Гипотеза Геи

Земля представляет собой единый живой организм.

Гея — греческая богиня, которая вывела мир из хаоса. Гипотезу Геи выдвинул английский ученый Джеймс Лавлок, работавший в НАСА в начале 1960-х годов, в период, когда только начинались поиски жизни в Солнечной системе. Исходя из того факта, что земная атмосфера значительно отличается от атмосфер безжизненных планет, Лавлок утверждал, что наша планета и ее биосфера представляют собой некий живой организм. Он говорил: «Земля — больше, чем просто дом, это живой организм, и мы являемся его частью».

Как относиться к этой гипотезе, непонятно. Ведь в ней нет четко определенных выводов, которые можно было бы проверить экспериментально, а такая проверка требуется любой научной теории. Некоторые (в том числе и автор этих строк) считают, что эту гипотезу лучше рассматривать как литературную метафору — возможно, полезную при рассуждении о планетах, но недостаточно точную. Но у нее есть и свои приверженцы среди серьезных ученых (например, американский биолог Линн Маргулис).

Сторонники гипотезы отмечают, что она предполагает наличие механизма обратной связи со стороны живых организмов, благодаря чему планета остается пригодной для жизни. Приводится такой пример: повышение содержания углекислого газа в атмосфере приводит к усилению роста растений, что в свою очередь снижает уровень углекислого газа. Однако эти механизмы обратной связи хорошо известны, и для их объяснения не требуется гипотеза Геи.

Значение же гипотезы состоит в том, что она способствовала развитию системного подхода к изучению Земли, при котором планета рассматривается как единое целое, а не как набор отдельных частей. Действительно, развитие наук о Земле в последние десятилетия ХХ века стимулировалось пониманием того, что различные части планеты — например, горные породы или океаны — нельзя исследовать в отрыве друг от друга. Именно поэтому соответствующие факультеты в американских университетах стали чаще называться факультетами науки о земных системах, а не геологическими, как раньше. Во многом эта перемена была вызвана прогрессом в развитии вычислительной техники, но и гипотеза Геи также внесла свой вклад.

Джеймс Эфраим ЛАВЛОК
James Ephraim Lovelock, р. 1919

Английский ученый, родился в Лондоне. После окончания учебы работал в Национальном институте медицинских исследований. Затем, недолгое время проработав в НАСА, в 1964 году Лавлок объявил себя независимым ученым, свободным от любых ограничений, связанных с влиянием международных компаний на направление научных исследований. Два года спустя обнаружил присутствие в атмосфере хлорфторуглеродов (ХФУ) (см. Парниковый эффект). Лавлок стал широко известен благодаря гипотезе, впервые выдвинутой им в книге «Гея» (1979).

• earthman  | 04.03.2006 | 10:50 Ответить
    В значительной степени ДА, особенно если принять более расширенное толкование понятий " жизнь, живой". В нашем человеческом представлении
    основное сойство жизни - это способность к размножению и воспроизводству себе подобных. Для Земли это свйство мы не обнаруживаем
    (пока?,а может быть всё-таки Луна!?). А в остальном Земля - это открытая физико-химическая динамическая система, находящаяся в процессе саморазвития и самоорганизации, функционироание которой происходит за счёт обмена веществом и энергией с окружающей средой. И в этом смысле Земля представляет собой единый живой организм, где все происходящие процессы взимосвязаны.
    Что касается биосферы, в том числе и человека, то это скорее всего производные того же порядка, что и Земля и являются продуктами эволюции "КОСМОСА-ТВОРЦА" в благоприятных условиях.
    Еarthman.
  • Kijivljanin  | 26.03.2006 | 07:34 Ответить
    Южаскакой! Прямо таки с этой гипотезы и все так и пошло! А русские космисты, Чижевский и Вернадский, которые первые сказали, что все вокруг живое и единое, про это автор ничего не слышал? Или только в НАСА что то значительное и умное может появляться?
    • algen > Kijivljanin | 26.03.2006 | 16:53 Ответить
      Гипотеза Геи имеет мало отношения к науке. Это скорее метафора. Вернадский все-таки был ученым, а не поэтом и подобных вещей не писал. Ему принадлежит тезис о том, что жизнь является геологическим фактором,но он никогда не говорил, что сама наша планета является живой. И слава богу, что не говорил. За Чижевского не поручусь, но я ссылок на него в таком контексте не встречал. Все больше разговоры о солнечно-земных связях. Ну, в космисты наши вообще совсем другими вопросами занимались - их больше душа человеческая интересовала и смысл жизни направленный на одухотворение косной материи. К гипотезе Геи это отношения не имеет. Кстати в популярной виде эта гипотеза представлена у Азимова в одном из романов об "Основании" (не помню уже в каком именно), и это ой как непохоже на идеи Федорова и Ко.
      • Korotkoff > algen | 11.01.2007 | 06:29 Ответить
        Зато очень похоже на синтоизм.
    • mariamagdalina > Kijivljanin | 13.04.2007 | 05:03 Ответить
      Лавлок обнаружил работы Вернадского уже после собственных формулировок. Вернадского до начало 1980-х на английский не переводили (был перевод на французский).
  • mindweaver  | 27.03.2007 | 02:50 Ответить
    Да, несомненно Терра является живым организмом.
    и не важно, что она ведет себя не в рамках поведения
    животных, те размножение и тд.
    но воспринимать Tерру как кусок камня с хаосом живых
    организмов, и мусолить человеческое слово - живой -
    и понимание его значения людьми, у многих так и не
    получится втиснуть эту идею в рамки своего восприятия.
    понимая, что для многих это не больше чем метафора,
    но подбором и наложением своих палеток на окружающий мир
    не добится общей и ясной картины.
    • Science-lover > mindweaver | 12.04.2007 | 13:41 Ответить
      Я вообще убежден, что любое проявление какого-либо самопроизвольного движения в Природе, - уже можно назвать Жизнью! Так что все вокруг нас - именно ЖИВЕТ!
  • kolmogorov  | 25.09.2007 | 11:55 Ответить
    Прочесть бы эту книгу!
    • MaggieDubois > kolmogorov | 03.12.2007 | 00:34 Ответить
      Да и вообще она ещё растёт!
  • MaggieDubois  | 03.12.2007 | 00:34 Ответить
    Да и вообще она ещё растёт!
  • Минералог  | 11.05.2008 | 13:09 Ответить
    Понимать, что такое Земля можно совершенно по-разному. Данная точка зрения, по-моему, не противоречит действительности. Я сам давно уже склоняюсь к ней. В геологии рассматривают Землю как совокупность "сфер": литосферы, гидросферы, атмосферы, биосферы и др. - без этого не существовало бы фациального анализа.
    Мне кажется, что жизнь - это одна из форм организации материи и, как следствие, Земля - это живой организм!
    • armazda > Минералог | 21.10.2008 | 01:23 Ответить
      Совершенно с Вами согласен, более того, она очень чутко чувствует на агрессию людей и отвечает нам уже по своему, катаклизмы, катастрофы и т.д. и т.п.
  • Минералог  | 11.05.2008 | 13:09 Ответить
    • koshak > Минералог | 23.05.2008 | 19:01 Ответить
      ИМХО, главная заслуга Джеймса Лавлока состоит в том, что он смог решиться на такой шаг, как стать НЕЗАВИСИМЫМ учёным! Т.е. смог порвать с этой научной мафией, которая как то бревно на пути мешает развитию науки ИСТИННОЙ, т.е. доктринально не ограниченной её нынешним, хотя уже 150-200-летним по возрасту прокрустовым ложем...
      Эта периодика не случайна: именно тогда "возобладал" крайне механистический взгляд на всё и вся в той западноевропейской "науке"...
      Пы-сы. Собственно, реплика моя на статью, а не на написанное здесь Минерологом :)
    • armazda > Минералог | 28.10.2008 | 09:28 Ответить
      Полностью с Вами солидарен Одна из форм...;-)
    • armazda > Минералог | 28.10.2008 | 09:28 Ответить
      Более того являясь по сути неотъемлемой её частью Мы - люди так же хотим ли мы того или нет воздействуем на её процессы жизнедеятельности...
  • Kostja  | 17.01.2009 | 21:28 Ответить
    Земля абсолютно дохлая, и я ее регулярно попираю ногами. Эх, найти бы только точку опоры...
  • maxs  | 22.07.2009 | 15:53 Ответить
    Хорошая статья. Позновательно и нейтрально.

Для энциклопедии очень важно соблюсти баланс между сторонниками и противниками каждой теории.
  • kosta6808  | 11.11.2009 | 00:06 Ответить
    Будучи живой, Земля (Гея) может размножаться, питаться, делать массу других вещей, которых мы не замечаем в силу своего положения: клетка организма тоже не всё знает о нем. НО! Есть специфическая деятельность организма Геи, не заметить которую мы не можем: иммунные реакции. Ураганы, землетрясения, наводнения? Может да, может нет
    : не понятен механизм реакции. Эпидемии больше похожи на правду (вирусы - антитела Геи?). А ещё интересно посмотреть на историю России в 20-ом веке и посмотреть на сегодняшнюю ситуацию в ней, как следствие нравственной позиции общества России: проповедывание и поддержка человеконенавистнической нравственности, противопоставления себя всему окружающему миру привело к тому, что нас воспринимают как болезнь и борются с ней ("омоложение" рака, сердечно-сосудистых заболеваний, например). С этой точки зрения христианский посыл "Бог есть любовь" получает глубокий практический смысл и материалистическое обоснование, многие вопросы религиозного характера переходят в область науки, т.е. поддаются изучению и доказательству. Конец религиям?
    • govor > kosta6808 | 02.12.2009 | 23:32 Ответить
      Религий много... Бог один
      • kosta6808 > govor | 05.12.2009 | 18:20 Ответить
        Бога нет: это избыточная концепция. Нет ни одного явленного события, которое нельзя было бы объяснить и понять без этой концепции (бритва Оккамы), а то что не явленно, то и не влияет на нашу жизнь: мы существуем в бытийном (событийном) мире. Пользоваться костылями в виде веры (религии) есть смысл только в детстве, пока не научились ходить сами, а потом надо взрослеть. Я думаю, что концепция бога появилась в период "детства" человечества, но сейчас, с развитием наук, надо переходить к другому способу мышления.
        • govor > kosta6808 | 06.12.2009 | 07:11 Ответить
          Подростковая самоуверенность?.. или все же неосведомленность.

Костыли имеют смысл после серьезных происшествий, а чаще - в старости...

У детей же понятие более натурально, как врожденное чувство равновесия...
          • kosta6808 > govor | 06.12.2009 | 23:53 Ответить
            Костыли - образ поддержки, необходимой для переживания трудного периода. Попытка пойти самостоятельно, конечно, стресс и ребенку нужна помощь. Относительно чувства равновесия могу на опыте наблюдения за своими тремя детьми сказать, что оно приходит с опытом же, а не является врожденным: всему приходится учиться, что-то на каком-то этапе приходится на веру, но потом приходит ответственность и самостоятельность. Вместе с ними приходит понимание, что надежды на бога бессмысленны и неразумны.
            Основная мысль, которая была высказана в первом комментарии, заключается в том, что подход к Земле, как к сверхорганизму, его научное познание и изучение, поможет выстроить жизнь и человечества и отдельного человека в соответствии с естественным порядком вещей, с подключением к ресурсам этого сверхорганизма на основе "партнерства" (правда, труднопредставимого пока: какое партнерство между человеком и его отдельной клеткой или группой клеток?). Изучение психосоматических явлений и, вообще, психики человека и животных, продвинуло бы нас в нужном направлении.
            • govor > kosta6808 | 07.12.2009 | 04:55 Ответить
              Стресс у родителей, а у ребенка - увлекательный процесс познания, развития заложенного... Вера определяет ответственность и без надежды самостоятельность не имеет смысла...

Жизнь одна. Мы же ее взаимосвязанные составные части и несем лично... коллективную ответсвенность...
              • kosta6808 > govor | 07.12.2009 | 16:59 Ответить
                Вряд ли в каком-нибудь ребенке заложена способность писать фломастером или пилить пилой? Вера может определять ответственность перед кем-то абстрактным вовне (например, богом и вряд ли перед кем-то ещё), а знание определяет ответственность перед собой, прежде всего, перед другими людьми, окружающим миром,чем-то конкретным, "тварным", сущим. А надежда не может определять смысл чего-либо, т.к. сама бессмысленна. Без надежды самостоятельность просто дается намного тяжелее.
                • govor > kosta6808 | 07.12.2009 | 22:55 Ответить
                  Без вестибюлярного аппарата ходить никто не научит. И ответственность определяет скорее мораль... на знание остается надеятся...
                  • kosta6808 > govor | 08.12.2009 | 23:50 Ответить
                    А как насчет морали, основанной на знании, а не на вере? Сознательная, осмысленная деятельность обладает свойством ПРОактивности, в отличии от РЕактивной рефлексии, значит, имеет все шансы стать эффективнее, оставаясь при этом "праведной".
                    P.S. Ходить учат не вестибюлярный аппарат, а мозжечок.
                    • govor > kosta6808 | 09.12.2009 | 05:42 Ответить
                      Последняя башня семьдесят четыре года продержалась...

Ps. Кора больших полушарий, мозжечок, вестибюлярный аппарат.... помогают перестать ходить на четвереньках...
                      • kosta6808 > govor | 09.12.2009 | 17:46 Ответить
                        Она, скорее, 74 года разваливалась. Очень напоминает творение техносферы : не способное к адаптации, изменению, приспособлению, самовосстановлению - мертвое, одним словом.
                        • govor > kosta6808 | 09.12.2009 | 20:35 Ответить
                          • kosta6808 > govor | 10.12.2009 | 19:51 Ответить
                            Техносфера по Вернадскому,скорее.
  • agalanin  | 11.02.2011 | 03:59 Ответить
    Земля не просто живая, она еще и разумна. Так, по крайней мере, считал Терьяр де Шарден. А гипотеза Геи - пустой звук после исследований и размышлений Вернадского, Ферсмана и др. Я например, выдвинул как-то Гипотезу Марса в одной статейке. И что с того.
    Покруче Геи будет и веселее также. Выдвигать гипотезу в виде простой фразы, без конструкций, механизмов и пр. - пустой звук, смешно и глуповато, это среди умных людей.
  • RomanLuxor  | 17.02.2012 | 23:15 Ответить
    Наличие ментальной оболочки ( Информационного поля земли), указывает на присутствие концентрированной энергии - души или более научно - сознания.
  • роткив  | 22.02.2014 | 23:52 Ответить
    ничего сложного-понятие оборота заключается в себе вопрос выборности активных к точке схождения синтеза-возникающих локальных форм на любом находящимся поле-измерения по соответствию к этим полям,ну и также предельных возможных построений в этой среде,проще приспособление парности к парности в фазовых эволюционных переходах. разум это и есть оборотный импульс, в частоте которого осуществляется баланс между двумя прилагаемыми асимметриями. приходим к выводу Земля во внутреннем обороте эволюционных преобразовании соответственно обладает глобальным разумом и человеческие блохи.которые порой ее донимают, вызывают у ней адекватную реакцию. Солнце в этом плане синтеза, пищет нашу земную историю и в оттиске оборотного импульса возвращает эту историю,но уже на другом уровне поля-измерения. так что не пугайтесь фантомам,состояние плазмы может быть на разных уровнях образования, ну и время активного сохранения уже в других асимметриях. ну, а еще проще-это треугольный универсальный алгоритм простейшего природного решения обозначения в пространстве или элемент топологии. вот такой сценарий природного действия,поэтому хош верь.хош не верь. шутка.
    • noy > роткив | 16.04.2015 | 07:21 Ответить
      Олег.
      Человек разрушил вековечный процесс естественного кругооборота воды и веществ. Природа миллиарды лет совершенствовала механизм жизнедеятельности животного и растительного миров. Совершенство преобразований веществ, в которых флора и фауна является продуктом и инструментом кругооборота и привело множество людей о существовании абсолюта, религий, вот и этой гипотезы Геи.
      Каждый гектар плодородной почвы содержит 20 тонн подземной живности и растительности, которые последовательно по исторически настроенным пищевым цепям передают друг другу и на поверхность влагу своей плоти и своей продукции. Гармония природы заключается в последовательном функционировании преобразований вод в облаках, осадках, на почве и в испарениях.
      Человек вмешался в природную идиллию. Распахал земли под пашни, завалил отвалами и свалками, залил водохранилищами, вырубил леса, забетонировал и заасфальтировал площади городов и дорог. Отобрал у природы половину всей обитаемой суши, с которой вода испаряется, не выполнив своих природных предназначений.
      На обжитых территориях городов и заводов человек производит невиданные природе по интенсивности и объемам активные испарения от производственных и коммунальных процессов с миллиардов парогенераторов, нагревателей, утюгов, радиаторов, моек, сушилок.
      Создан новый феномен, ежедневно растущий с новыми технологиями и антропогенным воздействием на природу. Феномен искусственных испарений. Растет парниковое одеяло, изменяется климат.
      Суть новой гипотезы полностью меняет подход к климату. Становится возможным не адаптация к климату, а появляется возможность управления климатом.
      Имеется подробное изложение гипотезы. Если есть интерес, могу выслать.
  • Kostja  | 07.05.2016 | 18:03 Ответить
    "Лавлок утверждал, что наша планета и ее биосфера представляют собой некий живой организм"

Это верно, если подумать над тем что такое живой организм по сути. Человек это например такой примат содержащий в себе и на себе более тысячи разных других видов существ. На свете не существует ни одного "сферического человека в вакууме" без триллионов его симбионтов. Просто делают обычно редукцию чтобы было проще и рассматривают модель человека без них, или только с некоторыми. Лол, реальный человек это тоже "некий живой организм", даже если его рассматривать в отрыве от остальной биосферы, например на космической станции, или в стерильной лаборатории с питанием полностью исскуственной пищей и с искуственно рециклируемым воздухом и водой.

конец XVIII в.