Введение
Разное
Взгляд в прошлое
Биографии

Новости: науки о Земле

Атмосферное давление на древней Земле было в два раза ниже современного

Рост концентрации CO2 в атмосфере способствует увеличению растительного покрова

Ботаники вырастили опаловые цветы

Борнео — центр эндемизма птиц современной Индонезии

Элементный состав континентальной коры помог датировать начало тектоники плит

Дельфины помогают олушам ловить сардин

Главная / Энциклопедия / Науки о Земле / Гипотеза Геи версия для печати

Гипотеза Геи

Земля представляет собой единый живой организм.

1783 Круговорот углерода в природе
конец XVIII в. Цикл преобразования горной породы
1886 Круговорот азота в природе
конец XIX в. Круговорот воды в природе
1910-е Циклы Миланковича
1960-е Тектоника плит
1979 Гипотеза Геи

Знакомый сегодня всем вид Земли из космоса – маленькая живая планета в океане вакуума

Гея — греческая богиня, которая вывела мир из хаоса. Гипотезу Геи выдвинул английский ученый Джеймс Лавлок, работавший в НАСА в начале 1960-х годов, в период, когда только начинались поиски жизни в Солнечной системе. Исходя из того факта, что земная атмосфера значительно отличается от атмосфер безжизненных планет, Лавлок утверждал, что наша планета и ее биосфера представляют собой некий живой организм. Он говорил: «Земля — больше, чем просто дом, это живой организм, и мы являемся его частью».

Как относиться к этой гипотезе, непонятно. Ведь в ней нет четко определенных выводов, которые можно было бы проверить экспериментально, а такая проверка требуется любой научной теории. Некоторые (в том числе и автор этих строк) считают, что эту гипотезу лучше рассматривать как литературную метафору — возможно, полезную при рассуждении о планетах, но недостаточно точную. Но у нее есть и свои приверженцы среди серьезных ученых (например, американский биолог Линн Маргулис).

Сторонники гипотезы отмечают, что она предполагает наличие механизма обратной связи со стороны живых организмов, благодаря чему планета остается пригодной для жизни. Приводится такой пример: повышение содержания углекислого газа в атмосфере приводит к усилению роста растений, что в свою очередь снижает уровень углекислого газа. Однако эти механизмы обратной связи хорошо известны, и для их объяснения не требуется гипотеза Геи.

Значение же гипотезы состоит в том, что она способствовала развитию системного подхода к изучению Земли, при котором планета рассматривается как единое целое, а не как набор отдельных частей. Действительно, развитие наук о Земле в последние десятилетия ХХ века стимулировалось пониманием того, что различные части планеты — например, горные породы или океаны — нельзя исследовать в отрыве друг от друга. Именно поэтому соответствующие факультеты в американских университетах стали чаще называться факультетами науки о земных системах, а не геологическими, как раньше. Во многом эта перемена была вызвана прогрессом в развитии вычислительной техники, но и гипотеза Геи также внесла свой вклад.

Джеймс Эфраим ЛАВЛОК (James Ephraim Lovelock)
Джеймс Эфраим ЛАВЛОК
James Ephraim Lovelock, р. 1919

Английский ученый, родился в Лондоне. После окончания учебы работал в Национальном институте медицинских исследований. Затем, недолгое время проработав в НАСА, в 1964 году Лавлок объявил себя независимым ученым, свободным от любых ограничений, связанных с влиянием международных компаний на направление научных исследований. Два года спустя обнаружил присутствие в атмосфере хлорфторуглеродов (ХФУ) (см. Парниковый эффект). Лавлок стал широко известен благодаря гипотезе, впервые выдвинутой им в книге «Гея» (1979).