ток току рознь. Разряд молнии на несколько порядков мощнее чем может создать подобная установка.
    • naimark > n0isy | 20.10.2008 | 23:07 Ответить
      Вы правы, но молнию трудно изучать в лаборатории, как мы помним из печального опыта Рихмана.
  • vikus  | 20.10.2008 | 18:32 Ответить
    Новость, безусловно, интересная. Однако, не стоит "переоценивать" ее значимость. Ну да, нашли больше аминокислот и их производных (удивительно было б если б не нашли, ведь если TLC анализирует наномоли и пикомоли, то LC/MS - фемтомоли и аномоли, разница в 6 порядков...), вот, собсно, и все... РНК-мир, конечно, замечательная штука, про него и Марков на своем сайте хорошо рассказывает. Только надо понимать, что для "победы" оной гипотезы сильно не хватает двух ответов: 1) почему и как "первородные" цепочки РНК сами себя "размножали", 2) откуда взялась естественная хиральность биомолекул (тогда можно сразу под нобелевскую медаль дырочку сверлить в пинжаке). Упомянутое вами "доказательство избирательного синтеза хиральных изомеров в естественных земных условиях", к сожалению, имеет к тому весьма отдаленное отношение. А вот на вопросе атмосферы заострять не стоит. Тут как раз все более или менее ясно. Древняя атмосферка как раз была восстановительной, о том есть много геологических данных. Например, присутствие железа только в восстановленной форме в древних породах. Кстати, слово "переизучение" лучше б заменить на "повторный анализ". Но, в целом - все неплохо получилось. И еще: вам привет от нашего местного генетика Левы У.
    • naimark > vikus | 20.10.2008 | 23:20 Ответить
      Спасибо за привет от неизвестного мне генетика Левы У. Приятно, когда генетики тебя помнят и приветы передают. Все вопросы , которые вы задали, безусловно, наиболее заковыристые в современной науке о происхождении жизни. Относительно первого вопроса посоветовала бы Вам обратиться к статьям Спирина за последние 3-4 года. Там описаны кое-какие любопытные эксперименты, как РНК сами себя размножают. В статьях Юшкина имеется ряд интересных фактов о неорганическом катализе молекул РНК и белков. Там же Вы найдете и о хиральном синтезе биологических молекул. Интересно, например, что природные глины, например, бентонит катализирует преимущественно (на 80-90%) только один из изомеров терпенов и близких терпеноподобных соединений. При этом глинистые минералы сейчас рассматриваются в качестве возможной матрицы для возникновения жизни. Конечно, пока нет выстроенной теории механизмов хирального синтеза, но коллекция фактов подобралась уже неплохая. А по поводу восстановительной атмосферки Вам бы с геологом поговорить, он бы Вам квалифицированно и нудно привел сотню доводов, что атмосферка, ВОЗМОЖНО, была и окислительной.
  • PavelS  | 20.10.2008 | 18:48 Ответить
    Неужели так сложно повторить эксперимент полностью, или сделать его лучше? Довольно странно, что приходится что-то искать в древнющщих пробирках.
    • naimark > PavelS | 20.10.2008 | 23:24 Ответить
      Да, такая здравая мысль появляется у каждого, кто читает эту статью. Тем более, что аппараты Миллера легко собираются, если до сих пор не хранятся в лаборатории вместе с материалами опытов. Но авторы статьи почему-то этого не сделали. Предлагаю Вам включить свою фантазию и самостоятельно ответить на вопрос "почему".
      • Wolodimir > naimark | 21.10.2008 | 14:09 Ответить
        Фантазия - подлая штука)))
      • TestPilot > naimark | 21.10.2008 | 16:37 Ответить
        Потому, что опыт повторяли сотни/тысячи раз с тех пор? И найти что либо новое, на замеченное исследователями в этих повторах очень сложно? А вот в случае изучения "остатков" оригинального опыта великого М., да еще приуроченных к его смерти, да еще и заявляя, мол мы таки нашли/заметили больше чем сам великий М.! Так можно и в ведущие новостные ленты научпопа попасть. Потом грантодателем показывать:) А иначе был бы еще один нудный очередной повтор опыта.
        • naimark > TestPilot | 21.10.2008 | 21:20 Ответить
          Я бы не стала так огульно обвинять авторов в меркантильно-ушлом отношении к предмету. Нужно понимать, что история науки - захватывающая область знания, и она дает нам порой больше, чем текущая наука. Все же пусть наша фантазия сдерживается презумпцией невиновности.
          • feb7 > naimark | 22.10.2008 | 00:56 Ответить
            Огульно - не огульно, но такое случается. Тем более, в науке фантазию надо сдерживать не презумцией невиновности, а бритвой Окамма.
  • Alex_V  | 14.08.2010 | 16:53 Ответить
    Теперь все ясно. Аминокислоты именно стандартного ряда, тобто продукт разложения природных белков.
    Оборудование не было стерильно. Собственно, здесь требуется качественно иная степень стерильности - не просто убивание бактерий, которые повсюду, но и полная очистка от их органических остатков.