Т. Дамур
«Мир по Эйнштейну». Глава из книги

Л. Франк
«Мой неповторимый геном». Глава из книги

В память о Леониде Вениаминовиче Келдыше (07.04.1931–11.11.2016)

Н. Жизан
«Квантовая случайность». Глава из книги

Интервью с С. Ландо
Сергей Ландо: «Прорывы в математике плохо предсказуемы»

В. Гаврилов
Загадка зарянки

А. Левин
Астрономия темного

В. Мацарский
Бодался Чандра с сэром Артуром

О. Макаров
Секрет разделения

М. Никитин
«Происхождение жизни». Глава из книги

Самцы после спаривания становятся спокойнее и смелее

При всем различии между крысами и людьми эмоции у них контролируются одними и теми же химическими веществами. Фото © E.Sandford 2006 с сайта www.ratz.co.uk

После спаривания крысы-самцы становятся спокойнее и смелее, они меньше реагируют на стрессирующие факторы и не так активно избегают опасных ситуаций. Германские нейробиологи установили, что ключевую роль в этих изменениях играет нейропептид окситоцин, выделяющийся в гипоталамусе во время спаривания. По-видимому, окситоцин отвечает и за расслабленное, спокойное состояние, наступающее у мужчин после секса.

Окситоцин выполняет множество разнообразных функций в организме млекопитающих, выступая в двух основных «ролях»: гормона и нейромедиатора. В первом своем качестве он регулирует, например, лактацию и сокращения гладкой мускулатуры матки при родах; во втором — участвует в эмоциональной регуляции поведения.

Известно, что выделяемый нейронами некоторых отделов мозга окситоцин влияет на поведение матери по отношению к ребенку, на восприимчивость к стрессу, на некоторые аспекты социального поведения. Например, недавно было показано, что перназальное (через нос) введение окситоцина делает людей более доверчивыми по отношению к другим людям, а также снижает уровень беспокойства, напряженности. Кроме того, установлено, что уровень окситоцина в крови крыс повышается во время брачных игр, во время и после спаривания. Опыты на людях-добровольцах показали, что в этом отношении человек ничем не отличается от крысы. Традиционно изучалось влияние окситоцина в основном на женский организм (это вещество используется, например, при родовспоможении для активизации маточных сокращений), однако известно, что в мужском мозге окситоцин тоже вырабатывается и тоже влияет на эмоции и поведение.

Всё это побудило нейроэндокринологов из Регенсбургского университета (Германия) Мартина Вальдхерра (Martin Waldherr) и Ингу Нойманн (Inga Neumann) задаться вопросом: не от окситоцина ли зависит то расслабленное, успокоенное состояние, которое охватывает мужчин после секса? Впрочем, на людях доказать это практически невозможно, и в качестве объекта были избраны безропотные крысы. Эксперимент состоял из трех этапов.

Сначала исследователи установили, что крысы-самцы после спаривания действительно становятся спокойнее и не так активно избегают опасных ситуаций. Это было показано при помощи ряда стандартных тестов на уровень беспокойства (anxiety). Например, крыс сажали в лабиринт, где одни проходы закрытые и темные, а другие открыты сверху и освещены. Оказалось, что самцы после спаривания существенно больше времени проводят в открытых («опасных») участках лабиринта по сравнению с контрольными самцами, которые до этого содержались в точно таких же условиях, но перед помещением в лабиринт не спаривались с самками.

Долгое пребывание на открытых участках у крыс является признаком низкого уровня беспокойства. По мнению авторов, повышенная смелость самцов крыс после спаривания может иметь адаптивное значение, поскольку они, находясь в таком храбром состоянии, с большей вероятностью смогут найти себе еще одну самку (хотя, конечно, нужно иметь в виду, что кроме смелости для этого нужны еще желание и энергия, которые вряд ли возрастают после спаривания).

Повышенная смелость у самцов крыс после спаривания сохранялась (оставалась статистически значимой) весьма долго — целых 4 часа. При этом достоверных изменений двигательной активности и исследовательского поведения не было выявлено.

Самцы, которые могли видеть, слышать и обонять рецептивную (готовую к спариванию) самку, но не могли до нее добраться, смелее не становились.

На втором этапе экспериментаторы измеряли уровень окситоцина в мозге самцов до, во время и после спаривания при помощи микродиализа — метода, позволяющего проводить прижизненные измерения концентрации различных веществ в тканях и органах, в том числе в мозге. Оказалось, что уже при виде рецептивной самки уровень окситоцина в мозге самцов начинает повышаться, а во время спаривания он подскакивает особенно резко. Окситоцин вырабатывается в отделе мозга, отвечающем за обработку нервных и гормональных сигналов, связанных с различными сильными переживаниями — в паравентрикулярном ядре гипоталамуса. В других отделах мозга уровень окситоцина при спаривании не меняется. Общение с нерецептивной самкой не влияло на уровень окситоцина в мозге самцов.

Бонобо (карликовые шимпанзе) часто используют секс в качестве средства для снятия стресса и напряженности в коллективе. Теперь понятно, что всё дело тут в окситоцине. Фото © Emmanuelle Grundmann с сайта homepage.mac.com

Таким образом, было показано, что: 1) спаривание снижает беспокойство и повышает смелость; 2) при спаривании мозг самца вырабатывает много окситоцина. Теперь оставалось доказать, что между двумя явлениями существует причинная связь. Именно эту цель и преследовал третий этап экспериментов. В мозг самцов вводили вещество, которое подавляет способность нейронов реагировать на окситоцин. Это делалось непосредственно после спаривания. В полном соответствии с ожиданиями экспериментаторов самцы в этом случае после спаривания не становились смелее.

Ученые поставили также большое количество контрольных экспериментов. В частности, они показали, что если ввести самцам после спаривания вещество, подавляющее реакцию нейронов на вазопрессин (другой нейропептид, близкий по своим функциям к окситоцину), самцы всё равно становятся смелее. Значит, дело скорее всего именно в окситоцине, а не в других нейропептидах. В отдельных экспериментах было показано, что втыкание в мозг самцов всевозможных капилляров и канюль для микродиализа и введения препаратов, как ни странно, не снижает их половую активность; что блокирование окситоциновых рецепторов не влияет на смелость не спаривавшихся самцов, и т. д.

Таким образом, было доказано, что происходящая во время спаривания активизация окситоциновой системы мозга (так называется совокупность нейронов мозга, выделяющих окситоцин и реагирующих на него) действительно влияет на поведение самцов после спаривания. У самцов снижается общий уровень беспокойства, они спокойнее начинают относиться к опасностям. Если учесть при этом те эффекты окситоцина, которые были установлены ранее (например, то обстоятельство, что выделяемый мозгом окситоцин способствует глубокому сну без сновидений), то едва ли можно сомневаться в том, что окситоцин играет важную роль и в тех переменах настроения и физиологического состояния, которые наблюдаются у людей в аналогичной ситуации.

Источник: Martin Waldherr, Inga D. Neumann. Centrally released oxytocin mediates mating-induced anxiolysis in male rats (полный текст — Pdf, 450 Кб) // Proc. Natl. Acad. Sci USA. Published online before print October 9, 2007.

1) Биохимические основы любви закладываются в младенчестве, «Элементы», 02.12.2005.
2) Любовь и верность контролируются дофамином, «Элементы», 07.12.2005.
3) Импульсивное поведение — признак предрасположенности к наркомании, «Элементы», 07.03.2007.