Неандертальцы жили маленькими группами и ели друг друга

Челюсть из пещеры Эль-Сидрон с царапинами от каменных орудий — следами каннибализма. Фото из статьи Rosas et al., 2006
Челюсть из пещеры Эль-Сидрон с царапинами от каменных орудий — следами каннибализма. Фото из статьи Rosas et al., 2006

В пещере Эль-Сидрон (El Sidrón) в Испании найдены останки 12 неандертальцев: трех мужчин, трех женщин, трех подростков и трех детей. Все они, вероятно, были членами одной группы. Другие неандертальцы убили и съели их около 49 000 лет назад. Анализ митохондриальной ДНК показал, что у всех взрослых мужчин был один и тот же вариант (гаплотип) мтДНК, а у женщин гаплотипы были разные. Это значит, что неандертальцы, скорее всего, были патрилокальны: мужчины оставались в своей семье, а молодые женщины переходили в другие группы.

Раскопки в пещере Эль-Сидрон на севере Испании ведутся с 2000 года. За это время здесь нашли останки 12 неандертальцев и около 400 среднепалеолитических (мустьерских) орудий. Возраст находок — примерно 49 000 лет. Человеческие кости и орудия, по-видимому, не накапливались здесь постепенно в течение долгих веков — всё это одномоментно провалилось в пещеру сверху, с поверхности, в результате карстового обвала. Наверху была стоянка, где неандертальцы жили, по-видимому, недолго. 18% обработанных обломков камня подходят друг к другу, а это значит, что орудия, скорее всего, были изготовлены в течение короткого периода.

Все 12 человек, очевидно, были съедены другими неандертальцами (других людей в то время в Европе не было), причем очень голодными. Кости исцарапаны каменными орудиями и расколоты для извлечения мозга. Обвал произошел вскоре после гибели этих несчастных. Останки вместе с каменными орудиями попали в прохладное подземелье и были сразу засыпаны известняком, что обеспечило прекрасную сохранность.

Группа состоит из троих взрослых мужчин, трех взрослых женщин, троих юношей-подростков (12–15 лет) и троих детей (2–3, 5–6 и 8–9 лет), пол которых установить не удалось. Археологи практически не сомневаются, что все они были членами одной социальной группы, и даже допускают, что это и есть вся группа в полном составе — хотя, конечно, строго доказать это невозможно. Кто-то мог спастись — и от людоедов, и от обвала. Другие находки указывают на то, что неандертальцы действительно жили маленькими группами, примерно по десять человек — об этом свидетельствуют размеры жилого пространства вокруг костра и площадь «спальных мест» в скальном укрытии Абрик Романи (Abric Romaní) возле Барселоны, где неандертальцы жили 55 000 лет назад.

Испанские антропологи сумели извлечь митохондриальную ДНК из костей всех двенадцати жертв каннибализма. Чтобы облегчить себе задачу и минимизировать риск попадания в пробы современной человеческой ДНК, исследователи старались соблюдать стерильность уже во время раскопок — новая практика, распространившаяся среди археологов палеолита лишь в последние несколько лет.

Археологи в пещере Эль-Сидрон. Фото с сайта nytimes.com

Нуклеотидные последовательности мтДНК людей из Эль-Сидрон очень близки к последовательностям хорватских и германских неандертальцев (но всё-таки отличимы от них). Это говорит об очень низком генетическом разнообразии западноевропейских неандертальцев.

Авторы отсеквенировали лишь наиболее информативные фрагменты митохондриальных геномов — два так называемых «гипервариабельных участка» (HVR1 и HVR2). В этих участках ранее было найдено 11 нуклеотидных позиций, по которым разные митохондриальные (материнские) линии европейских неандертальцев отличаются друг от друга.

Выяснилось, что 12 неандертальцев относятся к трем митохондриальным линиям. Авторы обозначили их буквами A, B и C. К линии A относятся семеро: все мужчины, одна из женщин, два подростка и ребенок 8–9 лет. К линии B — только одна женщина. К линии C — одна женщина (молодая, судя по костям), подросток и дети 2–3 и 5–6 лет.

Эти результаты показывают, что 12 неандертальцев представляли собой семейную группу, связанную тесным родством. Если взять наугад 12 современных жителей Западной Европы и сравнить их гипервариабельные участки HVR1 и HVR2, то окажется, что средний уровень попарных различий составляет 6,78 нуклеотидных замен. У неандертальцев из Эль-Сидрон — только 1,23. Нечто подобное сегодня можно получить, если взять пробы ДНК на какой-нибудь свадьбе или другом мероприятии, где присутствует много родственников.

Тот факт, что все трое мужчин имеют один и тот же митохондриальный гаплотип, а у всех женщин гаплотипы разные, указывает на то, что неандертальцы, по-видимому, были патрилокальны. Это значит, что юноши, достигшие зрелости, оставались в родной семье, а девушки переходили в другие группы. Патрилокальность характерна для шимпанзе и бонобо, а также для 70% традиционных обществ Homo sapiens.

Одна из взрослых женщин имеет гаплотип A, как и мужчины, причем авторы считают, что она вполне может быть матерью ребенка 8–9 лет с тем же гаплотипом. Это, возможно, указывает на то, что патрилокальность была не строгой (сестры могли оставаться со своими братьями), или на то, что генетическое разнообразие популяции было настолько низким, что даже строгая патрилокальность не позволяла предотвратить близкородственные браки.

Молодая женщина с гаплотипом C вряд ли была матерью подростка, но вполне могла быть матерью детей 2–3 и 5–6 лет. Если так, то это первая в истории изучения неандертальцев крупица информации, по которой можно судить об интервалах между родами. У современных охотников-собирателей этот интервал составляет в среднем 3,4 года, и у неандертальцев, возможно, он был приблизительно таким же.

Источник: Carles Lalueza-Fox, Antonio Rosas, Almudena Estalrrich et al. Genetic evidence for patrilocal mating behavior among Neandertal groups // Proc. Nat. Acad. Sci. USA. 2011. V. 108. P. 250–253.

Видеофильм, демонстрирующий каннибализм у шимпанзе.

• Алексей Гиляров  | 13.01.2011 | 10:49 Ответить
    Спасибо Александру Маркову за прекрасную заметку. Что касается каннибализма, то любопытная работа была опубликована 10 лет назад в Nature: Marlar R.A., Leonard B.L., Billman B.R. et al., // Nature. 2000. Vol. 407. P.74-78. Я тогда написал ее синопсис для ПРИРОДЫ, но по каким-то причинам он не был опубликован. Попробую его сюда вставить:
    "Оргия каннибалов 850-летней давности"
    Археологи, проводившие на юго-западе США раскопки селений индейцев пуэбло, не раз находили остатки расчлененных человеческих скелетов, что в принципе могло свидетельствовать о существовании в этих племенах каннибализма. Однако у данной точки зрения были и противники, справедливо указывавшие на то, что само по себе расчленение трупов могло быть связано с какими-нибудь ритуалами, но не обязательно с собственно каннибализмом - т.е. поеданием себе подобных. Поистине сенсационными стали поэтому опубликованные недавно результаты работы Рихарда Мэрлера (из Школы медицины при университете штата Колорадо) и его коллег, сумевших найти прямые доказательства случая каннибализма, произошедшего около 1150 г. н.э. в небольшом селении индейцев пуэбло на юго-западе Колорадо .
    Картина, открывшаяся взорам археологов, вскрывших одну из землянок этого поселения, была пострашнее любого фильма ужасов. Костные останки семи человек (мужчин и женщин), располагавшиеся группами, свидетельствовали о том, что тела были расчленены и свалены в несколько куч. Где-то сбоку валялся череп подростка, а на полу было множество осколков керамической посуды, которую, возможно, использовали для приготовления и поедания человеческого мяса. То, что человечина в посуде когда-то была, подтвердил иммунологический тест на наличие миоглобина человека - белка, характерного для скелетных мышц и сердца. Пробы на присутствие миоглобинов различных животных (бизона, оленя, кролика, индейки и др.) дали отрицательные результаты.
    Однако решающим доводом в пользу того, что дом посетили каннибалы, оказались человеческие испражнения, находившиеся на месте бывшего очага, но не сгоревшие. В этих, пролежавших 850 лет, испражнениях не было обнаружено остатков семян и какой-нибудь другой растительной пищи, но зато положительным оказался тест на наличие человеческого миоглобина. Проделанный авторами тщательный анализ других древних испражнений (капролитов) из раскопок поселений пуэбло, а также фекалий современных людей, показал, что данный белок в них отсутствует. Следует подчеркнуть, что речь идет именно о миоглобине, входившем в состав пищи. Миоглобин собственных мышц в кишечник попасть не может, в отличие, например, от гемоглобина, который в кишечнике (а соответственно и в фекалиях) встречается очень часто. Об обстоятельствах трагедии, разыгравшейся 850 лет тому назад, сказать что-либо определенное трудно, но по каким-то причинам каннибалы очень быстро покинули хижину, оставив полированные орудия и другие ценные предметы.
  • Алексей Гиляров  | 13.01.2011 | 10:50 Ответить
    Но речь идет конечно о САПИЕНСАХ!!!!!
    • Combinator > Алексей Гиляров | 13.01.2011 | 11:34 Ответить
      То, что в условиях сильного голода некоторые сапиенсы могут заниматься каннибализмом, давно не секрет (тот, кто пережил блокаду Ленинграда, это хорошо знает). Так что, я думаю, следующий вопрос, который нужно исследовать - было ли поедание себе подобных для неандерталов скорее исключением из правил, к которому они прибегали лишь в крайних случаях, или это было вполне регулярной практикой. Мне кажется, что, всё же, скорее первое, иначе они бы истребили друг друга ещё задолого до появления в Европе сапиенсов.
    • Александр Марков > Алексей Гиляров | 13.01.2011 | 14:05 Ответить
      Спасибо, Алексей Меркурьевич!
      Если не ошибаюсь, об этой истории пишет Даймонд в книге "Коллапс", в связи с обсуждением причин коллапса цивилизации этих самых пуэбло. Дескать, перенаселенность, свели леса, истощили ресурсы, голод настал, хаос-разруха, и в конце концов даже дошло до каннибализма и в очаг нагадили.
  • VladNSK  | 15.01.2011 | 00:05 Ответить
    А точно известно, что они были убиты ? Может быть они померли от какой-то болезни или от голода, и уже потом их съели ?
  • Kostja  | 16.01.2011 | 18:01 Ответить
    По моему каннибализм это дело привычки. Живая корова тоже выглядит неаппетитно...
  • pta.sistem  | 17.01.2011 | 19:48 Ответить
    Следует учитывать, что древние появились среди зверей и из массива зверей.Большинство из которых были хищниками. Иного пока не доказано. Хищники же питались такими же зверями, только послабее. Поэтому нет ничего удивительного в том, что древние - уже будучи "гомо", продолжали питаться по привычной "диете". Считая себе подобных такими же зверями, каковыми они и сами себя считали. Тогда ведь не было никого, кто мог бы их наставить на путь истинный и сказать - Вы же Люди! Тем более, что другие хищники их лопали, при случае, с неменьшим аппетитом и без сезонных скидок на привилегии.
    Что лишний раз неопровержимо доказывает, что Бога человек придумал чуточку позже - когда самостоятельно понял свое отличие от зверей. Вот с этого-то момента он и становится уже настоящим "сапиенсом" и начинает творить, что ни попадя. В том числе и означеный выше персонаж.
    И, опять же, этот сюжет, даже трактуемый как ритуальный, имеет неосредственное отношение к упомянутому персонажу. Именно тем, что первые ритуалы всегда сопровождались жертвами и "в честь" и "во славу". И ежели кто удосужится доказать, что именно в это время происходили первые жертвоприношения, это и будет датировкой появления первого "культа" среди... впрочем, даже сейчас затруднительно определить различие между тем - начальным "сапиенсом" и теперешним - вроде как тоже "гомо".
  • abram_moiseich  | 18.04.2011 | 23:13 Ответить
    Так почему же вымерли неандертальцы?

Ученые до сих пор не могут дать однозначного ответа на этот вопрос, потому как этот вид палеонтропов, который процветал в течение, как минимум, двухсот пятидесяти тысяч лет, вдруг в течение каких-то пяти тысячелетий полностью вымирает! Так что же тогда могло произойти с ними?
    Кто-то думает, что в этом было повинно глобальное похолодание, хотя здесь уместно было бы напомнить, что при небольшом росте у неандертальцев было плотное мускулистое сложение, а чрезвычайно высокое отношение массы тела к его поверхности уменьшает относительную поверхность теплоотдачи, поэтому неандертальцы физиологически были очень хорошо приспособлены к непереносимым для нас холодам. Может, поэтому они и не заселили Африку, а внезапное глобальное потепление, вероятно, могло бы заметно сократить численность их популяции, но тот период времени, когда они сгинули, был серединой последнего ледникового периода…
    Кто-то считает, что причиной их стримительного вымирания был каннибализм наших прародителей, а если сюда приплюсовать еще одну популярную гипотезу, то выйдет, что вместе с каннибализмом наши предки занесли на территорию Евразии еще и какие-то антропонозные заболевания, против которых у неандертальцев не было иммунитета, вот те и вымерли…
    Безусловно, такая колоритная гипотеза будоражит наше воображение, но! В те далекие времена некоторые общины неандертальцев обитали в тех широтах, до которых нашим далеким предкам просто невозможно было добраться! Могли ли наши предки, если бы они тогда все-таки добрались до тех мест, осесть там и отвоевывать себе место под Солнцем? Уж очень маловероятно…
    Что же касается эпидемий, то здесь необходимо сказать, что расстояния между поселениями неандертальцев было значительное, ведь их численность была не такой уж и большой, а это значит, что многие общины были надежно изолированы друг от друга, так что вероятность эпидемий среди них была минимальна...
    Кстати, неандертальцы вряд ли голодали, так как при такой малой плотности заселения, а на всей территории Евразии, как говорят, их одновременно проживало не более 70 тысяч особей, пищи им должно было хватать, ведь охотились-то они на крупных животных, вплоть до мамонтов и пещерных медведей…
    Так почему же они все-таки вымерли?
    Никакую из вышеперечисленных гипотез нельзя полностью игнорировать, так как в каждой из них может быть скрыта частица истины, но, похоже, что основной причиной их вымирания был, если можно так выразиться, естественный физиологический дефект!
    Что за это изъян? Он есть у всех позвоночных организмов, а называется он - гематоэнцефалический барьер, и, по сути, является физиологическим барьером между кровеносной системой и центральной нервной системой. Главная функция этого барьера – поддержание гомеостаза мозга: из кровеносного русла в церебральную ткань поступают только необходимые для мозга питательные вещества, в обратном же направлении выводятся продукты жизнедеятельности. Ну а так как мозг – орган сверхсложный и капризный, то этот фильтр защищает нервную ткань от циркулирующих в крови лейкоцитов, от микроорганизмов, от токсинов, от многих вирусов, от большинства лекарственных препаратов…
    Как это все это может быть связано с вымиранием неандертальцев?
    В иммунологическом аспекте, как бы абсурдно это не звучало, головной мозг является чужеродным образованием для собственного организма, поскольку гематоэнцефалический барьер не пропускает клетки иммунной системы в головной мозг! И если при какой-нибудь патологии или же даже при черепно-мозговой травме иммунные клетки входят в контакт с тканями мозга, то иммунная система воспринимает белки мозга как чужеродные! Иммунная система срабатывает на этих «чужаков» выработкой антител, которые уже свободно проникают через сосудистое русло в мозг, и тогда организм начинает бороться с собственным головным мозгом…
    Безусловно, никто из нас не может знать, какие биохимические процессы происходили в головах неандертальцев, но из поколения в поколение объем головного мозга у неандертальцев увеличивался, а своего апогея в объеме он достиг как раз в тот период, когда неандертальцы вымерли…
    Грозит ли нам участь неандертальцев, если основной причиной их вымирания был большой головной мозг? Объем головного мозга по отношению к массе тела позднего среднестатистического человека неандертальского типа был больше, чем у известных родоначальников нашего племени, а объем головного мозга человека современного физического типа с каждым новым поколением убывает, так что не стоит переживать по этому поводу!

И хотя мозг наш – враг наш, но все-таки берегите головы…
    ….ведь во что-то надо есть…
  • insolor  | 31.07.2011 | 16:13 Ответить
    Название статьи звучит так, как будто неандертальцы жили одной группой, а потом вдруг съели друг друга. А из статьи я понял что съела их посторонняя группа неандертальцев. Не люблю такие вводящие в заблуждение заголовки
  • ChiefPilot  | 03.10.2013 | 17:44 Ответить
    "Другие неандертальцы убили и съели их" - как установили, что это были именно "другие неандертальцы"?
  • timbond  | 13.08.2014 | 07:12 Ответить
    В публикации очевидное слабое место - предположение что все они принадлежали к одной группе.
    Локализация при съедении вовсе не означает локализации проживания.