Главная / Картинка дня версия для печати

Ордовикские метеориты

Метеорит из карьера Торсберг

На фотографии — 8-сантиметровый метеорит. Он упал на Землю в середине ордовикского периода и пролежал вмурованным в известняк 470 млн лет, пока его вместе с десятками таких же метеоритов не обнаружили рабочие шведского карьера Торсберг (Thorsbergs stenbrott), рядом с горой Киннекулле (Kinnekulle). Ордовикские метеориты образовались в результате одной из самых грандиозных катастроф в истории Солнечной системы и могли повлиять на эволюцию жизни на Земле.

Ископаемые организмы буквально вездесущи, какую осадочную породу ни возьми. Так, рядом с метеоритом (на фото) присоседилась раковина наутилоидного моллюска (см. также Станция «Площадь ископаемых»). А вот ископаемые метеориты — это куда большая редкость. Метеориты даже совсем небольшого размера нечасто долетают до поверхности Земли — многим ли посчастливилось найти хотя бы один за всю свою жизнь? Наткнуться же на метеорит, упавший в древности на дно моря и затем погребенный осадками, — это всё равно что найти иголку в стоге сена.

Тем не менее на юге Швеции, в небольшом известняковом карьере Торсберг, ископаемые метеориты встречаются с ошеломляющей частотой. Их находят, когда камнерезные машины распиливают плиты известняка (он используется как отделочный камень во омногих шведских церквях и общественных зданиях).

Карьер Торсберг

Карьер Торсберг, в котором было найдено более сотни ордовикских метеоритов. Фото из статьи B. Schmitz et al., 2014. A fossil winonaite-like meteorite in Ordovician limestone: a piece of the impactor that broke up the L-chondrite parent body?

Местный коллекционер и геолог-любитель Марио Тассинари договорился с рабочими, чтобы те приносили ему все плиты с подозрительными инородными включениями. Таким путем за 20 лет в его руках оказалось более сотни метеоритов ордовикского периода диаметром от 1 до 21 см.

Марио Тассинари

Шведский коллекционер Марио Тассинари (в центре) с ископаемым метеоритом из карьера Торсберг, 1992 год. Фото из статьи B. Schmitz, 2013. Extraterrestrial spinels and the astronomical perspective on Earth's geological record and evolution of life

Отличить ископаемый метеорит от обычного куска базальта можно по характерным хондрам — так называются затвердевшие капельки расплавленного вещества, на заре существования Солнечной системы летавшие в космическом пространстве и затем слипшиеся в более крупные объекты. Метеоритное вещество в ископаемых метеоритах почти полностью замещается земными минералами, а вот исходная структура в виде хондр сохраняется. Кроме того, от исходной начинки в ископаемых метеоритах остаются включения в виде минерала хромита.

Все метеориты, найденные в карьере Торсберг, упали на Землю за сравнительно короткий промежуток времени примерно в один-два миллиона лет. На этот же период приходится резкий рост концентрации микрометеоритов в осадочных породах. Микрометеориты — это небольшие обломки метеоритов размером в десятые и сотые доли миллиметра. Их ищут, растворяя известняк в соляной кислоте и затем пропуская его через сито. Обычно, чтобы найти 5 гранул метеоритного хромита, нужно растворить 380 кг породы. Но в породах, которые приходятся на означенный интервал, на один килограмм попадается 2–3 микрометеорита!

Гранулы метеоритного хромита

Гранулы метеоритного хромита. Слева — из среднего ордовика шведского карьера Hällekis; длина масштабного отрезка 100 мкм. Справа — из среднего ордовика на реке Лынна (Ленинградская область); длина масштабного отрезка 50 мкм. Фото из статей B. Schmitz, 2013. Extraterrestrial spinels and the astronomical perspective on Earth's geological record and evolution of life и A. Lindskog et al., 2012. A Russian record of a Middle Ordovician meteorite shower: extraterrestrial chromite at Lynna River, St. Petersburg region

Ордовикские известняки, обогащенные микрометеоритами, встречаются не только в Швеции, но и в других регионах — например, российские ученые под руководством Андрея Дронова из Геологического института РАН обнаружили их в береговом разрезе реки Лынна в Ленинградской области. Это открытие свидетельствует о глобальном характере метеоритного дождя, обрушившегося на Землю в середине ордовика — по своей интенсивности он на два порядка превосходил приток метеоритов в другие эпохи.

Отбор образцов для изучения микрометеоритов

Отбор образцов для изучения микрометеоритов из отложений среднего ордовика на реке Лынна (Ленинградская область). Фото © Андрея Дронова

Подавляющее большинство ордовикских метеоритов относится к классу L-хондритов. Скорее всего, все они являются продуктами распада одного и того же гигантского астероида. Возможно, он развалился, когда в него врезался другой астероид. В карьере Торсберг был даже найден возможный обломок второго участника столкновения, близкий к метеоритам из группы винонаитов (см. Winonaite). Катастрофа произошла примерно 470 млн лет назад, после чего на Землю сначала попала щебенка из мелких метеоритов, а затем с некоторым запозданием стали падать и более крупные обломки. Один из них, диаметром около 600 м, упал 458 млн лет назад в северной Швеции, оставив после себя семикилометровый кратер Локне (Lockne).

Метеорит из карьера Торсберг необычного типа

Метеорит из карьера Торсберг необычного типа, не относящийся к группе L-хондритов. Возможно, он откололся от второго астероида, участвовавшего в столкновении 470 млн лет назад. Фото из статьи B. Schmitz et al., 2014. A fossil winonaite-like meteorite in Ordovician limestone: a piece of the impactor that broke up the L-chondrite parent body?

Обычно падение крупных небесных тел ассоциируется с вымираниями — вспомним о пресловутом астероиде, который, как известно даже школьникам, «убил динозавров». Однако в середине ордовика никто и не думал вымирать. Напротив, в это время происходит великий ордовикский всплеск биоразнообразия, когда в океане появляется множество новых жизненных форм, занимающих экологическую нишу фильтраторов, пелагических и бентосных организмов. Собственно, именно тогда жизнь, которая до сих пор ютилась вдоль побережья в мелководных морях, впервые осваивает весь мировой океан.

Была выдвинута гипотеза, что ордовикская метеоритная бомбардировка могла каким-то образом спровоцировать этот всплеск биоразнообразия. Но, конечно, нельзя исключить, что это было просто совпадением. Тем более, что рост разнообразия брахиопод, например, начался примерно за 2 млн лет до метеоритного дождя.

Кстати, когда будете в Эрмитаже, посмотрите под ноги. Полы в холле, там, где кассы, выложены красным шведским ортоцератитовым известняком. В XIX веке он добывался в той же местности, где располагается сейчас карьер Торсберг, и имеет тот же возраст, что и слой, богатый метеоритами. Кто знает, может быть посетители Эрмитажа, сами того не зная, из года в год истаптывают какой-нибудь ископаемый метеорит размером с горошину?

Фото из статьи B. Schmitz, 2013. Extraterrestrial spinels and the astronomical perspective on Earth's geological record and evolution of life.

Александр Храмов