К. Циммер
«Микрокосм». Глава из книги

А. Огнёв
Откуда жизнь? Еще теплее!

Р. Докинз
«Эгоистичный ген». Глава из книги

А. Бердников
Вдоль по лунной дорожке

В. Бабицкая, С. Горбунов
Как и зачем птицы общаются с охотниками за медом

Е. Чернова
Хаос и порядок: фрактальный мир

У. Айзексон
«Инноваторы». Глава из книги

Н. Резник
Жираф большой, ему видней, и сам он хорошо заметен

М. Софер
Куда уходит лето?

С. Петранек
«Как мы будем жить на Марсе». Глава из книги

Найден ген, влияющий на склонность к добрым поступкам

Мы привыкли считать, что доброта зависит прежде всего от воспитания, однако новые открытия генетиков показывают, что это качество является отчасти наследственным. Изображение с сайта www.8zaek.ru

Многие аспекты социального поведения у животных и людей регулируются нейропептидами окситоцином и вазопрессином. Израильские генетики обнаружили, что некоторые вариации в нуклеотидной последовательности гена OXTR, кодирующего рецептор окситоцина, напрямую связаны со склонностью людей совершать добрые поступки в ущерб личной выгоде. Открытие стало еще одним шагом в понимании наследственных основ альтруистического поведения.

О влиянии окситоцина и вазопрессина на социальное поведение животных и людей «Элементы» рассказывали неоднократно (см. ссылки внизу). В частности, было показано, что у людей перназальное введение окситоцина повышает доверчивость и щедрость (см.: Гены управляют поведением, а поведение — генами, «Элементы», 12.11.2008). С другой стороны, близнецовый анализ показал, что эти черты характера являются отчасти наследственными (см.: Доверчивость и благодарность — наследственные признаки, «Элементы», 07.03.2008). Это позволяло предположить, что те или иные варианты (аллели) генов, связанных с синтезом окситоцина или с его восприятием нейронами мозга,могут влиять на склонность людей доверять другим и делиться с ними ценными ресурсами (например, деньгами). Однако до сих пор конкретные вариации «окситоциновых» генов, обладающие таким эффектом, не были обнаружены.

Этот пробел восполнили израильские генетики. В статье, опубликованной в журнале PLoS ONE, они сообщили, что им удалось обнаружить связь между некоторыми аллельными вариантами гена OXTR и склонностью людей проявлять бескорыстный альтруизм. Ген OXTR кодирует окситоциновый рецептор — белок, вырабатываемый некоторыми клетками мозга и отвечающий за их восприимчивость к окситоцину.

Ранее теми же авторами была проделана аналогичная работа с геном вазопрессинового рецептора AVPR1a. Оказалось, что между некоторыми вариациями в нуклеотидной последовательности регуляторных участков этого гена и готовностью людей поделиться деньгами с незнакомцем существует прямая связь. Об этом исследовании мы упоминали в заметке Гены управляют поведением, а поведение — генами.

Однако было бы наивно предполагать, что AVPR1a является единственным геном, влияющим на эти черты характера. Специалисты, изучающие генетику поведения, хорошо знают, что так не бывает практически никогда. Сложные поведенческие признаки обычно зависят от множества генов. При этом нельзя забывать и о важной роли окружающей среды, воспитания, обучения: никто не отрицает их влияния, однако во многих случаях оно оказывается не абсолютным, и генетика тоже вносит свой вклад в развитие человеческой личности (см.: З. А. Зорина, И. И. Полетаева, Ж. И. Резникова. Основы этологии и генетики поведения).

В исследовании приняли участие две группы испытуемых: первая состояла из 203 студентов обоего пола, вторая — из 98 взрослых женщин.

Для определения склонности к альтруизму использовались два стандартных теста, которые иногда не совсем правильно называют «играми». Первый тест называется «диктатор» (см. Dictator game). В этом тесте участвуют два человека, но только один из них совершает активные действия (принимает решения), а второй абсолютно пассивен. В данном случае второго участника на самом деле вообще не было, но испытуемые об этом не знали. Каждому участнику говорили, что он «играет» с другим человеком, ему незнакомым, причем экспериментаторы гарантировали полную анонимность. То есть испытуемые не опасались мести партнера и не рассчитывали на его благодарность. Испытуемый получал небольшую сумму денег (50 шекелей) и должен был по своему усмотрению распределить ее между собой и невидимым партнером. Он мог спокойно оставить все деньги себе — и это было бы единственно правильным решением с точки зрения теории игр.

Впрочем, хорошо известно, что многие человеческие поступки нельзя адекватно объяснить при помощи теории игр, то есть с позиций личной выгоды (Henrich et al., 2005. «Economic man» in cross-cultural perspective: behavioral experiments in 15 small-scale societies). Как показывает практика, большинство людей в этой ситуации все-таки делятся с партнером. «Игра» на этом заканчивается. Деньги были настоящие, сколько денег испытуемый оставлял себе, столько и уносил с собой. Сумма, пожертвованная несуществующему партнеру, оставалась у экспериментаторов.

Во втором тесте (SVO test; см.: Social Value Orientations) испытуемому предлагали принять серию экономических решений по разделу денег. В каждом случае нужно было выбрать один из трех вариантов раздела. Варианты могли быть, например, такие: 1) себе взять 500 условных денежных единиц, партнеру не дать ничего; 2) себе 500 и партнеру 500; 3) себе 550, партнеру – 300. В данном случае выбор первого варианта свидетельствует об «иррациональном» (с точки зрения теории игр) желании напакостить партнеру, третьего — об обычном «здоровом эгоизме», выбор второго варианта является актом альтруизма (причем стимулом к выбору второго варианта может быть также стремление к равенству, см.: Альтруизм у детей связан со стремлением к равенству, «Элементы, 04.09.2008). По совокупности принятых решений можно оценить степень «просоциальности» испытуемого, то есть его склонность проявлять заботу об интересах партнера, в том числе и в ущерб своим личным интересам. В этом тесте деньги тоже были настоящие: после тестирования у.е. переводились в наличные, и испытуемый получал свою долю сполна.

Результаты тестирования затем сопоставлялись с результатами генетического анализа.

В некодирующих (предположительно регуляторных) областях гена OXTR имеется несколько так называемых однонуклеотидных полиморфизмов, или «снипов» (single nucleotide polimorphisms, SNP). Большая часть гена OXTR одинакова у всех людей (это справедливо и для всех прочих генов), но по некоторым нуклеотидам разные версии гена могут различаться. Именно эти нуклеотиды, которые могут быть разными у разных людей, и называют «снипами».

У всех испытуемых первой группы определили аллельное состояние 15 снипов в некодирующих участках гена OXTR. В 8 случаях из 15 была обнаружена связь между тем, какой нуклеотид стоит в данной позиции в гене OXTR, и склонностью к альтруизму, которая была выявлена в двух тестах. Некоторые снипы влияют на альтруизм только у мужчин, другие — только у женщин, третьи — у обоих полов. Наиболее значимая корреляция с альтруизмом обнаружилась у трех снипов, один из которых (его условное обозначение — rs1042778) расположен в промоторной области гена, два других — в интроне (некодирующей вставке).

Затем исследование повторили на второй группе испытуемых. На этот раз проверялись только три снипа, важность которых была установлена в предыдущем опыте, и использовался только один из двух тестов — игра «Диктатор». Взрослые женщины в этой игре вели себя в целом намного более альтруистично, чем студенты. Наиболее значимая корреляция с альтруизмом была выявлена у снипа rs1042778. Люди, у которых в этой полиморфной позиции стоит нуклеотид Г, охотнее делятся деньгами с незнакомцами, чем те, у которых там стоит нуклеотид Т. Так, женщины из второй группы с генотипами ГГ и ГТ отдали партнеру в игре «Диктатор» в среднем 25 шекелей, а носительницы генотипа ТТ — только 18,5.

Частота аллеля Т, который коррелирует с жадностью, среди участников эксперимента составила 29%; частота «щедрого» аллеля Г, соответственно, 71%.

Таким образом, исследование показало, что склонность к альтруистическим поступкам зависит от генов не только вазопрессиновых, но и окситоциновых рецепторов. Поскольку выявленные снипы находятся не в кодирующих, а в регуляторных областях генов, можно заключить, что доброта зависит не от строения самих рецепторов, а от того, каким образом в тех или иных клетках мозга регулируется активность генов, кодирующих эти рецепторы. От этой активности в конечном счете зависит, сколько рецепторов будет находиться на мембране нейронов, а это, в свою очередь, определяет степень чувствительности нейронов к окситоцину и вазопрессину.

Так что если теперь фармакологи захотят создать пресловутые «таблетки от жадности», существующие пока только в анекдотах, то у них уже есть целых две хороших «терапевтических мишени» (так называют конкретные биохимические процессы или гены, воздействуя на которые, можно исправить тот или иной дефект или вылечить болезнь). Разработка новых лекарственных средств обычно начинается именно с поиска таких «мишеней».

Источник: Salomon Israel, Elad Lerer, Idan Shalev, Florina Uzefovsky, Mathias Riebold, et al. The Oxytocin Receptor (OXTR) Contributes to Prosocial Fund Allocations in the Dictator Game and the Social Value Orientations Task // PLoS ONE. 2009. V. 4(5): e5535.

О роли окситоцина и вазопрессина в регуляции социального поведения см. также:
1) Гены управляют поведением, а поведение — генами, «Элементы», 12.11.2008.
2) Окситоцин делает людей более чуткими к добрым словам, «Элементы», 17.12.2008.
3) Самцы после спаривания становятся спокойнее и смелее, «Элементы», 16.10.2007.
4) Биохимические основы любви закладываются в младенчестве, «Элементы», 02.12.2005.