Новости науки > Наука в России
Нюх собаки исключительно острый

Нюх собаки исключительно острый, его обслуживают около 230 миллионов обонятельных клеток. Например, собаки легко отличают по запаху однояйцевых близнецов друг от друга. И даже больше того: они способны отличить одного таракана от другого (E. Rodionova et al., 2009. Dogs are able to Recognize Insect Individuals by Odour). Фото из статьи L. Pinc et al., 2011. Dogs Discriminate Identical Twins

Российские ученые исследовали способность животных-макросматиков (животных с тонким нюхом) выявлять мышей, заболевших раком. Они поставили ряд корректных экспериментов, в которых показали высокую точность различения по запаху образцов, взятых от больных животных, и образцов от здоровых животных. Как выяснилось, унюхать больное животное способны и собаки, и мыши. Эти работы позволяют начать прицельный поиск биомаркеров раковых заболеваний при помощи высокочувствительной техники.

Как-то раз при въезде в одно иностранное государство мне представился случай наблюдать работу собак-пограничников. Прилетевших пассажиров выстроили кое-как в ряд и попросили поставить багаж на пол у ног. К нам вышла толстая таможенница с плюгавой рыжей собачкой на поводке. Таможенница улыбалась нам и собачке, а собачка быстро обнюхала все чемоданы и молча уселась около меня. Собачка при этом не залаяла и, кажется, тоже улыбнулась своей хозяйке. Меня попросили отойти в сторонку, а остальных отпустили, а потом стали строго допрашивать, какие пищевые продукты я везу в сумках. Я клялась и божилась, что ничего незаконного у меня нет, что я знаю правила... но толстая таможенница уверила, что ее собачка никогда не ошибается. Пришлось распаковывать весь багаж, выворачивать все вещи... И, да, плюгавая собачка оказалась права: нашелся наполовину недоеденный шоколадный батончик, запихнутый в угол сумки. Удивительно, как собачка из разношерстной, разнонациональной и разновозрастной публики с чемоданами, набитыми самым невероятным барахлом — от заношенных кед до суперкосметики, — смогла унюхать мой шоколадный батончик. Таможенница с гордостью мне объяснила, что ее питомица может найти любую еду, так уж она обучена (хотя кормят собачку как следует — это она не с голоду на еду бросается).

Мне вспомнился тот случай, потому что, во-первых, научная работа, о которой дальше пойдет речь, использует именно это удивительное свойство животных-макросматиков («нюхачей») выявлять тончайшие оттенки запахов из множества предложенных. При этом собак для подобной работы обучают ориентироваться не на один конкретный запах (в случае продуктов это вообще невозможно: одних батончиков сотни разных), а на подобие запахов, на «что-то в этом духе». Во-вторых, ученые проводили исследование с участием собак, тоже работающих в аэропортах на таможне: это были собаки из питомника Кинологического отдела ДУАБ ОАО «Аэрофлот — Российские авиалинии». Но только в данном случае задача ученых не имела ничего общего с выявлением запрещенных таможней предметов. Напротив, собаки приняли участие в сугубо гражданском исследовании — поиске эффективной методики ранней диагностики рака по спектру летучих органических соединений (ЛОС). Работу под руководством Елены Ивановны Родионовой из Института проблем передачи информации РАН выполнили ученые из ИПЭЭ РАН, НИИ канцерогенеза РОНЦ и Кинологического отдела Аэрофлота.

ЛОС, связанные с раковыми заболеваниями, безусловно, имеют свою специфику. Иными словами, каждому виду заболеваний теоретически соответствует определенный набор ЛОС. Если научиться различать эти специфичные наборы, то появится возможность неинвазивной точной диагностики заболевания. В этом отношении распознавание канцероспецифичных ЛОС исключительно важно и актуально. Теоретически можно было бы выявить их с помощью чувствительных аппаратных методик, например, газовой хроматографии или масс-спектрометрии. Но все эти методы пока еще несовершенны и нуждаются в калибровке. Проблема калибровки образцов в этом смысле исключительно важна: нужно же знать, что принять за образец, и именно в нем начинать искать специфику ЛОС. Иначе можно до скончания века гадать, выявились ли ЛОС, связанные с определенной диетой, курением, полом, возрастом, настроением, стрессом (что обычно в больничных условиях) или с самим заболеванием. Выявлению «образцовых» запахов могут помочь обученные собаки. У них уже отлажена их собственная «встроенная» газовая хроматография: у животных-макросматиков работают более тысячи запаховых рецепторов.

Биологи работали с мышиной моделью гепатокарциномы: здоровым мышам (самцам) вводили клетки раковой опухоли. В этом случае болезнь развивается в течение следующей недели. Конечно, у людей и мышей болезнь развивается по-разному, но здесь важно отработать методику поиска. Собакам, обученным выделять запах по подобию, в экспериментах давали обнюхать мочу или фекалии зараженных мышей. Сможет ли собака отличить образец заболевшей мыши от здоровой?

Ход эксперимента

Инструктор с собакой ходит вдоль контейнеров с экспериментальными образцами, их в круге 12. Инструктор не знает, где искомый контейнер. Фото Е. Родионовой

Опыты были устроены следующим образом. Собаке предлагали запах больной мыши, а затем вводили в помещение, где по кругу были расположены склянки с образцами запахов 11 различных здоровых мышей и одной больной (естественно, не той, чей запах был предложен вначале). Около искомой банки собака должна была сесть и подать голос. Если собака не могла определить, то она просто не садилась. Инструктор, который вел собаку, не знал, в какой банке образец зараженной мыши.

Собака нашла нужный контейнер

Собака нашла искомый контейнер и дала об этом знать инструктору; наблюдатель записывает результат. Фото Е. Родионовой

По такой схеме было проделано 66 экспериментов с мочой и 30 — с фекалиями больных мышей.

Собаки правильно определили «больной» образец фекалий в 27 случаях из 30 и только в трех случаях выбрали образцы здоровых мышей. Успешность тестов с мочой немного ниже, хотя и она впечатляет — 45 правильных выборов из 66. При этом собаки довольно редко путали здоровых и больных мышей: 12 раз они указали на образец здоровой мыши, а в девяти случаях они воздержались от решения.

Как справедливо указывают ученые, нос собаки — инструмент точный, но дорогостоящий. Правильно обученная собака — это редкое сокровище. Поэтому они провели соответствующие тесты и на других макросматиках — на мышах, существенно более дешевых с прагматической точки зрения. Хорошо известно, что мыши удивительно тонко чуют мир. Так, на обслуживание своего запахового имиджа они тратят около 4% всего своего белкового хозяйства, синтезируемого в печени (а это очень много!). Исследователи понадеялись, что мыши тоже справятся с заданием и отличат «больной» запах от «здорового». И хотя мышь не может сесть и подать сигнал, как собака, но зато она с интересом обнюхивает предметы, изучая их. Время, затраченное на обнюхивание, отражает, насколько новым оказался для нее запах. Чем дольше она нюхает, тем менее знаком для нее новый запах, тем больше информации она пытается извлечь из спектра его летучих компонентов.

В экспериментах мышам (это были 11 самцов) предлагали сначала запах здорового самца, а затем два других запаха: второго здорового самца и больного животного. Мыши достоверно больше времени тратили на обнюхивание запаха именно больной мыши (примерно 30 секунд на здоровый тест и 82 секунды — на больной). Это означает, что и мышей можно использовать в качестве диагностов.

Естественно, до практического использования животных-макросматиков пока далеко, но представленные исследования исключительно многообещающие. Методика работы с животными — собаками и мышами — уже отлаживается. Нос животного уверенно поворачивается в сторону требуемого запаха, так что очередь теперь за приборными исследованиями.

Источник: Е. И. Родионова, М. Ю. Кочевалина, Е. В. Котенкова, О. В. Морозова, Г. А. Когунь, Е. Л. Батаева, А. В. Амбарян. «Распознавание животными-макросматиками летучих органических веществ, связанных с развитием гепатокарциномы: подходы к поиску маркеров онкологических заболеваний» // Известия РАН. Серия Биологическая. 2015. № 3. С. 1–9.

См. также:
Elena Rodionova, Alexander Minor, Klim Sulimov and Galina Kogu. Dogs are able to Recognize Insect Individuals by Odour // Chem. Senses. 2009. V. 34. №3. P. E64.

Елена Наймарк


10
Показать комментарии (10)
Свернуть комментарии (10)

  • Валя Гриневич  | 15.04.2015 | 10:31 Ответить
    Возникло два вопроса: почему была выбрана гепатокарцинома, которая и так, вроде, хорошо диагностируется, и есть ли смысл искать новые способы диагностики этой болезни вместо поиска способа ее излечения?
    Ответить
    • SysAdam > Валя Гриневич | 15.04.2015 | 10:42 Ответить
      Так в силу хорошей диагностируемости и выбрали. Иначе, в тесты бы добавлялась дополнительная неопределенность.
      Ответить
  • glagol  | 15.04.2015 | 20:15 Ответить
    Честно говоря, новость (по крайней мере. под таким заголовком) новостью не является: давно показано, что собаки и мыши могут чуять какие-то биомаркеры в выдыхаемом воздухе и в моче больных раком (http://ict.sagepub.com/content/5/1/30), в том числе в моче больных мышей (http://journals.plos.org/plosone/article?id=10.1371/journal.pone.0008819#s4). Из второй статьи видно, что и биоаналитичеcкие методы, способные заменить мышиный нос, уже достаточно хорошо работают. Что нового внесла обсуждаемая статья - не ясно.

    И еще - я совершенно не понял фразу: "Так, на обслуживание своего запахового имиджа они тратят около 4% всего своего белкового хозяйства, синтезируемого в печени (а это очень много!)"
    Почему "синтезируемого в печени"? Ведь обонятельные рецепторы синтезируются в клетках обонятельного эпителия, а вовсе не в печени! Или сравнивается разнообразие обонятельных рецепторов и белков печени? Тогда почему не мозга или другого органа? Или "запаховый имидж" - это то, как мышь пахнет, а не как она чует? Тогда вопрос - почему именно белки, синтезируемые в печени, влияют на индивидуальный запах?
    Ответить
    • synapse > glagol | 18.04.2015 | 00:09 Ответить
      а где еще в организме синтезируются белки в таких количествах, как в печени?
      Ответить
    • naimark > glagol | 18.04.2015 | 13:01 Ответить
      Это прекрасно, что Вам известны такие работы, где показано, как собаки работают с запахами раковых маркеров. Было бы еще лучше, если бы Ваши знания волшебным образом передавались бы публике. Кроме того, я очень надеюсь, что Вас (как и остальных читателей Элементов) порадовало, что подобные задачи исключительно корректно ставят наши российские ученые, и что они выполняют их на таком высоком профессиональном уровне. Таких работ с определением запаха рака "по подобию", как это предложила российская группа, пока очень мало. И тем более с такими прекрасными результатами.
      Биоаналитические методы работают не очень хорошо - иначе не было бы нужды привлекать собак и мышей. Если бы Вы были "в теме", то таких вопросов у Вас не возникло бы. Сейчас российская группа как раз и отрабатывает такие методы. Надеюсь в скором времени сообщить читателям Элементов об их успехах.
      Про 4% мышиных белков "для имиджа" я написала на основе статей замечательного исследователя Михаила Павловича Мошкина (например, здесь, macroevolution.narod.ru/moshkin.pdf). Я надеюсь, что прочитав его статьи, Вы ответите на все возникшие вопросы.
      Ответить
      • glagol > naimark | 19.04.2015 | 00:47 Ответить
        1. Большое спасибо за ответ и, в частности, за интересную ссылку. С удовольствием прочитал статью М.П. Мошкина и соавторов. Теперь я понял смысл фразы про 4% белков печени. "Чтобы феромоны не улетучивались моментально, значительная часть их выделяется в виде соединений с белками. Кстати сказать, такие связывающие белки семейства липокалинов количественно преобладают среди белков мочи, почему и называются главными белками мочи... Так вот, на производство липокалинов приходится около 4 % общего количества протеинов, синтезируемых в печени." Мне кажется, дать пояснение в виде одной фразы или ссылку на этот источник в заметке было бы полезным; а так эта фраза, как мы видим из данного выше комментария, оказалась загадочной не для одного меня, а, как я подозреваю, для асолютного большинства читателей.

        2. Мне кажется, новость с заголовком "Российские ученые подтвердили, что мыши и собаки чуют рак" или даже "Российские ученые исключительно корректно подтвердили, что мыши и собаки чуют рак", смотрелась бы несколько странно. Если новость заключается в том, что российские ученые и кинологи предложили новую, боле эффективную методику дрессировки собак (так ли это - мне трудно судить по заметке) или нашли более корректный способ проверки результатов этой дрессировки - вероятно, это следовало бы пояснить если не в заголовке, то в самой заметке. Непонятно, как иначе знание об этом могло бы волшебным образом попасть в головы "публики", раз в заметке не упомянуты другие работы. Скорее, как мне кажется, в головы могло попасть ложное впечатление, будто бы российские ученые открыли способность собак и мышей чуять рак.

        3. Конечно, я порадовался успехам российских ученых. Жаль только, что их исключительно корректные результаты не были опубликованы на английском языке в каком-нибудь высокорейтинговом журнале, чтобы мировая научная общественность побыстрее о них узнала. А так, когда их статьи даже в интернете не найти, американцы потом опять будут говорить, что это они всё открыли...

        Кстати, успехам российских ученых я радуюсь, видимо, на подсознательном уровне. Мне приятно не только когда хорошая работа сделана в России, но даже если среди 30 фамилий авторов какой-нибудь новой статьи про расшифровку генома я вижу 2-3 русские фамилии. Наверное, меня радует не только то, что в России наука еще окончательно не загнулась, но и то, что такие умные люди, занимающиеся интересным делом, говорят на одном со мной языке и относятся к "моей" группе.
        А на сознательном уровне я одинаково радуюсь успехам любых ученых - и русских, и американских, и японских.
        Ответить
  • Karlin  | 17.04.2015 | 23:47 Ответить
    вопрос не в том, как собака смогла унюхать шоколадный батончик, а почему она именно батончик выбрала. может последние тенденции в мире трафика нарковеществ - в шоколаде стали перевозить и ее на шоколад специально натаскали?
    Ответить
    • naimark > Karlin | 18.04.2015 | 12:48 Ответить
      нет, именно шоколад и вообще любую еду. Специально на шоколад собаку не натаскивали. Тем более, что шоколадные батончики провозить можно. Так мне пояснила инструкторша на таможне.
      Ответить
  • Serg12  | 18.04.2015 | 14:50 Ответить
    Наблюдатель-девушка на фото знала, где находится зараженный образец? Если да, то корректность эксперимента под большим вопросом. У многих животных очень тонкая психология, они могут "видеть" о чем думает человек. В основном по микродвижениям глаз и другим едва заметным признакам.
    Ответить
    • naimark > Serg12 | 19.04.2015 | 23:36 Ответить
      знал только ученый экспериментатор, который готовил образцы, а он в самом испытании не принимал участия. Так что в этом отношении все корректно.
      Ответить
Написать комментарий

Сюжет


Собаки

Собаки


Новости: Наука в России


Карта языковых семей мира
Палеогенетики установили прародину уральских и енисейских языков

Limacina helicina
Воды Гольфстрима и Лены оказались барьерами, разделяющими популяции арктического планктона

Семья кетов
Генетических корней американских индейцев в Азии найти не удалось

Накопительное кольцо для мюонов — главная часть эксперимента Muon g-2 в Фермилабе
Новые измерения аномального магнитного момента мюона согласуются со Стандартной моделью



Элементы

© 2005–2025 «Элементы»