Т. Дамур
«Мир по Эйнштейну». Глава из книги

Л. Франк
«Мой неповторимый геном». Глава из книги

В. Винниченко
Почему дельфины никогда не спят?

В память о Леониде Вениаминовиче Келдыше (07.04.1931–11.11.2016)

Н. Жизан
«Квантовая случайность». Глава из книги

Интервью с С. Ландо
Сергей Ландо: «Прорывы в математике плохо предсказуемы»

В. Гаврилов
Загадка зарянки

А. Левин
Астрономия темного

В. Мацарский
Бодался Чандра с сэром Артуром

О. Макаров
Секрет разделения

Самки гелад избавляются от нежелательной беременности

Самка и самец гелады

Самка (слева) и самец гелады (Theropithecus gelada). Самец — обладатель гарема — строго следит за своими мужскими правами. Самки приспособились избавляться от эмбрионов, чтобы избежать инфантицида при появлении нового мужа. Изображение с сайта www.bloggen.be

Группа ученых из американских лабораторий доказала, что самки гелад — родичей мартышек — могут избавиться от текущей беременности, если того требуют обстоятельства. Фактором, вызывающим прерывание беременности у этих обезьян, было появление нового самца в семье. Эффект проявлялся уже на следующий день после воцарения нового хозяина гарема — у всех беременных самок тут же прекращался синтез гормонов беременности, и беременность заканчивалась, на какой бы стадии зрелости ни был эмбрион. По-видимому, проявление этого механизма, носящего название «эффект Брюс» (Bruce effect), является адаптивным у самок гелад. Если беременность продолжится и самка родит детеныша, то он будет с большой вероятностью убит новым самцом. Потому самке выгодно не тратить ресурс на дальнейшее вынашивание и выкармливание, лучше начать всё с начала, тогда вероятность дорастить малыша до репродуктивного возраста резко увеличится.

Планирование семьи — дело культурное и разумное, оно позволяет избежать ненужных осложнений при выращивании потомства, найти удовлетворительный компромисс и для матери, и для отца. Считается, что подобный сознательный подход к делам размножения доступен только человеку (мы не станем обсуждать реальную разумность принимаемых при этом решений, оставим это на откуп психологам). По крайней мере, мне встречалась такая точка зрения. Ее отстаивали биологи, никогда не слыхавшие об эффекте Брюс. Этот эффект позволяет животным регулировать рождение потомства в зависимости от текущих обстоятельств. Участвует ли в этом процессе логическое взвешивание всех за и против или нет, в данном случае не важно. Важно то, что планирование семьи увязывается с требованиями текущей ситуации.

Это явление открыто в конце 50-х годов XX века британским зоологом Хильдой Брюс, работавшей с мышами. Она обнаружила, что у мышей прерывается беременность, если вместо отца будущих мышат ей предъявить другого самца или запах его мочи. Запах незнакомого самца включает у самки выработку гонадотропина, и в результате снижается секреция пролактина, который регулирует нормальное течение беременности и препятствует овуляции. Предполагается, что этот механизм мог возникнуть в ходе эволюции как инструмент увеличения репродуктивного успеха самцов. Действительно, если самец находит беременную самку, то у него все же есть возможность оставить потомство: для этого нужно лишь избавить ее от лишних эмбрионов. Однако для самок эмбрионы вовсе не лишние, и всё дело видится ей не таким уж целесообразным. Она уже потратила ресурсы на выработку яйцеклеток, уже нашла подходящего самца и уже приступила к вынашиванию. Поэтому в эволюционной «гонке вооружений» самки могли бы выработать эффективный противодействующий механизм. В связи с этим противоречием часть исследователей считала, что эффект Брюс — это не более чем лабораторный артефакт, и в дикой природе такого не бывает. Отдельные наблюдения, правда, подтверждали, что эффект Брюс реально существует, но все они были так или иначе сомнительны. Но вот ученые из Мичиганского университета в Энн-Арбор и Консорциума по эволюционной приматологии в Нью-Йорке привели данные, однозначно доказывающие реальность эффекта Брюс в дикой природе.

Зоологи собрали пятилетние демографические данные о дикой популяции гелад в Горном национальном парке Сымен (Simien National Park) в Эфиопии. Эти данные, помимо прочего, включают число беременностей, рождений и выживших малышей в разных группах гелад. Гелады — родичи мартышек, они живут в горных районах Эфиопии, и семьи их составляют от 1 до 12 самок с одним самцом. Самец контролирует все спаривания в группе, поэтому его отцовство не вызывает сомнений. Самки вынашивают детенышей около полугода, интервал между двумя родами длится 2,5 года или чуть больше. Обычно самец верховодит в группе около трех лет, затем его смещает ярый новичок, до того коротавший жизнь в группе самцов-холостяков. Новый самец, утвердившись, чаще всего убивает новорожденных потомков прежнего самца. Инфантицид — приспособительная стратегия самцов: прекращение лактации, следующее за убийством детеныша, влечет возобновление овуляции, и, следовательно, возможность как можно скорее оплодотворить самок в группе. По приблизительным оценкам, в результате инфантицида гибнет около 43% детенышей. Именно в семьях, практикующих самцовый инфантицид, ученые и доказали действие эффекта Брюс.

Число беременностей зоологи оценивали по внешним признакам, а число новорожденных можно легко подсчитать. В некоторых группах за пять лет наблюдений сменялся самец. Демографические данные позволяют отследить реакцию беременных самок на его появление. Выяснилось, что в течение полугода, следующего за воцарением нового самца, новых детенышей практически не рождалось (наблюдалось всего двое родов). У беременных самок происходили выкидыши и они теряли плод, даже если ситуация переживалась на последнем триместре беременности. Зато по прошествии этого полугодия число новорожденных увеличилось примерно вдвое по сравнению с контрольной группой с постоянным самцом.

Сравнение числа рождений в группах, в которых сменялся самец, с группами с постоянным самцом. Для сравнения подбирались синхронные семьи с примерно равным числом особей. Наблюдения подразделялись на три периода: полгода до прихода нового самца; полгода после его появления; второе полугодие после его появления. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

Столь резкое различие можно объяснить только эффектом Брюс: беременность у самок почти всегда прерывается, и через небольшой промежуток времени все самки готовы спариваться с новым самцом. Это весьма убедительные данные, однако зоологи посчитали, что можно привести еще более надежные доводы — оценить уровень гормонов у самок до и после прихода нового самца.

Для этого собирали образцы экскрементов самок (были наблюдения ежедневные, еженедельные и ежемесячные) и измеряли в них уровень эстрогенов. Во время беременности уровень эстрогенов в экскрементах должен увеличиваться. И действительно, эта кропотливая работа помогла выявить четкую картину эффекта Брюс.

Уровень эстрогена в экскрементах самки до и после прихода нового самца

Уровень эстрогена в экскрементах одной из самок, измеренный в течение 80 дней перед приходом нового самца и в течение 80 дней после этого события. Черная линия маркирует появление нового самца. В статье приведены подобные графики для трех других самок. Изображение из обсуждаемой статьи в Science

После появления нового самца уровень эстрогенов у самок резко сокращается, что вызывает прерывание беременностей и выкидыши. Получается, что появление в семье нового самца вызывает немедленный гормональный ответ и, как следствие, прерывание беременности. В случае с геладами самкам это может быть выгодно. Если самка доносит малыша и благополучно родит его, то высокая вероятность последующего инфантицида сведет на нет все ее усилия. Естественно, гораздо целесообразнее как можно скорее избавиться от эмбриона и начать всё сначала, но уже с новым отцом. Так как отец находится в группе в среднем три года — а это составляет примерное время между двумя родами, то вероятность спокойно выносить и вырастить малыша резко увеличивается. Поэтому у гелад эффект Брюс мог появиться как эволюционное приспособление самок для увеличения их репродуктивного успеха. Вот такое эволюционное планирование семьи, сообразное обстоятельствам. И работает ничуть не хуже человеческих методов.

Нам важно отметить не только сам по себе природный эффект Брюс, не только его адаптивный характер для самок и самцов, но и необыкновенную легкость его мобилизации. Как только возникает потребность (не имеет значения, исходит ли она от самок или самцов) подключить регулятор рождаемости — и вот он, уже готовый к использованию. Все биохимические ингредиенты для функционирования этого полезного биохимического контура у млекопитающих имеются, будь то мышь, лошадь или обезьяна. Любопытно, найдутся ли следы работы этого контура у человека?

Источник: Eila K. Roberts, Amy Lu, Thore J. Bergman, Jacinta C. Beehner. A Bruce Effect in Wild Geladas // Science. V. 335. № 6073. Pp. 1222–1225.