Введение
Разное
Взгляд в прошлое
Биографии

Новости: науки о жизни

Расшифрована структура комплекса I дыхательной цепи митохондрий быка

У черно-белых ястребов больше птенцов выращивают родители с разной окраской

Гибридизация однодомных и двудомных растений увеличивает разнообразие половых фенотипов

Систему противовирусной защиты можно применить для эффективной иммунотерапии рака

Млекопитающие с относительно крупным мозгом более уязвимы

Самки синиц поют при появлении хищника

Главная / Энциклопедия / Науки о жизни / Клеточная теория версия для печати

Клеточная теория

(1) Все живые организмы состоят из одной или нескольких клеток; (2) химические реакции, происходящие в живых организмах, локализованы внутри клеток; (3) все клетки ведут начало от других клеток; (4) в клетках содержится наследственная информация, которая передается от одного поколения к следующему.

1663, 1839 Клеточная теория
XIX-XX вв. Биологические молекулы
1859 Теория эволюции
XIX-XX вв. Распространение нервных импульсов
1953 ДНК
1958 Центральная догма молекулярной биологии
1960-е Стволовые клетки
сер. 1960-х Иммунная система
1995 Клонирование

Увеличенное изображение среза листа, на котором видны клетки

Увеличенное изображение среза листа, на котором видны клетки (структуры, имеющие форму многоугольников), из которых этот лист состоит

Первым человеком, увидевшим клетки, был английский ученый Роберт Гук (известный нам благодаря закону Гука). В 1663 году, пытаясь понять, почему пробковое дерево так хорошо плавает, Гук стал рассматривать тонкие срезы пробки с помощью усовершенствованного им микроскопа. Он обнаружил, что пробка разделена на множество крошечных ячеек, напомнивших ему монастырские кельи, и он назвал эти ячейки клетками (по-английски cell означает «келья, ячейка, клетка»). В 1674 году голландский мастер Антоний ван Левенгук (Anton van Leeuwenhoek, 1632–1723) с помощью микроскопа впервые увидел в капле воды «зверьков» — движущиеся живые организмы. Таким образом, к началу XVIII века ученые уже знали, что в живых организмах есть клетки.

Однако лишь в 1838 году Маттиас Шлейден, посвятивший много лет жизни подробнейшему изучению растительных тканей, предположил, что все растения состоят из клеток. А в следующем году Шлейден и Теодор Шванн высказали гипотезу, что клеточное строение имеют все живые организмы. Так была заложена основа современной клеточной теории. В 1858 году теорию дополнил немецкий патолог Рудольф Вирхов (Rudolph Virchow, 1821–1902). Ему принадлежит высказывание: «Там, где есть клетка, должна быть и предшествующая ей клетка». Иными словами, живое может возникнуть только от другого живого. Когда были переоткрыты законы Менделя и ученые заинтересовались вопросами наследственности, клеточная теория была дополнена четвертым из перечисленных выше тезисов. Сегодня хорошо известно, что наследственный материал содержится в клеточной ДНК (см. Центральная догма молекулярной биологии).

Теодор ШВАНН
Theodor Schwann, 1810–82

Немецкий физиолог, родился в Нёйсе. Он готовился стать священником, но вскоре увлекся медициной. Получив степень доктора медицины в Берлине, Шванн совершил ряд открытий в области биохимии. Позднее, уже будучи профессором Льежского университета, Шванн перешел на позиции религиозного мистицизма.

Маттиас Якоб ШЛЕЙДЕН
Matthias Jacob Schleiden, 1804–81

Немецкий ботаник, родился в Гамбурге в семье известного врача. Он учился на адвоката, но забросил юриспруденцию, чтобы изучать ботанику, и со временем стал профессором Йенского университета. В отличие от других ботаников, которые в то время ограничивались систематикой растений, основным инструментом Шлейдена при изучении роста и структуры растений был микроскоп.