Родина собак — Центральная Азия

Собачки

Многие собаководы содержат породистых питомцев и следят за чистотой их крови. Такие собаки хороши для выставок, но, как выяснилось, не они, а деревенские полудикие дворняги, геном которых гораздо разнообразнее, помогли ученым выяснить, где произошло одомашнивание собак. Фото с сайта crittersitterspetsitting.com

Давно известно, что человечество вышло из Африки, а вот откуда появились лучшие друзья человека — то есть, где именно произошло одомашнивание собак, ученые до сих пор не могли определиться. Чтобы внести ясность в этот вопрос, исследователи проанализировали ДНК собак со всего света, и тем же методом, что позволил установить происхождение людей, выявили регион появления первых собак. Им оказалась Центральная Азия.

Ученые уже в подробностях знают, как человечество заселяло все континенты. Но вот где на этом пути люди приобрели своих самых преданных друзей — собак — до сих пор оставалось неясным. Самые древние останки животных, которые уже достаточно похожи на собак, чтобы не путать их с волками, были обнаружены в Европе и Сибири (см. статьи: M. Germonpré et al., 2012. Palaeolithic dog skulls at the Gravettian Předmostí site, the Czech Republic; N. Ovodov et al., 2011. A 33,000-Year-Old Incipient Dog from the Altai Mountains of Siberia: Evidence of the Earliest Domestication Disrupted by the Last Glacial Maximum). В то же время, анализ генетических маркеров митохондриальной ДНК и Y-хромосом собак указывал, что они происходят из южного Китая (Z.-L. Ding et al., 2011. Origins of domestic dog in Southern East Asia is supported by analysis of Y-chromosome DNA; P. Savolainen et al., 2002. Genetic evidence for an East Asian origin of domestic dogs).

Археологическая летопись всегда фрагментарна, а генетические исследования, сделанные лишь на отдельных частях генома, могут дать неточные результаты. Кроме того, ранее выполненные работы были неидеальны в плане отбора образцов: выводы были сделаны на анализе ДНК домашних питомцев. Чаще всего к ним относятся либо породистые собаки, либо гибриды нескольких пород. Генотипы домашних собак недостаточно разнообразны, чтобы проследить их происхождение, так как эти животные происходят от очень небольшого числа предков.

Авторы нового исследования пошли другим путем: наряду с породистыми собаками они решили проанализировать и полные геномы «деревенских» собак — то есть животных, у которых нет хозяев, но которые живут вблизи от человеческих поселений (всего в исследовании участвовало 4676 породистых собак из 161 породы и 549 «деревенских» собак). Такие собаки не привязаны к определенному месту, и могут относительно свободно перемещаться и скрещиваться. В то же время, хозяева не перевозят этих собак на большие расстояния, что дополнительно затрудняет анализ происхождения домашних питомцев. Кроме того, к «деревенским», то есть бесхозным, собакам относится большинство собак в мире, так что на их данных можно аккуратнее проследить истоки разнообразия собачьих геномов.

Чтобы установить, где же из волков появились первые собаки, ученые взяли образцы крови деревенских собак со всего света (точнее, из 38 стран). Чтобы получить самую полную картину, исследователи решили не ограничиваться анализом определенных участков ДНК, а исследовали генетические маркеры всего генома животных.

Как по последовательностям ДНК собак из разных точек света можно выяснить, где собаки появились раньше всего? Для этого ученые использовали тот же метод, с помощью которого можно убедиться, что люди произошли из Африки — сравнивали сцепление генетических вариантов. Если популяция произошла от небольшого числа особей, у ее представителей часто будут встречаться определенные комбинации генетических вариантов — чаще, чем если бы эти генетические варианты качественно перемешивались. Такое перемешивание возможно, только если у популяции есть богатый набор генов — то есть, если она произошла от большого числа предков. Если какие-то комбинации генетических вариантов встречаются чаще, чем можно было ожидать, говорят о неравновесном сцеплении генов.

По данным о неравновесном сцеплении генов можно доказать, что люди произошли из Африки, а не, к примеру, из Англии. У жителей Англии группы сцепления генетических маркеров намного длиннее, чем у жителей Африки. То есть, англичанам многие генетические варианты трудно обменять на что-то другое, поэтому довольно протяженные участки ДНК у представителей этой популяции могут оставаться одинаковыми. У африканцев группы сцепления генетических вариантов намного короче. Это означает, что африканцы произошли от более разнообразной популяции, чем англичане. В таких сравнениях можно установить, что жители Африки происходят от большего числа предков, чем жители всех остальных частей планеты. Из этого следует, что, к примеру, Англии досталась лишь часть генетического разнообразия Африки — то есть, Англию отправилась заселять лишь небольшая часть древних людей.

Таким методом удалось определить, что одомашнивание волков и появление первых собак произошло в Центральной Азии — приблизительно на территории современных Монголии и Непала или между ними. Для этого региона сцепление генетических вариантов оказалось ближе всего к равновесному: генетическое разнообразие собак там было самым большим. В ближайших районах — Восточной и Юго-западной Азии, а также Индии — значения этого параметра несколько выше, и затем, по мере удаления от центральной Азии, растут. Отметив значения неравновесного сцепления генов в тех точках карты, где были взяты образцы, можно проследить, как новые друзья человека распространялись по земному шару (рис. 1).

Рис. 1. Данные о неравновесном сцеплении генетических вариантов собак

Рис. 1. Данные о неравновесном сцеплении генетических вариантов собак. Меньшие значения соответствуют точкам, для которых неравновесное сцепление генов меньше всего заметно. Для популяций, населяющих эти места, характерно наибольшее генетическое разнообразие, и все остальные популяции произошли из этих мест. Карта из обсуждаемой статьи в PNAS

Теперь, когда мы приблизительно знаем, где именно произошло одомашнивание собак, остается ждать археологических находок в этих регионах, которые подскажут, как именно шел процесс приручения. Сейчас популярна такая гипотеза: люди широко распространились и за счет активной охоты стали менять условия жизни всех животных. В какой-то момент волкам в особенно густонаселенных людьми регионах стало выгоднее переключиться с активной охоты на образ жизни падальщиков. При этом волки могли следовать за людьми и питаться остатками пищи с их стола. Из-за этого волки изменились — им больше не нужно было быть опасными охотниками, размеры их тела уменьшились, а хищнические повадки стали меньше заметны (C. A. Driscoll et al., 2009. From wild animals to domestic pets, an evolutionary view of domestication). Поэтому с волками стало легче иметь дело, а раз уж они сами шли за группами охотников, оказалось возможным превратить их в помощников, и даже — в друзей.

Источник: L. M. Shannon et al. Genetic structure in village dogs reveals a Central Asian domestication origin // PNAS. 2015. DOI: 10.1073/pnas.1516215112.

Юлия Кондратенко

• Kostja  | 23.10.2015 | 12:04 Ответить
    Надеюсь при взятии анализов ни одного исследователя не пострадало)
  • sVv#14  | 26.10.2015 | 10:27 Ответить
    "Теперь, когда мы приблизительно знаем, где именно произошло одомашнивание собак, остается ждать археологических находок в этих регионах, которые подскажут, как именно шел процесс приручения" - а они уже подсказали. Собака со стоянки Пшедмости (31 тыс. лет , Чехия) – первое ритуальное захоронение собаки. Собака из пещеры Разбойничья (33 тыс. лет, Алтай, Россия) – самая древняя собака в Азии. Ни то ни другое не лежит даже близко между Монголией и Непалом, а близость дат столь удаленных регионов исключает заимствование. Так что попадание - пальцем в небо. Собаку одомашливали во многих районах независимо. То, что авторы приняли за одомашнивание собак отражает недавнюю миграцию людей. Пришли монголы со своими собаками. А до этого пришли тюрки, а до этого гунны. И все из района между Монголией и Непалом.
  • бк  | 27.10.2015 | 02:40 Ответить
    Пан схоже непогано розуміється на історії, але ні чорта не знає про методики популяційної генетики, із азії прийшли в європу не тільки гунни і монголи а й раптом кроманьйонці і всі мали собак, але те що найбільша кількість генетичних варіацій зустрічається в середній азії цього факту ніяк не відміняє
    • sVv#14 > бк | 27.10.2015 | 13:34 Ответить
      1) Кроманьонцы из Азии? А пан Африку с Азией не путает?
      2) Cобака из Пшедмости - неандертальская. Неандертальцев между Монголией и Непалом не было. Надо полагать сей пес узрел неандертальские стоянки прямо с Гималайских вершин и примчался к ним своим ходом, чтобы сдохнуть и получить в пасть кость в качестве посмертной награды за верность ;-)
      • бк > sVv#14 | 28.10.2015 | 03:00 Ответить
        1. Пан справді вважає, що сапіенси прийшли в європу через гібралтар?
        навіть через босфор прийшло дуже мало, мисливцям на великих степових-саванних тварин нічого було робити в лісистих балканах. Прийшли зі сходу через тундростепи півненної росії та україни. Правда методика яка це показала аналогічна із собаками і в неї пан схоже не вірить.

Пану знайомі поняття гаплогрупи У хромосоми, чи мітохондріальної ДНК раджу наприклад Спенсер Генетическая Одисея человека там дуже доступно.
        2. а) неандертальські стоянки були на алтаї чи не так? там до монголії недалеко
        б) читав про неандертальські ритуальні обряди культуру (маска напр.), використання охри і ти. ди про собак не читав, вишняцький (можу неправильно написати прізвище, тому наперед прошу пробачення) в истории несостоявшегося человечества не згадує, тому буду вдячний за ссилки про неандертальських собак, дуже цікаво
        в) перші сапіенси в європі за новими даними здається 30-35 тисяч років тому може собака все таки їхня.

ЩЕ РАЗ вихідне дослідження яке ми коментуємо показує, що найстаріша популяція собак в середній азії, і до методики там не придерешся.
        • sVv#14 > бк | 28.10.2015 | 18:22 Ответить
          1) Пан похоже плохо читал книгу Спенсера (или в плохом переводе). Со времен ее выхода современные ей методики установления родства по гаплогруппам сфальсифицированы. Митохондриальная Ева, порожденная ими, как единственный предок сапиенсов, давно в бозе почила, вместо нее - нормальная, согласованная с палеонтолгами теория человека как политипического вида вклад в формирование которого внесли, кроманьонцы, неандертальцы и эректусы. То же самое будет и с собаками. Гипотеза единого предка умрет через 5-10 лет (время пошло).
          2) А что тут трудного, прийти через Гибралтар? Вандалы, ни разу не плававшие по морю, целым племенем пересекли его на открытых лодках, как большую реку. Да с лошадьми, скарбом и повозками. Одиссей, если верить Гомеру, там вообще на плоту плавал. Средиземное море отличается тихой погодой и теплой водой (не Байкал) и нужно только замерить скорость течения в Атлантику и внести поправку. Любой, кто умеет пересекать широкие реки (а их в Африке и сейчас много) пересечет Гибралтар.
          3) перші сапіенси в європі за новими даними здається 30-35 тисяч років тому може собака все таки їхня. - А почему не пришельцев из космоса? Вроде - у бабки на огороде. Собака в Пшедмости найдена на неандертальской стоянке.
          4) неандертальські стоянки були на алтаї чи не так? там до монголії недалеко - Вроде - у бабки на огороде. Сказано - между Непалом и Монголией, а не между Непалом и Алтаем. Этак, знаете, можно сказать, что Владивосток лежит на восточном берегу Днепра, а Мадрид - на западном. Формально будете правы :-).
          • бк > sVv#14 | 28.10.2015 | 23:01 Ответить
            Методики установления родства по гаплогрупам сфальсифицировани ???

теория человека как политипического вида вклад еректусів ???

ці два жарти значно сильніші ніж про береги дніпра дякую пану, інше коментувати сенсу немає.