«Реликтовая» галактика NGC 1277 подтверждает теорию эволюции массивных галактик

Линзовидная галактика NGC 1277

Рис. 1. Линзовидная галактика NGC 1277 (немного левее центра изображения) и ее соседи по скоплению Персея. В центре этой галактики находится одна из самых массивных из известных черных дыр: ее масса оценивается в более чем 15 миллиардов масс Солнца (что в несколько тысяч раз больше массы черной дыры в центре нашей Галактики). Фото с сайта spacetelescope.org

Новые наблюдения сравнительно близкой компактной галактики NGC 1277 показали, что вокруг нее мало шаровых скоплений, бедных элементами тяжелее гелия. Это указывает на то, что NGC 1277 сохранилась до наших дней почти в своем первозданном виде после формирования около 10 миллиардов лет назад, и подтверждает существующие фундаментальные предположения об эволюции массивных галактик вроде нашей.

Для начала — небольшое лирическое отступление, которое позволит лучше осознать важность недавнего открытия, совершенного командой астрофизиков во главе с Майклом Бизли (Michael A. Beasley).

Казалось бы, изучение истории человечества не должно сталкиваться с особыми трудностями: надо лишь читать старые книги, документы и воспоминания, в которых уже написано что, когда, с кем (и почему) произошло, а попутно — выстраивать в музеях артефакты в ряд по дате их создания, которую мастера обязательно указывают на какой-нибудь неприметной детали. И тогда все вопросы исчезнут сами собой.

Но это, конечно, лишь наивная иллюзия. А суровая реальность состоит в том, что в исторических источниках не всегда говорится правда (и пойди еще это докажи!), они могут не соответствовать своему времени (потому что переписываются, а переписываются они порой неизвестно когда и неизвестно кем), а количество дошедших до нас достоверных предметов материальной культуры вообще уменьшается чуть ли не экспоненциально с ростом их возраста. Поэтому получается, что источников в действительности мало, а заслуживающих доверия — совсем мало, так что информацию о далеком прошлом приходится собирать практически по крупицам.

В изучении истории Вселенной (есть даже красивое словосочетание cosmic archaeology — «космическая археология») возникают примерно те же проблемы. Вы, наверное, знаете, что изучение далеких галактик из-за конечности скорости света эквивалентно прямому «рассматриванию» прошлого. Однако, как показывают наблюдения, 10 миллиардов лет назад (то есть через 3,7 миллиарда лет после Большого Взрыва) галактики, в целом, уже были похожи на современные. К тому же, совсем далеких и древних галактик известно не так уж и много. И даже если вам покажется, что удалось найти еще одну такую, придется приложить массу усилий, чтобы доказать это самому себе. А потом — еще больше усилий, чтобы убедить в этом научное сообщество. Но даже в случае успеха эта галактика может иметь столь малые видимые размеры и столь малую видимую яркость, что о детальном изучении ее пространственной структуры и спектра можно будет забыть. Однако, расчеты показывают, что примерно одна из тысячи массивных галактик в местной Вселенной может оказаться «реликтовой» — прошедшей не вполне стандартную для таких галактик жизнь и как бы не тронутой временем (V. Quilis, I. Trujillo, 2013. Expected number of massive galaxy relics in the present-day Universe).

По существующим на сегодня представлениям, жизнь каждой более-менее массивной галактики (после того, как гигантское гало темной материи собрало вокруг себя достаточное количество газа) делится на два этапа. Первый этап — это формирование и эволюция звезд из газа, первично собранного гравитацией темной материи, которая составляет как бы связующий каркас каждой галактики. Этот процесс длился сотни миллионов лет и способствовал образованию звезд следующего, второго, поколения, которые, в отличие от первых звезд, уже были обогащены тяжелыми элементами (см. врезку «О происхождении элементов»). Наименее массивные из них (а, стало быть, не очень горячие — красные — звезды) вполне могли дожить и до нашего времени.

О происхождении элементов

Звезды — главный источник химического разнообразия во Вселенной. В раннюю эпоху ее существования вся материя состояла преимущественно из водорода и гелия. Но после образования первых звезд эти два элемента в ходе термоядерных реакций, текущих в недрах звезд и являющихся основным источником их энергии, начали перерабатываться в более тяжелые элементы. Интересно, что с точки зрения астрофизика вся таблица Менделеева, в общем-то, делится на водород, гелий и «тяжелые элементы». Их еще часто называют «металлами». И те звезды (или газ), в которых обилие этих элементов достаточно велико называют высокометалличными.

Особенно далеко цепочки превращения легких элементов в тяжелые протягиваются в массивных звездах, которые заканчивают свою жизнь вспышкой сверхновой. Этот гигантский взрыв рассеивает наработанные тяжелые элементы по межзвездной среде, из которой затем образуются звезды следующего поколения. Эти звезды, как и газопылевые облака, из которых они образуются, будут обогащены тяжелыми элементами (то есть у них будет повышенная металличность). Поэтому рядом с ними могут образовываться планеты с твердой поверхностью. А иногда — нам известен один такой пример — даже с высокоорганизованной жизнью. Поэтому почти каждый атом в наших телах (и в предметах, которые нас окружают) хотя бы один раз уже побывал в недрах звезды. И это даже не обязательно звезды нашей Галактики!

На втором этапе сформировавшаяся массивная галактика, в которой почти весь газ, способный стать звездами, уже ими стал, поглощает другие, более мелкие, карликовые галактики-спутники, подпитываясь их материей, увеличиваясь в размерах, массе и, что важно, получая возможность продолжить звездообразование и добавить в свое звездное население «молодую поросль». Если второй этап был пропущен, то должна получиться галактика, которая за прошедшие миллиарды лет так и не смогла «омолодиться» и в этом смысле является «реликтовой».

Одним из аргументов в пользу такой теории «двухэтапной» эволюции было то, что иначе не удается объяснить большое количество свободного газа и молодых звезд, которые мы видим прямо сейчас в галактиках, подобных нашей. И каждое прямое наблюдательное доказательство этой теории имеет большое значение.

Но почему нельзя просто посмотреть на далекие галактики и выяснить, падают ли на них их спутники, какие и в каком количестве? Дело в том, что это не так просто сделать. Карликовые галактики (которые часто являются спутниками больших галактик) очень малы, имеют малую светимость и поэтому их тяжело обнаружить. Яркой иллюстрацией этого служит тот факт, что к концу XX века астрономы смогли обнаружить всего лишь 11 из более чем 50 (известных на сегодня) спутников нашей собственной Галактики (см. Satellite galaxies of the Milky Way). Да, мы можем наблюдать красивейшие картины столкновения больших галактик сравнимых масс (см., например, статьи Анатомия космической птицы и Космический пингвин). Более того, такая же судьба через 4–5 миллиардов лет ждет и наш Млечный Путь с Туманностью Андромеды. Но такие события редки. А вот маленьких галактик существенно больше, и поэтому вероятность столкнуться с ними (или притянуть к себе, если это спутник) у обычных галактик гораздо выше. И именно такие события должны давать значительный вклад в эволюцию массивных звездных систем.

И здесь особую роль сыграла линзовидная компактная галактика NGC 1277 (рис. 1). Она по крайней мере в два раза меньше и в 10 раз легче Млечного Пути. Она расположена на расстоянии 220 млн световых лет в созвездии Персея и в этом смысле является сравнительно близкой. Ее размеры и масса сравнимы с параметрами тех молодых галактик, которые наблюдатели находят на красных смещениях z > 2 (что соответствует возрасту Вселенной около 3 миллиардов лет). Это позволило уже заподозрить ее в «реликтовости». Ведь даже чисто статистически не каждая массивная галактика во Вселенной пройдет стандартный эволюционный путь, описанный выше. Исследование спектра этой галактики в 2013 году показало, что он соответствует излучению исключительно старых звезд возрастом порядка 10 миллиардов лет, которые, причем, обогащены тяжелыми элементами (I. Trujillo et al., 2013. NGC 1277: a massive compact relic galaxy in the nearby Universe).

Но этот факт еще не говорит напрямую об истории взаимодействия этой галактики со своими возможными спутниками. А вот то, что новое исследование сферического гало NGC 1277 показало недостаток малометалличных шаровых скоплений, входящих в состав этой галактики, говорит о многом.

Здесь необходимо пояснить две вещи. Во-первых, в галактиках, схожих по массе и размеру с NGC 1277, есть шаровые скопления — компактные сферические системы из тысяч (а порой — и сотен тысяч) звезд. И массивные звезды в них тоже со временем производят тяжелые элементы. Однако, — и это во-вторых, — если шаровое скопление находится в поле тяготения маломассивной галактики, то выброшенная взрывом сверхновой материя скорее улетит в межгалактическое пространство, нежели вернется обратно и позволит возникнуть более металличным звездам. В массивных же галактиках ситуация обратная — там обогащенный металлами газ скорее вернется назад. В результате, маломассивный спутник, падающий на более массивную галактику, обладает гораздо меньшей металличностью и приносит ей почти исключительно водород и гелий (рис. 2). В том числе — в виде новых малометалличных шаровых скоплений. А последние внешне отличаются от более металличных своим цветом, так как выглядят более голубыми.

Рис. 2. Зависимость доли голубых шаровых скоплений в разных галактиках

Рис. 2. Зависимость доли голубых шаровых скоплений в разных галактиках скопления Девы, от массы галактики. Видно, что в менее массивных галактиках (~109 масс Солнца) почти все шаровые скопления голубые. В более массивных галактиках их в среднем около половины. Однако в галактике NGC 1277 (оранжевый кружок), при массе в 1011 солнечных, доля голубых скоплений составляет не более 20%. Это говорит о том, что эта галактика не прошла через этап аккреции дополнительного вещества после формирования. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

Еще более 20 лет назад было замечено, что популяции шаровых скоплений в галактиках действительно состоят из двух частей — «красных» и «голубых». И такую бимодальность логично было объяснить именно тем, что голубые (малометалличные) скопления — пришлые, то есть достались галактике от поглощенных ею маломассивных спутников. В рамках этой идеи галактика, если она оставалась «нетронутой» с момента ее образования, не должна иметь (или иметь, но мало) голубых шаровых скоплений в своем составе.

Именно это и проверяли астрофизики в обсуждаемой работе. Они наблюдали окрестности NGC 1277 на телескопе «Хаббл» и измерили цвета более сотни шаровых скоплений, принадлежащих ей и галактике NGC 1278, видимой на небе по соседству с NGC 1277. Оказалось, что показатели цвета скоплений, принадлежащих NGC 1277, имеют систематически большие значения (см. врезку «Цвета в астрономии»). Это говорит об их «красноте» и, стало быть, их большей металличности (рис. 3).

Рис. 3. Распределение «красных» и «голубых» шаровых скоплений в районе галактики NGC 1277

Рис. 3. Распределение «красных» (слева) и «голубых» (справа) шаровых скоплений в районе галактики NGC 1277. Чем темнее, тем больше скоплений приходится на одну квадратную угловую минуту неба. Контурами показаны границы галактик, в том числе NGC 1278, расположенная на 10–15 млн световых лет ближе к нам. Видно, что в этой галактике присутствуют как голубые, так и красные скопления, а в NGC 1277 голубые скопления почти полностью отсутствуют. Изображение из обсуждаемой статьи в Nature

То есть рядом с этой галактикой почти нет малометалличных скоплений, которыми она могла бы обогатиться за счет своих спутников. Значит, можно утверждать, что NGC 1277 не проходила второй этап эволюции и поэтому осталась достаточно маломассивной и компактной. Эта галактика — настоящий реликт, найденный почти «на заднем дворе».

Цвета в астрономии

Показателем цвета \(CI = m_B- m_R\) в астрономии называется разность звездных величин объекта, измеренная в разных диапазонах длин волн: условно синей (B) и красной (R). А с учетом того, что звездная величина пропорциональна логарифму потока световой энергии F от объекта: \(m = m_0- 2{,}5 \log F\), показатель цвета — это отношение потоков в разных частях спектра: \(CI = -2{,}5 \log \left( \frac{F_B}{F_R} \right)\). Допустим, \(F_B\) — поток в голубой части спектра, а \(F_R\) — в красной. Если объект «красный», то \(F_R > F_B\) и показатель цвета имеет довольно большое положительное значение. В обратном случае он значительно меньше и может быть даже отрицательным, что является показателем «голубизны» объекта.

То, что она, имея малые размеры, массу (то есть будучи похожей на галактики, которые мы видим на расстояниях в 10 миллиардов световых лет) и исключительно старые звезды в составе, оказалась галактикой без признаков дополнительной аккреции вещества, является почти прямым доказательством того, что именно аккреция вещества из галактик-спутников определяет эволюцию таких галактик. А ее близкое расположение открывает замечательную возможность детально исследовать свойства первых галактик: проводить их спектральный и кинематический анализ и лучше разобраться в особенностях их взаимодействия с межгалактической средой. Здесь не случайно написано «галактик» во множественном числе, так как подобные объекты наверняка еще будут найдены в наших окрестностях Вселенной.

Источник: Michael A. Beasley, Ignacio Trujillo, Ryan Leaman & Mireia Montes. A single population of red globular clusters around the massive compact galaxy NGC 1277 // Nature. 2018. DOI: 10.1038/nature25756.

Антон Бирюков

Автор признателен д.ф.-м.н. Ольге Сильченко, к.ф.-м.н. Ивану Каткову и д.ф.-м.н. Анатолию Засову за их комментарии, прояснившие важные детали обсуждаемой работы.


40
Показать комментарии (40)
Свернуть комментарии (40)

  • nicolaus  | 11.04.2018 | 20:31 Ответить
    Интересно, а эта галактика имеет в своем центре массивную черную дыру?
    P.S. Невнимательно прочитал - под рис.1 написано, что галактика имеет дыру, и очень массивную.
    Ответить
  • pontiyleontiy  | 11.04.2018 | 20:49 Ответить
    Спасибо за астрофизику )
    Видимо неслучайно одна из самых массивных черных дыр находится именно в такой галактике, хотя в статье об этой связи никаких предположений не высказано. Т.е. ЧД может вырасти до таких размеров, если ей никто (ни мелкие скопления-жертвы, ни крупные галактики-хищники) не мешает "пожирать" вещество собственной системы?
    Все-таки удивительно, как галактике удалось сохраниться почти в первозданном виде, находясь в скоплении Персея.
    Ответить
    • nicolaus > pontiyleontiy | 12.04.2018 | 12:46 Ответить
      Где-то я читал, что высокая активность сверхмассивной черной дыры в центре галактики препятствует звездообразованию. А здесь дыра больше дыры в нормальной галактике в несколько тысяч раз. Такая дыра могла выдуть посредством джета и экваториальных выбросов весь газ из галактики и ее окрестностей на очень большое расстояние. Зато все вещество досталось окружающим галактикам.
      Ответить
  • OSAO  | 12.04.2018 | 09:51 Ответить
    Вики пишет, что СМЧД - это 100-1000 масс солнца. А здесь - аж 15 млрд! И это при том, что галактика NGG1277 в 10 раз легче нашей и обошлась "без дополнительной аккреции звездного вещества". У меня вопрос - известна ли плотность СМЧД в этой реликтовой галактике?
    Ответить
    • Dubarev > OSAO | 12.04.2018 | 12:00 Ответить
      А самому посчитать плотность - никак?

      http://astrotourist.info/paradoksy-sverkhmassivnykh-chernykh-dyr

      Конкретно в этом случае плотность ниже плотности воздуха у поверхности Земли

      Кривизна поверхности сферы Шварцшильда у такой дыры мала, плотность тоже, так что вблизи вы даже вряд ли заметите какие-то искривления пространства, линзирование и т.п. Некоторые даже считают, что можно пересечь горизонт событий и не заметить этого. no drama
      Ответить
      • OSAO > Dubarev | 12.04.2018 | 12:46 Ответить
        Да это наводящий вопрос был... Понятно, что если СМЧД, то - меньше плотности воздуха. Просто хотелось, что кто-то из умеющих считать сравнил (в цифрах) между собой плотности СМЧД в нашей омоложенной галактике и в той, реликтовой и поразмышлял на феноменологическом уровне, как такое оказалось возможным. Реликтовая галактика в 10 раз легче нашей, но её дыра - в "несколько тысяч раз" тяжелее. А если бы дыра в реликте не образовалась, то сколько бы эта галактика "весила" и как мог распределиться в ней газ?
        Ответить
    • ant.biryukov > OSAO | 12.04.2018 | 14:01 Ответить
      100-1000 масс Солнца -- это так называемые ЧД "промежуточных масс". Они, строго говоря, пока не открыты, но на них есть надежда в том плане, что их слиянием можно делать реальный СМЧД с массами в 10000+ масс Солнца.

      ЧД в центре NGC1277, как я понимаю, представляет собой отдельный интерес. Действительно, уж слишком она большая для галактики, с которой почти ничего не происходило.
      Ответить
      • dmitry.insta > ant.biryukov | 12.04.2018 | 21:40 Ответить
        А не была ли как раз именно эта ЧД "основательницей" это галактики? без привлечения всяких тёмных сущностей...
        Ответить
  • PavelS  | 12.04.2018 | 12:46 Ответить
    Почему во главу угла ставится столкновение галактик? Что мешает крупной галактике уже в зрелом возрасте подпитываться не звёздами чужой галактики, а всего лишь принимать межгалактический водород?
    Ответить
    • nicolaus > PavelS | 12.04.2018 | 13:30 Ответить
      По-видимому, гравитационных сил галактики уже недостаточно, чтобы сгребать большое количество межгалактического водорода с окрестностей, учитывая, что плотность водорода со временем падает. Здесь возможен другой механизм. Этот механизм также связан с черной дырой. Дело в том, что дыра формирует джет, отличающийся ненулевым зарядом. Электронная составляющая джета отклоняется от прямолинейной траектории под действием магнитного поля дыры и (или) застревает в окружающем черную дыру газе. Поэтому джет имеет заряд за счет небольшого избытка протонов над электронами. На некотором расстоянии от дыры джет останавливается, формируя так называемые коконы. Затем протоны коконов под действием электромагнитных сил возвращаются обратно к галактике по обширной траектории, сгребая при возвращении межгалактический водород.
      Ответить
    • ant.biryukov > PavelS | 12.04.2018 | 14:03 Ответить
      Процесс аккреции межзвездного водорода тоже существует, важен и косвенно наблюдается (я помню, что была работа в Nature пару лет назад про это). Но, насколько я понимаю, поток вещества за секунду при таком процессе меньше, чем при слиянии галактик (аккреции спутников).
      Ответить
      • nicolaus > ant.biryukov | 12.04.2018 | 14:30 Ответить
        «Одним из аргументов в пользу такой теории «двухэтапной» эволюции было то, что иначе не удается объяснить большое количество свободного газа и молодых звезд, которые мы видим прямо сейчас в галактиках, подобных нашей.»
        Я иначе объяснил.

        «И каждое прямое наблюдательное доказательство этой теории имеет большое значение. … Новое исследование сферического гало NGC 1277 показало недостаток малометалличных шаровых скоплений, входящих в состав этой галактики, говорит о многом.»

        Исследование ни о чем не говорит. Во-первых, шаровых скоплений мало и они не часто падают на галактику т.к. вращаются вокруг галактики. Во-вторых, высказанная альтернативная гипотеза легко объясняет высокую металличность спутников галактики. Джет очень и очень массивной дыры может очистить от водорода всю территорию вокруг галактики за счет описанных выше механизмов, включая области вблизи и внутри шаровых скоплений.
        Ответить
        • nicolaus > nicolaus | 13.04.2018 | 13:39 Ответить
          Безусловно, некоторая часть малометалличных звезд шаровых скоплений взрывается и обогащает атомарным водородом области галактики. Но, скорее всего, эти взрывы не распространяются далеко за пределы шаровых скоплений, и не являются основным источником молекулярного водорода в галактике. Во всяком случае, эти взрывы не могут объяснить наличие области звездообразования в центральной части галактики.
          На мой взгляд, механизм звездообразования в галактике является более интересным.
          «От (центрального) скопления отходят спиральные газовые рукава, простирающиеся на расстояние до 3 — 4,5 тысяч парсек. Рукава вращаются вокруг галактического центра и одновременно удаляются в стороны, с радиальной скоростью около 50 км/с. Кинетическая энергия движения составляет 10^55 эрг.
          Внутри скопления обнаружен газовый диск радиусом около 700 парсек и массой около ста миллионов масс Солнца. Внутри диска находится центральная область звёздообразования.
          Ближе к центру находится вращающееся и расширяющееся кольцо из молекулярного водорода, масса которого составляет около ста тысяч масс Солнца, а радиус — около 150 парсек. Скорость вращения кольца составляет 50 км/с, а скорость расширения — 140 км/с. Плоскость вращения наклонена к плоскости Галактики на 10 градусов.
          По всей вероятности, радиальные движения в галактическом центре объясняются взрывом, произошедшим там около 12 млрд лет назад (с цифрой я не согласен).
          Распределение газа в кольце — неравномерное, образующее огромные газопылевые облака. Крупнейшим облаком является комплекс Стрелец B2, находящийся на расстоянии 120 парсек от центра. Диаметр комплекса составляет 30 парсек, а масса — около 3 млн масс Солнца. Комплекс является крупнейшей областью звёздообразования в Галактике. В этих облаках обнаружены все виды молекулярных соединений, встречающихся в космосе.» https://ru.wikipedia.org/wiki/Галактический_центр

          Согласно наблюдений, центр галактики является источником атомарного водорода, облако которого расширяется от центра галактики со скоростью 140 км/с. Плоскость вращения кольца наклонена на 10 градусов к плоскости галактики.
          Эти наблюдения легко объяснить с помощью альтернативной гипотезы, согласно которой галактический центр в результате активности черной дыры, является наиболее отрицательно заряженной частью галактики, куда стекается протоны и водород с верхней и нижней полусфер межгалактического пространства. Угол наклона 10 градусов плоскости вращения кольца к плоскости галактики связан с тем, что ось испускания джета черной дырой может не совпадать с осью вращения галактики.
          Как это все объяснить с помощью гипотезы, приведенной в обсуждаемой статье, я не знаю.
          Ответить
          • prometey21 > nicolaus | 14.04.2018 | 09:46 Ответить
            У Вас устаревшая информация о ЧД в центре Млечного Пути!
            Посмотрите это https://nplus1.ru/news/2018/04/05/moreBH .
            Ответить
            • nicolaus > prometey21 | 14.04.2018 | 16:59 Ответить
              В новости по ссылке написано об открытии множества небольших черных дыр, которые обнаружены по вспышкам рентгеновского излучения в центральной области галактики. Если галактический центр является центром звездообразования, то наличие там массивных звезд и, в последствии, черных дыр звездных масс является вполне естественным. Хотя, вспышки рентгеновского излучения в центре галактики могут быть дополнительно объяснены не только наличием черных дыр небольших масс. Например, разогнавшиеся в межгалактическом пространстве под действием электростатического поля протоны, сталкиваясь между собой в центре галактики, также могут быть источником рентгеновского излучения. Возможно, многие из вспышек электромагнитного излучения, наблюдающиеся в центре галактики, связаны с этим фактором.

              PS Возможность формирования жесткого электромагнитного излучения за счет высокой скорости частиц, может подтвердить следующая информация. В лекции Сергея Попова на временной отметке 1 час 15 мин https://ok.ru/postnauka/topic/66543339664753 показаны области гамма излучения в центральной части галактики Андромеда. Данные области соответствуют областям пузырей Ферми, которые известны у нашей галактики. Пузыри Ферми является непосредственным следствием активности центральной черной дыры. Физика пузырей Ферми хорошо объясняются предложенной гипотезой.
              Ответить
  • PavelS  | 12.04.2018 | 19:26 Ответить
    Да, а не можете объяснить, в чем "фишка" шаровых скоплений? У них есть какое-то принципиальное отличие от обычных звёзд в областях звездообразования? Как они возникают?
    Ответить
  • OSAO  | 13.04.2018 | 09:28 Ответить
    Дамский вопрос: каков радиус этой реликтовой дыры, т.е.,сферы массой 15 млрд масс Солнца, если плотность вещества в дыре равна плотности воздуха? Это же ужас какой-то получается...
    Ответить
    • Teodor77 > OSAO | 16.04.2018 | 13:06 Ответить
      Вроде около 10 000 R солнца. Это до орбиты Седны.
      Ответить
      • OSAO > Teodor77 | 16.04.2018 | 15:16 Ответить
        До Седны? Хех, только вчера смотрел фильм про неё и гипотетическую Суперземлю, уравновешивающую собой несколько планеток типа Седны. А я с детства с арифметикой не дружу и здесь никак не могу выбраться из кучи нулей...Что ж, начну снова.
        Итак, масса Солнца - 2х10*30 кг. Реликтовая дыра весит 15х10*9 масс Солнца, или 3х10*40 кг. Плотность воздуха р=1кг/м*3. Объем шара V=4хR*3, а его вес М=рхV. Тогда R = 2х10*13 м.
        От Земли до Солнца 1,5х10*10 м, от Нептуна - 4,5х10*12, от Плутона - 6х10*12. Перигелий Седны в 2 раза дальше, чем у Плутона, т.е., 1,2х10*13.
        Ишь ты...Вот что значит на публике считать. Значит, реликтовая черная дыра имеет диаметр, в 2-3 раза превышающий диаметр орбиты Нептуна. Проще говоря, это в 2-3 раза больше диаметра планетной части солнечной системы,без учета мелочевки вроде Плутонов и Седн.
        И весь этот шар как бы равномерно заполнен воздухом!
        Ответить
        • Teodor77 > OSAO | 17.04.2018 | 09:38 Ответить
          Это в среднем плотность, как у воздуха. А говорить о равномерности и какой-либо структуре внутри черной дыры я затрудняюсь. Там время искажается и размерность пространства не три. И что там - абсолютная дыра.
          Сейчас непонятно , что на подходе к дыре. Джеты как формируются и т.п. В 2015 году намеряли излучение проснувшейся черной дыры в Лебеде и оказалось по синхротронному излучению, что магнитное поле на несколько порядков меньше, чем по существующим моделям.
          Ответить
          • OSAO > Teodor77 | 17.04.2018 | 15:15 Ответить
            У всех в голове сидит штамп: раз черная дыра, то обязательно сверхплотность, сингулярность и прочие ужасы типа всех впускать, никого не выпускать. Оно и понятно - ужасы лучше продаются...
            А в реликтовой галактике вроде бы ничего ужасающего не наблюдается. Ну, висит в центре некая сверх-масса, диаметром в 3-4 солнечных системы, но не плоская, а похожая на колобок. Черный колобок. Заполненный как бы воздухом.
            И почему внутри такого колобка должна быть сингулярность? Вот некий атом водорода начал движение в сторону горизонта событий. Горизонт он пересекает в виде эл.маг.волны и по инерции летит дальше. По мере продвижения к центру сила тяготения уменьшается, и на малой скорости ничто не мешает нашей волне снова стать атомом водорода. Или каким-нибудь другим атомом, в ходе столкновения. Обычная физика внутри черного колобка, и никакой черной мистики...
            И почему у СМЧД обязательно должны быть джеты? Изучение черных дыр находится ещё в младенческом периоде, потому ручки-ножки теоретиков пока дергаются резко и во все стороны.
            Ответить
            • Teodor77 > OSAO | 17.04.2018 | 16:05 Ответить
              Джеты, может и не обязательны, но вполне естественны, когда происходит захват ЧД окружающего вещества. Эксперименты по обжатию плазмы многочисленными лазерами для термояда натолкнулись на то, что ускоренные протоны завихляются появляющимся магнитным полем. До слез улетают в мимо. Совершенно аналогично частицам, падающим на черную дыру. Потом эти магнитные поля закручиваются в жгуты у полюсов ЧД и приличное количество вещества улетает на околосветовых скоростях строго на север-юг.
              Ответить
              • OSAO > Teodor77 | 17.04.2018 | 17:03 Ответить
                Плазма предполагает высоченные температуры. Неужели наш сверхмассивный черный колобок так нагрет?
                Обычная ЧД образована гравитационным коллапсом, вещество внутри неё находится в сверхплотном состоянии, отсюда и джеты и прочие турбулентности. А внутри нашего колобка все спокойно. Чему там бурлить?
                Ответить
                • VICTOR > OSAO | 08.05.2018 | 21:50 Ответить
                  >сферы массой 15 млрд масс Солнца
                  Плотность можете посчитать сами, а радиус берите около 2.953 км на 1 массу Солнца.
                  Плазме желательны высокие температуры, ... (тут я пробовал найти уравнение Саха и понял, что я его совсем неправильно помню). В общем, мне показалось, что газ может быть сильно ионизирован и при температуре kT в разы меньше энергии ионизации, если он сильно разрежен.
                  Но образуется она от столкновения атомов вокруг горизонта событий, где кинетическая энергия при столкновении уже много больше энергии ионизации. Ну а при совсем большой энергии (температуре) у нас у ядра кин. энергия в системе ЦМ "Электрон + ядро" будет выше энергии ионизации ядра.
                  Ответить
                  • OSAO > VICTOR | 09.05.2018 | 08:28 Ответить
                    Плотность шаровой молнии примерно равна плотности воздуха, т.е., ШМ даже чуть плотнее, чем СМЧД. Но никаких джетов и протуберанцев ШМ не выбрасывает. Внутри ШМ находится сильно ионизированный воздух, смесь азота и кислорода. Да, электроны сорваны, но ядра-то изменений не претерпели.
                    А каков хим.состав плазмы внутри СМЧД? Какой бы атом/ион не подлетал к горизонту событий, преодолеть его он может только в форме волны/пакета волн. Внутри СМЧД волны сталкиваются, образуя... Что? Старый добрый водород?
                    Ответить
  • Alef  | 13.04.2018 | 17:39 Ответить
    Важное замечание философского характера. Статью еще не прочитал, а заголовок осуждаю. Сохраню и прочту. Тут не точна формулировка. Галактики развиваются. Эволюционировать они же не могут, нет отбора более приспособленного и размножение.
    Это как назначенного губернатора на ТВ называют чиновником, хотя он политки.
    Ответить
    • VladNSK > Alef | 13.04.2018 | 21:27 Ответить
      Эволюции бывают разные. Есть биологическая, есть и звездная.

      https://ru.wikipedia.org/wiki/Эволюция_(значения)
      Ответить
    • Chyyr > Alef | 14.04.2018 | 09:48 Ответить
      Исторически термин "эволюция" и означает "развитие" ("развитие" - это и есть калька с латинского "evolutio").

      И за пределами биологии этот термин активно используется в старом смысле. Например, эволюционные уравнения в математике - в которых, разумеется, никакого отбора нет; как правило, все вообще детерминировано начальными условиям.

      Да даже в истории биологии "эволюция" не есть синоним "дарвиновской эволюции" - вспомните, например, теорию эволюции Ламарка, где отбор активной роли не играет.
      Ответить
      • Kyu > Chyyr | 17.04.2018 | 07:25
        Комментарий скрыт
        • Teodor77 > Kyu | 17.04.2018 | 09:43 Ответить
          Это очень интересная тема, хотя и не относится к галактикам - целеполагание. У человека-то что она означает? Хотя, если призадуматься, оно чуть ли не определяющее. Давайте шарахнемся в другую сторону.

          И чтобы уйти от гуманитарщины, призадуматься и прийти к формализму - как для компьютера сделать целеполагание?
          Ответить
          • Kyu > Teodor77 | 17.04.2018 | 10:47
            Комментарий скрыт
            • OSAO > Kyu | 17.04.2018 | 14:46 Ответить
              Да, у природы нет цели. Но сознание потому и сознание, что обладает свободой выбора цели. Отсюда вопрос: относится ли сознание к явлениям природы либо это над-природный феномен? Над-природный - значит, двойной природы: природный (мол-биол), поддающийся в принципе формализации, и поверх него некий управляющий фактор, привнесенный извне? Если извне, то наука тут заканчивается. Остается единственный вывод - да, законы природы цели не имеют, но они не запрещают её иметь частям природы.
              Когда первые гоминиды обрели сознание, "гуманитарщины" ещё не было. Получается, что сознание, как свобода выбора цели, возникло внутри человека.
              Правда, это очень далеко от вопросов черных дыр и реликтовых галактик...
              Ответить
              • Teodor77 > OSAO | 17.04.2018 | 16:15 Ответить
                Вы как-то человека отрываете от природы. Это как? Часть природы тоже природа.
                И ещё: по-вашему сознание имеет нематериальную природу?
                Ответить
                • OSAO > Teodor77 | 17.04.2018 | 16:51 Ответить
                  Нет-нет. Просто Kyu сказал, что у природы нет цели. Никто не спорит. НО! Если разум может ставить цели, а природа - нет, то разум, получается, не природен? Это я так улыбнулся...
                  С улыбкой же повторю: да, природа не имеет цели, но и не запрещает её. Она просто не знает, что такое цель. А человек - знает. А почему знает - не знает...)))
                  Ответить
                  • VladNSK > OSAO | 23.04.2018 | 16:33 Ответить
                    Хорошо сказано!
                    Ответить
                    • devasta > VladNSK | 14.06.2018 | 10:16 Ответить
                      Цель природы и человека - снижать энтропию.
                      Ответить
                      • VladNSK > devasta | 16.06.2018 | 17:15 Ответить
                        Хм. И не лень вам было писать эту в высшей степени безграмотную банальность? Как-то это не вяжется с понижением вашей личной "энтропии".
                        Ответить
            • Teodor77 > Kyu | 17.04.2018 | 16:12 Ответить
              Ну почему же? Целеполагание как стратегия следования максимального получения подкрепляющих гормонов в мозгу в соответствии с генетикой и индивидуальным опытом.
              Для ИИ следование максимизации стимулирующих баллов. Баллы получаемые без обучения с учителем для естественности процесса.
              Ответить
  • Belal  | 16.04.2018 | 00:29 Ответить
    А как Вам вот эта новость?
    https://scienceukraine.com/cosmos/first-evidence-of-the-galaxy-without-dark-matter/
    Найдена галактика, ставящая под сомнение существование темной материи
    Ответить
    • nicolaus > Belal | 16.04.2018 | 09:43 Ответить
      Ключевыми для понимания феномена являются слова – галактика NGC 1052-DF2 расположена в компактном скоплении галактик и поблизости от массивной галактики. А также то, что плотность звезд галактики является низкой. Темная материя из вселенной никуда не исчезла и никакой сенсации в этой новости нет. Мы в "Элементах" подобное поведение темной материи обсуждали.
      Ответить
      • nicolaus > nicolaus | 21.04.2018 | 06:07 Ответить
        Поясню. Существует множество наблюдений, которые свидетельствуют о том, что свойства частиц темной материи, если они существуют, отличаются от свойств частиц обычного вещества. Практически все загадки темной материи можно объяснить, если предположить, что частицы темной материи имеют отрицательную гравитационную массу. Т.е. для них гравитационная постоянная является отрицательной величиной. В этом случае темная материя вытесняется гравитационным полем обычной материи. При этом, судя по наблюдениям, степень вытеснения темной материи нелинейно зависит от величины гравитационного поля. В случае расположения галактики вдали от других галактик чувствительность к вытеснению максимальная. При этом, если масса одиночной галактики невелика, то относительное вытеснение темной материи максимально. В этом случае наблюдения показывают, что галактика обладает максимальным соотношением плотности темной материи к обычной материи. В случае, если маленькая галактика расположена внутри большого скопления галактик, часть темной материи из скопления галактик уже вытеснена и чувствительность к вытеснению дополнительной порции темной материи вблизи галактики падает. В этом случае наблюдения показывают, что галактика обладает меньшим соотношением плотности темной материи к обычной материи. С галактикой NGC 1052-DF2 именно это случай.
        Ответить
      • VladNSK > nicolaus | 16.06.2018 | 17:26 Ответить
        "Мы в "Элементах" подобное поведение темной материи обсуждали"

        Хм, кто эти мы? Может быть вы сам с собой что-то и обсуждали (под разнымыи никами?).

        Не думаю, что хоть кто-то тут ваши длинные портянки читает. Ну, может быть только Игорь Иванов, да и тот это делает только для того, чтобы преупредить остальныъо том, что вы пишите чушь.
        Ответить
Написать комментарий


Элементы

© 2005–2025 «Элементы»