Задача

Даны несколько слов на крикском языке с проставленным ударением:

cokó ‘дом’, yanása ‘бизон’, iyanawá ‘его/её щека’, imahicíta ‘высматривать’, lafotaháya ‘дыня’, itiwanayipíta ‘связать друг друга’

Задание 1. Проставьте ударение в словах: ifa ‘собака’, ifoci ‘щенок’, wanayita ‘вязать’, awanayita ‘привязать’.

Даны ещё несколько слов на крикском языке с проставленным ударением:

sókca ‘мешок’, pocóswa ‘топор’, aktopá ‘мост’, akkopánka ‘игра’, inkosapitá ‘упрашивать’, acahankatíta ‘считать меня’, pokkoɬakkoakkopankacóko ‘баскетбольный зал’

Задание 2. Проставьте ударение в словах: hoktaki ‘женщины’, isiskitoci ‘стаканчик’, ilitohtaɬita ‘скрещивать ноги’. Пришлось ли вам пересмотреть найденные вами правила постановки ударения в крикском языке, чтобы выполнить это задание?

Даны ещё несколько слов на крикском языке с проставленным ударением:

cá:lo ‘форель’, wa:kocí ‘телёнок’, famí:ca ‘тыква’, hî:spákwa ‘странствующий дрозд’, aklowahí: ‘грязь’, tapassó:la ‘паук-сенокосец’, tokna:photí ‘кошелёк’, co:kakiɬɬitá ‘учёба’, cokpilâ:pilá ‘козодой’

Задание 3. Проставьте ударение в словах: nâ:naki ‘вещи’, sâ:sakwa ‘гусь’, a:tamihoma ‘капот’, honanta:ki ‘мужчины’. Пришлось ли вам пересмотреть найденные вами правила постановки ударения в крикском языке, чтобы выполнить это задание?

Примечание 1. Крикский язык принадлежит к маскогской языковой семье. На нём говорят 5000 человек преимущественно в штате Оклахома, США.

Примечание 2. ɬ — особый согласный крикского языка. Символ ˆ над гласным обозначает нисходящий тон. Двоеточие после гласного обозначает его долготу.


Подсказка 1

Попробуйте посчитать количество слогов в первой группе слов.


Подсказка 2

Основное правило постановки ударения неизменно, но вторая и третья группа слов представляют данные, позволяющие его уточнить.


Подсказка 3

Чтобы сформулировать это уточнение, посмотрите, чем уникальны с точки зрения структуры слова каждой из групп.


Решение

Для начала рассмотрим только первую группу слов. Первым делом можно заметить, что ударение в крикских словах стоит где-то в конце, а именно на последнем или предпоследнем слоге. Нужно только установить, какой именно из двух возможных слогов становится ударным. Для этого стоит взглянуть на общее количество слогов в каждом слове.

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
cokó (2) yanása (3)
iyanawá (4) imahicíta (5)
  lafotaháya (5)
  itiwanayipíta (7)

Отсюда видим, что слова с чётным количеством слогов получают ударение на последний слог, а слова с нечётным количеством слогов — на предпоследний. Другими словами, в крикском языке ударение падает на последний чётный слог слова.

Этого достаточно, чтобы выполнить задание 1:

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
ifá (2) ifóci (3)
wanayitá (4) awanayíta (5)

Взглянув на следующую группу слов, сразу замечаем, что выведенное нами правило не работает. Например, в двусложном слове sókca ударение падает на первый слог, а не на второй, вопреки нами установленным правилам. Чтобы не предполагать, что для разных групп слов действуют фундаментально разные правила, попробуем как-то модифицировать уже имеющиеся. К этому нас также должно подстегнуть наблюдение, что и в этой группе слов ударение падает на один из двух последних слогов.

Первый вопрос, который стоит задать: что принципиально нового в структуре слов из второй группы? Слова первой группы состоят исключительно из чередующихся гласных и согласных, тогда как в словах второй группы встречаются последовательности двух согласных, а следовательно, и закрытые слоги. Составим таблицу, аналогичную той, что выше, и посмотрим, как закрытые слоги влияют на постановку ударения.

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
aktopá (3) sókca (2)
inkosapitá (5) pocóswa (3)
akkopánka (4)
acahankatíta (6)
pokkoɬakkoakkopankacóko (10)

Для начала заметим, что во всех трёх случаях, где закрытый слог находится среди двух последних, он получает ударение вне зависимости от количества слогов в слове. Это может подсказать нам, как же связать два фактора, влияющие на постановку ударения, — чётность количества слогов и наличие закрытых слогов. Наблюдаем, что в словах в правой колонке, в отличие от слов в левой колонке, количество слогов после последнего закрытого слога нечётно (1 или 3). Получается, что правила постановки ударения, установленные нами при изучении первой группы слов, действуют с уточнением, что закрытые слоги обнуляют нумерацию слогов. Другими словами, ударение падает на последний чётный слог слова, при условии, что закрытые слоги получают номер 0.

Ответ на задание 2:

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
hoktakí isiskitóci
  ilitohtaɬíta

В третьей группе слов появляются слоги с долгим гласным:

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
wa:kocí cá:lo
aklowahí: famí:ca
tokna:photí hî:spákwa
co:kakiɬɬitá tapassó:la
cokpilâ:pilá  

Последний шаг, который осталось сделать, — это заметить, что слоги с долгим (выделены зелёным) гласным ведут себя так же, как и закрытые слоги (выделены красным), то есть «обнуляют счётчик» слогов.

Итак, общее правило постановки ударения в крикском: ударение стоит на последнем чётном слоге, при условии, что последний закрытый слог или слог с долгим гласным считается нулевым.

Ответ на задание 3:

ударение на последнем слоге ударение на предпоследнем слоге
nâ:nakí sâ:sákwa
a:tamihomá honantá:ki

Послесловие

Возможно, у некоторых читателей возник вопрос: почему правила такие странные? Описанный выше алгоритм позволяет верно предсказать ударение во всех крикских словах, но он действительно странен и непрактичен. Представим ребёнка, перенимающего от родителей крикский язык: неужели для освоения правил постановки ударения, нужно 1) дослушать слово до конца, чтобы понять, где в слове последний слог нужной нам структуры (закрытый или с долгим гласным), 2) по памяти от этого слога (или от начала слова, если такого слога нет) посчитать количество слогов, для чего, кстати, требуется умение считать до 5 (как в слове inkosapita), а то и более, и 3) оценить чётность полученного результата? Непонятно, зачем языку так издеваться над своими носителями и как такая система может быть устойчивой.

Конечно же, всё происходит не так. Правила становятся намного естественнее, если учесть, что в языках мира слоги естественным образом группируются в более крупные единицы — стопы, и на ударение бывает полезно посмотреть не как на свойство слога, а как на свойство стопы.

Стопа как структурная единица (группа слогов, выделяемая и объединённая ритмическим ударением) чаще упоминается в контексте стихосложения. Структура стопы различается по двум основным параметрам: по количеству слогов и по положению ударного слога в стопе. В стихосложении структура стопы — это то, что отличает друг от друга разные стихотворные размеры (ямб, хорей, дактиль, анапест и прочие, знакомые многим по урокам литературы). Так, например, выглядит амфибрахий, размер, основанный на трёхсложных стопах со вторым ударным слогом:

на́пест/, /ана́пест/, /ана́пест/ —
/Вот та́к ам/фибра́хий/ звучи́т.

          (Г. Кружков)

Однако образование стоп не требует чьего-то художественного замысла — естественным языкам присуща внутренняя «поэзия». При этом набор «стихотворных размеров» и, следовательно, видов стоп, которым оперируют лингвисты, ограничивается двусложными. Известный фонолог Брюс Хейз (Bruce Hayes) в своём хрестоматийном труде наблюдает в языках мира только проявления ямба (безударный слог + ударный слог ) и хорея (ударный + безударный). Зато в лингвистике у стоп есть подтипы и прочие интересные особенности, зависящие от конкретного языка.

В крикском языке слоги группируются в ямбические стопы (безударный + ударный), а ударение падает на последнюю стопу в слове. Например, слова wanayita и awanayita делятся на стопы следующим образом (ударные слоги в стопе подчёркнуты, ударение в слове выделено капитализацией):

(wa.na)-(yi-TA)

(a.na)-(wa.YI)-ta

В обоих словах — две полных стопы, ударение падает на вторую. В слове (ana)(wayi)ta последнему слогу не находится пара для образования стопы, поэтому он остаётся без ударения. Таким образом чётность количества слогов, фигурировавшая в решении задачи, действительно связана с положением ударения (ударение на последнем слоге при чётном количестве слогов и на предпоследнем при нечётном), но лишь как следствие того, что от чётности количества слогов зависит то, является ли последний слог частью полной стопы.

Главное отличие крикского ямба от «(Мой дя́)(дя са́)(мых че́ст)(ных пра́)вил» состоит в том, что в крикском (как и во многих других языках) ямб чувствителен к так называемому весу слогов. Это значит, что не все слоги равны: некоторые слоги — так называемые тяжёлые (то есть закрытые слоги и/или слоги с долгим гласным) — считаются за два лёгких (то есть за два открытых слога с кратким гласным). Кстати, такая схожесть поведения слогов с долгим гласным и закрытых слогов, хотя и совсем не универсальна, широко распространена в языках мира.

Так как тяжёлый слог (традиционно обозначаемый буквой H от английского heavy) считается за два лёгких (L от light), некоторые стопы могут состоять из одного слога. Крикский язык разрешает стопы типов LL, LH и H, но не HL, так как H сам по себе составляет стопу, и поэтому любые два слога в последовательности типа HL автоматически окажутся в разных стопах.

(wa:)-(ko.CI)
(H) (L L)

(ak)-(lo.wa)-(HI:)
(H) (L L)-(H)

Как следствие, слоги H могут встречаться только на конце стопы. Именно поэтому в решении задачи, в котором мы не прибегали к понятию стопы, важную роль играл последний тяжёлый слог, ведь он обязательно предшествуют началу новой стопы. После последнего тяжёлого слога по определению остаются только лёгкие (или совсем ничего), поэтому они уже группируются в стопы, неотличимые от простых (слоговых) ямбических.

(in)-(ko.sa)-(pi.TA)
(H) (L L)-(L L)

Получается, что слоги нам всё же считать не надо: они сами объединяются в стопы из 1-2 слогов, последняя из которых получает ударение.

Тип стопы (ямб или хорей) и её чувствительность к весу слога — далеко не единственные параметры, которые могут влиять на правила постановки ударения. Важно ещё направление, в котором слоги объединяются в стопы. В крикском это слева направо, однако в других языках может быть и наоборот, и с ощутимыми фонологическими последствиями. Например, если бы в крикском объединение в стопы происходило справа налево, то, например, слово ifoci делилось бы не как (i.FO)ci, а как i(fo.CI), в результате чего последний слог попал бы в стопу и получил бы ударение.

Бывает ещё такое интересное явление, как экстраметричность — наличие фиксированного элемента (например, слога, морфемы или даже отдельного звука), который лежит вне ритмической структуры слова и никогда не является частью стопы. В крикском экстраметричности нет. В этом (а также почти во всех вышеупомянутых параметрах) ему можно противопоставить, например, латинский.

В латинском стопы хореические (ударный-безударный), чувствительные к весу и образуются справа налево, причём последний слог в латинских словах экстраметрический, то есть все правила применяются так, как будто бы последнего слога нет. Ударение, как и в крикском, падает на последнюю стопу.

(an)-(TI.do)<ti:> ‘противоядия’
(H)-(L L)

(i.ni)-(MI:)<cus> ‘враг’
(L L)-(H)

Хотя лингвисты выделяют всего два основных естественных размера, благодаря разнообразию других параметров объединения слогов в стопы разные языки имеют свой ритмический почерк, и это дает массу материала для совершенствования теории фонологии.

Стопа — это не просто аналитический конструкт, позволяющий наиболее элегантно описать правила постановки ударения в некоторых языках. Без понятия стопы совершенно невозможно осмыслить некоторые явления, например вторичное ударение. Мы привыкли к наличию ударного слога в слове, но если вслушаться в то, как мы произносим длинные слова, быстро становится понятно, что некоторые из безударных слогов безударнее других. Так, в английском слове Alabama третий слог явно сильнее первого, который, в свою очередь, сильнее второго и четвёртого. Вторичное ударение нередко является прямым следствием объединения слогов в стопы. Ударный слог каждой стопы сохраняет некоторую локальную значимость, которая и проявляется как вторичное ударение; главное же ударение закрепляется за одной конкретной стопой. Например, в крикском слове (i.ti)-(wa.na)-(yi.PI)-ta каждый чётный слог действительно звучит сильнее каждого нечётного, тогда как слог pi сильнее всех.

Структура стоп имеет значение не только для правил постановки первичного или вторичного ударения, но и для ряда других фонологических и даже морфологических процессов. Предлагаем читателям ещё одну мини-задачку. Даны существительные языка улва (мисумальпская семья, Никарагуа) в основной и притяжательной формах (то есть пары типа «предмет» — «его предмет»). Попробуйте как можно проще сформулировать правило образования притяжательной формы существительного и заполнить пропуск.

(без обладателя) ‘его’ значение
baskarna baskakarna ‘расчёска’
siwanak siwakanak ‘корень’
ana:la:ka ana:kala:ka ‘подбородок’
sana sanaka ‘олень’
sapa: sapa:ka ‘лоб’
karasmak ? ‘колено’
su:lu su:kalu ‘собака’

Решение мини-задачки

Несложно заметить, что притяжательная форма существительного образуется посредством вставки морфемы -ka- куда-то в середину или конец слова, а точнее, после первого или второго слога. Можно сформулировать правила постановки инфикса -ka- (так лингвисты называют морфему, помещаемую внутрь основы, по аналогии с терминами «суффикс» и «префикс»), используя понятие веса слогов: если первый слог короткий открытый, инфикс вставляется после второго слога, в противном случае после первого. Однако понятие стопы позволяет это сделать проще: инфикс следует сразу за первой стопой (в языке улва принцип образования стоп такой же, как в крикском). Чтобы перевести на улва его колено, выделяем первую стопу в слове karasmak — ka-ras (лёгкий + тяжёлый слог) — и помещаем инфикс за ней: karaskamak.

Тот факт, что стопы важны даже за пределами фонологии, даёт лингвистам основание считать стопу самостоятельной, полноценной и универсальной языковой единицей. Так что мы все можем похвастаться, что в каком-то смысле умеем говорить стихами.

Литература:
1) J. B. Martin. A grammar of Creek (Muskogee) // University of Nebraska Press (2011).
2) A. Lahiri. Metrical patterns // Language typology and language universals: 1347-1367 (2001).
3) B. Hayes. Metrical stress theory: Principles and case studies // University of Chicago Press (1995).

Задача (в более сложной версии) использовалась на XVI Международной олимпиаде по лингвистике (Прага, 2018).


5
Показать комментарии (5)
Свернуть комментарии (5)

  • Олег Чечулин  | 17.08.2018 | 07:18 Ответить
    "причём последний слог в латинских словах экстраметрический, то есть все правила применяются так, как будто бы последнего слога нет" - так вот почему во-французском разговорном языке последние слоги не произносятся, не смотря на то, что произносятся в песнях и стихах?
    Ответить
  • Олег Чечулин  | 17.08.2018 | 07:25 Ответить
    После открытия решения минизадачи обновляется страница и сворачивается послесловие (вместе с решением минизадачи). Прочитать его удалось только открыв исходный код страницы :)
    Ответить
  • Олег Чечулин  | 17.08.2018 | 07:26 Ответить
    "Так что мы все можем похвастаться, что в каком-то смысле умеем говорить стихами." - но ведь в русском языке всё не так?
    Ответить
    • thateasterneuropeanguy > Олег Чечулин | 17.08.2018 | 18:11 Ответить
      Этот естественный и интересный вопрос я нарочно избежал в послесловии, т.к. русское ударение и ритмическая структура заслуживают отдельной статьи. В русском языке лексическое ударение, т.е. ударение, закреплённое за конкретными морфемами в их глубинной форме, "заслоняет" ритмическую структуру, однако, согласно, на мой взгляд, убедительному анализу Юлии Лавицкой (2015), подкреплённому экспериментальными данными, она есть и следует правилам слогового хорея с построением стоп справа-налево.

      https://kops.uni-konstanz.de/bitstream/handle/123456789/31646/Lavitskaya_0-299733.pdf?sequence=3

      Понятия стопы и ритмической структуры помогли акцентологам в последние пару десятков лет хорошо продвинуться в понимании ударения в языках, в которых оно на первый взгляд не подчиняется никаким правилам. Английский, например, в основном следует правилам мораического (т.е. чувствительного к весу слога) хорея с построением стоп справа-налево, что определяет ударение при отсутствии других факторов. Это, конечно, затуманивается влиянием морфологии, экстраметричностью и другими интересными деталями (в факторы, влияющие на правила постановки ударения в английском входит даже этимология суффиксов), но насчёт основного хореического костяка в английском лингвисты пришли к консенсусу.
      Ответить
  • tha  | 18.08.2018 | 00:07 Ответить
    Полностью справился только с первым заданием, и частично со вторым. Правда, решал всё в уме, а надо бы с листом бумаги и ручкой...
    Такое сегментно определённое ударение, подобное кри и латинскому, существует и в классическом арабском языке. Для желающих могу предложить свою задачку. Экспромт в тему.
    Даны арабские слова с проставленными главными и второстепенными ударениями:
    'àrriʕá:'u ‘пастухи’, là:qí:hi ‘встречающийся с ним’,'alwìldá:ni ‘детей’, wað̣ílluhà: ‘и её тень’, naṣárahù: ‘он помог ему’, náharàn ‘реку’, 'àlbáqara ‘коров’.
    Задание. Проставьте главные и второстепенные ударения в следующих арабских словах:
    yaqu:lu: ‘говорят’, qibalaka ‘перед тобой’, tudi:ru:naha: ‘управляете ей’, laka:na ‘было бы’.
    Примечание. ', ʕ, ð̣, ṣ, q — особые согласные арабского языка.
    á — гласный с главным ударением, à — гласный со второстепенным ударением.
    Ответить
Написать комментарий
Элементы

© 2005–2025 «Элементы»