Элементы Элементы большой науки

Поставить закладку

Напишите нам

Карта сайта

Содержание
Энциклопедия
Новости науки
LHC
Картинка дня
Библиотека
Видеотека
Книжный клуб
Задачи
Масштабы: времена
Детские вопросы
Плакаты
Научный календарь
Наука и право
ЖОБ
Наука в Рунете

Поиск

Подпишитесь на «Элементы»


ВКонтакте
в Твиттере
в Фейсбуке



Библиотека

 
Ф. Вильчек
«Красота физики». Глава из книги


Дж. Бэрроу
«История науки в знаменитых изображениях». Глава из книги


Ж. Резникова
И даман поманил за собой


В. Сурдин
Поиски новых планет


С. Горбунов
Сeratotherium simum cottoni. Последний из могикан


Д. Никифоров и др.
ЭКО: длинная история короткой встречи


А. Никонов
Небывалое бедствие в селе Кашкаранцы


Л. Сасскинд, Дж. Грабовски
«Теоретический минимум». Глава из книги


А. Сергеев, А. Благодатский
Насекомые и бионика: загадки зрительного аппарата


Л. Смолин
«Возвращение времени». Глава из книги







Главная / Новости науки версия для печати

Биохимические основы любви закладываются в младенчестве


Контакт с матерью нужен малышу, чтобы научиться любить (фото с сайта www.photohome.com)
Контакт с матерью нужен малышу, чтобы научиться любить (фото © Photohome.com)

Психологи давно предполагали, что первые месяцы после рождения ребенка особенно важны для развития способностей к полноценному общению, любви и дружбе, формированию устойчивых социальных связей. Теперь эта гипотеза получила прямые биохимические подтверждения.

Дети, лишенные контакта с родителями сразу после рождения, рискуют на всю жизнь остаться ущербными в эмоциональном, психическом и социальном отношении. Даже обретение новой полноценной семьи и любящих приемных родителей не гарантирует полной реабилитации, если ребенок провел первые 1-2 года жизни в приюте.

К такому неутешительному выводу пришла группа психологов под руководством Сета Поллака (Seth D. Pollak) из Висконсинского университета (Мэдисон, США), опубликовавшая результаты своих исследований в одном из самых уважаемых научных журналов — Proceedings of the National Academy of Sciences of the USA (PNAS).

Известно, что ключевую роль в формировании полноценных и эмоционально насыщенных межличностных связей играют нейропептиды — сигнальные вещества, определяющие эмоциональный статус у человека и высших животных. Трудно проникнуться искренними чувствами к человеку, близость которого вызывает у нас отрицательные эмоции или не вызывает никаких. Контакт с любимым человеком в норме должен приводить к повышению концентрации определенных нейропептидов (в частности, окситоцина) в спинномозговой жидкости и крови. В противном случае, вы не испытаете ни радости, ни удовольствия от общения, даже если умом будете понимать, какой это замечательный человек и как много хорошего он вам сделал.

Всё это характерно отнюдь не только для человека. У других млекопитающих (в том числе у тех видов, для которых характерны моногамные семьи) та же самая гормональная система управления эмоциями отвечает за формирование устойчивых привязанностей, которые с биохимической точки зрения ничем не отличаются от человеческой любви.

Поллак и его коллеги изучали выборку из 18 детей — бывших сирот, которые провели в приюте первые месяцы или годы жизни (от 7 до 42 месяцев, в среднем 16,6), а затем были усыновлены или удочерены благополучными, обеспеченными семьями. В этих комфортных условиях дети провели к моменту начала эксперимента от 10 до 48 (в среднем 36,4) месяцев. В качестве «контроля» использовались дети, живущие с родителями с самого рождения.

Уровень вазопрессина в моче бывших сирот (правая колонка) в среднем ниже, чем у «домашних» детей (рисунок из статьи в PNAS)
Уровень вазопрессина в моче бывших сирот (правая колонка) в среднем ниже, чем у «домашних» детей (рисунок из статьи в PNAS)

Ученые измеряли уровень двух ключевых нейропептидов, связанных с формированием социальных связей (как у человека, так и у животных): окситоцина и вазопрессина. Методологическая «изюминка» данного исследования состояла в том, что уровень нейропептидов измерялся не в спинномозговой жидкости и не в крови (как это принято делать в подобных случаях), а в моче. Это сильно упростило задачу и позволило не травмировать детей многократным забором крови или тем более спинномозговой жидкости. С другой стороны, это создало авторам исследования определенные трудности. Не все их коллеги согласны с утверждением, что концентрация нейропептидов в моче является адекватным показателем уровня синтеза этих веществ в организме. Пептиды нестойки, и большая часть их может разрушиться в крови гораздо раньше, чем попадет в мочу. Авторы не проводили специальных исследований для подтверждения корреляции уровней нейропептидов в крови и моче, они лишь ссылаются на две довольно старые статьи (1964-го и 1987 гг.), в которых приводятся экспериментальные данные, подкрепляющие их точку зрения.

Так или иначе, оказалось, что у бывших сирот уровень вазопрессина заметно понижен по сравнению с «домашними» детьми.

Уровень окситоцина после общения с матерью у «домашних» детей повысился, а у бывших сирот — не изменился (рисунок из статьи в PNAS)
Уровень окситоцина после общения с матерью у «домашних» детей повысился, а у бывших сирот — не изменился (рисунок из статьи в PNAS)

Еще более драматичная картинка получилась по другому «коммуникативному» нейропептиду — окситоцину. Базовый уровень этого вещества оказался примерно одинаковым у бывших сирот и у контрольной группы. Эксперимент, поставленный психологами, заключался в следующем: дети играли в компьютерную игру, сидя на коленях у своей матери (родной или приемной), после этого измерялся уровень окситоцина в моче и сравнивался с «базовым», измеренным перед началом эксперимента. В другой раз те же дети играли в ту же игру, сидя на коленях у незнакомой женщины.

Оказалось, что у «домашних» детей после общения с мамой уровень окситоцина заметно повышается, тогда как совместная игра с незнакомой женщиной такого эффекта не вызывает. У бывших сирот окситоцин не повышался ни от контакта с приемной матерью, ни от общения с незнакомкой.

Эти печальные результаты показывают, что способность радоваться общению с близким человеком, по-видимому, формируется в первые месяцы жизни. Малыши, лишенные в течение этого критического периода самого главного — контакта с родителями, — могут на всю жизнь остаться эмоционально обедненными, им будет трудно адаптироваться в обществе и создать полноценную семью.

См. также:
Childhood Scars That Never Heal («Детские шрамы, которые не исчезают») — рассказ об этом исследовании на сайте ScienceNow
Эндорфины сделали нас людьми? (о возможной роли нейропептидов и эмоциональной регуляции поведения в эволюции Homo sapiens) — «Элементы», 29.11.2005

Александр Марков


Комментарии (4)



Последние новости: ПсихологияБиологияАлександр Марков

24.05
Клещи ездили на насекомых уже 320 миллионов лет назад
23.05
В Китае найдены древнейшие многоклеточные водоросли
18.05
Обнаружены одноклеточные организмы с ядром, но без митохондрий
16.05
Уровень полученного образования отчасти зависит от генов
13.05
Удалось проследить зарождение и развитие меланомы от первой раковой клетки
10.05
ГМО будут совершенствоваться при помощи искусственной эволюции
4.05
Рост концентрации CO2 в атмосфере способствует увеличению растительного покрова
25.04
Расшифрованы генетические основы быстрых эволюционных изменений размера клюва у дарвиновых вьюрков
20.04
Расшифровка древней ДНК рассказала о происхождении южноамериканских индейцев
19.04
Птицы учатся строить гнезда у своих знакомых


Новости науки по темам: антропология, археология, астрономическая научная картинка дня, астрономия, биология, биотехнологии, генетика, геология, затмения, информационные технологии, космос, лингвистика, математика, медицина, нанотехнологии, наука в России, наука и общество, Нобелевские премии, палеонтология, Первое апреля, психология, технологии, физика, химия, эволюция, экология, энергетика, этология

Новости науки по авторам: Валентин Анаников, Дарья Баранова, Вера Башмакова, Александр Бердичевский, Максим Борисов, Варвара Веденина, Александр Венедюхин, Михаил Волович, Михаил Гарбузов, Алексей Гиляров, Дмитрий Гиляров, Сергей Глаголев, Евгений Гордеев, Николай Горностаев, Владимир Гриньков, Дмитрий Дагаев, Юрий Ерин, Анастасия Еськова, Дмитрий Жарков, Андрей Журавлёв, Дмитрий Замолодчиков, Игорь Иванов, Вячеслав Калинин, Павел Квартальнов, Мария Кирсанова, Дмитрий Кирюхин, Александр Козловский, Юлия Кондратенко, Артем Коржиманов, Ольга Кочина, Виталий Кушниров, Иван Лаврёнов, Алексей Левин, Андрей Логинов, Сергей Лысенков, Лейла Мамирова, Александр Марков, Мария Медникова, Вадим Мокиевский, Григорий Молев, Тарас Молотилин, Марат Мусин, Максим Нагорных, Елена Наймарк, Алексей Опаев, Петр Петров, Александр Пиперски, Константин Попадьин, Сергей Попов, Роман Ракитов, Татьяна Романовская, Александр Самардак, Александр Сергеев, Андрей Сидоренко, Виктория Скобеева, Даниил Смирнов, Дарья Спасская, Любовь Стрельникова, Алексей Тимошенко, Александр Токарев, Мария Шнырёва, Сергей Ястребов, Светлана Ястребова

Новости науки по месяцам: 2016 V, IV, III, II, I  2015 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2014 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2013 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2012 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2011 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2010 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2009 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2008 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2007 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2006 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I  2005 XII, XI, X, IX, VIII, VII, VI, V, IV, III, II, I 

Новости науки почтой (рассылка на Subscribe.ru):

 


Где еще почитать научные новости: «Биомолекула», «Вокруг света», Газета.ру. Наука, «Наука и жизнь», Наука и технологии РФ, «Научная Россия», «Популярная механика», РИА Наука, «Чердак», N+1, Naked Science

 


при поддержке фонда Дмитрия Зимина - Династия