Холодные нейтронные лучи прощупывают предметы, не внося никаких возмущений

Титановый стержень и завязанная узлом свинцовая проволока: снимок получен в нейтронных лучах с помощью нейтронного интерферометра (изображение с сайта focus.aps.org)

Швейцарские физики добились прорыва в применении нейтронной томографии к изучению веществ. Изображения тел в нейтронных лучах вскрывают ядерные свойства веществ вне зависимости от химического окружения.

Арсенал средств современной экспериментальной физики, позволяющий «прощупывать» вещество и изучать его свойства, чрезвычайно велик. Звуковые волны, лазерное излучение всевозможных длин волн и поляризаций, просвечивающая электронная и нейтронная микроскопия — все эти методы чувствительны к разным свойствам вещества, и получаемая с их помощью информация дополняет друг друга.

Особняком тут стоит нейтронная интерферометрия: как явление она существует, но применить ее к изучению веществ пока не удавалось.

Нейтроны, как и всякие объекты микромира, подчиняются законам квантовой механики, а значит должны испытывать типично волновые явления — интерференцию и дифракцию. Именно на этом принципе основан нейтронный интерферометр, с помощью которого можно, например, изучать влияние силы тяжести на нейтроны.

Казалось бы, на основе этого же явления можно исследовать и структуру вещества. При очень малых энергиях нейтроны становятся больше похожими на сгустки волн, чем на отдельные частицы. Когда длина «нейтронной» волны становится больше типичного размера атома, такой нейтрон при прохождении сквозь вещество уже не взаимодействует с отдельными ядрами, а чувствует локальную плотность среды «в целом». В результате холодные нейтроны распространяются в веществе, словно свет в прозрачной среде: нейтронный поток чувствует лишь некий средний коэффициент преломления, который зависит от типа среды (см. подробнее статью Нейтронная оптика).

Это значит, что — в полной аналогии с оптическими приборами — можно взять нейтронный интерферометр и изучить трехмерное распределение плотности и изотопного состава вещества. Такой прибор был бы незаменим при изучении крупных непрозрачных тел, например цельнометаллических предметов, для которых прочие методики наблюдения неудобны. За последние годы предпринимались многочисленные попытки построить такой прибор. Был даже достигнут какой-то прогресс, но успехом назвать его пока не получается. Для одного-единственного снимка требовалась «экспозиция» в несколько часов, а ведь для получения хорошей трехмерной картинки необходимы сотни таких снимков!

Свежая статья швейцарских физиков F. Pfeiffer et al., Physical Review Letters 96, 215505 (2 June 2006) стала гигантским шагом вперед в этой области. Авторы работы придумали способ ускорить этот процесс в сотни раз и при этом кардинально упростить установку!

По сути дела, для рассматривания предмета в «нейтронных лучах» исследователи применили точно такой же метод, какой используем мы при разглядывании осколка прозрачного стекла в воде. В воде и в стекле свет преломляется по-разному, и хотя сам материал стекла остается невидимым, он слегка отклоняет и искажает проходящие сквозь него лучи света. Поэтому если внимательно рассмотреть узор на дне, то стекло можно заметить по искажениям, вносимым в этот узор.

Авторы работы с помощью простой системы из двух дифракционных решеток, разнесенных на пять метров, создали на экране узор из параллельных чередующихся дифракционных полосок (напомним, что речь идет про нейтронные лучи!). Если теперь в пространство между решетками поместить тело, то нейтронная волна, проходя через него, слегка сдвинет свою фазу, и из-за этого сдвинутся и полоски на экране. По сдвигу полосок и можно получить «нейтронный снимок».

Тут, правда, возникает техническая трудность. Полоски нейтронной интенсивности на экране столь частые (250 полосок на миллиметр), что никакой нейтронный детектор их не разрешит, и уж тем более не заметит их сдвиг. Но швейцарцы очень элегантно преодолели эту трудность. На экране, непосредственно перед детектором, была установлена третья дифракционная решетка с точно таким же периодом, как у полосок. В результате при контрольном замере детектор «видел» однородный фон, но как только помещали тело, в детекторе возникало его контрастное изображение.

Авторы сообщают, что для получения каждого снимка им было достаточно минуты, и за пару часов можно было полностью реконструировать сложный трехмерный объект. Они подчеркивают, что при этом использовался источник нейтронов без каких-либо выдающихся характеристик: не слишком мощный, не слишком монохроматический и практически некогерентный. Таким образом, нейтронная фазоконтрастная томография стала доступна любому исследовательскому центру нейтронной физики.

Может возникнуть вопрос: а зачем вообще понадобилось рассматривать тело в «еще одних лучах»? Что принципиально нового может дать этот метод?

Нейтронная волна чувствует не атомы или молекулы с их электронными оболочками, а непосредственно ядра. Нейтронная томография восстановит ядерные свойства материала вне зависимости от химического окружения. Вы можете покрасить кусочек вещества краской, покрыть его полимерной пленкой, окислить его до какого-то совершенно неузнаваемого состояния или даже вплавить в свинцовую гирьку — нейтронная томография этот элемент всё равно распознает. Наконец, облучение медленными нейтронами не вносит никаких возмущений в химическую структуру вещества, не трогает хрупкие электростатические структуры и не разрушает магнитные домены. Холодные нейтроны ничему не «мешают» — они лишь аккуратно прощупывают вещество.

Neutron Vision — заметка из Physical Review Focus об этой работе.

• seasea  | 21.06.2006 | 12:19 Ответить
    Класс!
    Самое удивительное, что на фото видны полутени и зеркально отраженный "нейтронный свет" ! Как это вообще может быть?
    • spark > seasea | 21.06.2006 | 14:06 Ответить
      Не надо всё так буквально воспринимать. Это изображение построено в каком-нибудь графическом 3D редакторе на основе 180 плоских изображений фазового градиента нейтронной волны, полученных с разных сторон.
  • voix  | 21.06.2006 | 14:27 Ответить
    > Холодные нейтроны ничему не 'мешают' - они лишь аккуратно прощупывают вещество

Сомнительное утверждение. Даже холодные нейтроны должны вступать в ядерные реакции со стабильными изотопами. Ведь им легко подобраться к ядру в силу нейтральности, и реакция происходит с большим энерго выделением (7-12 МэВ).
    • spark > voix | 21.06.2006 | 15:35 Ответить
      Если изотоп стабилен, то холодный нейтрон ничего с ним не сделает. Если же изотоп способен бурно распасться после встречи с нейтроном с энергией 1 мэВ (МИЛЛИэлектровольт!), то он быстро распадется и самостоятельно. Из таких изотопов обычно не изготавливают никакие материалы.
      • voix > spark | 22.06.2006 | 13:50 Ответить
        Стабильный изотоп Fe(54,26) после захвата нейтрона (энергия реакции 9 МэВ!) станет Fe(55,26), который превратится в марганец через 3 года

Изотоп Fe(58,26), последний из стабильных нейтроноизбыточных, станет Fe(59,26), который превратится в кобальт через 44 дня.

Т.е. стабильные изотопы железа, начиная с (56,26), после захвата нейтронов, будут становиться все более тяжелыми, а затем превратятся в кобальт.
        • spark > voix | 22.06.2006 | 18:45 Ответить
          С железом 55 и 56 -- это вы перепутали изотопы, посмотрите внимательней.

Вообще, я сейчас признаю, что в принципе(!) распад ядер, индуцированный захватом холодного нейтрона, возможен (хотя поиск в интернете практически ничего не дал -- везде изучаются распады, индуцированные как минимум тепловыми нейтронами). Никакого закона, запрещающего это, нет. По-видимому, самое простое доказательство -- слияние нейтрона с дейтерием с образованием трития, который бета-радиоактивен. Поэтому можно сказать аккуратнее -- такие процессы в принципе возможны, но при тех интенсивностях нейтронного потока, которые использовались в эксперименте, наблюдаемых эффектов не будет.
          • voix > spark | 23.06.2006 | 13:56 Ответить
            > С железом 55 и 56 -- это вы перепутали изотопы

Исправил :)

Все-таки, довольно интересный вопрос, при какой минимальной энергии стабильные ядра захватывают медленные нейтроны. Не исключена зависимость от массы ядра (процентного отношения протонов и нейтронов).

Если что узнаете, обязательно сообщите :)!
            • vic > voix | 24.06.2006 | 16:16 Ответить
              >Если энергия реакции захвата нейтрона (n,gamma) положительна, то сечение захвата обратнопропорциональна скорости нейтрона (как правило). Поэтому для холодных нейтронов сечение захвата может быть просто огромным -сотни тысяч и даже миллионы барн- (10^-19--10^-18)cm^2-на некоторых изотопах (гадолиний-157)-и много большим чем для тепловых.
              • voix > vic | 26.06.2006 | 14:09 Ответить
                У всех стабильных элементов энергия захвата нейтрона положительна, правда с ростом массы элемента она падает. Для изотопов свинца 4-7МэВ.
                Даже для бета-стабильного тяжелого трансуранового менделеевия Md(159,101) плюс 5МэВ. Но там уже действует произвольный распад.

Получается, что при захвате холодных нейтронов через бета-распад будут получаться ядра все более тяжелых элементов.
              • voix > vic | 26.06.2006 | 22:16 Ответить
                Но тогда выходит, что нейтронный томограф невозможен, т.к. практически все нейтроны должны быть захвачены ядрами.
                Может холодные нейтроны до ядер не добираются и мешают им в этом электроны атомной оболочки?
  • Аматор  | 21.06.2006 | 17:46 Ответить
    "Именно на этом принципе основан нейтронный интерферометр, с помощью которого можно, например, изучать влияние силы тяжести на нейтроны".

Интересно как? В принципе, всякое вмешательство в интерференцию разрушает ее. Не разрушит ли воздействие тяготения интерференцию?
    • spark > Аматор | 21.06.2006 | 19:28 Ответить
      Непосредственно в саму интерференцию никто не вмешивается.
      Расщепляете нейтронный луч на два, пускаете по двум плечам интерферометра, потом соединяете в детекторе. Из-за силы тяжести набег фазы при прохождении по верхнему плечу будет отличаться от нижнего. Вращаете теперь в пространстве весь интерферометр целиком и видите, как меняется разность фаз.

Статья, в которой впервые наблюдалось это явление: Phys. Rev. Lett. 34, 1472-1474 (1975).
      • Аматор > spark | 22.06.2006 | 12:37 Ответить
        Спасибо за обяснение и ссылку.